Подготовка к сочинению-рассуждению 9 класс (9.3)

  • ppt
  • 16.08.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сочинение- рассуждение.ppt

«Подготовка учащихся 9 класса к написанию сочинения-рассуждения 9.3.»



Автор: Мустаева Эльмиря Ктдусовна ,
учитель русского языка и литературы

Муниципальное образовательное учреждение Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа Новомалыклинского района Ульяновской области

Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери
В.Г.Белинского

Композиция сочинения

I. Вступление. Тезис. Даём определение слову и комментарий к нему.
II. Основная часть
а) аргумент 1: из прочитанного текста, подтверждающий рассуждения.
б) аргумент 2: из собственного жизненного опыта.
III. Заключение. Вывод.
Помните, в сочинении должно быть как минимум 3 (ТРИ) абзаца!!!
Каждый абзац начинается с красной строки.
Количество слов – не менее 70 слов!!!

Тезис (вступ-ление)

Вывод

Пример
из прочитанного текста

Пример
из жизненного опыта

Пример задания 9.3.

9.3 Как вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вступление. Тезис

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.
Есть разные способы толкования лексического значения слова.

Понятийный способ

Любовь– это 1.Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
2. Чувство глубокого расположения , самоотверженной и искренней привязанности.

Материнский- принадлежащий матери.

Синонимический способ

Привязанность сильная : обожание

(словарь синонимов З.И.Александровой)

Ассоциативный способ

Материнская любовь- материнская песня, материнское сердце, материнские руки.

Комбинированный

Материнская забота, самоотверженность, доброта, ласка, жалость, чуткость, материнский долг, тепло.

Структура сочинения (I этап)

Формулируем тезис. Даём определение слову. В данном случае словосочетанию Материнская любовь.
Материнская любовь то самое прекрасное и сильное чувство в мире. Мать никогда не предаст, всегда поддержит, разделит с тобой твою радость и печаль.
2.Материнская любовь способна творить чудеса, рисковать и жертвовать собой ради ребенка. Любовь матери сопровождает человека всю жизнь, она вечна.
!!! Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Любовь – это когда….

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Например: Материнская любовь – это источник жизни на земле, излучающий свет, душевное тепло, нежность и ласку. Мать готова ради своего ребёнка на многое, даже на самопожертвование.

Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.



Комментарий (I этап)

Структура сочинения (I этап)

Для оформления вступления учащиеся могут использовать речевые клише: 
- Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
- Как можно понять это определение?
- Попробуем объяснить данное определение.

Критерий оценивания

С3К1 Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его – 1 б.

Экзаменуемый дал неверное определение
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.

Основная часть.Аргументы(II этап)

В основной части аргументируется тезис.

Необходимо привести 2 примера-аргумента
1) из указанного текста;
2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны
- соответствовать данному понятию;
- иллюстрировать данное определение.

Включение примеров


Для включения в сочинение примеров-аргументов
можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

Примеры (понятие) можно встретить в жизни.

Это определение можно доказать на таком примере.

В подтверждение приведу также пример из жизни.

Критерий оценивания

С3К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б.

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б.

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б.

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б.

Заключение. Вывод (III этап)


Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
значит, итак, следовательно, таким образом
или речевым клише
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Структура сочинения

В соответствии с выделением трех структурных частей, в сочинении должно быть как минимум три абзаца. Основная часть может быть дополнительно разделена на два абзаца согласно числу аргументов.

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но допущена одна логическая ошибка, и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки,
и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста-

Критерий оценивания

Посмотрите также