Подбор по слуху на уроках сольфеджио
Оценка 4.7

Подбор по слуху на уроках сольфеджио

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
музыка +1
Взрослым
27.05.2019
Подбор по слуху на уроках сольфеджио
Данный материал служит в помощь педагогам дополнительного образования (педагогам теоретических дисциплин) при подборе по слуху с учащимися на уроках по сольфеджио. Данный материал служит в помощь педагогам дополнительного образования (педагогам теоретических дисциплин) при подборе по слуху на уроках по сольфеджио.
Методическая разработка Подбор.doc
Педагогический опыт показывает, что наиболее предпочтительным на уроках сольфеджио является постепенное (с первых шагов) приучение ребёнка к самостоятельной работе и развитие его творческой инициативы. Такой опыт, даже если он не обнаруживает соответствующих данных ученика (способности к сочинительству, импровизации, подбору на слух), всегда содействует раскрытию его музыкальных задатков, его попытке по- своему истолковать изучаемую музыку, помогает более свободно и широко использовать выразительные возможности инструмента, постигать на практике закономерности музыкального языка. Пдагогу-теоретику не следует жалеть урочное время на эту сторону развития ученика. Основными направлениями развития способностей ребёнка являются подбор по слуху мелодии и аккомпанемента, чтение с листа, транспонирование, композиция, импровизация. ПОДБОР ПО СЛУХУ. Подбор по слуху – это наиболее эффективный способ развития внутреннего слуха, музыкальной памяти, творческой инициативы, фантазии, навыков поиска, импровизации. Начинать нужно с подбора простейших коротких мелодий. Этот вид деятельности органично связан с развитием навыка транспонирования и развивает мелодический слух. Подбор по слуху аккомпанемента развивает гармонический слух, которым обладают лишь немногие поступившие в школу дети. В подборе по слуху с начинающими следует ограничиваться подбором мелодий выученных песен одной рукой от разных звуков. Эта форма работы развивает слух, память, знакомит с клавиатурой. Во 2 полугодии 1 класса, когда ученик уже знаком с клавиатурой, у него организован игровой аппарат, а в классе сольфеджио дана теоретическая база, возможно приступить к обучению подбору аккомпанемента. Оно должно строиться поэтапно, от простого к сложному. На первом этапе можно ознакомиться с простейшим аккомпанементом на выдержанной квинте, далее следует опираться на главные ступени лада. Там, где звучат устойчивые ступени, следует в басу играть тонику, к вводным звукам – доминанту, к мелодическим оборотам с 4 и 6 ступеням – субдоминанту. Подбор баса служит началом формирования аккомпанемента гармонического вида, при котором становится возможным использование фактурных вариантов аккомпанемента и его варьирования в жанре вальса (3-х дольного размера) и польки (2-х дольного) и т.п. После того, как учащиеся ознакомятся с интервалами и получат первые навыки 2-х голосового пения, можно предложить им подобрать к знакомым песням второй голос, преимущественной параллельными терциями. Наряду с этим следует играть эти песни с аккомпанементом, основой которого является тоническая квинта. Но теперь к верхнему и нижнему звукам добавляются соседние с ними нижний и верхний вспомогательные звуки. Другим вариантом аккомпанемента может быть подбор по слуху к мелодии басового голоса, что может выступать в качестве основы для развития полифонического мышления, гармонического слуха, навыков 2-х голосового пения. Продолжая работу над басовым голосом, можно использовать мелодизацию баса – движение басового голоса по основным, терцовым и квинтовым тонам главных трезвучий лада, а также вспомогательные и проходящие звуки. На данном этапе освоения подбора по слуху фактурный вид сопровождения постепенно усложняется разнохарактерными вариантами. Используя более сложные ритмические формы: синконы, пункторный ритм, джазовые структуры, сложные размеры – 3/8, 6/8. Теоретическое и практическое освоение Д7, а также соединения, Т, S,Д в кадансах позволяет приступить к знакомству с гармонизацией ступеней. Д7 и его обращения используются на практике как в полном, так и не полном виде. На данном этапе возможно использование подбора аккомпанемента к мелодиям с переменным ладом – сопоставления – параллельных и одноимённых тональностей. При подборе аккомпанемента к таким мелодиям необходимо тщательно проанализировать музыкальную тему: определить основные тональности, найти окончания фраз, отменить в мелодии аккордовые звуки, узнать к каким аккордам они относятся, определить место отклонения. Может быть использованы схема гармонизации верхнего и нижнего тетрахордов – такое постепенное движение часто встречается в мелодиях. гармонического вида. её характеру. План работы по подбору аккомпанемента: 1. Сыграть мелодию песни. 2. Проанализировать гармонический план мелодии. 3. Спеть мелодию, играя басовый голос. 4. Спеть мелодию песни, используя в сопровождении элементы 5. Исполнить песню с аккомпанементом в фактуре, соответствующей Определённого внимания заслуживает и тот факт, что уже на 1 ступени обучения вводится буквенное обозначение тональностей. Эта система широко используется в нотных песенниках, состоящих из популярных вокальных сочинений в авторской гармонизации. Употребление буквенных обозначений требует от ученика осознанной мыслительной работы по применению теоретических знаний гармонических функций. Метод гармонизации опирается на знание теории, интенсивное развитие музыкального слуха, исполнительские навыки. Здесь начинает действовать логическая цепочка («знать, слышать, играть и петь»). В работе над развитием навыков гармонизации большое внимание уделяется: 1. варьированию гармонии; 2. гармоническому анализу музыкальных произведений, изучаемых и исполняемых на уроках по специальному инструменту, отдельных произведений разбираемых на уроках сольфеджио и музыкальной литературы; 3.изложению гармонии в различных фактурных вариантах; 4. гармонизации мелодии. Изучаются различные способы варьирования: смена лада, тональности; смена регистра; смена размера; выдержанные звуки; интервалы, аккорды; ритмическая фигурация; гармоническая фигурация; мелодическая фигурация; смешанная фигурация. Предложенная методика обучения по подбору аккомпанемента в равной степени может быть применима как на уроках сольфеджио, так и на уроке по специальности. Комплексный подход гарантирует успешность освоения и развития данного навыка. дополнительного образования детей Детская школа искусств №2 Муниципальное образовательное учреждение Кировского района г. Самара МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Развитие творческих способностей у детей на уроках сольфеджио» Автор-составитель: Педагог доп. образования по теоретическим дисциплинам И.А. Семёнова 2008 г.

Подбор по слуху на уроках сольфеджио

Подбор по слуху на уроках сольфеджио

Подбор по слуху на уроках сольфеджио

Подбор по слуху на уроках сольфеджио

Подбор по слуху на уроках сольфеджио

Подбор по слуху на уроках сольфеджио

Подбор по слуху на уроках сольфеджио

Подбор по слуху на уроках сольфеджио
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2019