Типы уроков в зависимости от формы их
проведения
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН,
деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в
общественной практике: исследование, изобретательство, анализ
первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж,
рецензия и т п.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала:
урок мудрости, откровение, урокблок, урок "дублер начинает действовать"
и т.п.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: прессконференция,
брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама,
телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.п.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:
следствие, патентное бюро, ученый совет и т.п.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении
общественнокультурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в
прошлое, путешествие, прогулка и т.п.
7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок сказка, уроксюрприз и т.п.
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы:
"следствие ведут знатоки", спектакль, "брейнринг", диспут и т.п.
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция
парадокс, парный опрос, экспрессопрос, урок – защита оценки, урок
консультация, урокпрактикум, уроксеминар и т.п.
Уроки основных типов в рамках традиционного обучения
Урок ознакомления с новым материалом
Урок закрепления изученного Урок применения знаний и умений
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Комбинированный урок
Уроки основных типов по форме организации взаимодействия
Уроклекция
Уроксеминар
Урокзачет
Урокпрактикум
Урокэкскурсия
Урокдискуссия
Урокконсультация
Уроктеатрализация
Уроксоревнование
Урок с дидактической игрой
Урок – деловая игра
Урок – ролевая игра1[1]
Интегрированный урок
При выборе типа урока учитель ориентируется на его строение
1 [1] Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором
структурных компонентов. Такие уроки можно разделить на три группы: 1) имитационные, направленные на
имитацию определенного профессионального действия; 2) ситуационные, связанные с решением какойлибо
узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;3) условные, посвященные разрешению конфликтов.[ назад
]Строение уроков основных типов
Урок ознакомления с новым материалом
Основные этапы:
сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной
деятельности;
подготовка к изучению нового материала через повторение и
актуализацию опорных знаний;
ознакомление с новым материалом;
первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах
изучения;
постановка задания на дом;
подведение итогов урока.
Урок закрепления изученного
Основные этапы:проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации
изученного материала;
сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
воспроизведение изученного и его применение в стандартных
условиях;
перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых
или измененных условиях с целью формирования умений;
постановка задания на дом;
подведение итогов урока.
Урок применения знаний и умений
Основные этапы:
проверка домашнего задания;
мотивация учебной деятельности через осознание учащимисяпрактической значимости применяемых знаний и умений, сообщение
темы, цели и задач урока;
осмысление содержания и последовательности применения
практических действий при выполнении предстоящих заданий;
самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем
учителя;
обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;
подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Урок обобщения и систематизации знаний
Основные этапы:
постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
воспроизведение и коррекция опорных знании;
повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их
применение для объяснения новых фактов и выполнения
практических заданий;
усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой си
стематизации знаний;
подведение итогов урока.
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Основные этапы:
ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по
организации работы на уроке;
проверка знаний учащимися фактического материала и их умений
раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;
проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и
умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и
приводить примеры;проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в
стандартных условиях;
проверка умений учащихся применять знания в измененных,
нестандартных условиях;
подведение итогов.
Комбинированный урок
Основные этапы:
ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
проверка домашнего задания;
проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
изложение нового материала;
первичное закрепление изученного;подведение итогов урока и постановка домашнего задания
или
проверка выполнения домашнего задания;
проверка ранее усвоенных знаний;
сообщение темы, цели и задач урока;
изложение нового материала;
восприятие и осознание учащимися нового материала;
осмысление, обобщение и систематизация знаний;
постановка домашнего задания.Уроклекция
Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового
материала, мало связанного с ранее изученным; подаче информации крупными
блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в
обучении; выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким
темам, разделам и т.д.; применении изученного материала при решении
практических задач.
Основные этапы:
создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач
лекции;
ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;
выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью
памятки «Как конспектировать лекцию»;
воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам,
конспектам, блокконспектам, опорным конспектам и т.д.;
применение полученных знании;
обобщение и систематизация изученного;формирование домашнего задания постановкой вопросов для
самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и
перечня заданий из учебника.
Уроксеминар
Случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме
семинаров: при изучении нового материала, если он доступен для
самостоятельной проработки учащимися; после проведения вводных,
установочных и текущих лекций; при обобщении и систематизации знаний и
умений учащихся по изучаемой теме; при проведении уроков, посвященных
различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.
Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель
заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его
проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме,
распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных
возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные
консультации, проверяет конспекты. К семинару учащиеся оформляют
результаты своей самостоятельной работы. Семинарское занятие начинается
вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара,
порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое
внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее
обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы,
сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями,
докладов, рефератов и т.п. Затем учитель дополняет сообщения учеников,
отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги,
отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений
учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.
Урокзачет
Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и
умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная
отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми
заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по
изучаемому предмету. Практикуются различные виды зачетов: текущий и
тематический, зачетпрактикум, дифференцированный зачет, зачетэкстерн и
т.д.Урокпрактикум
Урокипрактикумы, помимо решения своей специальной задачи –
усиления практической направленности обучения, должны быть тесным
образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному,
неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются
практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно
упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и
умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные,
исследовательские, творческие и обобщающие урокипрактикумы. Основным
способом организации деятельности учащихся на практикумах является
групповая форма работы.
Основные этапы:
сообщение темы, цели и задач практикума;
актуализация опорных знании и умении учащихся;
мотивация учебной деятельности учащихся;
Ознакомление учеников с инструкцией;
подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и
оборудования;
выполнение работы учащимися под руководством учителя;составление отчета;
обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов
работы.