ЕГЭ – подготовка
Предмет: Биология
Тема: Происхождение и эволюция жизни на Земле
ТИПЫ ЗАДАНИЙ
ЧАСТЬ 1
№ задания |
Проверяемые элементы содержания и форма |
Кол-во баллов |
Линия 2 |
Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Работа с таблицей |
1 балл |
Линия 15 |
Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом) |
2 балла |
Линия 16 |
Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рисунка) 6 |
2 балла |
Линия 19 |
Общебиологические закономерности. Установление последовательности |
2 балла |
Линия 20 |
Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка |
2 балла |
Линия 21 |
Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме |
2 балла |
ЧАСТЬ 2
№ задания |
Проверяемые элементы содержания и форма |
Кол-во баллов |
Линия 22 |
Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) |
2 балла |
Линия 23 |
Задание с изображением биологического объекта |
3 балла |
Линия 24 |
Задание на анализ биологической информации |
3 балла |
Линия 26 |
Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации |
3 балла |
Типы заданий по линиям
ЛИНИЯ 2
№1:Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком
Частнонаучный метод |
Применение метода |
? |
Изучение реликтовых форм для установления эволюцииорганизмов |
Гибридологический |
Подбор родительских пар для скрещивания и анализ потомств |
Ответ: Биогеографический
№2: Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком
Раздел биологии |
Объекты изучения |
Физиология |
Механизм сокращения бицепса |
? |
Распространение сумчатых млекопитающи |
Ответ: Биогеография
№3: Рассмотрите таблицу «Пути эволюции». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Путь эволюции |
Пример |
||
? |
Появление цветка и плода у покрытосеменных |
||
Общая дегенерация |
|
Ответ: Ароморфоз
ЛИНИЯ 15
№ 1: Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Клевер луговой. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Клевер луговой – небольшое растение, обычно его стебель достигает в высоту 15–40 см, но у отдельных особей – 60 см.
(2)Клевер луговой распространён по лугам, полям, садам, лесам. (экологический)
(3)Листья у клевера тройчатые, на них имеются белые пятна.
(4)Клевер луговой является хорошим медоносом. (экологический)
(5)Цветки собраны в соцветие головку, чашечки в цветках короче венчиков.
(6)Цветки опыляются исключительно шмелями.( экологический)
ОТВЕТ:
1 |
3 |
5 |
№2: Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
(1)Вид в природе существует в виде отдельных популяций. (Вообще нет информации о видообразовани)
(2)За счёт накопления мутаций может сформироваться популяция в изменившихся условиях в исходном ареале. (Экологическое, так как в исходном ареале)
(3)Иногда микроэволюция связана с постепенным расширением ареала. (Географическое, так как меняется ареал)
(4)Естественный отбор закрепляет стойкие различия между растениями разных популяций одного вида,
занимающими один ареал, но произрастающими на суходольном лугу или в пойме реки. (Экологическое)
(5)Например, таким образом сформировались виды лютиков, произрастающих в лесу, на лугу, по берегам рек. (Экологический, так как один ареал, но разные условия)
(6)Фактором видообразования может служить пространственная изоляция, вызванная горообразованием (Географическое, так как пространственная изоляция)
2 |
4 |
5 |
ЛИНИЯ 16
№1: Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ |
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ |
А) утрата хлорофилла у растения заразихи Б) формирование крупных жилок у подорожника В) видоизменение листьев гороха в усики Г) возникновение рычажных конечностей у хордовых Д) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков Е) развитие крылышек у плода клён |
1) идиоадаптация 2) ароморфоз 3) общая дегенерация |
ОТВЕТ:
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
№2: Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.
ПРИМЕР |
ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
А) усы таракана и рыбы сома Б) чешуя ящерицы и перо птицы В) глаза осьминога и собаки Г) зубы акулы и кошки Д) нос обезьяны и хобот слона Е) когти кошки и ногти обезьяны |
1) гомологичные органы 2) аналогичные органы |
ОТВЕТ: 212111
№3: Установите соответствие между уровнями организации жизни и явлениями, происходящими на этих уровнях
ЯВЛЕНИЕ |
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ |
A) внутривидовая борьба за существование Б) межвидовая борьба за существование B) хищничество Г) миграции в поисках пищи Д) забота о потомстве Е) поток энергии |
1) популяционно-видовой 2) биоценотический |
ОТВЕТ: 122112
№4: Установите соответствие между уровнями организации жизни и явлениями, происходящими на этих уровнях.
ЯВЛЕНИЕ |
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ |
A) внутривидовая борьба за существование Б) межвидовая борьба за существование B) хищничество Г) миграции в поисках пищи Д) забота о потомстве Е) поток энергии |
1) популяционно-видовой 2) биоценотический |
ОТВЕТ: 122112
№5: Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЯВЛЕНИЯ |
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ |
||
A) процессы охватывают всю планету Б) симбиоз B) межвидовая борьба за существование Г) передача энергии от продуцентов консументам Д) испарение воды Е) сукцессия (смена природных сообществ) |
|
ОТВЕТ: 211221
№6: Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.
ПРИМЕР |
ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
A) филогенетический ряд лошади Б) наличие копчика в скелете человека B) перо птицы и чешуя ящерицы Г) отпечатки археоптерикса Д) многососковость у человека |
1) сравнительно-анатомические 2) палеонтологические
|
ОТВЕТ: 21121
№ 7: Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.
ПРИМЕР |
ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
A) переходные формы Б) гомологичные органы B) рудименты Г) единый план строения органов Д) окаменелости Е) атавизмы |
1) палеонтологические 2) сравнительно-анатомические |
Ответ: 122212
№ 8: Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, которой соответствует данный пример.
ПРИМЕР |
ОСОБЕННОСТЬ |
А) предплечье лягушки и курицы Б) ноги мыши и крылья летучей мыши В) крылья воробья и крылья саранчи Г) плавник кита и плавник рака Д) роющие конечности крота и медведки Е) волосы человека и шерсть собаки |
1) гомологичные органы 2) аналогичные органы |
Ответ: 112221
№9: Установите соответствие между событием и уровнем организации жизни, на котором оно происходит.
СОБЫТИЕ |
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ |
А) мутационный процесс Б) сукцессия В) внутривидовая борьба за существование Г) образование пищевых цепей Д) свободное скрещивание особей Е) круговорот веществ |
1) популяционный уровень 2) биогеоценотический уровень
|
Ответ: 121212
№ 10: Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ |
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
А) колючки кактуса и колючки барбариса Б) останки зверозубых ящеров В) филогенетический ряд лошади Г) многососковость у человека Д) аппендикс у человека |
1) палеонтологический 2) сравнительно-анатомический |
Ответ: 21122
№11: Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ |
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ |
А) конечности пчелы и кузнечика Б) крылья птицы и бабочки В) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина Г) глаза кальмара и собаки Д) конечности зайца и кошки Е) передние конечности крота и насекомого медведки |
1) конвергенция 2) дивергенция |
Ответ: 211121
ЛИНИЯ 19
№1: Установите последовательность процессов формирования приспособленности организмов к новым условиям обитания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) проявление новых признаков у единичных особей в популяции
2) сохранение естественным отбором и размножение особей с новыми полезными признаками
3) формирование адаптаций к новым условиям у организмов
4) возникновение случайных мутаций у отдельных особе
ОТВЕТ:
4 |
1 |
2 |
3 |
№2: Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр
1) образование цветка
2) появление вегетативных органов (корней, побегов)
3) формирование примитивной покровной ткани
4) возникновение многоклеточных слоевищных форм
5) появление семени
ОТВЕТ:
4 |
3 |
2 |
5 |
1 |
ЛИНИЯ 20
Проанализируйте таблицу «Формы естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия, характеристики и примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие, характеристику и пример из предложенного списка
Список понятий, характеристик, примеров:
1) Половой
2) Движущий
3) Формирование устойчивости бактерий к антибиотикам
4) Возникновение нового признака
5) Возрастание числа гетерозиготных организмов
6) Сохранение организмов с двумя крайними отклонениями от среднего значения признака
7) Групповой
8) Сохранение реликтового вида растения гинкго двулопастного
ОТВЕТ:
2 |
6 |
8 |
ЛИНИЯ 23
Если животное обитало 182 млн лет назад, то мы будем отсчитывать в следующем порядке порядке:
Сколько максимально мы можем вычесть? Только 66 (кайнозойскую эру)
182 млн - 66 млн кайнозойской эры = 116 млн лет. Значит животное обитало в мезозойскую эру.
Чтобы установить период начинаем вычитать периоды: 116 – 79 (меловой) = 37 млн лет
Из 37 мы уже не можем вычесть юрский, следовательно в юрском периоде обитало это животное
Элемент ответа (первый элемент , а их три ):
1) Эра – Мезозойская; Период – Юрский;
Элементы ответа:
1) Эра – Мезозойская; Период – Юрский;
2) к рептилиям животное можно отнести на основании наличия
челюсти с зубами, длинного хвоста и развитых пальцев;
3) к птицам животное можно отнести на основании наличия
перьевого покрова и крыльев
Начинаем рассуждать:
Если растение обитало 350-285 млн лет назад, то мы будем работать с двумя цифрами в следующем порядке:
1.Работаем с первым числом 350:
Число 350 больше, чем 252, поэтому 350 млн - 252 млн (мезозойской эры) = 98 млн лет. Это число больше , чем 47.
Поэтому 98-47(пермский период) = 51 млн лет, даное число меньше 60 - попадаем в каменноугольный период.
Значит растение обитало в палеозойскую эру.
2. У нас в условии задания два числа – с одни мы уже проделали решение, теперь работаем со вторым числом 285:
285 больше, чем 252, поэтому 285-252 =33 мл лет
Число 33 меньше, чем 47 – попадаем в пермский период.
Значит данное растение существовало в двух периодах палеозойской эры – каменноугольном и пермском.
ОТВЕТ: Эра – палеозойская, периоды – каменноугольный и пермский.
|
|
Рассуждаем: Животное обитало 167 млн лет назад. Число 167 больше , чем 66, но меньше чем 252 поэтому - эра мезозойская, далее 167-66 = 101, далее вычисляем период 101 больше, чем 79 (меловой период), поэтому 101-79=22 , 22 меньше, чем 56, поэтому данное животное обитало в юрском периоде. |
Элементы ответа всего задания: 1) Эра- мезазойская, период –юрский 2) Тип –Моллюски,так как имеется спирально закрученная раковина 3) Воздушные камеры обеспечивали движение в толще воды за счет изменения давления воздуха в камерах раковины: при уменьшении плотности моллюск – всплыва, а при увеличении – погружался. |
|
|
Рассуждаем: 1) 267 больше 66 и больше 252, но меньше 541, следовательно - палеозойская эра. 2) Находим период: 3) 267-252=15, данное число меньше 47, следовательно пермский период
|
Элементы ответа: 1) Палеозойская эра, пермский период 2) Класс млекопитающие, так как на рисунке мы видим , что у данного животного имеются дифференцированные зубы, наличие волосяного покрова. 3) Это животное занимало третий трофический уровень, так как являлось хищником.
|
|
.
|
Рассуждаем: 282-260 мл лет назад 282-252=30 260-252=8 Эра палеозойская, а период –пермский, так как числа 8 и 30 меньше 47 |
Элементы ответа: 1) Эра-палеозойская, период-пермский 2) Класс Млекопитающие – дифференцированные зубы, костное небо, наличие на челюстях – зубных альвеол 3) Класс Пресмыкающиеся – конечности по бокам тела, наличие вороньих костей в поясе передних конечностей. |
|
Элементы ответа: 1) Палеозойская эра, каменноугольный период 2) Класс Насекомые – две пары крыльев, три пары конечностей, тело состоит из трех отделов –голова, грудь, брюшко. 3) Данное животное не могло опылять цветковые растения, так как первые цветковые растения появились позже , а в данный период (каменноугольный) произрастали споровые растения. |
Рассуждаем: 348 больше 252, поэтому 348-252=96 96 больше, чем 47 (пермский период), поэтому 96-47=49 Число 49 меньше 60, следовательно каменноугольный период палеозойской эры |
ЛИНИЯ 26
№1: Какие ароморфозы в строении клетки обеспечили появление одноклеточных эукариотических организмов в процессе эволюции органического мира? Назовите три ароморфоза. Обоснуйте их значение.
ОТВЕТ:
1) Обособление ядра (появление ядерной оболочки). Значение: способствовало защите наследственного аппарата клетки;
2) Увеличение генетической информации. Значение: привело к разнообразию клеток и организмов;
3) Возникновение мембранных органоидов. Значение привело к разделению процессов в цитоплазме, разнообразию процессов, усложнению клетки
№2: Объясните, как переселение человеком собак в Австралию привело к образованию нового вида (Дикая собака динго). Для объяснения используйте знания о факторах эволюции.
Ответ:
) популяция собак, переселённых в Австралию, оказалась пространственно изолированной от популяций собак (волков) других континентов;
2) в изолированной популяции собак появились новые мутации (признаки, аллели), которые оказались полезными в новых условиях жизни;
3) длительный естественный отбор сохранил полезные признаки (мутации) и привёл к изменению генофонда;
4) репродуктивная изоляция привела к формированию нового вида
!!!! Факторы эволюции:
1. Наследственная изменчивость
2. Естественный отбор
3. Изоляция
Главный признак возникновения нового вида – репродуктивная изоляция
№3: Какие ароморфозы в строении покрова, дыхательной и кровеносной системы произошли у пресмыкающихся? Обоснуйте их значение
ОТВЕТ:
1) сухая кожа и роговые образования на ней препятствуют испарению воды из организма (исчезновение кожного дыхания), что способствовало распространению в наземно-воздушной среде;
2) ячеистые лёгкие увеличили площадь газообмена и поступления кислорода в кровь, что повысило обмен веществ;
3) появление неполной перегородки в желудочке сердца уменьшило смешиваемость крови, обеспечило более эффективное снабжение органов кислородом, что повысило обмен веществ
№3: Популяция стабильна, если имеет большую численность. Почему вероятность исчезновения малочисленных популяций выше, чем многочисленных
Ответ:
1) воздействие неблагоприятных факторов внешней среды повышает вероятность гибели (популяционные волны);
2) чем меньше особей в популяции, тем слабее связи между её членами. А такие связи могут существенно повышать выживаемость (звуковая сигнализация, химическая сигнализация, изменение среды обитания);
3) снижение репродуктивной способности (снижение рождаемости);
4) близкородственное скрещивание приводит к проявлению рецессивных генов (выше вероятность появления аа – рецессивных гомозигот, у которых проявляются рецессивные признаки)
№4: Человек (Homo) – единственный род животных, в процессе эволюции освоивший получение и использование огня. Какова роль огня в становлении человека разумного как биологического вида? Как огонь способствовал биологическому прогрессу рода Homo? Приведите не менее четырёх обоснований.
ОТВЕТ:
1) термически обработанная пища легче усваивалась, что увеличило поступление в организм незаменимых аминокислот, способствовало развитию головного мозга;
2) термическая обработка пищи сокращала численность паразитов (и болезнетворных микроорганизмов) в ней, увеличивая выживаемость популяции;
3) огонь – источник света, позволяющий отпугивать хищников (защита от хищников);
4) огонь – источник тепла, позволивший заселять более холодные регионы (расширить ареал);
5) огонь способствовал развитию коммуникации между членами группы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.