Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
План:
1. Выдержки из ФГОС.
2. Понятие «подготовка к обучению грамоте», задачи.
3. Направления работы по подготовке к обучению грамоте.
4. Заключение.
Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего времени остается во многом дискуссионным.
Следует ли целенаправленно знакомить ребенка-дошкольника с буквами, нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего школьника читать и писать? Мнения педагогов бывают противоположными: от «Обязательно!» до «Ни в коем случае!».
Прежде чем начать говорить об обучении грамоте, хотелось бы озвучить некоторые выдержки из Федерального Государственного Образовательного Стандарта, касаемо непосредственно нашей темы.
п. 2.6. В соответствии с ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
· социально-коммуникативное развитие;
· познавательное развитие; речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
п. 4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными форматами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.
Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:
a знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
a знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
a знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
a научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
a научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
a научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
a научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
Работу по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:
1.Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». На слайде я представила перечень вопросов, на которые ребёнок, заканчивая дошкольное образование, должен знать ответы.
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Какие звуки называются согласными?
- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?
- Что такое слог? (правило)
- Что такое предложение? (правило)
На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
Общие правила по формированию навыков звукового анализа.
1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:
• выделение звука из слова;
• определение первого звука;
• определение последнего звука;
• установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);
• полный звуковой анализ.
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:
• с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
• в речевом плане (проговаривание);
• по представлению - в уме (самое трудное).
3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа:
• слова из двух гласных (ау, уа);
• слова из двух звуков (ум, ах, ус);
• слова из трех звуков (дым, мир);
• слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
• слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
• слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
• слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
• слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.
2. Знакомство детей со знаковой системой языка (буква) происходит только после знакомства со звуком
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
Важен эмоциональный настрой!
• Написать букву в воздухе, на столе;
• Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
• Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
• Вырывать из бумаги образ буквы;
• Получить в подарок букву;
• Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
• Вылепить из пластилина, теста;
• Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
• Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
3.Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
· развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),
· развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,
·
развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и
графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других
видов заданий),
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на
листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней
строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития
пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».
Готовность детей к обучению грамоте – это
личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития.
Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не
только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу
жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для
успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести
умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых,
связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться
книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.