Подборка материалов "В помощь учителю"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Типы уроков в зависимости от формы их проведения.docx
Типы уроков в зависимости от формы их проведения   1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в  общественной практике: исследование, изобретательство, анализ  первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж,  рецензия и т п. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала:  урок мудрости, откровение, урок­блок, урок ­ "дублер начинает действовать"  и т.п. 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс­конференция,  брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама,  телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.п. 5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:  следствие, патентное бюро, ученый совет и т.п. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении  общественно­культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в  прошлое, путешествие, прогулка и т.п. 7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок ­ сказка, урок­сюрприз и т.п. 8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы:  "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн­ринг", диспут и т.п. 9. Интегрированные уроки. 10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция­ парадокс, парный опрос, экспресс­опрос, урок – защита оценки, урок­ консультация, урок­практикум, урок­семинар и т.п. Уроки основных типов в рамках традиционного обучения ­ Урок ознакомления с новым материалом ­ Урок закрепления изученного­ Урок применения знаний и умений ­ Урок обобщения и систематизации знаний ­ Урок проверки и коррекции знаний и умений ­ Комбинированный урок Уроки основных типов по форме организации взаимодействия ­ Урок­лекция ­ Урок­семинар ­ Урок­зачет ­ Урок­практикум ­ Урок­экскурсия ­ Урок­дискуссия ­ Урок­консультация ­ Урок­театрализация ­ Урок­соревнование ­ Урок с дидактической игрой ­ Урок – деловая игра ­ Урок – ролевая игра1[1] ­ Интегрированный урок   При выборе типа урока учитель ориентируется на его строение 1 [1] Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором  структурных компонентов. Такие уроки можно разделить на три группы: 1) имитационные, направленные на  имитацию определенного профессионального действия; 2) ситуационные, связанные с решением какой­либо  узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;3) условные, посвященные разрешению конфликтов.[  назад  ]Строение уроков основных типов Урок ознакомления с новым материалом Основные этапы: сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной  деятельности;   подготовка к изучению нового материала через повторение и  актуализацию опорных знаний;   ознакомление с новым материалом;   первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах  изучения;   постановка задания на дом;   подведение итогов урока.   Урок закрепления изученного Основные этапы:проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации  изученного материала;   сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;   воспроизведение изученного и его применение в стандартных  условиях;   перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых  или измененных условиях с целью формирования умений;   постановка задания на дом;   подведение итогов урока.   Урок применения знаний и умений Основные этапы: проверка домашнего задания;   мотивация учебной деятельности через осознание учащимисяпрактической значимости применяемых знаний и умений, сообщение  темы, цели и задач урока;   осмысление содержания и последовательности применения  практических действий при выполнении предстоящих заданий;   самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем  учителя;   обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;   подведение итогов урока и постановка домашнего задания.   Урок обобщения и систематизации знаний Основные этапы: постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;   воспроизведение и коррекция опорных знании;   повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их  применение для объяснения новых фактов и выполнения  практических заданий;   усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой си­ стематизации знаний;   подведение итогов урока.   Урок проверки и коррекции знаний и умений Основные этапы: ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по  организации работы на уроке;   проверка знаний учащимися фактического материала и их умений  раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;   проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и  умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и  приводить примеры;проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в  стандартных условиях;   проверка умений учащихся применять знания в измененных,  нестандартных условиях;   подведение итогов.   Комбинированный урок Основные этапы: ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;   проверка домашнего задания;   проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;   изложение нового материала;   первичное закрепление изученного;подведение итогов урока и постановка домашнего задания или проверка выполнения домашнего задания;   проверка ранее усвоенных знаний;   сообщение темы, цели и задач урока;   изложение нового материала;   восприятие и осознание учащимися нового материала;   осмысление, обобщение и систематизация знаний;   постановка домашнего задания.Урок­лекция Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в  обучении; выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким  темам, разделам и т.д.; применении изученного материала при решении  практических задач. Основные этапы: создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач  лекции;    ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;   выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью  памятки «Как конспектировать лекцию»;   воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам,  конспектам, блок­конспектам, опорным конспектам и т.д.;   применение полученных знании;   обобщение и систематизация изученного;формирование домашнего задания постановкой вопросов для  самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и  перечня заданий из учебника.   Урок­семинар Случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме  семинаров:  при изучении нового материала, если он доступен для  самостоятельной проработки учащимися; после проведения вводных,  установочных и текущих лекций; при обобщении и систематизации знаний и  умений учащихся по изучаемой теме; при проведении уроков, посвященных  различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д. Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель  заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его  проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме,  распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных  возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные  консультации, проверяет конспекты. К семинару учащиеся оформляют  результаты своей самостоятельной работы. Семинарское занятие начинается  вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара,  порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое  внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее  обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы,  сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями,  докладов, рефератов и т.п. Затем учитель дополняет сообщения учеников,  отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги,  отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений  учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.   Урок­зачет Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и  умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная  отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми  заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по  изучаемому предмету. Практикуются различные виды зачетов: текущий и  тематический, зачет­практикум, дифференцированный зачет, зачет­экстерн и  т.д.Урок­практикум Уроки­практикумы, помимо решения своей специальной задачи –  усиления практической направленности обучения, должны быть тесным  образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному,  неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются  практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно  упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и  умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные,  исследовательские, творческие и обобщающие уроки­практикумы. Основным  способом организации деятельности учащихся на практикумах является  групповая форма работы.  Основные этапы: сообщение темы, цели и задач практикума;   актуализация опорных знании и умении учащихся;   мотивация учебной деятельности учащихся;   Ознакомление учеников с инструкцией;   подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;   выполнение работы учащимися под руководством учителя;составление отчета;   обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов  работы.