Подготовка учащихся 4- х классов к ВПР по окружающему миру
Оценка 4.9

Подготовка учащихся 4- х классов к ВПР по окружающему миру

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
4 кл
02.05.2023
Подготовка учащихся 4- х классов к ВПР по окружающему миру
Особенности и возможные трудности учеников при написании ВПР по окружающему миру в 4 классе.
доклад.docx

Добрый день, уважаемые коллеги! В прошлом учебном году у меня был выпускной класс. Мы писали всероссийские проверочные работы. Большинство учителей считают работу по окружающему миру самой сложной среди ВПР в 4 классе. Рассмотрим примеры заданий, постараюсь пояснить их особенности и возможные трудности учеников при их выполнении. На слайдах будут представлены примерные задания и критерии оценивания.

Самая первая и значительная сложность заключается в том, что ученикам 4 класса выдаётся 10 распечатанных листов формата А4, которые им необходимо заполнить за 45 минут. Количество слов для чтения в одном из вариантов проверочной работы равно 1125. Это количество слов разделим на норму чтения слов в минуту в 4 классе (95–100 слов). Можно сделать вывод, что на чтение заданий проверочной работы школьник тратит в среднем 12 минут и еще около 9 минут на повторное чтение заданий для их осознания и структурирования плана по их выполнению. Для многих обучающихся 45 минут это недостаточное количество времени для выполнения такой обширной работы, поэтому нужно совершенствовать технику чтения.

Обучающийся вместе с инструкцией получает и распечатанные страницы с заданиями проверочной работы. Всего в ВПР по учебному предмету «Окружающий мир» включено 10 заданий с различными подзаданиями по всем разделам курса: «Человек и природа» (задания 1–6),«Человек и общество» (задания 8–10) и «Правила безопасной жизни» (задание 7), позволяющих оценить достижения соответствующих планируемых результатов. Из десяти заданий три являются заданиями повышенного уровня. Проверочная работа состоит из двух частей, которые отличаются друг от друга содержанием и количеством заданий.

1задание является достаточно простым, дети с ним хорошо справляются. Оно проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства.

Начиная с первого класса, умение анализировать изображение на непроизвольном уровне носит системный характер, так как во всех учебниках по окружающему миру большое значение придается анализу информации, представленной в рисунках.

2 задание проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.). Ученики работают с таблицей, в которой в виде условных знаков представлен прогноз погоды на трое суток.  В этом задании нужно выбрать верные или не верные утверждения. Если утверждения сформулированы как простые, то они не вызывают серьезных затруднений. Трудности возникали при выборе утверждений, содержащих отношения между рассматриваемыми явлениями. Не все дети понимают, что значит «не превысит», «не изменится». Устранить этот недостаток может только системная работа по формированию осознанного чтения на всех учебных предметах.

В качестве подготовки к выполнению данного задания и развития умения ориентироваться в подобных таблицах предлагаю дежурным класса смотреть погоду на текущий день и заполнять календарь погоды, который висит в классе. Детей необходимо научить читать условные обозначения, понимать какая информация стоит за каждым знаком, научить анализировать, систематизировать те данные, которые наблюдают в природе и формулировать выводы.

3 одно из сложных заданий, включающее в себя три задания. Требуется назвать отмеченные буквами материки, или природные зоны, по фото записать названия животных и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков или природных зон. Задание проверяет овладение логическими универсальными действиями.

Глобус, карта мира, карта полушарий, отдельных материков и особенно карта России постоянно должны не просто висеть в классе, а использоваться на уроках. И только частотность обращения к географическим объектам, к их природным условиям и особенностям жизни людей может улучшить полученный результат. По географическим картам дети прослеживают маршруты путешественников, первооткрывателей; исторические карты сопровождают изучение исторического материала. Дети каждый день должны видеть карту, они даже на переменах самостоятельно могут организовывать  игры. В форме проектной деятельности проводила  уроки - семинары, где обучающиеся собирали информацию о животных мира, местах их обитания, выступали перед одноклассниками.

В задании 4 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека. Обучающийся множество раз видит полное изображение строения тела человека, его органы и изображения конкретных частей тела и органов в учебнике. Задание  хорошо отрабатывать в виде физминутки, на знание строения человеческого тела.

Задание 5 довольно легкое направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Ошибочное выполнение задания связано с низким уровнем предметных знаний по причине недостаточного внимания к освоению основных правил безопасного поведения и здорового образа жизни. Бóльшее значение имеет общепредметная причина, которая заключается в недостаточном развитии логического мышления, в отсутствии умения устанавливать смысловые связи между частями предложения. Эта причина должна устраняться не только на уроках окружающего мира, но и на всех учебных предметах и опять-таки связана с формированием осознанного чтения.


Здесь будут полезны задания на развитие логического мышления: группировка объектов окружающего мира, выделение видовых и родовых понятий, подбор пар слов по смыслу, выделение существенного признака и мн.др. Фразы из данного задания можно  разбирать  во время проведения инструктажа, на классном часе по ЗОЖ.

Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального опыта. В этом задании 3 части: 1 часть проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы; 2 часть требует сделать вывод на основе проведенного опыта; 3 часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения, описывать эксперимент. Это тоже одно из сложных заданий, требующее от ученика умения осмысленного чтения не только самого задания, как и все другие задания ВПР, но и осознанного чтения и понимания текста, а также умения составлять собственное письменное высказывание.

Перечислю задания, которые способствуют запоминанию понятий, названий, имен: выделение главного в устной и письменной речи; выделение в тексте имен, названий, понятий, которые следует запомнить; сравнение научного определения понятия с другими значениями слова; инсценирование; анализ предлагаемого плана текста с точки зрения его полноты и правильности порядка его пунктов; составление плана текста; письменные ответы на вопросы; сочинения-миниатюры, перерастающие в подготовку сообщений по предложенным темам.

В учебном процессе необходимо отводить время на проведение реальных лабораторных опытов и экспериментов. Они играют огромную роль при изучении неживой природы.

Во 2 части задания 7 и 8 проверяют умение расшифровывать знаки-пиктограммы, относящиеся к транспортным знакам, знакам, используемым в торговле, в объектах культуры, изображающих принадлежность к профессии.

В качестве подготовки проводились викторины на знание дорожных знаков, ученики выбирали рисунки знаков, выслушивали от одноклассников возможные варианты расшифровки знака, затем зачитывали верный ответ. Рассматривали с использованием документ-камеры этикетки и нашивки  одежды, работали на уроках рисования с использованием знакосимволических изображений.  Во внеурочное время отрабатывали знания дорожных знаков.

В 8 задании  детям необходимо выбрать одну профессию и ответить на 4 вопроса по ней. Отвечать следует кратко, достаточно одного предложения на каждый вопрос. Если ребёнок пропустит какой-то вопрос, то он получит меньше баллов.

Обучащиеся готовили сообщения о профессиях своих родителей, родственников. По своему выступлению готовили вопросы для слушателей. Так же использовали игру, где обучающиеся должны были отгадать профессию по фотографии или устному описанию. Готовили сообщение о выборе будущей профессии. Важно, чтобы дети понимали какие атрибуты относятся к той или иной профессии. Ежегодно ребята принимают участие  в районном конкурсе коллажей «Все профессии нужны, все профессии важны»

Есть возможность готовиться к выполнению данного задания на уроках русского языка , а заодно повторить написание словарных слов таких, как агроном, шофер, библиотекарь, учитель, капитан и т.д. И данную работу можно проводить непосредственно  по вопросам из задания №8.

Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости каких- то семейных ценностей, праздников, отношений внутри общества, значимых событий для семьи, образования, государства. Задания предполагают проверку умения анализировать информацию и переводить из одной формы в другую. Детям предлагается календарь с просьбой отметить на нём предложенную дату и письменно порассуждать о том, почему этот день важен для каждого человека. Это вызывало затруднения у обучающихся выразить своё мнение по какому- либо вопросу в пяти предложениях. Во время подготовки к ВПР высказывания ограничивались максимум тремя, приходилось всем классом дополнять ответы. Чтобы научить детей ориентироваться в календаре, достаточно повесить его в классе на видное место. Ну, а задания можно выполнять даже в перемену.

Задание 10 оценивает знание ребенком: 1) названия региона, где он живет, и 2) названия его главного города.

Бóльшую трудность вызывает задание 10.3: Производством каких товаров известен твой регион? Какие памятники природы или памятники истории и культуры находятся в твоём регионе? Расскажи об одном из этих памятников.

При подготовке к данному заданию лучше выбрать конкретные объекты и заранее подготовить рассказ. Ребята готовят проекты и рефераты по животному и растительному миру нашего края. По возможности, рекомендую организовывать экскурсии. Мы посетили  Лянторский этнографический музей, где дети узнали много полезного.

Подготовка младших школьников к ВПР – это не отдельное мероприятие, это систематическая целенаправленная работа по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в течение всего периода обучения в начальной школе. В качестве важнейших стратегий подготовки обучающихся к ВПР можно назвать реализацию системно-деятельностного подхода при организации образовательной деятельности школьников, начиная с первого класса и осуществление осознанного систематического закрепления изученного (но не отработка способа выполнения конкретных заданий). Реализация названного подхода происходит через проблематизацию содержания образования, использование методов и технологий обучения, способствующих формированию и развитию самостоятельной учебно- познавательной и учебно-практической деятельности младшего школьника.

Педагог должен делать работу на уроках более разнообразной: использовать презентации, плакаты, ставить детям творческие задачи, а также организовывать ролевые игры. Повысить интерес обучающихся к предмету поможет также использование учителем нестандартных заданий. Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Каждый учитель должен ознакомить обучающихся с образцом ВПР, с системой и критериями оценивания заданий. В первый раз педагогу лучше решить все задания вместе с обучающимися. Нужно организовать работу с отстающими обучающимися. Таким детям оказывать психологическую поддержку и повлиять на то, чтобы у них появился положительный настрой и уверенность в себе. Если есть возможность, следует организовывать групповые и индивидуальные дополнительные занятия с отстающими обучающимися. Нужно привлекать родителей к контролю и проверке подготовки детей к работе. В помощь детям и родителям, в сети Интернет есть сайт «Решу ВПР», где ребёнок не только найдёт тренировочные задания, но и получит оценку, найдёт пояснения заданий, разъяснение ошибочных ответов. Можно найти карточки для подготовки на сайте «Учи.ру», советую использовать универсальный сборник заданий, где содержится 24 варианта по трем предметам.

Уважаемые коллеги, надеюсь, что представленный мною опыт будет Вам полезен. Пусть ваши обучающиеся будут успешными.


 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начиная с первого класса, умение анализировать изображение на непроизвольном уровне носит системный характер, так как во всех учебниках по окружающему миру большое значение придается анализу…

Начиная с первого класса, умение анализировать изображение на непроизвольном уровне носит системный характер, так как во всех учебниках по окружающему миру большое значение придается анализу…

Глобус, карта мира, карта полушарий, отдельных материков и особенно карта

Глобус, карта мира, карта полушарий, отдельных материков и особенно карта

Здесь будут полезны задания на развитие логического мышления: группировка объектов окружающего мира, выделение видовых и родовых понятий, подбор пар слов по смыслу, выделение существенного признака…

Здесь будут полезны задания на развитие логического мышления: группировка объектов окружающего мира, выделение видовых и родовых понятий, подбор пар слов по смыслу, выделение существенного признака…

Во 2 части задания 7 и 8 проверяют умение расшифровывать знаки-пиктограммы, относящиеся к транспортным знакам, знакам, используемым в торговле, в объектах культуры, изображающих принадлежность к…

Во 2 части задания 7 и 8 проверяют умение расшифровывать знаки-пиктограммы, относящиеся к транспортным знакам, знакам, используемым в торговле, в объектах культуры, изображающих принадлежность к…

Детям предлагается календарь с просьбой отметить на нём предложенную дату и письменно порассуждать о том, почему этот день важен для каждого человека

Детям предлагается календарь с просьбой отметить на нём предложенную дату и письменно порассуждать о том, почему этот день важен для каждого человека

Педагог должен делать работу на уроках более разнообразной: использовать презентации, плакаты, ставить детям творческие задачи, а также организовывать ролевые игры

Педагог должен делать работу на уроках более разнообразной: использовать презентации, плакаты, ставить детям творческие задачи, а также организовывать ролевые игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2023