Подготовка ЕГЭ : Происхождение и эволюция жизни на Земле

  • doc
  • 13.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Происхождение жизни.doc

ЕГЭ – подготовка

Предмет: Биология

Тема: Происхождение и эволюция жизни на Земле

 

ТИПЫ ЗАДАНИЙ

 

ЧАСТЬ 1

 

№ задания

Проверяемые элементы содержания и форма

Кол-во баллов

Линия 2

Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Работа с таблицей

1 балл

Линия 15

Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом)

2 балла

Линия 16

Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рисунка) 6

2 балла

Линия 19

Общебиологические закономерности. Установление последовательности

2 балла

Линия 20

Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка

2 балла

Линия 21

Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме

2 балла

 

ЧАСТЬ 2

 

№ задания

Проверяемые элементы содержания и форма

Кол-во баллов

Линия 22

Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание)

2 балла

Линия 23

Задание с изображением биологического объекта

3 балла

Линия 24

Задание на анализ биологической информации

3 балла

Линия 26

Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации

3 балла

 

 

 

 

 

 

 

Типы заданий по линиям

ЛИНИЯ 2

 

№1:Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком

 

Частнонаучный метод

Применение метода

?

Изучение реликтовых форм для установления эволюцииорганизмов

Гибридологический

Подбор родительских пар для скрещивания и анализ потомств

 

Ответ: Биогеографический

 

№2: Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком

Раздел биологии

Объекты изучения

Физиология

Механизм сокращения бицепса

?

Распространение сумчатых млекопитающи

 

Ответ: Биогеография

 

№3: Рассмотрите таблицу «Пути эволюции». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Путь эволюции

Пример

?

Появление цветка и плода у покрытосеменных

Общая дегенерация

Утрата пищеварительных органов ленточными червями

 

Ответ: Ароморфоз

 

ЛИНИЯ 15

 

№ 1: Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Клевер луговой. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1)Клевер луговой – небольшое растение, обычно его стебель достигает в высоту 15–40 см, но у отдельных особей – 60 см.

 (2)Клевер луговой распространён по лугам, полям, садам, лесам.  (экологический)

 (3)Листья у клевера тройчатые, на них имеются белые пятна.

 (4)Клевер луговой является хорошим медоносом. (экологический)

 (5)Цветки собраны в соцветие головку, чашечки в цветках короче венчиков.

(6)Цветки опыляются исключительно шмелями.( экологический)

 

ОТВЕТ:

1

3

5

 

№2: Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1)Вид в природе существует в виде отдельных популяций. (Вообще нет информации о видообразовани)

(2)За счёт накопления мутаций может сформироваться популяция в изменившихся условиях в исходном ареале. (Экологическое, так как в исходном ареале)

(3)Иногда микроэволюция связана с постепенным расширением ареала. (Географическое, так как меняется ареал)

(4)Естественный отбор закрепляет стойкие различия между растениями разных популяций одного вида,

занимающими один ареал, но произрастающими на суходольном лугу или в пойме реки. (Экологическое)

(5)Например, таким образом сформировались виды лютиков, произрастающих в лесу, на лугу, по берегам рек. (Экологический, так как один ареал, но разные условия)

(6)Фактором видообразования может служить пространственная изоляция, вызванная горообразованием (Географическое, так как пространственная изоляция)

 

2

4

5

 

ЛИНИЯ 16

№1: Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

А) утрата хлорофилла у растения заразихи

 Б) формирование крупных жилок у подорожника

 В) видоизменение листьев гороха в усики

 Г) возникновение рычажных конечностей у хордовых

Д) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков

 Е) развитие крылышек у плода клён

1) идиоадаптация

2) ароморфоз

3) общая дегенерация

 

ОТВЕТ:

3

1

1

2

3

1

 

 

№2: Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.

 

ПРИМЕР

ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

А) усы таракана и рыбы сома

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

В) глаза осьминога и собаки

Г) зубы акулы и кошки

Д) нос обезьяны и хобот слона

      Е) когти кошки и ногти обезьяны

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

 

ОТВЕТ: 212111

 

№3: Установите соответствие между уровнями организации жизни и явлениями, происходящими на этих уровнях

ЯВЛЕНИЕ

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) внутривидовая борьба за существование

Б) межвидовая борьба за существование

B) хищничество

Г) миграции в поисках пищи

Д) забота о потомстве

Е) поток энергии

1) популяционно-видовой

2) биоценотический

 

ОТВЕТ: 122112

 

№4: Установите соответствие между уровнями организации жизни и явлениями, происходящими на этих уровнях.

ЯВЛЕНИЕ

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) внутривидовая борьба за существование

Б) межвидовая борьба за существование

B) хищничество

Г) миграции в поисках пищи

Д) забота о потомстве

      Е) поток энергии

1) популяционно-видовой

2) биоценотический

ОТВЕТ: 122112

 

 

№5: Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЯВЛЕНИЯ

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) процессы охватывают всю планету

Б) симбиоз

B) межвидовая борьба за существование

Г) передача энергии от продуцентов консументам

Д) испарение воды

Е) сукцессия (смена природных сообществ)

 

1)биоценотический

2) биосферный

 

ОТВЕТ: 211221

 

№6: Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

ПРИМЕР

ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

A) филогенетический ряд лошади

Б) наличие копчика в скелете человека

B) перо птицы и чешуя ящерицы

Г) отпечатки археоптерикса

Д) многососковость у человека

1) сравнительно-анатомические

2) палеонтологические

 

 

ОТВЕТ: 21121

 

№ 7: Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.

ПРИМЕР

ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

A) переходные формы

Б) гомологичные органы

B) рудименты

Г) единый план строения органов

Д) окаменелости

Е) атавизмы

1) палеонтологические

2) сравнительно-анатомические

 

 Ответ: 122212

 

 

 

 

№ 8: Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, кото­рой соответствует данный пример.

ПРИМЕР

ОСОБЕННОСТЬ

А) предплечье лягушки и курицы

Б) ноги мыши и крылья летучей мыши

В) крылья воробья и крылья саранчи

Г) плавник кита и плавник рака

Д) роющие конечности крота и медведки

Е) волосы человека и шерсть собаки

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

Ответ: 112221

 

№9: Установите соответствие между событием и уровнем организации жизни, на котором оно происходит.

СОБЫТИЕ

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ЖИЗНИ

А) мутационный процесс

Б) сукцессия

В) внутривидовая борьба за существование

Г) образование пищевых цепей

Д) свободное скрещивание особей

Е) круговорот веществ

1) популяционный уровень

2) биогеоценотический уровень

 

Ответ: 121212

 

№ 10: Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) колючки кактуса и колючки барбариса

Б) останки зверозубых ящеров

В) филогенетический ряд лошади

Г) многососковость у человека

Д) аппендикс у человека

1) палеонтологический

2) сравнительно-анатомический

Ответ: 21122

 

 

 

 

 

№11: Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

А) конечности пчелы и кузнечика

Б) крылья птицы и бабочки

В) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина

 Г) глаза кальмара и собаки

Д) конечности зайца и кошки

 Е) передние конечности крота и насекомого медведки

1) конвергенция

2) дивергенция

 

Ответ: 211121

 

ЛИНИЯ 19

№1: Установите последовательность процессов формирования приспособленности организмов к новым условиям обитания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) проявление новых признаков у единичных особей в популяции

2) сохранение естественным отбором и размножение особей с новыми полезными  признаками

3) формирование  адаптаций к новым условиям у организмов

4) возникновение случайных  мутаций у отдельных особе

ОТВЕТ:

4

1

2

3

 

№2: Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр

1) образование цветка

2) появление вегетативных органов (корней, побегов)

 3) формирование примитивной покровной ткани

 4) возникновение многоклеточных слоевищных форм

5) появление семени

ОТВЕТ:

4

3

2

5

1

 

 

 

 

 

 

ЛИНИЯ 20

Проанализируйте таблицу «Формы естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия, характеристики и примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие, характеристику и пример из предложенного списка

 

Список понятий, характеристик, примеров:

1) Половой

2) Движущий

3) Формирование устойчивости бактерий к антибиотикам

4) Возникновение нового признака

5) Возрастание числа гетерозиготных организмов

6) Сохранение организмов с двумя крайними отклонениями от среднего значения признака

 7) Групповой

8) Сохранение реликтового вида растения гинкго двулопастного

 

ОТВЕТ:

2

6

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИНИЯ 23

 

Если животное обитало 182 млн лет назад, то мы будем отсчитывать  в следующем порядке порядке:

 Сколько максимально мы можем вычесть? Только 66 (кайнозойскую эру)

182 млн - 66 млн кайнозойской эры = 116 млн лет. Значит животное обитало в мезозойскую эру.

Чтобы установить период начинаем вычитать периоды: 116 – 79 (меловой) = 37 млн лет

Из 37 мы уже не можем вычесть юрский, следовательно в юрском периоде обитало это животное

 

Элемент ответа (первый элемент , а их три ):

1) Эра – Мезозойская; Период – Юрский;

 

Элементы ответа:

1) Эра – Мезозойская; Период – Юрский;

2) к рептилиям животное можно отнести на основании наличия

челюсти с зубами, длинного хвоста и развитых пальцев;

3) к птицам животное можно отнести на основании наличия

перьевого покрова и крыльев

 

Начинаем рассуждать:

Если растение обитало 350-285 млн лет назад, то мы будем работать с двумя цифрами в следующем  порядке:

1.Работаем с первым числом 350:

Число 350 больше, чем 252, поэтому 350 млн - 252 млн (мезозойской эры) = 98 млн лет. Это число больше , чем 47.

Поэтому 98-47(пермский период) = 51 млн лет, даное число меньше 60  - попадаем в каменноугольный период.

Значит растение обитало в палеозойскую эру.

2. У нас в условии задания два числа – с одни мы уже проделали решение, теперь работаем со вторым числом 285:

285 больше, чем 252, поэтому 285-252 =33 мл лет

Число 33 меньше, чем 47 – попадаем в пермский период.

Значит данное растение существовало в двух периодах палеозойской эры – каменноугольном и пермском.

ОТВЕТ: Эра – палеозойская, периоды – каменноугольный и пермский.

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждаем: Животное обитало 167 млн лет назад.

Число 167 больше , чем 66, но меньше чем 252 поэтому  - эра мезозойская, далее

167-66 = 101, далее вычисляем период

101 больше, чем 79 (меловой период), поэтому

101-79=22 ,

22 меньше, чем 56, поэтому данное животное обитало в юрском периоде.

Элементы ответа всего задания:

1)     Эра- мезазойская, период –юрский

2)     Тип –Моллюски,так как имеется спирально закрученная  раковина

3)     Воздушные камеры обеспечивали движение в толще воды за счет изменения давления воздуха в камерах раковины: при уменьшении плотности моллюск – всплыва, а при увеличении – погружался. 

 

 

 

 

Рассуждаем:

1)     267 больше 66 и больше 252, но меньше 541, следовательно  - палеозойская эра.

2)     Находим период:

3)     267-252=15, данное число меньше 47, следовательно пермский период

 

Элементы ответа:

1)     Палеозойская эра, пермский период

2)     Класс млекопитающие, так как на рисунке  мы видим , что у данного животного имеются  дифференцированные зубы, наличие волосяного покрова.

3)     Это животное занимало третий трофический уровень, так как являлось хищником.

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Рассуждаем:

282-260 мл лет назад

282-252=30

260-252=8

Эра палеозойская, а период –пермский, так как числа 8 и 30 меньше 47

Элементы ответа:

1)     Эра-палеозойская, период-пермский

2)     Класс Млекопитающие – дифференцированные зубы, костное небо, наличие на челюстях – зубных альвеол

3)     Класс Пресмыкающиеся – конечности по бокам тела, наличие вороньих костей в поясе передних конечностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элементы ответа:

1)     Палеозойская эра, каменноугольный период

2)     Класс Насекомые – две пары крыльев, три пары конечностей, тело состоит из трех отделов –голова, грудь, брюшко.

3)     Данное животное не могло опылять цветковые растения, так как первые цветковые растения появились позже , а в данный период (каменноугольный) произрастали споровые растения.

Рассуждаем:

348 больше 252, поэтому

348-252=96

96 больше, чем 47 (пермский период), поэтому

96-47=49

Число 49 меньше 60, следовательно каменноугольный период палеозойской эры

 

ЛИНИЯ 26

№1: Какие ароморфозы в строении клетки обеспечили появление одноклеточных эукариотических организмов в процессе эволюции органического мира? Назовите три ароморфоза. Обоснуйте их значение.

ОТВЕТ:

1) Обособление ядра (появление ядерной оболочки). Значение: способствовало защите наследственного аппарата клетки;

2) Увеличение генетической информации. Значение: привело к разнообразию клеток и организмов;

3) Возникновение мембранных органоидов. Значение привело к разделению процессов в цитоплазме, разнообразию процессов, усложнению клетки

 

 

№2: Объясните, как переселение человеком собак в Австралию привело к образованию нового вида (Дикая собака динго). Для объяснения используйте знания о факторах эволюции.

Ответ:

) популяция собак, переселённых в Австралию, оказалась пространственно изолированной от популяций собак (волков) других континентов;

2) в изолированной популяции собак появились новые мутации (признаки, аллели), которые оказались полезными в новых условиях жизни;

3) длительный естественный отбор сохранил полезные признаки (мутации) и привёл к изменению генофонда;

4) репродуктивная изоляция привела к формированию нового вида

 

!!!! Факторы эволюции:

 1. Наследственная изменчивость

2. Естественный отбор

 3. Изоляция

Главный признак возникновения нового вида – репродуктивная изоляция

 

№3: Какие ароморфозы в строении покрова, дыхательной и кровеносной системы произошли у пресмыкающихся? Обоснуйте их значение

ОТВЕТ:

1) сухая кожа и роговые образования на ней препятствуют испарению воды из организма (исчезновение кожного дыхания), что способствовало распространению в наземно-воздушной среде;

2) ячеистые лёгкие увеличили площадь газообмена и поступления кислорода в кровь, что повысило обмен веществ;

3) появление неполной перегородки в желудочке сердца уменьшило смешиваемость крови, обеспечило более эффективное снабжение органов кислородом, что повысило обмен веществ

 

№3: Популяция стабильна, если имеет большую численность. Почему вероятность исчезновения малочисленных популяций выше, чем многочисленных

Ответ:

1) воздействие неблагоприятных факторов внешней среды повышает вероятность гибели (популяционные волны);

2) чем меньше особей в популяции, тем слабее связи между её членами. А такие связи могут существенно повышать выживаемость (звуковая сигнализация, химическая сигнализация, изменение среды обитания);

3) снижение репродуктивной способности (снижение рождаемости);

4) близкородственное скрещивание приводит к проявлению рецессивных генов (выше вероятность появления аа – рецессивных гомозигот, у которых проявляются рецессивные признаки)

 

№4: Человек (Homo) – единственный род животных, в процессе эволюции освоивший получение и использование огня. Какова роль огня в становлении человека разумного как биологического вида? Как огонь способствовал биологическому прогрессу рода Homo? Приведите не менее четырёх обоснований.

ОТВЕТ:

1) термически обработанная пища легче усваивалась, что увеличило поступление в организм незаменимых аминокислот, способствовало развитию головного мозга;

2) термическая обработка пищи сокращала численность паразитов (и болезнетворных микроорганизмов) в ней, увеличивая выживаемость популяции;

3) огонь – источник света, позволяющий отпугивать хищников (защита от хищников);

4) огонь – источник тепла, позволивший заселять более холодные регионы (расширить ареал);

5) огонь способствовал развитию коммуникации между членами группы.