Почему школьники не читают?
Оценка 4.8

Почему школьники не читают?

Оценка 4.8
Книги
docx
русская литература
11 кл
13.02.2019
Почему школьники не читают?
профессиональные писатели, журналисты и другие литературные деятели часто Мало от кого можно услышать, что уроки литературы в школе приносили радость и удовольствие. Даже утверждают, что в школе не слишком ладили литературой. В чем же причина этого и есть ли шанс привить школьнику любовь к чтению, а не отвратить от него, как это случается все чаще? С уверенностью можно сказать, что в восьмидесяти процентов случаев детей от чтения невольно отталкивает преподаватель, в остальных двадцати – школьная программа, перенасыщенная произведениями чаще всего неудобоваримых классиков, бесспорно великие произведения которых не по возрасту ребятне средней и старшей школы, особенно сейчас, со все более укореняющимся благодаря соцсетям «клиповым» мышлением. Со всего мира звучат предложения разнообразить образовательную программу по литературе, включив туда интересные книги. Под оными подразумеваются «хиты» последних лет – «Властелин колец», «Гарри Поттер». Но ведь цель уроков литературы – не обеспечить ученикам несколько часов легкого и приятного чтения, а ознакомить подрастающее поколение с мировым наследием, культурными ценностями разных эпох, историческими контекстами, в которых создавалось произведение, причинах и целях авторов, толкнувших их на создание книг, навсегда оставивших свой след в истории. Едва ли подобному можно научить, заменив Достоевского и Толстого на Толкина и Роулинг. Что же делать? Продолжать заставлять детей давиться классикой в юном возрасте, уповая на то, что однажды под влиянием развлекательной литературы молодое поколение само потянется к литературным столпам?
Почему школьники не читают.docx
Почему школьники не читают? Мало от кого можно услышать, что уроки литературы в школе приносили радость и удовольствие. Даже профессиональные писатели, журналисты и другие литературные деятели часто  утверждают, что в школе не слишком ладили литературой. В чем же причина этого и есть ли шанс привить школьнику любовь к чтению, а не отвратить от него, как это случается все чаще? С уверенностью можно сказать, что в восьмидесяти процентов случаев детей от чтения невольно отталкивает преподаватель, в остальных двадцати – школьная программа, перенасыщенная  произведениями чаще всего неудобоваримых классиков, бесспорно великие произведения  которых не по возрасту ребятне средней и старшей школы, особенно сейчас, со все более  укореняющимся благодаря соцсетям «клиповым» мышлением. Со всего мира звучат предложения  разнообразить образовательную программу по литературе, включив туда интересные книги. Под  оными подразумеваются «хиты» последних лет – «Властелин колец», «Гарри Поттер». Но ведь цель уроков литературы – не обеспечить ученикам несколько часов легкого и приятного  чтения, а ознакомить подрастающее поколение с мировым наследием, культурными ценностями  разных эпох, историческими контекстами, в которых создавалось произведение, причинах и  целях авторов, толкнувших их на создание книг, навсегда оставивших свой след в истории. Едва  ли подобному можно научить, заменив Достоевского и Толстого на Толкина и Роулинг. Что же делать? Продолжать заставлять детей давиться классикой в юном возрасте, уповая на  то, что однажды под влиянием развлекательной литературы молодое поколение само потянется  к литературным столпам? Возможно, все гораздо проще. Как уже упоминалось выше, очень многое зависит от  преподавания. Многие учителя, будь они даже профессионалами своего дела, продолжают  вываливать на учеников гениев литературы, вбивать в их голову даты и отдельные (якобы  глубокие) моменты и символы, которые отравляют весь интерес к анализу литературы. Все знают пример с «синими занавесками». Но ребенку (да и взрослому читателю, как правило, тоже) нет  дела до подобных мелочей и контекстов. Его это быстро утомляет, и увлекательные романы  классиков в его сознании превращаются во что­то вроде учебника по высшей математике, где  надо решить сложную задачу при полном отсутствии формулы. Потому что если ответ  разойдется с мнением учителя, он с большой вероятностью будет признан неправильным. Важно в корне изменить сам подход к изучению литературы. Во­первых, мнение юного читателя,  как бы оно ни расходилось с признанными криками, если и может быть опровергнуто, то только в  ходе конструктивной дискуссии. При этом, конечно, всяческие попытки по­своему взглянуть на  произведение должны только одобряться и высоко оцениваться. Во­вторых, необходимо дать  понять ребенку, что перед ним в первую очередь увлекательное произведение, и только во  вторую – великое творение, требующее изучения и анализа для более глубокого понимания. Что захочется читать больше? «Роман об упадническом состоянии общества и сложном  философском конфликте между человеком и миром» или «увлекательный психологический  детектив с потрясающими изображениями Петербурга, которые никого не оставят  равнодушным»? О конфликтах в «Преступлении и наказании» Достоевского можно поговорить  потом, после того как книга будет прочитана. А для начала нужно дать понять, что читать эту  книгу будет интересно, и вовсе не потому, что это классика, которую принято считать скучной и  заунывной. Конечно, эту методу не навяжешь каждому учителю литературы, даже если он искренне любит  свой предмет и заинтересован в начитанности учеников. Но ведь такую точку зрения может  подбросить и родитель, причем чем раньше – тем лучше. Расскажите ребенку о книге, которую  ему задали прочитать, поделитесь, чем она понравилась вам. Читайте вместе, устраивайте  обсуждения. Такой подход представит мир литературы ярким и увлекательным, и плотно привьет вашему ребенку любовь к чтению. Чем должен обладать учитель литературы и умения ее гуманитарного национальные чувство в способности красоты, сфере духовного Учитель должен профессионально владеть знаниями по предмету и методическими умениями и навыками организации учебной деятельности учащихся. Требования к учителю: 1. Знать свой предмет в совершенстве и преподавать его увлекательно. 2. Средствами родного языка и художественного слова воспитывать в учащихся общечеловеческие идеалы. 3. Содержание литературного образования учащихся связывать с современной жизнью. 4. Осуществлять развивающее обучение, раннюю профессионализацию, лелеять филологические учеников. 5. Управлять процессом осмысленного восприятия литературного произведения, стимулировать предохранения. 6. Через систематическое проведение самостоятельной работы формировать у образования. учащихся 7. Всячески поощрять учащихся к самообразованию, самовоспитанию, до максимального обогащения. 8. Средствами художественного слова развивать устную и письменную речь учащихся, культивировать у воспитанников стремление постоянно улучшать и обогащать словарь. свой 9. Главенствующим задачей преподавания литературы считать привитие национального сознания. 10. В содержании произведений, изучаемых текстуально, акцентировать высокие постулаты христианской благотворительности. Принципы личностно ориентированного обучения Принципы личностно ориентированного обучения. В труде учителя есть своя поэзия и свое вдохновение, учитель способен создать в классе некую чрезвычайную и незабываемую атмосферу ни с чем не сравнительного, особого человеческого общения, учитель даже может и вправду в своей деятельности подняться до уровня искусства, но это все имеет не божественную, а вполне земную природу, в основе которой лежит любовь к детям, любовь к своему предмету, а также высокое мастерство и профессионализм. Компоненты, из которых складывается профессиональная подготовка учителя. Самое главное в личностно ориентированном обучении - фигура учителя. По условий личностного ориентированного обучения обоих участников учебно-воспитательного процесса объединяет познавательный интерес. Учитель и ученик жаждущих новых знаний, которые служат им материалом для формирования личности. А значит, главная задача учителя заключается в том, чтобы переложить свою индивидуальность на язык педагогического общения, в основе которого - равноправные субъекты реляции с учеником. Личностно ориентированное обучение - Личностно ориентированный подход в обучении основывается на восприятии индивидуальности. Самоценности ученика как носителя субъективного опыта, который у него складывается с первых дней жизни. Ученик имеет право на собственный путь развития, выбор средств учебной деятельности в пределах ее целей. - Учитель, относясь к ученику как к личности, придает последнему возможность саморозвиватись и самореализоваться, учитывает его возможности, особенности, способности. Взаимодействие между ними должно строиться на основе единства позиций, желаний, а не вынужденного общения. - Задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы активизировать внутренние ресурсы своих воспитанников, чтобы они сами могли успешно справляться разнообразным учебным, а в дальнейшем - производственным проблемам, их следует обучать оптимально реализовать свой интеллектуально-волевой и нравственный потенциал. - Личность педагога лишь предпосылка формирования воспитанников. Трансляция его положительных качеств происходит лишь тогда, когда он, устанавливая связи с детьми, способствует обогащению их опыта эмоциональными переживаниями. - Если учитель относиться к ученику без настоящих интереса и уважения, у последнего не будет никаких оснований воспринимать себя как личность. - Чтобы понять ученика, его мнению, чувства, поступки, надо брать эмоциональное участие во взаимоотношениях с ним, учиться чувствовать к нему постоянный интерес. - Учитель, формы и способы деятельности которого статические, которые не меняются от урока к уроку, из года в год, следует задуматься о целесообразности своего пребывания в школе. - Если ученик не воспринимает способа действий (т.е. способа воздействия) относительно него, то это, как правило, означает лишь одно: эти действия не соответствуют его личностным ожиданиям. - Если учителю нужно сделать замечание ученику, то сделать это следует дружелюбно, с уважением к нему,- тогда ваше неодобрение его поведения потеряет психологически негативный эффект. - Если возник конфликт с учеником, не ищите возможностей за любую цену доказать свою правоту. Гораздо лучше попробовать зайти взаимоприемлемые шляки решения этого конфликта. - В родителях своих учеников учитель видит единомышленников и соратников. Достичь профессионального успеха он может, лишь согласовывая свои действия с ними. Таким образом, профессиональные добродетели должны базироваться на принципах личностно ориентированного обучения, поскольку такая основа открывает перед учителем большие и необъятные перспективы. Но соблюдение самых только подобных принципов для эффективной учебно-воспитательной деятельности еще недостаточно - для успеха необходимы также профессиональные знания и навыки, без которых трудно представить учителя. Профессиональные составляющие учителя зарубежной литературы Современные исследования по психологии педагогической деятельности позволяют классифицировать художественно-педагогические задачи, которые должен уметь решать учитель, следующим образом: художественно-исследовательские; - - художественно-конструктивные; - художественно-организационные; - художественно-коммуникативные. Художественно-исследовательские задачи - это те задачи, которые составляют стержень деятельности учителя, поскольку без литературоведческого исследования учителем литературы, литературы художественного текста его деятельность теряет всякий смысл. Зато, с другой стороны, деятельность учителя невозможно себе представить без исследования им и характера восприятия художественного текста учащимися-читателями. Художественно-исследовательский компонент деятельности учителя литературы является особой разновидностью специфической творчества. Решение такую соответствующую организацию литературного материала, которая позволяла бы предоставить ему целесообразную и эффективную педагогическую форму. Поэтому на этом этапе происходит своеобразная психологическая перестройка, следствием которой является то, что на первый план выдвигаются не столько литературоведческие знания и художественный вкус, сколько педагогические умения и навыки. И именно применение этих умений и навыков позволяет достичь поставленной цели. Когда цель определена точно, тогда увеличиваются возможности применения вариативных систем средств и приемов такой организации. Эмоционально-художественная форма - это такая педагогича интерпретация художественного материала, которая, образуя определенную устойчивую структуру, передает в эмоциональном аспекте его важнейшие черты и особенности. И с творческим развитием эмоционально-художественной формы фактически и связана художественно-конструкторских обеспечивает задач художественно-конструкторская деятельность учителя литературы. В современной педагогике уже аксиомой стало убеждение, согласно которому любое познание предполагает включение субъекту, что познает, в активную деятельность. То есть речь идет о том, что знания не можно "получить”, его можно только усвоить в процессе собственной деятельности. А следовательно достаточно остро встает вопрос об организации этой деятельности учителем то есть по решению им еще и художественно-организаторских задач. Задача учителя литературы заключается не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний или проверить уровень усвоения ими этих знаний, а в том, чтобы выполнять важнейшую в психолого-педагогическом плане функцию организатора коллективной творчески-эстетической деятельности школьников. Общения, которое в педагогической деятельности выполняет специфические функции, связанные с самой сущностью процесса обучения- воспитания, и поэтому такое общение квалифицируется как профессионально- педагогическое. Оно понимается как система приемов и навыков гармоничной и естественной социально-психологического взаимодействия педагогов и учеников, содержанием которых как бы является обмен информацией, освоение личности, воспитательное воздействие, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств. При чем именно учитель выполняет роль организатора данного процесса. Учитель не может. Не имеет права пренебрегать так называемой "драматургией” педагогического общения, в которой решающее значение имеют и его настроение, и его взгляд, мимика и жесты, характер и интонация реплик, а также много других элементов. Источник mudrikon.ru

Почему школьники не читают?

Почему школьники не читают?

Почему школьники не читают?

Почему школьники не читают?

Почему школьники не читают?

Почему школьники не читают?

Почему школьники не читают?

Почему школьники не читают?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019