Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»
Оценка 5
Разработки курсов
docx
музыка
5 кл
10.12.2018
Цель: представление о строении и составе голосового аппарата.
Задачи:
1.Научить учащихся свободному владению голосовым аппаратом.
2. Научить детей осознанно использовать в певческой деятельности музыкально-сенсорный опыт, приобретённый за время занятий (ансамблевое звучание, звуковысотность, ритм, динамику, тембр, правильность звукообразования, особенности певческой дикции, точность интонирования).
3. Подготовить голосовой аппарат посредством дыхательных, артикуляционных и вокально- технических упражнений.
4. Овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания .
5. Сформировать мотивацию к пению.
stroenie_golosovogo_apparata.docx
Тема «Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»
Цель: представление о строении и составе голосового аппарата.
Задачи:
1.Научить учащихся свободному владению голосовым аппаратом.
2. Научить детей осознанно использовать в певческой деятельности музыкальносенсорный опыт, приобретённый за время
занятий (ансамблевое звучание, звуковысотность, ритм, динамику, тембр, правильность звукообразования, особенности
певческой дикции, точность интонирования).
3. Подготовить голосовой аппарат посредством дыхательных, артикуляционных и вокально технических упражнений.
4. Овладеть вокальнопевческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания .
5. Сформировать мотивацию к пению.
Оборудование:
Мультимедиа проектор, музыкальный центр, компьютер, презентация.
Ход мастер класса.
План занятия:
1. Организационный момент (2 мин)
2. Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (5мин) 3. Выполнение задания (10 мин)
4. Подведение итогов (3 мин)
5. Рефлексия (2 мин)
I. Актуальность.
II. Сообщение темы и цели мастеркласса.
Поэтому тема нашего занятия: «Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений».
III. Предоставление новой информации.
Этап занятия
Содержание занятия
Примечания
1.Организационный
момент (2 мин)
Здравствуйте, ребята! Я рада снова встретиться с вами на нашем занятии. Для начала, как
всегда посмотрим, насколько мы готовы к нашему занятию. Достаньте тетради, ручки.
Ребята, предлагаю вам прослушать музыкальные фрагменты и попробовать угадать, о чем
же сегодня пойдет речь на нашем занятии? (слушание музыкальных фрагментов, детский,
женский, мужской голос) 2.Подготовительный
сообщение
этап:
беседа по
темы,
теме урока (5 мин)
Итак, что же вы услышали в прослушанных фрагментах?
о чем же сегодня мы с вами будем говорить? (ответы детей)
Правильно, о голосе.
Какую цель мы можем себе сегодня поставить (понятие голоса, его воспроизведении,
для чего нужен голос в пении, представление о строении и составе голосового
аппарата …).
Как вы думаете, что мы можем назвать голосом (издаваемые нами звуки или
животным)
Итак, голос это способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике,
смехе, плаче.
В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и
воспринимающего звуки.
Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды
оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые работают с
органами голосового аппарата.
Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться
без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов.
Для того, чтобы человек мог издавать определенные звуки, должен участвовать не один
орган, а целый аппарат. Как раз о нем сейчас и пойдет речь.
Итак, знакомьтесь Голосовой аппарат!
Голосовой аппарат человека состоит из трёх основных частей:
1) Дыхательный аппарат; 2) Гортань с голосовыми связками;
3) Резонансная область (рупор или надставная трубка).
Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает
переднюю часть шеи. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют
гортань. Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов.
Итак ребята! Чтобы начать работу с голосовым аппаратом, сначала нужно его разработать,
давайте выполним несколько упражнений.
Начнём с дыхательной гимнастики по системе Александры Николаевны Стрельниковой.
Создавалась она как способ восстановления певческого голоса. А помимо этого,
способствует улучшению красоты тембра, расширению диапазона у тех, кто не имеет особых
природных данных.
Перейдем к практической части нашего мастеркласса. Познакомимся с правилами
дыхательной гимнастики.
Правила: Вдох – шумный, резкий, короткий, предельно активный носом.
Выдох – осуществляется после каждого вдоха, не задерживая и не выталкивая воздух,
абсолютно пассивный через рот.
А теперь выполним несколько упражнений, которые мы можем использовать в качестве
профилактики оздоровления голосового аппарата не только у учащихся, но и у взрослых. Делать их нужно четыре раза по восемь.
Первое упражнение называется «Ладошки».
Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях и покажите ладони зрителю.
Сделайте шумный, короткий вдох носом, при этом сожмите ладони в кулак. Выдохнув,
разжав кулаки.
Второе упражнение – «Маятник».
Исходное положение: встаньте прямо локти сожмите к животу на уровне пояса правая рука
сверху, левая внизу в момент вдоха резко толкните руки к себе, на выдохе от себя, на
следующем вдохе руки поменяли местами. Плечи расслаблены.
Третье упражнение – «Кошки» (приседание).
Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже плеч (ступни ног в упражнении не
должны отрываться от пола). Сделайте небольшое приседание и одновременно– резкий,
короткий вдох. Затем такое же приседание и тоже короткий, шумный вдох носом. Выдохи
происходят между вдохами сами непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте
(приседание лёгкое, пружинистое). Руками делайте хватательные движения справа и слева
на уровне пояса. Таким образом, если систематически выполнять эти упражнения, то результаты не замедлят
сказаться.
Гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
укрепляет дыхательную систему;
положительно влияет на обменные процессы;
способствует укреплению нервной системы и так далее.
Упражнения дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой в кратчайшие сроки
восстанавливает утраченное носовое дыхание, что является практической профилактикой в
развитии и охране детского голоса, и готовят голосовой аппарат к исполнению
музыкального материала.
2. Логоритмическая гимнастика
Следующий вид деятельности – логоритмическая гимнастика.
Это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после
долгого сидения.
Одним из видов логоритмической гимнастики являются голосовые игры. Игры с голосом помогают выполнить массаж голосовых связок, что является самым простым и доступным
способом профилактики и оздоровления голосового аппарата, и подготовке детей к
исполнению музыкального произведения. Некоторые из них мы сейчас разучим.
Часики
Рот закрыт, губы то расходятся в улыбку, то собираются вместе.
Лошадка.
На лошадке верхом дети щёлкают языком,
Все поскачем мы потом. изменяя форму губ как при часиках
Звонко цокают копытца. (поцокали цыцыцы).
Не пора ль остановиться? Тпруууу
Следующий вид логоритмической гимнастики – артикуляционные игры.
Прокусывает губа губу.
• Прокусываем язык.
• Челюстью вправо, влево.
3.Выполнение
задания (10 мин)
Таким образом, эти упражнения –разогрели наш артикуляционный аппарат, а именно: губы, язык, голосовые связки, а самое главное эти упражнения – игры сделали наш мастер – класс
разнообразным и занимательным.
6. Исполнение музыкального произведения
Наш голосовой аппарат готов к исполнению музыкального произведения. Сейчас мы все
вместе исполним песню «Разноцветный мир». Пусть она поможет нам восстановить
положительное настроение.
VIII.Рефлексия.
Вам понравился сегодняшний урок? Перед вами цветные нотки, предлагаю вам, оценить
наш урок и приклеить их на доску.
• Мне было легко и интересно (красная)
• Мне было трудно, но интересно (синая)
• Мне было трудно, поэтому неинтересно (черная)
Учитель оценивает работу учащихся на уроке .
8. Итог.
Я надеюсь, что потраченное время не прошло для вас даром, и вы получили полезную
информацию. Спасибо за внимание! Подведение итогов
(2 мин.)
1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики — М., 2000
2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб., Издво «Лань»,
2006
«Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов, Новосибирск, 1991 г.
3.
4. Фомичев М. И., Основы фониатрии, [Л.], 1949К. Плужников «Механика пения».
Список литературы
СанктПетербург, 2006г.
5. Музыкальная энциклопедия в 6 т. – М., 1973 – 1999.
6. О. Павлищева «Методика постановки голоса» М.: 1995г.
Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»
Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»
Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»
Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»
Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»
Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»
Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»
Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»
Подготовка голосового аппарата к исполнению музыкальных произведений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.