Задания 21-24 объединены вокруг фрагмента научно-популярного текста. Двадцать второе задание ЕГЭ по обществознанию предполагает работу с текстом и поиск в нем информации, однако теперь ответ заключается не в простом цитировании авторских слов – нужно самостоятельно выделить и охарактеризовать то, что требуется в задании, а иногда еще и привести какие-то дополнительные аргументы, основываясь на собственных знаниях, т.е. использовать текст для ответа на поставленные вопросы и объяснить смыслодного из использованных автором текста понятий. За выполнение задания можно получить от 0 до 2-х первичных баллов. Задание имеет базовый уровень сложности.
Решение задания 22 части 2
ЕГЭ по обществознанию
Советы учащимся по выполнению задания по тексту:
При подготовке к экзамену очень важна отработка заданий по тексту.
1.Поймите, что именно требуется для успешного ответа.
2.Определите, из каких частей складывается задание.
3. Постарайтесь выполнить все задание.
4. Если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа; неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы).
5.Не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено в задании.
6. Практикуйтесь как можно чаще.
7. Ошибки в большинстве случаев совершаются именно по невнимательности. Перечитывайте задания несколько раз, потом ещё раз перепроверьте всё при переносе ответов в бланки.
1. Не находят правильный ответ в тексте. 2. Переписывают часть текста. 3. Не умеют грамотно построить предложения, создают бессмысленные формулировки. 5. Не разводят требования (например, привести авторское мнение или собственные суждения). 6. Не конкретизируют предложенные положения на основе привлечения контекстных знаний. 7. Отвечают не на все требуемые вопросы задания. 8. Неаккуратно оформляют ответ: пишут неразборчиво, не читаемо, сплошной текст.
Ошибки при выполнении и оформлении задания
Алгоритм выполнения задания 22
Сложность 22 задания заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание. Задание обращено к тексту, но часть вопроса требует самостоятельного ответа ученика. Это может быть пояснение авторского суждения, т.е. теоретические знания, дополняющие приведенные в тексте аспекты.
Алгоритм выполнения задания 22
Прежде, чем отвечать на вопрос, внимательно прочитайте текст. Помните, ответ или подсказка содержится в тексте.
Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какойсодержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку задание предполагает привлечение контекстных знаний.
Читайте вопрос вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью, понять, что требуется в задании.
Обратить внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5, хотя обычно не бывает более 3-х ответов.
Не выходить за рамки обозначенного вопроса.
В большинстве случаев задание делается СТРОГО по тексту, поэтому ответы на эти задания выписываются СТРОГО по тексту, сохраняя орфографию пунктуацию текста. Не нужно перефразировать предложения автора, этого не требуют. Лучше процитировать слова автора, используя кавычки.
Никогда не пробегать мельком по тексту, потому что именно в нём содержатся все инструкции, которые нужно раскрыть при ответе. Очень часто ученики не дочитывают до конца задание с мыслями «и так всё понятно», а потом делают совсем не то, что нужно.
Упростить фразы, если это возможно или нужно (не переписывайте бездумно целые абзацы).
Пример выполнения задания 22
Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарноматериальных запасов и т.д.
Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность. Экономический рост... должен достигаться не за счёт деградации окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых... Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на неё... Экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам... Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? (ответ выделен красным цветом). Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства. (ответ выделен синим цветом)
Объяснение, например: способность субъекта отвечать за сделанный в процессе экономической деятельности выбор и его последствия.
Содержательная линия «Экономическая сфера».
Ответ на 1 вопрос требует теоретических знаний.
Ответы на 2-3 вопрос по содержанию текста.
Пример выполнения задания 22
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯM
Исследование процесса зарождения малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых. С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели, малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень. Переселение десятков миллионов людей в крупные города создало неразрешимую проблему жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики, но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце 1980-х — начале 1990-х годов, пока полностью не оправдываются. Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся: быстрое реагирование на конъюнктуру; решение социальных вопросов, например возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики.
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно- технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Автор показывает, что сегодня в России созданы предпосылки для успешного развития малого предпринимательства. Назовите две из них.
Мы видим вопрос точно по тексту с указанием количества элементов (две). Внимательно читая находим нужный блок (в тексте обозначен красным). Из него выделяем главные мысли и формулируем ответ:
Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий
Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.
Пример выполнения задания 22
Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чём они думают в своей повседневной жизни. Но предметом её исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдаёт хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всём этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за неё плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит своё проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определённое количество денег. Именно это определённое и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Так же как точные весы химика сделали химию более точной, чем большинство других естественных наук, так и эти весы экономиста, сколь бы грубы и несовершенны они ни были, сделали экономическую науку более точной, чем любая другая из общественных наук. Но экономическую науку, разумеется, нельзя приравнять к точным и естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры. Источник преимуществ экономической науки перед другими отраслями общественных наук, следовательно, кроется, по-видимому, в том факте, что её специфическая область предоставляет гораздо бóльшие возможности для применения точных методов исследования, чем любая другая общественная наука. Она занимается главным образом теми желаниями, устремлениями и иными склонностями человеческой натуры, внешние проявления которых принимают форму стимулов к действию, причём сила или количественные параметры этих стимулов могут быть оценены и измерены с известным приближением к точности, а поэтому в некоторой степени поддаются исследованию с помощью научного аппарата. Применение научных методов и анализа в экономической науке возникает лишь тогда, когда силу побудительных мотивов человека – а не самих мотивов – становится возможным приблизительно измерить той суммой денег, которую он готов отдать, чтобы получить взамен желаемое удовлетворение, или, наоборот, той суммой, которая необходима, чтобы побудить его затратить определённое количество утомительного труда… Между тем жизненная сфера, которая особенно интересует экономическую науку, – это та, где поведение человека обдуманно, где он чаще всего высчитывает выгоды и невыгоды какого-либо конкретного действия, прежде чем к нему приступить. (А. Маршалл)
22. Какую жизненную сферу изучает экономическая наука? (Дайте ответ с опорой на текст.) Что, по мнению автора, является самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности? Какой нематериальный стимул экономической деятельности упомянут в тексте? Ответ: экономическая наука изучает хозяйственную сферу жизни (выделена в тексте черным цветом)
- самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за неё плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. (красным цветом)
- нематериальный стимул экономической деятельности упоминаемый автором – это «благородный дух соревнования» (синим цветом)
Пример выполнения задания 22
«Правовой статус личности представляет собой систему прав и обязанностей, законодательно закрепленную государством в Конституции и иных нормативно-юридических актах. В правах и обязанностях не только фиксируются стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными и целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.Четкая урегулированность и упорядоченность взаимоотношений государства и личности обусловлена особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя и его нормального функционирования. Правовой статус личности различается в зависимости от того, является ли она гражданином, иностранцем либо лицом без гражданства. Для большинства населения, находящегося под юрисдикцией данного государства, предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как определенное политико-правовое состояние человека, позволяющее пользоваться правами и свободами и выполнять установленные законом обязательства. Существует несколько подходов к определению правового статуса личности. Так, в структуру правового статуса личности включают гражданство, общую правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическую ответственность и др.» Т.Ф. Раджабова
22. Что включают в себя права и обязанности человека и гражданина? Приведите по одному примеру конституционных прав и обязанностей человека и гражданина.
Ответ:
№ 22
В правах и обязанностях фиксируются стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными и целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности (ответ выделен в тексте красным цветом)
Конституционные права: право на неприкосновенность жилища; право на образование
Конституционные обязанности: охрана природы, памятников культуры
Пример выполнения задания 22
Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».
Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.
Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.
22. Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Укажите ещё одну функцию.
Ответ:
№ 22.
Функции государства:
1. Обеспечение целостности общества; (находят в тексте)
2.Обеспечение условий для реализации прав и свобод личности; (находят в тексте)
3. Обеспечение безопасности жителей, охрана границ и поддержание правопорядка. (указывают самостоятельно)
Пример оформления задания 22
Какую жизненную сферу изучает экономическая наука? (Дайте ответ с опорой на текст.) Что, по мнению автора, является самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности? Какой нематериальный стимул экономической деятельности упомянут в тексте?
Ответ:
Обязательно пронумеровать задание.
№ 22.
1. Экономическая наука изучает хозяйственную сферу жизни.
2. Самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности, по мнению автора, служит желание получить за неё плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу.
Нематериальный стимул экономической деятельности
упоминаемый автором – это «благородный дух соревнования».
Цитату из текста пишем в кавычках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.