Подготовка к уроку

  • pptx
  • 10.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект к подготовке на урок.pptx

Ястребова, А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1980.
Автор отмечает, что в работе с заикающимися учащимися, имеющими недоразвитие речи, внимание учителя прежде всего должно быть направлено на уточнение и обогащение их словаря, активное использование имеющегося лексического запаса в собственных высказываниях. С этой целью учителю следует систематически прорабатывать с учениками читаемый текст, предварительно объяснив им значение каждого нового слова и оттенки значений уже известных слов; давать индивидуальные задания по словарной работе; учить составлять предложения сложных синтаксических конструкций и вводить их в устные высказывания. Этим ученикам необходимо помочь понять содержание слов-терминов, выражений, наиболее часто употребляемых на уроках, предварительно разобрав значение каждого из них. Необходимо держать таких детей в сфере своего внимания на уроке и постоянно побуждать их к активной речевой деятельности. При этом учитель должен помнить, что спрашивать заикающихся учеников следует столько же, сколько и других детей, используя при этом различные средства помощи.

Агафонова О.А. Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания//Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/07/25/zaikanie-harakteristika-osnovnyh-metodik-po-preodoleniyu-zaikaniya
Методика Ю.Б. Некрасовой.
Для реабилитации подростков и взрослых, страдающих тяжелой формой логоневроза (заиканием), Ю.Б. Некрасовой на основе метода эмоционально-стрессовой терапии К.М. Дубровского была создана методика логопсихотерапии - разновидность психотерапии, направленной на восстановление нарушенной речевой коммуникации. 
Авторская методика состоит из трех основных этапов:
1. Пропедевтический этап длится не менее полугода и строится на динамической психотерапевтической диагностике, в основе которой метод библиотерапии - лечение книгой.
2. В основе второго этапа реабилитации метод эмоционально-стрессовой психотерапии К.М. Дубровского, который представляет собой подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания.
3. Этап реабилитации основан на активной групповой логопсихотерапии: формирование саногенных (оздоравливающих) психических состояний, приводящих через последовательное вызывание, пролонгирование и закрепление их к стойким новообразованиям личности.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Щепеткова Е.Л. Памятка работы с неуспевающими учениками//Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/01/pamyatka-raboty-s-neuspevayushchimi-uchenikami
Автор статьи описывает принципы работы с неуспевающими детьми. Дает рекомендации учителю по работе с неуспевающими детьми по приемам и способам работы, по преодолению неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников, по формированию индивидуального подхода к слабоуспевающим ученикам по дозировке домашнего задания. В статье описывается система работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися, индивидуально ориентированного подхода.

Иванова Л.А. Работа с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися//Образовательный портал. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/122-raznoe/13882-Rabota_s_neuspevayushchimi_i_slabouspevayushchimi_uchashchimisya.html
В работе даны виды работ со слабоуспевающими учениками: Карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, “разрезные” теоремы, перфокарты, карточки – тренажеры, творческие задания, “карточки-информаторы”, “карточки-с образцами решения”, “карточки-конспекты”.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
Автор затрагивает проблему в работе с одаренными детьми. К таким детям нужен индивидуальный подход, чтобы ему на уроке не стало скучно и не пропала учебная мотивация, необходимо учитывать следующие особенности: 1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания. – Режим доступа: http://proekta.ru/html/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=5905
Автор в своей статье предоставляет примеры методов обучения и нетрадиционных форм работы на уроке: Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения; урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий; урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями); урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов); урок освоения новых знаний в форме путешествия; урок- конференция. Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины. На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. Где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 Дуброва Т. А. Использование ИКТ на уроках профессионального цикла. - http://festival.1september.ru/articles/567591/
В статье автор рассказывает об использовании ИКТ: «информационно-коммуникационные технологии позволяют более интересно и наглядно представлять учебный материал, а также мотивировать обучающихся на самостоятельное изучение данного материала». Приводит примеры использовании ИКТ на уроках. В завершении своей статьи автор отмечает, что такая форма преподавания дает хорошие результаты. Обучающиеся не только успешно осваивают дисциплину и отдельные технологии, но и получают навыки популярных на сегодняшний день профессий, такие как дизайнер, фото-дизайнер и специалист в области мультимедиа. Кроме этого, такой метод активизирует познавательные и творческие способности обучающихся.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. Учебник истории России 8 класс. § 23 «Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права».

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Федеральный государственный стандарт основного общего образования, 2010 г.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные, метапредметные, предметные.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).
Примерной программы основного общего образования по истории
Программа устанавливает структуру документа, общую характеристику документа, что должны получить учащиеся в результате обучения ; основное содержание по темам.
Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
УУД обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;

ОПЫТ

Все современные учебные программы по школьным предметам, в том числе и по истории, содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться (то есть «учить себя»).
Учителя на своих уроках используют разные виды самостоятельных работ. Источниками знаний при организации самостоятельных работ с учащимися являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати и других средств массовой информации, Интернет.
Существует много различных видов самостоятельной деятельности. Из опыта работы учителей, чаще всего используются такие виды, как: составление планов, работа учащихся с историческими документами, работа над выводами как по отдельному уроку, так и по теме в целом, составление учащимися сравнительных таблиц.

Мазуренко Е.А. Методическая разработка по истории по теме: «Творческая работа «Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания». Автор показывает различные виды самостоятельных работ с учащимися, прибегая к примерам по составлению таблиц и работе с историческими документами.     
Вагина О.А. Самостоятельная работа на уроках истории. Раскрывает теоретическую часть  самостоятельной работы, а также дает практическое применение на конкретных примерах.

Участники (субъекты)

Учащиеся – активные участники урока.
Педагог – составление подробного плана конспекта урока, форм и видов индивидуальной работы учащихся, критериев оценивания, подведение итогов.

План действий, стратегия действий педагогов в решении задачи

Временные рамки: подготовка – 1 неделя; проведение – 1 академический час.
Этапы разработки урока:
2.1 подготовительный:
учет индивидуальных особенностей учащихся (физические особенности, управление восприятием нового материала учащимися, темп выполнения учебных заданий, умение пользоваться различными средствами обучения);
изучение литературы об обучении приемам самостоятельной работы учащихся; изучение материала, в том числе дополнительного по теме будущего урока;
разработка плана-конспекта по данной теме;
разработка индивидуальных заданий для конкретных учащихся на уроке;
разработка мультимедийной презентации.
2.2 деятельностный:
- Проведение урока с использованием групповых и индивидуальных заданий для учащихся в мультимедийной презентации.
2.3 итоговый:
- подведение итогов уроков (рефлексия), выставление оценок. Домашнее задание.

Цель урока:

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в экономике после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для дальнейшего развития страны.

Задачи урока:

Образовательные: формирование исторических знаний о сложностях становления капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, о пути, по которому пошло развитие капитализма в сельском хозяйстве России. Влияние крестьянской реформы 1861 года на развитие промышленности и транспорта.
Развивающие: формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, выдвигать гипотезу, осуществлять её проверку; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, передавать её развернуто и доказательно; формирование умения аргументировано высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. Формирование навыков организации коллективной, групповой и самостоятельной деятельности.
Воспитательные: воспитание интереса к истории своего Отечества; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

Структура урока

Организационный момент.
Целеполагание и мотивация.
Актуализация знаний и умений. Изучение нового материала.
Проверка уровня усвоения новых знаний.
Подведение итогов урока (рефлексия).
Домашнее задание.

План урока (содержание)

Развитие сельского хозяйства.
Развитие промышленности.
Финансовая политика.
Железнодорожное строительство.
Промышленный подъем.

Ожидаемый результат самостоятельной работы учащихся

Личностные: формирование представлений о реформах, произведенных в государстве и их развитии в 60-70-х годах XIX века; самостоятельность в выполнении практических заданий на этапе закрепления новых знаний.
Метапредметные: умение создавать оптимальные условия для развития личности и ее способностей. Развить познавательную активность, творческую самостоятельность. Показать активную работу в командах, стараясь задействовать каждого ученика. Показать умение и навык работы с ПК.
Предметные: развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс. Усвоение учащимися сведений об уровне социально-экономического развития России после отмены крепостного права.

Индивидуальная работа учащихся

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.
Еще К.Д. Ушинский писал, что «не курьезами и диковинками науки должно в школе заниматься дитя, а напротив - приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».
Лучше всего познавательной активизации способствует индивидуальная работа на уроке.
Индивидуальная работа на уроке решает двойную задачу: дает психологическое и моральное удовлетворение и одновременно активизирует способности учащегося.
Одной из важных форм работы по развитию индивидуального потенциала являются, новые информационные технологии . Они развивают идеи программированного обучения, открывают новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии- это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Современная Российская школа - это сложный многогранный механизм, который находится в стадии формирования и развития. Но уже сейчас, ясно основной задачей современной школы является развитие индивидуальных способностей учащихся, а сделать это можно только опираясь на индивидуальные методы работы.

Этап закрепления нового знания

На заключительном этапе урока учащиеся делаться на пять групп (деление на группы производит учитель); условно в классе 20 человек. Все группы рассаживаются за компьютеры и получают определенные роли. Роли учащихся уже обозначены в презентациях.
Презентация разбита на 3 блока:
1 – 2 блоки: индивидуальные задания по определенным выделенным реформам, где участники выполняют задания по очереди;
3 блок: групповая работа по всем реформам, изученным на уроке.

Презентация с заданиями. 1 группа.

Оценочный лист

Ф. И.

Индивидуальное задание 1 блока

Индивидуальное задание 2 блока

Работа в группе

Общее количество баллов

 

 

Оценка «5» - 8-9 баллов
Оценка «4» - 6-7 баллов
Оценка «3» - 4-5 баллов
Оценка «2» - 3 и менее баллов

Критерий оценивания заданий индивидуальной работы учащихся дан в каждом слайде.
Максимальное количество баллов за индивидуальное задание (1 и 2 блока) – 6






Критерий оценивания

Критерий оценивания групповых заданий – проявление активности в работе, правильность в выполнении - по 1 баллу за каждое задание.
Максимальное количество баллов за групповое задание (3 блок) - 3

Итого: максимальное количество баллов за задания - 9

Возможные риски

Может затянуться время выполнения индивидуальных заданий, в следствие этого, возможно не успеть пройти всю обозначенную программу. Детям необходимо четко регламентировать время на каждое задание, за которое отвечает хронограф.
Ребенок может не справиться с индивидуальным заданием. В случае замешательства учащихся при выполнении заданий, в помощь приходят участники группы.
Необъективность в выставлении баллов хронографа. Необходимо объяснить хронографу регламент в выставлении баллов: четкая аргументация участникам группы о выставляемых баллах.

Критерии эффективности решения задачи

Эффективность на уровне:
1) личности ребенка – проявление интереса обучающегося к конкретной теме и предмету; активное вовлечение в индивидуальную работу.
2) пед.процесса – использование заданий, основанных на индивидуальной работе учащихся (индивидуальных и групповых); повышение качества знаний учащихся.
3) профессиональной компетентности учителя – получение опыта в создании мультимедийной презентации с заданиями для учащихся с индивидуальными особенностями; рост профессионализма педагога; решение ряда образовательных задач через использование различных форм и методов в работе учащихся в мультимедийной презентации.