Поддержка познавательной потребности у учащихся младших классов. Выступление на Панораме методических идей
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
администрации
4 кл
21.02.2018
К данной теме мы обратились потому, что в школе сложилась определенная система работы с детьми с признаками одаренности, есть положительные результаты.Потребность - внутреннее состояние человека, при котором испытывается нужда в чем-либо для его существования и развития.
Познавательная потребность – потребность в познаниях. 3 уровня:
1. Потребность во впечатлениях – реакция на новизну (с первых дней жизни).
2. Потребность в знаниях – интерес к предмету (уч.)
3. Целенаправленная деятельность, направленная на получение знаний.
Мотивы – это побуждение к деятельности. Т.е. то, ради чего выполняется деятельность. Осознанная потребность.
ВЫСТУПЛЕНИЕ.docx
Районная панорама методических идей – 2015.
Поддержка познавательной потребности у учащихся младших классов.
Чибова Оксана Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Ферзиковская
СОШ»
Слайд 2.
Организация инновационной деятельности в учебных заведениях
способствует повышению профессионального педагогического мастерства учителя,
разрешению проблемных ситуаций, препятствующих повышению качества
образования, создаёт предпосылки для достижения нового качества образования
через внедрение разнообразных форм, методов, технологий, направленных на
реализацию компетентностного подхода к обучению.
С 2011 года наша школа является региональной инновационной площадкой по
теме «Развитие познавательной потребности у младших школьников как
условие развития одаренности».
К данной теме мы обратились потому, что в школе сложилась определенная
одаренности, есть положительные
система работы с детьми с признаками
результаты.
1
Слайд 3.
Но сейчас остановимся на некоторых понятиях.
Потребность внутреннее состояние человека, при котором испытывается
нужда в чемлибо для его существования и развития.
Познавательная потребность – потребность в познаниях. 3 уровня:
1. Потребность во впечатлениях – реакция на новизну (с первых дней жизни).
2. Потребность в знаниях – интерес к предмету (уч.)
3. Целенаправленная деятельность, направленная на получение знаний.
Мотивы – это побуждение к деятельности. Т.е. то, ради чего выполняется
деятельность. Осознанная потребность.
Мотивация это совокупность побуждающих факторов, определяющих
активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы.
Познавательный интерес — это мотив, лежащий в основе учебной
деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер
Одаренность — наличие у человека благоприятных задатков и способностей
к какомулибо одному или нескольким видам деятельности.
Слайд 4. Ребенок осуществляет учебную деятельность, если у него сформирована
мотивация учения. Познавательный интерес, как было сказано ранее, является
мотивом для обучения и ключевой составляющей мотивации. Если человек с
интересом стремится к определенной деятельности, значит, мотивация у него есть.
В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит
познавательная потребность. Познавательная потребность формируется с рождения
человека и является безграничной, удовлетворить ее невозможно, но подкреплять
необходимо.
Слайд 5.
Переходим к нашим реалиям.
Слайд 6.
В последние годы в нашем обществе наблюдается децелерация – замедленный
темп физического и интеллектуального развития детей. Поступающие в первый
класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки,
неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Социальнопсихологические
исследования российских ученых показали, что около 85% детей, обучающихся в
массовой школе, нуждаются в специализированной помощи психологического и
педагогического характера.
2
Причины, обусловившие децелерацию последних поколений, множественны…
О них не раз говорила Е. Н. Синотова. А с каждым годом возрастает число
неготовых к обучению детей, поступающих в первый класс.
Отсюда катастрофический рост масштабов школьной дезаптации, резкого снижения
школьной мотивации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но
существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот
фактор – уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь
является средством получения и выражения знаний. По результатам обследования
около 45% детей, поступивших в 2014/15 учебном году в школу, имели стойкую
речевую патологию.
Для обследования письменных умений детей – первоклассников, только что
поступивших в школу, использовалась специальная методика, разработанная О.Б.
Иншаковой, которую правильнее называть «тестом достижений».
Данные свидетельствуют о том, что 35% от общего числа первоклассников
не готовы к полноценному овладению программным материалом без помощи
учителялогопеда и психолога. Почти 40% детей находятся в группе риска и
требуют повышенного внимания со стороны педагогов. Слайд 7.
Ситуация на настоящее время такова, что школьникам учеба менее и менее
интересна, т.е. мы говорим о тенденции снижения учебной мотивации (см. График
1). Отсутствие мотивации к учебе будет отрицательно сказываться на результатах
обучения. Немотивированные дети работают не в полную силу, интерес направлен
на другие сферы деятельности, а не на учебу.
Слайд 8.
Также мы наблюдаем, что, подходя к рубежу поступления в школу, дети
являются психологически неготовыми (см. График 2). А значит, что старшие
дошкольники не обладают определенными навыками, которые позволили бы им
успешно и относительно легко усваивать учебный материал. Поэтому мы можем
утверждать, что даже если у ребенка высокая школьная мотивация (не учебная, т.е.
ребенка привлекает сама школа, новый класс, общение и игры с ребятами, а не
учеба), то постепенно интерес к школе будет пропадать изза трудности обучения и
материала на уроках. Ситуация неуспеха способствует снижению мотивации к
деятельности.
3
Слайд 9.
При всем при этом наши учителя продолжают работать, скажу больше,
работать на высоком уровне, создавая «ситуацию успеха» для каждого ребенка на
его уровне развития.
Что же может способствовать повышению уровня мотивационной сферы
учащихся? Развитие познавательной потребности. Поэтому при инновационной
деятельности мы особое внимание уделяем развитию познавательной потребности
или удержанию её на нормативном уровне, чтобы дети стремились познавать новое,
развивать тем самым свой общий интеллектуальный уровень (т.е. развивать все
познавательные и психические процессы). Мы видим положительное влияние таких
мероприятий по различным направлениям работы с детьми, среди которых:
проведение школьных предметных марафонов и олимпиад;
различные конкурсы, фестивали, выставки детского творчества;
малая научная конференция;
поддержка участия во всероссийских, международных конкурсах ЭМУ,
«Русский медвежонок»;
школьные смотрыконкурсы «Ученик года», «Класс года»;
использование системы творческих заданий на уроках и внеурочной
деятельности. Одним из таких выигрышных, на наш взгляд, вариантов внеурочной деятельности
является кружок «Умники и умницы».
4
Поддержка познавательной потребности у учащихся младших классов. Выступление на Панораме методических идей
Поддержка познавательной потребности у учащихся младших классов. Выступление на Панораме методических идей
Поддержка познавательной потребности у учащихся младших классов. Выступление на Панораме методических идей
Поддержка познавательной потребности у учащихся младших классов. Выступление на Панораме методических идей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.