Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
Оценка 4.8

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Оценка 4.8
docx
16.01.2020
Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
психолог Юрасова М.О. Шиловой И.А. Самостоятельная жизнь.docx

Практика нашей работы  изо дня в день подтверждает, что  выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не в полной мере готовы к самостоятельной жизни и отличаются низкой социальной активностью. Неумение адаптироваться в социуме, недостаточная способность нести социальную ответственность и отстаивать свои права, зависимость от группы, доверчивость, несамостоятельность в определенных жизненных ситуациях, ведут к тому, что эти дети оказываются в зоне риска и чаще других  попадают под влияние криминального мира.

Жизнь на полном государственном обеспечении формирует у таких детей потребительское отношение к миру и окружающим людям. Последствием неумения соблюдать социально – культурные нормы и правила, непонимания многих социальных взаимоотношений между людьми является множество проблем в выстраивании собственной самостоятельной жизни детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что вопрос целенаправленной комплексной подготовки выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является очень важным. Срок пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашем учреждении строгими рамками не ограничен, но зависит от дальнейшего маршрута жизнеустройства, который определяется совместно с органами опеки и попечительства.

Данная работа целенаправленно проводится во всех 5 центрах (Одоевском, Арсеньевском, Белёвском, Суворовском, Плавском) по различным направлениям. Я расскажу подробно о структуре этой работы в  Одоевском центре.

Педагоги, разрабатывая свои программы, делают акцент на формировании всесторонне развитой гармоничной личности ребенка, стараясь охватить как можно больше сфер будущей самостоятельной жизни воспитанников.

Воспитатели в своей работе реализуют следующие программы:

-«Чудеса света»

«Юный пожарный» (познавательное развитие)

-«Буква закона» (правовое развитие)

-«Живая планета» (эколого-биологическое воспитание)

-«Школа безопасности»

 -«Береги осанку», «Здоровей-ка»( воспитание ЗОЖ)

-«Умелые руки» (трудовое воспитание)

-«Истоки», «Россия –Родина моя!»(патриотическое воспитание)

-«Этикет и Я», «Азбука добра» (нравственное воспитание)

-«Музыкальная шкатулка» (музыкально-эстетическо воспитание)

-«Дорога в жизнь» (социально-бытовое развитие)

 

Каждый педагог нашего центра ведёт занятие по интересам. Ребята осваивают мастерство различных видов искусств. Такие занятия по интересам делятся на 3 группы.

Творческое объединение «Домовёнок».

 

«Кукольная мастерская» (изготовление кукол)

«Волшебная лента» ( поделки из мелких лент)

«Клубочек» (вязание)  

«Вышивание»

«Юный столяр»

«Поварёнок» (готовим сами блюда)

 

Творческое объединение «Марья искусница»

 

«Живой листок» (оригами)

«Волшебный карандаш»

«Акварелька» (арттерапия)

«Очумелые ручки» (арттерапия)

«Кукольный театр» - логопед

«Рябинушка» ( игра на музыкальных инструментах)

 

Творческое объединение «Знайка»

 

«Литературные ступеньки»(библиотерапия)

«Умельцы» (трудовое воспитание)

«Занимательная информатика» (знакомство с основами информатики)

«Народные игры» (спортивное воспитание)

 

Дети с большим интересом и удовольствием посещают занятия и применяют полученные знания и умения не только в стенах центра, но и в своей самостоятельной жизни.

 

Большую работу по подготовке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в нашем центре проводят специалисты отделения помощи семье и детям.

Особенно важно рассказать ребёнку о его правах и обязанностях, помочь в оформлении необходимых документов. Специалисты оказывают консультации по жилищным вопросам, по оформлению льгот, пенсий, пособий, помогают с дальнейшим жизнеустройством, получением профессионального образования. Воспитанникам, достигшим 14-летнего возраста, помогают получить паспорт,  ставят на очередь на получение жилья. Ведётся работа по налаживанию отношений с кровными родственниками воспитанников, которые могли бы оказать им поддержку в будущем. Вся работа сотрудников ОПСиД ведется по заявительному принципу и на договорной основе.  Выполняя свою работу по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалисты отделения  активно  взаимодействуют с территориальными органами опеки и попечительства не только обслуживаемой территории, но и других районов, а в дальнейшем интересуются судьбой своих воспитанников. 

Немаловажными являются проблемы, которые возникнут по­сле того, как ребенок-сирота или ребенок, по каким-либо иным причинам оставшийся без попечения родителей, должен будет выйти из стен центра. Для воспитанников, не достигших 18-летнего возраста, специалисты ОПСиД совместно с органами опеки стараются подобрать замещающую семью, в которой ребенку будет комфортно.

Совершеннолетним воспитанникам, которых мы называем «социальными сиротами», в любом случае приходится возвращаться в прежнюю неблагополучную среду. Таким образом, молодые люди снова попадают в опасную обстановку, деля жилую площадь со своими неблагополучными родителями, помогая им, они находятся в постоянном поиске средств к существованию. В результате все усилия, предпринятые в свое время по его устройству, подготовке к самостоятельной жизни, оказывают­ся напрасными. Именно поэтому еще в период пребывания воспитанника в центре администрация учреждения принимает меры к упорядочению правового по­ложения ребенка и по оказанию всей возможной помощи для того, чтобы  ему было проще начать самостоятельную жизнь.

В подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни большую роль играют специалисты психолого - педагогической службы, которые психологически подготавливают ребёнка к  взрослению. Результаты психолого – педагогической диагностики раскрывают спектр эмоционально – личностных проблем таких детей.

Давайте представим портрет воспитанника: ребёнок - сирота на пороге выхода из учреждения, он растерян, выбирает свой дальнейший жизненный путь, знает, что у него нет поддержки близких людей, заинтересованных в его судьбе…Пока ещё ни он, ни те кто его провожают, не знают, что ждёт его впереди.

Как показывает практика, для воспитанников характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее. Особенности психического развития,  по мнению специалистов, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки – воспитанники детских учреждений не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать.

Рассчитывая на помощь государства, общественности, попечителей, дети, оставшиеся без попечения родителей, уверены в том, что им должны предоставить всё необходимое для будущей самостоятельной жизни. При столкновении с трудностями у них формируется боязнь внешнего мира, недоверие к нему. Для успешного вхождения в жизнь молодому человеку нужно дать представление о соответствующих нормах и ценностях, развить навыки общения и социально адаптировать его.

Нарушенное общение с близкими взрослыми сказывается на психологическом благополучии  детей-сирот и выражается в переживаниях собственной значимости и ценности для окружающих, в неумении ценить людей, а так же в нарушении привязанности. В будущем таким людям весьма проблематично выстроить собственные семейные взаимоотношения, так как они не имели модели поведения в семье. Не маловажным при   становлении личности воспитанников центра является формирование отношение к своему будущему, выражающееся стремлениях, желаниях, надеждах.

Педагоги-психологи в своей работе реализуют следующие программы: «Путешествие в себя», «Я – подросток», «Алиса в стране чудес» -педагог- психолог Юрасова М.О.; «Ты да я, да мы с тобой», «Уходи, злость, уходи» - педагог-психолог Кочеткова Е.С. Данные программы направлены на формирование личности воспитанников, их социальную адаптацию. Помимо этого педагоги-психологи ведут занятия по интересам: «Акварелька» - педагог-психолог Юрасова М. О., направлено на снятие негативных эмоциональных состояний; «Литературные ступеньки» (библиотерапия) - педагог-психолог Кочеткова Е. С., направлено на проработку негативного жизненного опыта и коррекцию поведения воспитанников при помощи литературных произведений.

 

Психолог нашего центр Кочеткова Е.С. ведет курсы подготовки лиц, желающих взять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, организованные  территориальным отделом опеки и попечительства. Консультации замещающих родителей с психологом по многим возникающим вопросам продолжаются и после прохождения курсов.

 

С воспитанниками регулярно проводятся индивидуальные беседы по запросам на интересующую их тематику, направленные на разрешение возникающих проблем: «Я+Я=МЫ», «Мы за здоровой образ жизни», «Между нами девочками», «Разговор по - мужски», «Моя семья, моя крепость», «Кто я в будущем?»… Перечислять можно долго, тематика таких бесед возникает в ходе запроса ребёнка, либо педагогов.

 

Одним из направлений в работе являются групповые занятия с элементами тренинга, имеющие коррекционно - развивающую, социально – бытовую направленности;  «Одиночество в сети или виртуальная реальность», «Мы такие разные», «Мой мир, мои эмоции», «Семь Я».

 

Действенным является применение арттерапия-рисование на темы: «Я в будущем», «Планета детства», «Нарисуй, каким ты представляешь себя лет через пять», «Мир, в котором я живу».

 

При подготовке воспитанников к самостоятельной жизни большую роль играет профориентационная работа. Со старшими подростками проводится диагностика по методике Е.А. Климова на определение типа будущей профессии. С молодыми людьми проводятся профориентационные беседы, тематическое рисование: «Моя профессия», «Кем я вижу себя в будущем», групповые занятия с элементами тренинга «Профессия и темперамент», «Мой выбор», «На пороге взрослой жизни».

 

Очень важным является проработка чувства обиды на своих родителей и вины, создание условий для принятия приемных родителей, формирование адекватной модели семейных взаимоотношений. Для этого используются: сказкотерапия – «Сказка о прощении», «Золотой шар» - сказка о счастливой семье, «Чудеса детства», «Дерево семьи»; написание письма своим родителям, самому себе; проигрывание семейных ситуаций из жизни воспитанников; методика «Незаконченные предложения» по семейной тематике. Устройство ребёнка в замещающую  семью подразумевает психологическую подготовку к данному шагу, как самого ребёнка, так и его будущих родителей. Очень часто первая встреча кандидатов в приёмные родители и ребёнка происходит на базе нашего центра. При этом педагоги –психологи беседуют с будущими родителями, с самим ребенком, подготавливая их к этому событию, присутствуют при этой встрече, наблюдая за процессом взаимодействия. Впоследствии приёмные родители получают консультации психологов по всем возникающим вопросам лично, либо по телефону.

 

Главней всего погода в доме, этой фразой хочу начать свой рассказ о жизни детей в центре. В нашем учреждении присутствует, добрая, позитивная обстановка, дети действительно находят здесь поддержку, понимание, доброту, сердечность, то, что не всегда получают в своей семье. Открытые, доверительные отношения с педагогами, которые выслушают, дадут совет, поделятся своим жизненным опытом.

На занятиях у психолога воспитанники делятся своими страхами, тревогами, планами на жизнь, словно в домашней уютной теплой обстановке. Одной из важных фраз которую слышат от психологов дети: «Помни: ты не один в этом мире». Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда подросток ведёт себя, как маленький ребёнок, пытаясь при этом привлечь внимание к себе, получить заботу и нежность, которых ему так не хватает. Не только мы -  педагоги нашего центра воспитываем детей, формируя то важное и нужное, что необходимо подрастающему поколению, но и каждый ребёнок учит нас, делясь своими чувствами и эмоциями.

 

Очень приятно встречать наших бывших воспитанников, живущих самостоятельной жизнью и видеть, что наша работа привела к соответствующим результатам. Хотим поделиться примерами из жизни наших воспитанников.

Вот юноша Юра, который, столкнувшись с множеством трудностей, не сломался, работает, обеспечивает себя. Получив от государства квартиру в Киреевске, сейчас зарабатывает деньги, чтобы переехать туда жить.

Девушка Юля, которую бросила мама-одиночка, самостоятельно получила образование, вышла замуж, родила ребёнка, о котором заботится.

Мальчик Игорь, оставшись сиротой, опасался попасть в приёмную семью, не зная, что это такое, но при этом отличался позитивным настроем к жизни. Были встречи с несколькими кандидатами в приёмные родители, но взаимоотношения не складывались. И вдруг, когда он уже не надеялся, находится семья, где его приняли. Сейчас он хорошо учится, участвует в спортивных соревнованиях, строит планы на будущее.

Девочки Аня и Ангелина, потеряв родителей, стали жить со старшей сестрой, но у них не сложились взаимоотношения с ее мужем, и она от них отказалась. Так они оказались у нас в центре. Девочки с разным характером, но при этом всегда поддерживали друг друга во всём. Дальнейшей перспективой для этих девочек была жизнь в детском доме. За день до их отъезда в интернатное учреждение нашлась приёмная семья, в которой  девочки проживают до сих пор. Родители настроены дать девочкам профессиональное образование. И не смотря на то, что девочки боялись, сомневались, так как времени для выбора было не так много, у них все получилось.

И таких примеров немало. Однако не всегда самостоятельная жизнь наших детей складывается удачно, но ведь психологи, педагоги и все те специалисты, которые им очень старались помочь – не волшебники, и нет такой волшебной палочки, которой можно взмахнуть, и разрешить все проблемы. Но видя, что судьба наших бывших воспитанников складывается удачно, мы радуемся и понимаем, что наша работа не пропала.

 

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что работа по подготовке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в нашем центре проводится в тесном сотрудничестве всех специалистов и приносит свои результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

 

Педагог – психолог Юрасова М.О.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Подготовка воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020