Подготовка к написанию сочинения на уроках русского языка и литературы.
Оценка 4.7

Подготовка к написанию сочинения на уроках русского языка и литературы.

Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык
06.10.2022
Подготовка к написанию сочинения на уроках русского языка и литературы.
Подготовка к написанию сочинения на уроках русского языка и литературы
Подготовка к написанию сочинения.docx

Подготовка к написанию  сочинения

на уроках русского языка и литературы.

Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу, предполагающую изложение обучающимися своих мыслей на заданную тему. Умение писать сочинение формируется в первую очередь в процессе изучения русского языка и литературы.

Подготовку  следует начинать с 5 класса основной школы, ориентируя обучающихся на реализацию следующих важных метапредметных результатов ФГОС ООО:

¾   умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;

¾   осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

¾   владение устной и письменной речью.

В процессе подготовки к сочинению обучающиеся должны научиться сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного письменного высказывания, строить логическое рассуждение и делать выводы, чему помогают такие универсальные учебные действия, как:

  составление плана и следование ему в процессе создания текста сочинения, формулирование и обоснование тезисов, связанных с темой;

  соблюдение соразмерности и логического порядка частей высказывания, логики перехода от одного смыслового фрагмента к другому;

  установление логических связей между вступлением и заключением.

Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически.

1)      Для мониторинга умений написания  сочинения следует провести не менее трех контрольных сочинений в течение учебного года.

2)      На уроках следует выполнять задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения.

3)      Работу над ошибками  следует проводить с опорой на критерии оценки.

4)      При анализе сочинений необходимо цитировать и обсуждать фрагменты удачных работ; определять направления доработки текстов (находить неудачные формулировки мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и др.).

5)      Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с обучающимися по конкретным замечаниям к их работам.

Важно организовать самостоятельную работу обучающихся по подготовке к сочинению:

·          подбор текстов художественных произведений, необходимых для раскрытия тем итогового сочинения, и их повторение;

·          систематическое повторение основных норм русского литературного языка (лексических, стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных).

Необходимо познакомить учащихся с инструкцией, в которой изложены требования к сочинению (параметрам его оценки). Инструкция представляет собой пошаговые рекомендации участникам  сочинения, в ней отражены требования, в соответствии с которыми учащиеся должны строить свои сочинения, а учитель ‒ оценивать их работы. Внимательное чтение инструкции, понимание изложенных в ней требований и точное их выполнение способствуют успешному написанию  сочинения.

Осуществляя подготовку обучающихся к написанию   сочинения, учитель должен использовать задание, представленное в инструкции.

Основные требования к школьному сочинению по литературе:

·          Соответствие теме. (В сочинении раскрыты понятия, входящие в формулировку темы и выражающие поставленную в нём проблему.)

·          Наличие основной мысли. (Решена поставленная в формулировке проблема.)

·          Доказательность основной мысли. (Дается развернутая аргументация своей позиции с привлечением текста художественного произведения. Выдвинутые положения подтверждаются текстом.)

·          Полнота, глубина и самостоятельность раскрытия темы. (В сочинении обучающегося показано знание художественного произведения, умение отбирать литературный материал применительно к данной теме.)

·          Связность, последовательность, логичность изложения. (Каждое новое положение сочинения, развивающее основную мысль, является следствием предыдущего; вывод – следствие рассуждений.)

·          Стройность композиции сочинения. (Соблюдается соразмерность частей сочинения: вступления, основной части, заключения).

·          Стилевое единство, выразительность изложения. (Для сочинения характерна простота изложения, в нём отсутствуют словесные штампы, достигнута эмоциональность речи.)

·          Фактическая точность. (Отсутствуют искажения литературных и исторических фактов.)

·          Речевая грамотность. (Точный подбор слов для выражения своих мыслей, целесообразное употребление лексических и синтаксических средств.)

Организуя подготовку учащихся, учитель может рекомендовать следующий алгоритм написания сочинения:

1) Обдумывание темы, определение её границ, выявление содержания. Чтобы точно определить тему, необходимо в её формулировке найти ключевые слова, помогающие выявить проблему.

2) Формулировка основной мысли (идеи) сочинения.

3)Подбор аргументов из произведения (произведений) отечественной или мировой литературы для доказательства основной мысли. Ученик может выбрать  свой путь осмысления предложенной темы (отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой, или строить высказывание на основе связанных с темой тезисов).

4)Подбор фактического и литературного материала для убедительного обоснования тезисов.

5)Составление плана сочинения. План поможет написать стройную по композиции работу, избежать повторов, отклонений от темы. В каждом пункте плана можно указать примеры из текста и цитаты, необходимые для раскрытия темы.

6)Написание текста сочинения.

7)Проверка сочинения.

Надо выработать у учащихся привычку внимательно читать свою работу. При первом чтении проверяется содержание сочинения. При повторном чтении осуществляется проверка его композиции и логики изложения материала. Наконец, ученик проверяет речевую и языковую грамотность текста. 

Важной частью подготовки обучающихся к сочинению является совершенствование умений анализировать художественное произведение. Анализ текста предполагает выявление отдельных элементов художественной формы и содержания. К формальным элементам художественного текста относятся стиль, жанр, композиция, ритм. К содержательным элементам – тема, идея, пафос, фабула, конфликт, характер. Привлекая для аргументации произведение  литературы, учащийся должен обязательно использовать элементы смыслового  анализа текста.

Завершая повторение изученного произведения, можно ставить перед школьниками контрольные вопросы, которые помогают выявить уровень усвоения произведения:

•        Перескажите сюжет произведения; выделите в нём экспозицию и завязку основного конфликта; разобравшись в его причинах, найдите кульминацию и развязку.

•        Охарактеризуйте конфликт (идеологический, социальный, психологический и др.).

•        Какова система персонажей в произведении, как соотносятся герои между собой (противопоставлены или сопоставлены)?

•        Назовите основные проблемы, поставленные в произведении.

•        Определите авторскую позицию.

•        Перечислите основные черты стиля (поэтики) автора произведения.

Учителю следует уделить больше учебного времени анализу письменных работ обучающихся после их тщательной проверки.

Анализ сочинений можно проводить в следующих формах:

•        рецензия учителя;

•        взаимное рецензирование обучающимися письменных работ друг друга;

•        разбор сочинений на уроке;

•        индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным замечаниям к их сочинениям;

•        редактирование работ  школьниками с целью совершенствования написанного; 

•        работа над ошибками в сочинении (речевыми, грамматическими, орфографическими и пунктуационными).

Сочинение является результатом систематической работы,  осуществляемой на уроках литературы на протяжении всех лет обучения.  Следует увеличить количество специальных уроков для обучения написанию сочинений и уроков, посвящённых аналитическим разборам письменных творческих работ учащихся, А также включать в учебную работу контрольные сочинения на основе художественных произведений.

Подготовка к сочинению способствует реализации главного метапредметного результата  образования – умения смыслового чтения, сущность которого заключается в развитой способности понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного и умение его интерпретировать), самостоятельно выявлять его глубинные смыслы и смысловую роль его композиции и структуры, логики изложения информации.


 

Скачано с www.znanio.ru

Подготовка к написанию сочинени я на уроках русского языка и литературы

Подготовка к написанию сочинени я на уроках русского языка и литературы

Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с обучающимися по конкретным замечаниям к их работам

Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с обучающимися по конкретным замечаниям к их работам

Речевая грамотность. (Точный подбор слов для выражения своих мыслей, целесообразное употребление лексических и синтаксических средств

Речевая грамотность. (Точный подбор слов для выражения своих мыслей, целесообразное употребление лексических и синтаксических средств

Перескажите сюжет произведения; выделите в нём экспозицию и завязку основного конфликта; разобравшись в его причинах, найдите кульминацию и развязку

Перескажите сюжет произведения; выделите в нём экспозицию и завязку основного конфликта; разобравшись в его причинах, найдите кульминацию и развязку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2022