подбор репертуара
Начало учебного года - жаркая пора не только для школ, которые готовятся к новым ученикам, но и для родителей. Все продумать, все купить, все организовать. Организационные вопросы по подготовке к учебному году провели. Что дальше?
Это теперь волнует педагогов. Как организовать учебный процесс? Как заинтересовать? Как сделать так, чтобы учебная программа была богаче и разнообразнее. Следовательно, нужно правильно подобрать репертуар. Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований. Подбор репертуара требует от педагога чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.
Задача педагога привить и сохранить в учащихся любовь к музыке, научить их получать и дарить радость от исполняемых произведений. Передо мной, как перед педагогом , часто встает вопрос: какие произведения выбрать, как сформировать репертуар? От выбора произведений зависит развитие учащихся, коллектива и их рост в творческой жизни.
Следует тщательно отбирать произведения, имеющие художественную ценность, сочетающие интересное содержание с совершенством формы, с оригинальными и разнообразными выразительными средствами, способными по-настоящему увлечь слушателей и раскрыть артистические дарования исполнителей. Правильный подбор репертуара является одним из наиболее ответственных моментов в творческой жизни коллектива. Репертуар воспитывает художественный вкус учащихся, расширяет их общеобразовательный и культурный диапазон. Только правильно подобранный репертуар, как в художественном, так и в техническом отношении, способствует творческому росту коллектива, повышению его исполнительского мастерства. При подборе репертуара следует учитывать, что каждый учащийся индивидуален в своём развитии, разнообразен по возрастным категориям, располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми педагогу приходится делать постановки. У каждого педагога имеется свой профиль, уровень подготовленности, восприятие произведений и работе над ними. Поэтому подбор репертуара требует от педагога четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.
Существуют общие принципы при формировании репертуара, это
- идейно-художественная значимость;
- актуальность темы;
- интерес учащихся к произведению;
-личная профессиональная возможность;
- разнообразие видов и жанров.
При формировании репертуара необходимо учитывать следующие критерии:
- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Произведение должно не только соответствовать возрасту исполнителей, участников коллектива, но важно, чтобы руководитель учитывал и предвидел, что даст это произведение формирующемуся исполнителю;
- доступность для понимания и исполнения.
Репертуар определяется поставленной целью и задачами, планом воспитательной работы в коллективе, он должен быть связан с ближними и дальними перспективами развития. Для работы лучше всего брать легкие пьесы, мелодичные народные песни и танцы в легкой обработке, а также популярные пьесы. Народная песня, являющаяся источником классической музыкальной культуры – незаменимое средство развития основных музыкальных способностей учащихся. Без нее невозможно направленное музыкальное воспитание. Такие качества народной песни и танца как четкость ритмического рисунка, повторность небольших по размерам мотивов делают ее исключительно ценным материалом в музыкальном воспитании учащихся различных возрастов. Являясь по преимуществу искусством, так называемых малых жанров, народная музыка, с ее, не отличающимися большой психологической сложностью музыкальными образами, доходчива и проста для восприятия. Эти пьесы с интересом играются учащимися и не представляют, как правило, больших технических и художественных трудностей.
Грамотный подбор репертуара всегда был основополагающей задачей в художественном творчестве. У каждого педагога со временем вырабатывается определенное репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж. Достигнув определенных вершин, накопив достаточный потенциал для нового роста мастерства, ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу. Выбранные произведения должны постоянно поддерживать интерес у учащихся и ставить перед ними все новые познавательные и художественно-исполнительские задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Музыкальное образование в школе/ Под ред. Л.В.Школяр. – М.,2001.
2. Гуревич Л. Зимина Н. «Маленький скрипач» М., 2002 г.
3. Т.Юдовина-Галтперина «За роялем без слез, или я – детский педагог»
4. Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987.
5. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор, 1979. С. 28-29.
6. Давыдов В. «Новое в науке о психологии школьника». М., Знание, 1969.
7. Ямпольский А.И. «О методе работы с учениками». М., Советская Россия, 1968.
8. Афанасенко С., Габышева Л. «Ансамбль скрипачей как центр художественно-педагогической работы в ДМШ». М., Классика – XXI,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.