ЗАНЯТИЕ 1 (уроки 1, 2, 3)
Урок 1. РОДНОЕ СЛОВО
ТЕМА: Речь устная и письменная. Пересказ сказки «Колобок».
Письмо узоров. Штриховка.
ХОД УРОКА.
Дети до урока рассаживаются. Рекомендуется, чтобы дети сидели друг с другом по своему желанию, даже возможно, чтобы каждый день дети пересаживались на другие места.
I. Вступительное слово учителя.
- Поздравляю вас с началом школьной жизни! Вначале нам нужно познакомиться друг с другом, узнать и научиться выполнять школьные правила. То есть мы будем учиться быть учениками. Желаю вам всем успехов! Начинаем наш первый урок...
II. Знакомство с учителем и друг другом.
Правило "Хочешь говорить – подними руку".
- Меня зовут Анастасия Альбертовна. Теперь вы знаете, как меня зовут. Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу, есть ли у меня домашнее животное, какие фильмы и певцы мне нравятся. Все это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать.
Обычно ситуация разворачивается так: вначале несколько одиночных ("пробных") вопросов, на которые учитель отвечает. А потом дети начинают задавать вопросы все одновременно, не слушая и перебивая друг друга. В этом месте учитель прекращает диалог:
- Стоп! Когда все говорят одновременно, получается шум, вы не слышите друг друга, перебиваете, и мне трудно понять, что вы говорите. Чтобы такого не было, в школе есть правило: "Хочешь говорить — подними руку" (учитель демонстрирует жест).
- А теперь будем задавать вопросы, как положено ученикам. Итак, что вы еще хотите спросить у меня?
- Вы обо мне уже много узнали, а теперь вы познакомитесь между собой.
- Что значит познакомиться? (Назвать свое имя).
- Давайте, называйте свои имена.
(Дети используют правило "Хочешь говорить — подними руку" «один говорит, а остальные слушают»)
III. Собери портфель.
(Демонстрируется презентация «Собери портфель»)
Знаю я чудесный дом,
Жильцов занятных много в нем.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
Проживают в доме том
Карандаши и книжки,
Дружат и не тужат в нем,
И тетради, и альбом,
Краски-шалунишки.
Ну, ответьте мне, девчонки!
Ну, ответьте мне, мальчишки!
Ведь дом этот вам знаком,
Что такое этот дом? (Портфель)
- А теперь нам нужно собрать портфель. Что же нужно будет туда положить?
- У меня в коробке много предметов, давайте отгадаем загадки и решим что нужно, а что нет, чтобы не вышло как у мальчика Пети:
(В рюкзак складывать школьные принадлежности, остальное - на стол))
У меня портфель в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки
Я всегда беру с собой,
А еще мой дорогой,
Мой любимый красный мячик,
Да еще к нему в придачу
Паровозик заводной
И конструктор небольшой!
- Начнем!
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать
Что такое я? (Тетрадь)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Резинка, ластик)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души! (Пенал)
(На слайде предметы в пенале появляются и демонстрируются, увеличиваясь, из коробки предметы кладутся в настоящий пенал)
Если
сломан карандаш,
Я помощник верный ваш.
Я, как врач, его лечу:
Быстро, остро заточу. (Точилка)
Стальной конек по белому полю бегает,
За собой черные и синие следы оставляет. (Ручка)
Свернешь – клин,
А развернешь – блин. (Зонт)
В одном своем значении –
Я планка для черчения. (Линейка)
Я – линейка.
Прямота – главная моя черта.
Что за зверь со мной играет
Не мычит, не ржет, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки. (Котенок)
Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолет
И большущий пароход! (Карандаш)
Я – малютка карандашик,
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растет.
Карандаш – наоборот.
- А что еще вам понадобится на занятиях? (Цветные карандаши, кисточка, краски)
- Ну, вот портфель собрали. Надеюсь, вы все запомнили.
IV. Речь устная и письменная.
- Для того чтобы собрать портфель и познакомиться,
мы с вами что делали? (Говорили) Поставить табличку
- Что мы использовали (слова, речь). Главное отличие человека от животных то, что он обладает речью.
- Любой рассказ, выступление, разговор – это устная речь. (Объяснить название – уста)
Поставить табличку
- У меня мама живет в Саратове, а мне так хочется с ней поговорить, что я могу сделать? (Написать письмо).
- Это тоже речь, она называется письменная.
Поставить табличку
- Чтобы записать устную речь существуют специальные значки – буквы.
(Перед этим показать дорожные знаки; Инопланетянина со знаками, который не умеет говорить по земному, но очень хочет сообщить, откуда он)
- В школе вы научитесь их различать, читать и писать.
V. Пересказ сказки «Колобок».
С использованием изображений сказочных героев пересказать сказку, по цепочке.
После пересказа инсценировать сказку, детям на голову надеть обручи с изображением героев сказки.
Акцентировать внимание на то, что сказка народная.
Динамическая пауза.
- Давайте, изобразим героев сказки колобок: попрыгаем как зайчики, выпустим когти, как волк, походим как косолапый мишка, и как хитрая лисичка. (Повторить 2 раза)
- А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко».
Из муки он был печен,
На сметане был … (мешен).
На окошке он студился,
По дорожке он … (катился).
Был он весел, был он смел
И в пути он песню … (пел),
Съесть его хотел Зайчишка,
Серый… (Волк) и бурый… (Мишка).
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую … (Лису),
От нее уйти не смог.
Что за сказка… (Колобок).
VI. Письмо узоров. Штриховка.
Посмотрите, эти зверята вернулись из школы.
Грустно котенку, а зайчик веселый.
Ты ведь, наверно, уже догадался,
Кто из зверят на уроке старался?
- Хочешь научиться писать красиво?
Тогда давай тренироваться. Начнем с простых линий.
Обратить внимание на посадку при письме. Пишут в тетради.
Отгадайте загадки:
Вьется он над кораблем,
Вьется вечером и днем.
Корабли под ним плывут,
Вдаль плывут и нас зовут.
(Флаг)
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел – я побежал.
(Воздушный шар)
VII. Итог урока.
- О чем мы узнали? На доске появляется схема:
(Для читающих детей в помощь - слова, для не читающих – изображения)
VIII. Домашнее задание.
1. Заштрихуй.
Принялась кума за дело,
Заиграла и запела:
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(Пила)
Вперед идут, поют,
Назад идут – плачут.
(Ведра)
2. Раскрась.
Дети сами выбирают раскраску.
3. Повтори сказку «Теремок».
Урок 2. МАТЕМАТИКА
ТЕМА: Сравнение предметов по цвету, размеру, форме.
Счет предметов. Ориентиры клетки. Один и много.
Круг (находить среди множества фигур).
ХОД УРОКА.
I. Положение тетради. Ориентиры клетки.
Рассказать о правилах положения тетради.
- А теперь давайте посмотрим в тетрадь. Это целая клетчатая страна!
Жители этой страны маленькие клеточки. Они очень важные. У нас с вами есть руки, ноги, голова, а у клеточек есть…
Верхний лев. угол Верхний край Верхний прав. угол
Левая сторона правая сторона
Нижний лев. угол Нижний край нижний прав. угол
Плакат далее на последующих уроках всегда находится в поле зрения детей.
- А теперь мы попробуем обвести клеточку. Из нижнего левого угла клетки ведем прямую линию в левый верхний угол, затем в верхний правый угол, в нижний правый угол и возвращаемся в нижний левый угол.
II. Цвет, форма, размер.
- Сейчас мы отправимся в гости к Вини Пуху в гости на автомобиле, который нарисован на доске. Мишка сейчас очень занят. Он ест мед.
- Из каких фигур состоит машина?
- Давайте, схематично изобразим наш путь. (На доске) Сначала мы ехали по горам, потом по полям, даже через озеро пришлось переправляться.
- Что изменилось при переходе из одной местности к другой? (Форма).
- Из каких фигур состоит местность?
- А какие фигуры по размеру? (Разные)
- Смотрите, а вот и Вини Пух! Он летит на воздушном шарике.
Какого цвета шарик? (Синего) Какой формы? (Круглой)
(Вини Пуху к лапе прикрепить изображение шарика
на шерстяной нитке)
- А друг Вини Пуха торопится. Куда, как вы думаете?
(На день рождения к ослику ИА.)
- Какого цвета шарик несет Пятачок? (Зеленого)
- Какой формы? (Овальной)
(У пятачка в копытце изображение шарика
на шерстяной нитке)
- Мы сегодня уже штриховали шарики.
- Давайте нарисуем их в тетрадях.
Ø Круг.
- Для этого отступим две клетки сверху одну клетку от края, нарисуем синий шар и зеленый шар через клетку. И так, чередуя, до конца строки.
(Дать инструктаж по изображению круга в клетке: ставим ручку на середину левой стороны клетки, ведем плавную изогнутую линию в середину верхнего края клетки, затем в середину правого края, в середину нижнего края и возвращаемся в начальную точку, во время инструктажа обратить внимание на плакат с названием всех частей клетки)
- Назовите особенность круга. (У него нет углов)
Динамическая пауза.
Вини Пух летит на шаре,
Мы догоним его сами.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед
Полетел наш самолет.
III. Закрепление.
Показать грибы, елочки, бабочки.
Чем предметы каждой группы отличаются друг от друга?
размером
формой
размером и цветом
- Пока Пятачок и Вини Пух бегали. Сова сделала бусы. Давайте их нарисуем.
Графический диктант.
· 1 клетка вниз, 1 от края – нарисуйте круг, величиной с клетку, раскрасьте его зеленым цветом.
· Пропустите клетку вправо и нарисуйте квадрат. Раскрасьте его – синим цветом.
· Пропустите клетку вправо и нарисуйте треугольник, раскрасьте го красным цветом.
· А теперь вденьте ниточку. Что вы можете сказать про эти фигуры?
(Они разные по форме, цвету и одинаковые по размеру)
Дать инструктаж по изображению треугольника.
Гимнастика для глаз.
IV. Счет предметов.
- Раньше люди не умели считать. Они говорили так: один, два, много или «тьма», не только маленькие дети, но и взрослые.
§ Один и много.
В одной вазе лежит 1 яблоко, а в другой 5 яблок.
- Как, не считая сказать, сколько яблок лежит во второй вазе? (Много)
- Сейчас даже трехлетний малыш уже может посчитать пальчики у себя на руке, а вам уже 6-7 лет и вы, конечно же, сможете посчитать, то, что у меня стоит на наборном полотне.
§ Наборное полотно
8 попугаев, 5 яблок, 3 конфеты – посчитать по рядам вслух.
§ Посчитать героев сказки колобок по памяти, начиная с колобка.
V. Итог урока.
- О чем мы сегодня говорили на уроке? (О том, что каждый предмет имеет свою форму, размер и цвет)
- Еще теперь мы знаем, как называются части клетки. Что это за части?
- А так же выяснили, что вы прекрасно умеете считать предметы. А для чего нам это нужно? (Дети дают ответы)
VI. Домашнее задание.
Продолжи узоры:
Урок 3. КУРС ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
ТЕМА: Лепка «Фрукты»
ХОД УРОКА.
- Ребята, отгадайте загадки:
Яркий, сладкий, налитой,
Он в рубашке золотой. (Апельсин)
Целый табун лошадей
На одной привязи. (Виноград)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Варенье солнечно, как юг,
На пирожки с повидлом – спрос.
В сушеном виде он – урюк,
А в натуральном - … (Абрикос)
Снесли птички синенькие яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мягонька,
Белок сладенький,
А желток костяной. (Слива)
Показать изображения.
- Назовите, одним словом. (Фрукты)
- Как вы думаете, почему мы сегодня будем лепить фрукты?
(Потому что осень – пора урожая)
Лепка.
- Перед началом работы пластилин нужно тщательно размять в руках и согреть, иначе лепить из него будет трудно. Существует несколько основных приемов лепки, с помощью которых можно слепить что угодно. Эти приемы вам известны.
Это:
Раскатывание
Скатывание
Сплющивание
Защипывание
Прищипывание
Вдавливание
Отгибание краев
- Используя эти приемы, вам нужно будет слепить 2-3 любимых фрукта.
После того как дети закончили работу, по рядам провести выставку «Урожай»
Домашнее задание.
Принести на курс эстетического цикла цветные карандаши.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.