Литературно-музыкальная композиция «НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ»,
посвящённая событиям Отечественной войны 1812 года
Ведущий 1
Ведущий 2
Ведущий 3
Наполеон
Гусар 1
Гусар 2
Ведущий 1: В этом году мы отмечаем 200-летие одной из самых славных страниц в истории нашей страны – Отечественной войны 1812 года. И те, кто участвовал в войне, и те, кто родился значительно позже нее, хранили память о ней до конца своих дней.
Ведущий 2: Мы представляем вам литературно-музыкальную композицию «Недаром помнит вся Россия», посвящённую событиям Отечественной войны 1812 года.
Песня «Гусары».Выходят все участники композиции.
Ведущий 3:
Россия… Степь, поля, дубравы,
Иные, может быть, и правы,
Привыкнув называть порой
Её загадочной страной.
Недюжинный характер, воля,
Тяжелая, однако, доля
России выпала. Она
Войной явилась. Суждена
Большим и страшным испытаньем
Для русских стать. Её влияньем
Пронизан позапрошлый век…
(Выходит Наполеон, подходит к карте, рассматривая её, делает пометки)
Наполеон: Да. Так тому и быть. Мне будет армия нужна: Французской маловато.
Возьму Германию, Италию… И вот они — солдаты!
Хочу Россию подчинить, хочу в Москву войти.
Всё я сумею, все смету преграды на пути!
Ведущий 3: Россия — мирная страна, войне никто не рад:
Крестьяне хлебушек растят,
Дворяне все на бал спешат,
Всё, впрочем, как всегда!
Гусар 1:
Русский император Александр I издал Манифест,
Попросил народ свой, ради чести,
В силу кровной мести,
Отстоять Отчизну, отстоять страну.
И Кутузова направил,
Чтоб войска он все возглавил.
(Закрывает свиток)
Гусар 2: Так ответим на войну:
Нас войной не запугаешь,
Дух славянский не задавишь!
Ведущий 1: Сражались русские войска Отважно и удало.
За Родину, Отчизну-мать, Их полегло немало!
Ведущий 2: И Полоцк пал, и Орша, Минск — Пока силён француз.
Смоленск оставлен. Это так. Но мы с тобою, Русь!
Ведущий 3: Широко раскинулося поле,
В небе чистом месяц заиграл.
Расседлав коней, пустив на волю,
Полк остановился на привал.
Ведущий 1: Разожгли костры под небесами,
Будто нет войны жестокой, но
Рядом светится, горит огнями
Славное село Бородино.
Гусарская песня «Спокойной ночи, господа» Григория Лепса у костра
Фильм «Бородинское сражение». Ведущие комментируют кадры
Ведущий 2: На следующий день было дано генеральное сражение у села Бородино, переломившее дальнейший ход событий.
Ведущий 3: В 5 утра 26 августа началась перестрелка. В продолжение нескольких часов на Бородинском поле, среди неумолкаемой стрельбы, люди появлялись, падали, стреляли, сталкивались, кричали и бежали.
Ведущий 1: Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда ещё не видел Наполеон, и никто из его генералов.
Ведущий 2: После кровопролитнейшего и 15 часов продолжавшегося сражения русская и неприятельская армии расстроились. Кутузов принимает решение отступить.
Ведущий 3: Страшное зрелище представляло собой место битвы. На тех полях и лугах, на которых сотни лет собирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородино, Горки, Шевардино и Семёновское, лежали теперь несколько десятков тысяч мёртвых в разных положениях и в разных мундирах.
Ведущий 1: На перевязочных пунктах трава и земля были пропитаны кровью.
Ведущий 2: Мёртвых было так много, что их невозможно было всех похоронить. Так и лежали они под открытым небом.
Ведущий 3: А ведь именно сражение на Бородинском поле стало переломным. Здесь решилась судьба Наполеона, судьба империи, судьба народов Европы. Это была битва великого исторического значения.
Ведущий 1: В Бородинском сражении в полной мере проявился полководческий талант М.И. Кутузова, которому в это время было уже 67 лет.
Ведущий 2: Багратион, Барклай де Толли, генералы Раевский, Тучков, Ермолов, Кутайсов – эти военачальники Руссой армии покрыли неувядаемой славой и свои имена, и русскую армию в целом.
Ведущий 3: Никогда не было в России ни до войны, ни после нее такого единения всего народа.
Фрагмент из фильма «Военный совет в Филях»
Гусар 1: Там впереди Москва!
Об этом помнит каждый!
Гусар 2: И план Кутузова отважный — немного отступить…
Чтоб силы сохранить!
Гусар 1: И вот Наполеон в Москве,
Москва пуста, в огне пылает.
Врагу враждебно отвечает.
Гусар 2: Горит Москва, но не сдаётся,
И над врагом огнём смеётся!
Наполеон: Наполеон не сразу понял, Что с Россией войну проиграл
И что Россия — это сила! Тайком во Францию сбежал.
Гусар 1: В честь Победы над врагом
Торжествуют все кругом!
Гусар 2: Всех на бал зовут оркестры Во славу доблести и чести!
Песня «Россия — Родина моя»
Ведущий 1: Бородино… Произнося это слово, мы вспоминаем славные победы наших предков… Бородинское сражение. И хлеб с названием «Бородинский».
Ведущий 2: Видели вы буханку «Бородинского»? Она так черна, будто выпечена из русской земли. Многие иностранцы стараются увезти с собой этот русский продукт.
Ведущий 3: Знаете ли вы, почему этот хлеб называется «Бородинский»? Одна из легенд связана с очень красивой и необычной легендой, историей верности и любви Маргариты Нарышкиной и Александра Тучкова.
Ведущий 1: Вскоре после Бородинской битвы Маргарита на месте гибели своего мужа построила часовню, а затем основала Спасо-Бородинский женский монастырь.
Ведущий 2: И именно здесь начнут впервые выпекать душистый хлеб, который сегодня известен всей России как «Бородинский».
Ведущий 3: Долгое время Бородинский хлеб использовался в качестве поминального блюда, став символом погибших в 1812 году.
Гусар 1: Ты скажи-ка, дядя, ведь недаром
Все они погибли так давно
За Москву, спалённую пожаром,
И за славное село Бородино.
Ведущий 2: Мы предлагаем вам попробовать Бородинский хлеб.
В это время звучит песня «Россия»
Объяснительная записка. Урок составлен таким образом, что его можно проводить как в классе, так и в актовом зале школы. Урок можно провести в качестве закрепления пройденного материала, или как внеклассное или школьное мероприятие, посвященное 200летию Отечественной войны. Форма музыкально-поэтической композиции выбрана потому, что нестандартная подача традиционного материала способна увлечь и заинтересовать учеников. Дает возможность проявить им свои поэтические, музыкальные способности. Заранее ученики готовят стихи, песни, посвященные этому событию. Для проведения урока необходим гитарист-аккомпаниатор. Песни исполняются Хор:ом. Количество исполнителей – 5-8 человек. Ведущим может выступать как учитель, так и один из учеников. В композиции использованы стихотворения:
А так же песни:
Композиция сопровождается видеорядом, на котором показываются портреты русских генералов. Образцы формы русской и французской армии, пейзаж с пожаром Москвы, фрагменты Бородинской панорамы Ф. Рубо, фрагменты из кинофильма «Гусарская баллада», музыкальные фрагменты из увертюры П.И. Чайковского «1812 год».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.