Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

  • docx
  • 18.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Подготовка к обучению грамоте.docx

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

План:

1.     Выдержки из ФГОС.

2.     Понятие «подготовка к обучению грамоте», задачи.

3.     Направления работы по подготовке к обучению грамоте.

4.     Заключение.

Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего времени остается во многом дискуссионным.

Следует ли целенаправленно знакомить ребенка-дошкольника с буквами, нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего школьника читать и писать? Мнения педагогов бывают противоположными: от «Обязательно!» до «Ни в коем случае!».

Прежде чем начать говорить об обучении грамоте,  хотелось бы озвучить некоторые выдержки из Федерального Государственного Образовательного Стандарта, касаемо непосредственно нашей темы.

п. 2.6. В соответствии с ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

·        социально-коммуникативное развитие;

·        познавательное развитие; речевое развитие;

·        художественно-эстетическое развитие;

·        физическое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

п. 4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными форматами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Грамота –  базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

           Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

   Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

   Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

a  знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

a  знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

a  знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

a  научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

a  научить детей   сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

a  научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

a  научить   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

 

Работу по подготовке к обучению грамоте  детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

1.Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». На слайде я представила перечень вопросов, на которые ребёнок, заканчивая дошкольное образование, должен знать ответы.

- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Какие звуки называются согласными?
- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?
- Что такое слог? (правило)
- Что такое предложение? (правило)

      На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

Общие правила по формированию навыков звукового анализа.

1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:

         выделение звука из слова;

         определение первого звука;

         определение последнего звука;

         установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);

         полный звуковой анализ.

2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:

         с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);

         в речевом плане (проговаривание);

         по представлению - в уме (самое трудное).

3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа:

         слова из двух гласных (ау, уа);

         слова из двух звуков (ум, ах, ус);

         слова из трех звуков (дым, мир);

         слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

         слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

         слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

         слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

         слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

2. Знакомство детей со знаковой системой языка (буква) происходит только после знакомства со звуком

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

 Важен эмоциональный настрой!

         Написать букву в воздухе, на столе;

         Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

         Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

         Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;

         Вырывать из бумаги образ буквы;

         Получить в подарок букву;

         Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

         Вылепить из пластилина, теста;

         Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

         Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

 

3.Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д.  Обучение письму в полном объеме – только в школе).

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

·        развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

·        развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

·        развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».


Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).