Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе
Оценка 4.8

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
русский язык
11 кл
07.12.2018
Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе
Данный материал позволяет учащимся повторить теоретические сведения за курс основной средней школы(5-11 класс), тем самым закрепив знания 12 тестовых заданий ЕГЭ. Ученики анализируют фрагменты эпического, лироэпического, драматического произведений (первый комплекс заданий) и выполняют задания по анализу лирического произведения (второй комплекс заданий)
ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА.docx
Роды литературы Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков. Предмет изображения: Эпос ↔ Драма ↓ События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. Лирика ↓ Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления. Отношение к предмету изображения речевой структуры: Эпос ▼ Повествование о событиях  Драма ▼ Разговор дей­ ствующих лиц (диалог, монолог) Лирика ▼ Выражение чувств, эмоций Способы организации художественного времени и пространства: Эпос  ↔  Драма События, происходящие во времени и пространстве Лирика Вне времени и пространства Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем. Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни. Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи. Жанры литературы Жанр (от франц. genre ­ род, вид) ­ исторически складывающийся и  развивающийся тип художественного произведения. Жанры устного народного творчества (фольклора) Название Краткая характеристика Пример   Сказка Былина Песнь Загадка Пословица   повествование, Эпическое   преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает   древнейшие   представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов "Колобок",  "Липовая нога",  "Василиса  Премудрая", "Лиса  и Журавль",  "Заюшкина  избушка"   народных   Повествовательное   сказание   о богатырях, героях, написанное   особым   былинным стихом,   для   которого   характерно отсутствие рифмы "Три поездки Ильи  Муромца", "Вольга  и Микула  Селянинович" Музыкально­поэтический вид искусства;   выражает   определенное идейно­эмоциональное   отношение   к жизни человека   Малые жанры фольклора Песни о С. Разине,  Е. Пугачеве Поэтическое   описание   какого­либо предмета или явления, основанное на сходстве   или   смежности   с   другим отличающееся предметом, краткостью, композиционной четкостью     Краткое   образное   ритмически организованное народное выражение, обладающее к способностью     "Висит сито, не  руками свито"  (паутина) "Семеро одного не  ждут" Поговорка многозначному употреблению в речи по принципу аналогии Выражение,   образно   определяюшее суть какого­либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли Скороговорка Шутливое   выражение,   намеренно построенное   на   сочетании   трудно произносимых вместе слов Частушка Короткая,   исполняемая   в   быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический   отклик   на   событие бытового   или   общественного характера "Легок на помине" "Ехал Грека через  реку, видит Грека в  реке рак, сунул  Грека руку в реку:  рак за руку Грека  цап" "Пойду плясать,  Дома нечего кусать, Сухари да корки, А  на ногах опорки". Жанры древнерусской литературы Название Краткая характеристика Житие Хожение  (хождение оба варианта верны) Жизнеописание светских и  духовных лиц,  канонизированных  христианской церковью Жанр путешествия, в котором  рассказывается о поездке к  святым местам или  описывается какое­либо  путешествие Пример художественного произведения "Житие Александра  Невского" "Хождение за три  моря" Афанасия  Никитина Поучение Жанр назидательного  характера, содержащий  дидактическое наставление "Поучение Владимира Мономаха" Воинская повесть Повествование о военном  походе "Сказание о  Мамаевом побоище" Летопись Слово Историческое произведение, в  котором повествование велось  по годам "Повесть временных  лет" Художественное прозаическое  произведение духовной  литературы Древней Руси  поучительного характера "Слово о Законе и  Благодати"  митрополита  Илариона Эпические жанры Роман  Определение  Разновидности  Повесть  Рассказ  Эпический прозаический жанр; среднее по объему и  охвату жизни произведение. – средний объем – одна сюжетная линия – судьба одного героя, одной семьи – ощутимость голоса повествователя – преобладание хроникального начала в сюжете  Малая форма повествовательной литературы;  небольшое художественное произведение,  изображающее отдельное событие в жизни человека.  Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как  разновидность рассказа) – маленький объем – один  эпизод – одно событие в жизни героя Новелла  Очерк  Басня  Малая форма эпической литературы; небольшое  художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически  развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не  вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ  (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)  Жанр малой формы эпической литературы, основными  чертами которого являются документальность,  достоверность, отсутствие единого, быстро  развивающегося конфликта, развитая описательность  изображения. Затрагивает проблемы гражданского и  нравственного состояния среды и обладает большим  познавательным разнообразием.  Эпический жанр; небольшое произведение  повествовательного характера с нравоучительным,  сатирическим или ироническим содержанием Лирические жанры  Стихотворение  Лирическое произведение сравнительно небольшого  размера, выражающее человеческие переживания,  вызванные теми или иными жизненными  обстоятельствами  Элегия  Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли,  чувства и размышления поэта облечены в стихотворную  форму  Эпиграмма  Небольшое по объёму сатирическое стихотворение  Сонет  Эпитафия  Песня  Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати  строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и  два трехстишия (терцена); в катренах повторяются  только две рифмы, в терценах ­ две или три  Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое  по форме стихотворение, посвященное умершему  Жанр письменной поэзии, выражающий определенное  идейно­эмоциональное отношение; основа для Гимн  Ода последующих музыкальных обработок  Торжественная песнь, принятая как символ  государственного или социального единства. Бывают  военные, государственные, религиозные  Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная,  Праздничная, Плачевная  Послание  Стихотворное произведение, написанное в форме  письма или обращения к какому­либо лицу  Романс  Баллада  Поэма  Трагедия  Комедия  Небольшое напевное лирическое стихотворение, в  котором находят отражение переживания, настроения,  чувства лирического героя; может быть наложено на  музыку Лиро­эпические жанры  Вид лиро­эпической поэзии; небольшое сюжетное  стихотворение, в котором поэт передает не только свои  чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти  переживания  Большая форма лиро­эпической поэзии; крупное  стихотворное произведение с повествовательным или  лирическим сюжетом, основанное на сочетании  повествовательной характеристики действующих лиц,  событий и их раскрытии через восприятие и оценку  лирического героя, повествователя Драматические жанры  Вид драмы, в основе которого лежат острые,  непримиримые жизненные конфликты; характер героя  раскрывается в неравной, напряженной борьбе,  обрекающей его на гибель  Вид драмы, в котором характеры, ситуации  представлены в смеховых, комических формах; здесь  обличающих человеческие пороки и раскрывающих  негативные стороны жизни Разновидности комедии по характеру содержания:  – комедия положений (источник смешного – события,  хитроумная интрига);  – комедия характеров (источник смешного – четко  типизированные характеры героев);  – комедия идей (источник смешного – идея писателя);  – трагикомедия (смех пронизан сознанием  несовершенства человека и его жизни);  – фарс (западноевропейская народная комедия XIV  – XVI веков, обладающая основными признаками  народных представлений: массовостью, сатирической  направленностью, буффонадой)  Драма  Литературное произведение, которое изображает  серьезный конфликт, борьбу между действующими  лицами  Водевиль  Вид драмы, легкая пьеса с песнями­куплетами,  занимательной интригой, романсами, танцами  Интермедия  Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая  между действиями основной пьесы, а иногда в тексте  самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 2) галантно­пасторальные сцены в Италии; 3) вставная комическая или музыкальная сцена в  спектакле в России Литературные направления Художественный метод = литературное направление = литературное течение ? Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни Основные признаки литературного направления Представители литературы Классицизм - XVIII - начало XIX века П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия) 1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. Сентиментализм - XVIII - начало XIX века 1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема - тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия) второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. Романтизм - конец XVIII - XIX век Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия) 1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. Реализм - XIX - XX век 1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия) героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. Натурализм - последняя треть XIX века 1) Стремление к внешне точному изображению действительности. Э. Золя, А. Хольц (Франция); 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. Н. А. Некрасов "Петербургские углы", В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия) Модернизм. Основные направления: • Символизм • Акмеизм • Имажинизм Авангардизм. • Футуризм Символизм - 1870 - 1910 годы 1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия) философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии 1) Самоценность отдельной вещи и Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия) каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия) 1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия) 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) Имажинизм - 1920-е годы 1) Победа образа над смыслом и идеей. 2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин Тематика лирических произведений Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения. (Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова) Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приемы и средства в их смысловой наполненности. (Уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедиях, и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.) Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение. (Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".) Тема лирического произведения Тема любви(любовная лирика) Тема природы(пейзажная  лирика) Тема назначения поэта и  поэзии(гражданская лирика) Краткая характеристика Поэтические  произведения о  проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной,  наличие образа  лирической  героини.  Стремление поэта  передать глубину,  неповторимость,  мимолетность,  красоту любовного чувства. Поэтические  произведения,  описывающие  картины природы,  образы животных,  чувства  лирического героя, вызванные  созерцанием  природы Лирические  произведения,  раскрывающие  сущность  Пример А.С. Пушкин "Я  помню чудное  мгновенье..." С. А. Есенин "Береза" М.Ю. Лермонтов  "Смерть Поэта" поэтического  творчества, роль  поэзии, назначение поэта Лирические  произведения о  смысле  человеческого  существования, о  проблемах бытия,  о жизни и смерти Поэтические  произведения о  воле, духовной  свободе личности Лирические  произведения о  дружбе, создание  образа друга  поэта; возможно  прямое к нему  обращение Поэтические  произведения об  одиночестве  лирического героя, разобщенности его с окружающим  миром,  непонимании  другими людьми Лирические  произведения о  Родине, ее судьбе,  настоящем и  прошлом, о  защитниках  отечества Лирические  произведения о  народной судьбе, о жизни людей из  народа Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..." А. Н. Радищев ода  "Вольность" А. С. Пушкин "К  Чаадаеву" М. Ю. Лермонтов  "Парус" А. А. Блок "Россия" Н. А. Некрасов  "Железная дорога" Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Тема свободы(вольнолюбивая  лирика) Тема дружбы Тема одиночества Тема родины(патриотическая  лирика) Тема народа Структура художественного текста Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей. Сюжет - последовательность событий в художественном произведении. Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения. Этапы сюжета: Этапы развития сюжета Пример В трагедии У. Шекспира "Ромео  и Джульетта" ­ сцена Джульетты­ девочки с няней, когда Ромео  перед первой встречей с  Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней  любви Название этапа сюжета Краткая характеристика Экспозиция(пролог) Изображение  расстановки  персонажей и  обстоятельств в  литературном  произведении,  непосредственно  предваряющей  развертывание  основного  сюжетного  действия.  Экспозиция не  влияет на ход  последующих  событий в  произведении, а  только  мотивирует  действие. Типы  экспозиции (в  зависимости от  места в  произведении)  ­ прямая; ­ задержанная; ­ обратная.  Начало  конфликта,  составляющего  основу сюжета,  исходный момент, определяющий  последующее  развертывание  действия  художественного  произведения.  Типы завязок: ­ мотивированная; ­  немотивированная (неожиданная,  придающая  остроту). Место завязки в  литературном  произведении: ­ в начале; ­ в конце.  События,  совершаемые в  художественном  произведении от  завязки до  кульминации,  развитие  сюжетных линий;  постепенное  нарастание  конфликта.  Высшая точка  напряжения в  развитии действия художественного  произведения,  когда особенно  ярко проявляется  сюжетный   Завязка  Развитие действия  Кульминация  Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г.  Чернышевского "Что делать?"  Завязка в конце худ.  произведения ­ поэма Н. В.  Гоголя "Мертвые души"  Приезд Скалозуба, падение  Молчалина с лошади, разговор  Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим  Сцена наказания татарина за  побег в рассказе Л. Н. Толстого  "После бала" Развязка конфликт, цели  героев и их  внутренние  качества. Все  развитие  конфликта  стремится к  кульминации,  после которой  наступает  развязка; иногда  развязка  совпадает с  кульминацией. В  художественном  произведении  возможно  несколько  кульминаций.  Положение  действующих лиц, которое  сложилось в худ.  произведении в  результате  развития  изображенных в  нем событий;  итоговая сцена,  добавляющая  последние штрихи к характерам  действующих лиц. Виды развязки: ­ естественная  (логичное  выражение  завязки);  ­ ложная. Виды развязки (в  зависимости от  развития  сюжета): ­ внезапная;  Естественная развязка ­  "Вишневый сад" А. П. Чехова.  Ложная развязка ­ "Воскресение"  Л. Н. Толстого. Внезапная  развязка ­ "Метель" А. С.  Пушкина. Развязка логически  вытекающая из развития  действия ­ "Человек в футляре"  А. П. Чехова. Развязка единая с  кульминацией ­ "Ревизор" Н. В.  Гоголя. Развязка отдельная от  кульминации ­ "Тарас Бульба" Н.  В. Гоголя ­ логически  вытекающая из  развития  действия.  Виды развязки (в  зависимости от  художественной  манеры писателя): ­ единая с  кульминацией; ­ отдельная от  кульминации  Заключительная  часть  произведения. Типы эпилогов: ­  непосредственное  обращение  писателя к  читателю (автор  высказывает  какие­либо  обобщающие  суждения,  благодарит за  внимание, просит  о  благосклонности); ­ развернутые  "событийные"  (сообщают  сведения о  дальнейшей  судьбе  действующих лиц  после  изображаемых  событий).  Послесловие(эпилог)  Развернутый "событийный"  эпилог в "Войне и мире" ­ Л. Н.  Толстого ­ изображение жизни  Безуховых и Ростовых через  восемь лет после войны 1812  года. Конфликт в художественном произведении Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам. Характер конфликта  Любовный  Социально­ бытовой(общественный)  Философский  Идейный  Психологический  Символический Краткая характеристика Пример  Взаимоотношения между  людьми, построенные на  любовных коллизиях; характерен  для традиционной драмы  классицизма и любовного романа.  Социальные взаимоотношения,  характерен для реалистических  произведений.  Постановка и решение  философских проблем: жизни и  смерти, кардинальных основ  бытия, судьбы человека.  Столкновение различных идей,  имеющих право на  существование.  Внутренние противоречия  личности; характерен для  романтических произведений.  Противоборство, столкновение  реальности с ее символическим  перевоплощением; характерен  для произведений символизма.  У. Шекспир  "Ромео и  Джульетта" А.С.  Пушкин  "Дубровский"  А. С. Пушкин  "Евгений Онегин"  Ф. М. Достоевский "Братья  Карамазовы",  "Идиот"  И. С. Тургенев  "Отцы и дети"  Д. Г. Байрон "Дон  Жуан"  М. Метерлинк  "Синяя птица" Система образов в художественном произведении Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла. Название литературного образа Художественный  образ (общее  понятие) Литературный  персонаж Образ автора Образ рассказчика,  образ повествователя Образ лирического  героя Эпический герой Драматический  герой Главный герой Второстепенный  персонаж Внесценический  персонаж Краткая характеристика Форма отражения действительности искусством  (литературой), конкретная и вместе с тем  обобщенная, созданная при помощи творческой  фантазии автора картина человеческой жизни,  преображенная в свете его эстетического идеала Действующее лицо литературного (эпического или  драматического) произведения Носитель авторской речи в художественном  произведении, наделенный миропонимаем писателя,  но в то же время передающий и долю авторского  вымысла Персонифицированный герой, повествующий о  событиях Образ в лирическом произведении, передающий  мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный  самому поэту, так как через личное, индивидуальное  художник стремится показать типическое,  характерное для эпохи в целом. Герой эпического произведения, несущий черты  национально­исторического значения Действующее лицо драматического произведения Основное лицо повествования, вокруг которого  выстраиваются центральные события  художественного произведения Герой, не являющийся главным участником  центрального конфликта произведения Герой драматического произведения, не  принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц Образ рассказчика в литературном произведении Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь. Тип рассказчика "Обрамляющий"  условный  рассказчик Бесстрастный  повествователь Главный герой  произведения Рассказчик ­  словесная маска Рассказчик ­  участник событий Система  рассказчиков Краткая характеристика данного типа Рассказчик ведет  повествование, организует  текст в художественное целое,  но его функция условна Изображает события как  сторонний наблюдатель Повествование в произведении  ведется от лица главного героя Писатель выбирает роль  рассказчика определенного  персонажа, наделяя его рядом  типических черт Рассказчик является  участником событий, поэтому  вносит в повествование  собственную интерпретацию  увиденного Художественное произведение  имеет форму: ­ "рассказа в рассказе", когда  от лица одного из собеседников описывается событие; ­ связанных между собой  повествований нескольких  рассказчиков Пример И. С. Тургенев  "Записки охотника" А. С. Пушкин  "Повести Белкина" Ф. М. Достоевский  "Подросток" Рудый Панько в  "Вечерах на хуторе  близ Диканьки" Н. В.  Гоголя Глава "Максим  Максимыч" из романа  "Герой нашего  времени" М. Ю.  Лермонтова Л. Н. Толстой "После  бала"     М. Ю. Лермонтов  "Герой нашего  времени" Средства создания литературного героя Средство создания литературног о героя Краткая характеристик а Название произведения Эпиграф к литературному произведению Прямая авторская характеристика Речь героя Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов Может указывать на основную черту характера героя Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, Пример "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова "Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина "Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин) Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова Поступки, действия героя Психологически й анализ Другие герои произведения выявляют его склонности, пристрастия Основа повествования художественн ого произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя Взаимоотноше ния персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова 1) Мастер в "Мастере и Маргарите"  М. А. Булгакова 2)Печорин в "Герое нашего времени"  М. Ю. Лермонтова 3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействи и с разными людьми Портрет героя Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистиче ский (портрет, скопированны й с реально существующег о человека); 2) психологическ ий (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующ ий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие Социальная среда, общество Пейзаж Художественна я деталь Предыстория жизни героя (если есть) метафорами, сравнениями, эпитетами) Общественные условия, в которых живет и действует персонаж Раскрывает внутренние переживания героя Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая художественн ая деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа Описание детства, юности, становления героя как личности, помогает глубже раскрыть внутренний "Гранатовый браслет" А. И. Куприна Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова "Обломов" И. А. Гончаров мир персонажа Сатира и юмор Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными. Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека. Сатирические приемы в художественном произведении Название сатирического Краткая характеристика Пример приема Гипербола Гротеск Художественный прием, средство  выразительности речи,  заостряющее и  преувеличивающее  свойства реальных  явлений Вид сатирической  типизации, при котором  реальные жизненные  отношения  разрушаются;  реальность отступает  перед фантастикой,  происходит контрастное совмещение реального и фантастического Фантастика Средство сатирического освещения  действительности;  форма отображения  мира, при которой на  основе реальных  "Даже слов никаких не знали,  кроме: "Примите уверение в  совершенном моем почтении и  преданности". (М. Е. С­Щ  "Повесть о том, как один мужик  двух генералов прокормил") "Только вдруг очутились на  необитаемом острове, проснулись  и видят: оба под одним одеялом  лежат, разумеется, сначала ничего  не поняли и стали разговаривать,  как будто ничего с ними не  случилось". (М. Е. С­Щ "Повесть о том, как один мужик двух  генералов прокормил") Д. Свифт "Путешествие  Гулливера" представлений  создается логически  несовместимая с ними  картина жизни Вид подцензурного  иносказания, намеренно  маскирующий идею  автора Эзопов язык Сказки М. Е. Салтыкова­Щедрина Ирония Тонкая, скрытая  насмешка "Откуда, умная (обращение к  ослу), бредешь ты голова?" И. А.  Крылов Сарказм Аллегория Язвительная насмешка,  с предельной резкостью  изобличающая  негативное социальное  явление, отрицательную  черту характера  персонажа Иносказание, с помощью которого отвлеченное  понятие передается  посредством  конкретного образа "Пожалел волк кобылу, оставил  хвост да гриву". Пословица.  Концовка "Невского проспекта"  Н. В. Гоголя Лиса в русских народных сказках ­ аллегория хитрости, ловкости;  волк ­ аллегория злобы,  жестокости; басни И. А. Крылова,  Лафонтена, Эзопа Название художественного произведения Название - авторское наименование конкретного художественного произведения Особенности названия  художественного произведения В основе ­ имя главного героя  произведения В основе ­ художественная деталь,  характеризующая главного героя  произведения Название ­ пословица, отражающая  суть конфликта произведения В основе ­ место, где происходит  событие произведения Пример названия художественного текста "Евгений Онегин" А. С. Пушкина;  "Рудин" И. С. Тургенева "Шинель" Н. В. Гоголя "Свои люди ­ сочтемся!", "На  всякого мудреца довольно  простоты" А. Н. Островский "Васюткино озеро" В. П.  Астафьева; "Невский проспект" Н. В основе ­ главный конфликт  художественного произведения В основе ­ проблема, поставленная  автором в произведении и разрешаемая  им в самом повествовании В основе ­ образ­символ В. Гоголя "Отцы и дети" И. С. Тургенева;  "Горе от ума" А. С. Грибоедова "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова; "Что делать?" Н. Г.  Чернышевского "Гроза" А. Н. Островского;  "Вишневый сад" А. П. Чехова "Ночь накануне Ивана Купала" Н.  В. Гоголя; "После бала" Л. Н.  Толстого "Война и мир" Л. Н. Толстого;  "Преступление и наказание" Ф. М.  Достоевского "Идиот" Ф. М. Достоевского;  "Толстый и тонкий" А. П. Чехова Пейзаж в художественном произведении Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении. В основе ­ время, в которое  разворачиваются ключевые события  художественного произведения Название многозначное, выражающее  многоплановую проблематику  произведения В основе ­ характеристика героя,  типичная черта персонажа Роль пейзажа в художественном произведении Функции пейзажа Иллюстративная (создает фон, на котором  происходят различные события в произведении) Пример из  художественного  произведения "Это случилось  осенью. Серенькие  тучи покрывали небо:  холодный ветер дул с  пожатых полей, унося красные и желтые  листья со встречных  деревьев. Я приехал в  село при закате  солнца и остановился  у почтового домика. В  сени (где некогда  поцеловала меня  бедная Дуня) вышла  толстая баба и на вопросы мои  отвечала, что старый смотритель с год как  помер, что в доме его  поселился пивовар, а  что она жена  пивоварова." (А. С.  Пушкин "Станционный  смотритель") "Глядя кругом,  слушая, вспоминая, я  вдруг почувствовал  тайное беспокойство  на сердце... поднял  глаза к небу ­ но и в  небе не было покоя:  испещренное звездами, оно все шевелилось,  двигалось,  содрогалось; я  склонился к реке... но  и там, и в этой  темной, холодной  глубине, тоже  колыхались, дрожали  звезды; тревожное  оживление мне  чудилось повсюду ­ и  тревога росла во мне  самом". (И. С.  Тургенев "Ася") "Внизу расстилаются  тучные, густо­ зеленые, цветущие  луга, а за ними, по  желтым пескам,  течет светлая река,  волнуемая легкими  веслами рыбачьих  лодок или шумящая  под рулем грузных  стругов, которые  плывут от  плодоноснейших стран Психологическая (передает внутренне состояние  героев, их переживания) Лирическая (создает определенное настроение у  героя; задает общую тональность повествования) Российской империи и  наделяют алчную  Москву хлебом. На  другой стороне реки  видна дубовая роща,  подле которой  пасутся  многочисленные  стада; там молодые  пастухи, сидя под  тению дерев, поют  простые, унылые  песни... На левой же  стороне видны  обширные, хлебом  покрытые поля,  лесочки, три или  четыре деревеньки и  вдали высокое село  Коломенское с  высоким дворцом  своим. Часто  прихожу на сие место и почти всегда  встречаю там весну;  туда же прихожу и в  мрачные дни осени  горевать вместе с  природою". Н. М.  Карамзин "Бедная  Лиза" Символическая (выступает в роли образа­символа) По вечерам над  ресторанами Горячий воздух дик и  глух,  И правит окриками  пьяными Весенний и  тлетворный дух... И каждый вечер, за  шлагбаумами,  Заламывая котелки, Среди канав гуляют с  дамами Испытанные  остряки.  Над озером скрипят  уключины,  И раздается женский  визг,  А в небе, ко всему  приученный, Бессмысленно  кривится диск.  (А. А. Блок  "Незнакомка") Художественное пространство и время Художественное пространство и время (хронотоп) - пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах. Основные признаки пространства в литературном произведении: 1. Не имеет непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности, наглядности. 2. Воспринимается читателем ассоциативно. Основные признаки времени в литературном произведении: 1. Большая конкретность, непосредственная достоверность. 2. Стремление писателя к сближению художественного и реального времени. 3. Представления о движении и неподвижности. 4. Соотнесенность прошлого, настоящего и будущего. Образы художественного Краткая характеристика Пример времени 1. Биографическое Детство, юность, зрелость,  старость "Детство",  "Отрочество", "Юность"  Л.Н. Толстого 2. Историческое 3. Космическое 4. Календарное Характеристика смены  эпох, поколений, крупных  событий в жизни общества Представление о вечности и вселенской истории "Отцы и дети" И.С.  Тургенева, "Что делать"  Н.Г. Чернышевского "Мастер и Маргарита"  М.А. Булгакова Смена времен года, будней  и праздников Русские народные  сказки 5. Суточное День и ночь, утро и вечер "Мещанин во  дворянстве" Ж.Б.  Мольера Художественная деталь в литературном произведении Художественная деталь - предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, смысловую эмоциональную нагрузку. значительную компонент имеющая Функции детали Краткая характеристика Пример из худ. произведения Выделительная Психологическая С помощью детали  писатель выделяет  событие,  художественный  образ, явление из  ряда подобных Деталь является  средством  психологической  характеристики  героя, помогает  раскрыть  внутренний мир  персонажа "И мысль свою Беликов  также старался  запрятать   в футляр. Для  него были ясны только  циркуляры и газетные  статьи, в которых  запрещалось что­ нибудь..." (А. П. Чехов  "Человек в футляре") "...Видали вы когда­ нибудь глаза, словно  присыпанные  пеплом, наполненные  такой неизбывной  смертной тоской, что в  них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего  случайного  собеседника.." (М. А.  Шолохов "Судьба  человека" Фактографическая Деталь  характеризует  данный факт  действительности Натуралистическая Символическая Импрессионистическая Деталь внешне  точно, бесстрастно,  объективно  изображает предмет  или явление Деталь выступает в  роли символа ­  самостоятельного  многозначного  художественного  образа, который  имеет  эмоционально­ иносказательный  смысл, основанный  на сходстве явлений  жизни Деталь, взятая  писателем  произвольно и ему  самому не всегда  понятная, но  внутренне  "Школьная  фотографияжива до сих  пор. Она пожелтела,  обломалась по углам. Но  всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в  войну. Всему миру  известно прославленное  имя сибиряк..." (В. П.  Астафьев "Фотография,  на которой меня нет") "Когда шествие миновало место, где я стоял, я  мельком увидал между  рядов спину  наказываемого. Это  было что­то такое  пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не  поверил, чтобы это было  тело человека..." (Л. Н.  Толстой "После бала") "Мне часто вспоминается  теперь и эта темная река,  затененная скалистыми  горами, и этот живой  огонек. Много огней и  раньше и после манили не одного меня своей  близостью. Но жизнь  течет все в тех же  угрюмых берегах, а огни  еще далеко. И опять  приходится налегать на  весла... Но все­таки... все­ таки впереди ­ огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки") Белый лебедь, лебедь  чистый,  Сны твои всегда  безмолвны, Безмятежно­серебристый, Ты скользишь, рождая совпадающая с его  мыслью,  отражающая его  чувства,  переживания,  настроение волны,  Под тобою ­ глубь немая,  Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая, В бездне воздуха и света.  (К. Д. Бальмонт "Белый  лебедь") Эпизод Эпизод - часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины. Типы эпизодов Сценический  (повествовательно­ диалогический) Несценический  ("панорамный",  описательный) Краткая характеристика Пример Картины, замкнутые в  пространстве и времени, в которых поведение героев тщательно  детализируется. Сообщение автора о  происходившем в  длительные промежутки  времени и в разных  местах Изображение вечера в  доме Анны Павловны  Шерер в первых главах  романа­эпопеи Л. Н.  Толстого "Война и мир" Описание Москвы,  опустевшей перед  приходом французов, в  романе­эпопее Л. Н.  Толстого "Война и мир" Стихосложение Название системы стихосложения Силлабическая Силлабо­ Краткая характеристика Пример Система стихосложения,  в которой ритмичность  создается повторением  стихов с одинаковым  количеством слогов, а  расположение ударных и  безударных слогов не  упорядочено;  обязательная рифма Система стихосложения,  "Ты хочешь знать, что видел я  С одной страны гром, С другой страны гром,  Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи  Воду несучи  Небо закрыли, В страх помутили!  (В. К. Тредиаковский) тоническая Тоническая в основе которой лежит  выравненность числа  слогов, количества и  места ударений в  стихотворных строках Система стихосложения,  ритмика которой  организуется  повторением ударных  слогов; число безударных слогов между  ударениями варьируется  свободно На воле? ­ Пышные поля,  Холмы, покрытые венцом  Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья, в пляске  круговой"  (М. Ю. Лермонтов) Вьется  улица­змея.  Дома  вдоль змеи. Улица ­  моя. Дома ­  мои.  (В. В. Маяковский) Стихотворные размеры Название Краткая характеристика Хорей Двухсложная стопа с ударением на  первом слоге в силлабо­тонической  системе сложения Ямб Двухсложная стопа с ударением на  втором слоге в силлабо­тонической  системе сложения Дактиль Трехсложная стопа с ударением на  первом слоге в силлабо­тонической  системе сложения Пример Терек воет, дик и  злобен, Меж утесистых  громад,  Буре плач его  подобен,  Слезы брызгами  летят.  (М. Ю. Лермонтов) В передней толкотня,  тревога;  В гостиной встреча  новых лиц,  Лай мосек, чмоканье  девиц,  Шум, хохот, давка у  порога...  (А. С. Пушкин) Кто бы ни звал ­ не  хочу На суетливую Амфибрахи й Трехсложная стопа с ударением на  втором слоге в силлабо­тонической  системе сложения Анапест Трехсложная стопа с ударением на  третьем слоге в силлабо­тонической  системе сложения нежность  Я променять  безнадежность  И, замыкаясь, молчу.  (А. А. Блок) Не ветер бушует над  бором, Не с гор побежали  ручьи ­  Мороз воевода  дозором  Обходит владенья  свои.  (Н. А. Некрасов) Пропаду от тоски я и  лени, Одинокая жизнь не  мила,  Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик  душистой сирени,  Распевая, вползает  пчела.  (А. А. Фет) Как определить стихотворный размер? Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки: О милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей! 1. Первое, что мы делаем - делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова: о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де - тей 2. Готово. Теперь ставим ударения. о - ми' - лы - е - плу' - ты - кто - ча' - сто - их - ви' - дел тот - ве' - рю - я - лю' - бит - кре - стья'н - ских - де - те'й 3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога. Пробуем делить по 2 слога: о - ми' / - лы - е / - плу' - ты / - кто - ча' / - сто - их / - ви' - дел / тот - ве' / - рю - я / - лю' - бит / - кре - стья'н / - ских - де / - те'й Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе: о - ми' - лы / - е - плу' - ты / - кто - ча' - сто / - их - ви' - дел / тот - ве' - рю / - я - лю' - бит / - кре - стья'н - ских / - де - те'й Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная - это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует. 4. Теперь дело за малым - определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог - это амфибрахий. Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха. Он немного проще. Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах. Затем считаем под какими цифрами у нас ударения: 2-4-6-8 - ямб; 1-3-5-7 - хорей; 1-4-7-10 - дактиль; 2-5-8-11- амфибрахий; 3-6-9-12 - анапест. Выбирайте любой понравившийся способ Неужели это так сложно - определить размер стиха? Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый. Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий. Рифма и тип рифмовки Пора уже, думаю, внести ясность, что такое рифма, какая она бывает и какие существуют способы рифмовки. То есть, сразу важно уловить - рифма и тип рифмовки - это не одно и тоже. Давайте же обратимся к одному из вариантов, где звучит вопрос про рифму - Вариант 10. Как называется рифма, использованная во всех строфах стихотворения? Для сравнения сразу покажу вопрос со типом рифмовки - Вариант 15. Какой тип рифмовки использовал поэт в 1-й строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей»? Подчеркнул вам ключевые слова, как видите, разница в вопросах есть, не путайте. Теперь, думаю, стоит перейти к терминологии. Рифма у нас бывает двух видов: мужская и женская, очень редко встречается дактилическая и гипердактилическая. Назвал последние два с той целью, чтоб всякие умники не пытались сказать, что мы тут не то даём. Пример мужской рифмы: И море, и буря качали наш че'лн; Я, сонный, был предан всей прихоти во'лн. Две беспредельности были во мне', И мной своевольно играли оне'. (Ф.И. Тютчев "Сон на море"). Мужская рифма - это такая, при которой ударение в стихотворной строке падает на последний слог. У женской рифмы, следуя логике, ударение падает на предпоследний. Запомнить это можно так: мужики всегда последние, идут после дам. =) Пример женской рифмы: Есть речи значе'нье, Темно иль ничто'жно, Но им без волне'нья Внимать невозмо'жно, Как полны их зву'ки Безумством жела'нья! В них слезы разлу'ки, В них трепет свида'нья. (М.Ю. Лермонтов "Есть речи значенье"). В дактилической рифме ударение падает на 3й слог с конца, в гипердактилической на 4й слог с конца. В ЕГЭ встречаются только мужская и женская. Отчеркнули. Перейдем на тип рифмовки (система рифмовки, способ рифмовки, вид рифмовки - всё это одно и тоже). На самом деле, у нас уже есть материал на рифмовку, но повторим еще раз, не отходя от кассы. В кимах встречаются следующие термины: смежная (парная), кольцевая (кольцо) и перекрёстная. Смежная - рифмовка смежных стихов: первое со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т.д. ааББ По небу полуночи ангел летел (а) И тихую песню он пел; (а) И месяц, и звезды, и тучи толпой (Б) Внимали той песне святой.; (Б) Кольцевая - первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей. аББа Любовь и дружество до вас (a) Дойдут сквозь мрачные затворы, (Б) Как в ваши каторжные норы (Б) Доходит мой свободный глас. (a) Перекрёстная - первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. аБаБ О милых спутниках, которые наш свет (а) Своим сопутствием для нас животворили, (Б) Не говори с тоской: их нет; (а) Но с благодарностию: были. (Б) Поэтическая фонетика Название фонетическог о приема Звукопись Анафора Краткая характеристика Повторение  похожих  звуковых  сочетаний  (гласных или  согласных) в  художественной  речи Единоначатие,  одинаковые  звуковые,  ритмические  конструкции или  словосочетания в  Пример Я вздрагивал. Я загорался и гас.  Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,  Но поздно, я сдрейфил, и вот мне ­  отказ.  Как жаль ее слез!  Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак) Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С.  Пушкин) Эпифора Аллитерация Ассонанс начале  следующих строк Одинаковые  звуковые,  ритмические  конструкции или  словосочетания в  конце  последующих  строк Прием звуковой  выразительности,  заключающийся в повторении  однородных,  сходных по  звучанию  согласных звуков  в стихе, строфе Повторение в  строке, строфе,  фразе  однородных  гласных звуков, а  также неточная  рифма, в которой созвучны только  некоторые,  преимущественно гласные звуки Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир.  Скован без молота ­  Жидкого золота  Не движется мир. (С. М. Городецкий) "Пора, перо покоя просит..." (А. С.  Пушкин) Багровое взметнулось полымя  Над рокотом аэродрома, А голуби, как будто голые,  Неслись на сизом фоне грома. (Л.Н.  Мартынов) Как лучше запомнить эти понятия: В ЕГЭ в бланки ответов можно выписывать общее слово под каждое определение, то есть ассонанс, аллитерация, анафора и эпифора - это все звукопись, в подтверждение слов посмотрите на схему, которая выше. Но наш вам совет, лучше научиться отличать эти термины друг от друга. Итак, анафора и эпифора, запоминаются по привычному расположению букв в алфавите: А(первая буква, начало) - анафора (повтор в начале), Э(последняя буква, конец) - эпифора (повтор в конце). С этим разобрались. Аллитерация и ассонанс. Из определения - это повтор гласных и согласных в поэтическом произведении. Слово ассонанс кончается на согласную, значит(!) - это повтор гласных (запоминаем по принципу противоречия), слово аллитерация кончается на гласную, значит(!) - это повтор согласных. Может кому-то последний пример того, как запомнить эти термины покажется странным, но он по крайне мере у вашего любимого админа работает. И еще, пожалуйста, не забывайте, что в слове аллитерация и ассонанс две двойные согласные, каждая из которых уходит на свой слог (первый и второй). Многие часто сомневаются, определяя анафору. Анафора – это единоначатие. Рассмотрим сразу примеры анафоры: Июль, таскающий в одеже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Все громко говорящий вслух. Видим, что анафорой может быть не только повтор в смежных строках, но и в перекрёстных. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод... Кроме того, анафора бывает и фонетическая, в данном отрывке повторяющийся звук «э». Еще, анафорой могут быть и союзы, которые могут располагаться даже через несколько строк, изобразим схематично: И … … … … … … … … … … … И … … … Ещё схематичный вариант: … … … … … … Когда … … … Когда … … … … … … … … … С эпифорой всё с точностью наоборот – повтор слов в конце стихотворных строк. Поэтический синтаксис Название синтаксической Краткая характеристика фигуры Риторический  вопрос Синтаксический прием;  вопрос, не требующий ответа Риторическое  восклицание Синтаксический прием;  восклицательное  предложение, передающее  эмоционально­ экспрессивное отношение к  изображаемому Риторическое  обращение Синтаксический прием;  обращение, не содержащее  указания на конкретного  адресата Повтор Стилистическая фигура;  повторение в поэтическом  тексте одних и тех же слов  или выражений Градация Повторение семантически  Пример из поэтического текста Снег идет густой­густой.  В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью  той,  Или с той же быстротой, Может быть, проходит  время?  Может быть, за годом год         Следуют, как снег идет   Или как слова в поэме?     (Б.  Л. Пастернак) ...И, содрав гонорар  неумеренный,  Восклицал мой присяжный  поверенный; "Перед вами стоит  гражданин Чище снега альпийских  вершин!.." (Н. А. Некрасов) Здравствуйте, племя    Младое, незнакомое! не я  Увижу твой могучий  поздний возраст... (А. С.  Пушкин) Я ищу прозрачности,  А не призрачности,  Я ищупризнательности,  А не признанности (С. И.  Кирсанов) "В старину любили близких слов, которые,  постепенно усиливая друг  друга, создают и  художественно усиливают  один образ Стилистическая фигура,  основанная на контрасте,  противопоставлении  понятий, образов Стилистическая фигура,  состоящая в нарушении  общепринятой  грамматической  последовательности речи Стилистическая фигура;  повторение однородных слов и оборотов, имеющее  различные стилистические  функции в зависимости от  контекста Несовместимость,  нелогичное сочетание  понятий, сознательное  нарушение логических  связей в произведении Стилистический прием,  синтаксическая  несогласованность частей  предложения как  неосознанное нарушение  языковой нормы; широко  применяется в  юмористических и  сатирических жанрах хорошенько поесть, еще  лучше любили попить, и еще лучше любили  повеселиться". (Н. В.  Гоголь) Они сошлись.  Волна и камень,  Стихи и проза, лед и  пламень      Не столь различны меж  собой... (А. С. Пушкин) "Швейцара мимо он  дверей скользнул по  мраморным ступеням..." (А.  С. Пушкин) Горьким  смехоммоим посмеюся" (Н.  В. Гоголь) Пил мертвую! не спал ночей  по девяти! Все отвергал: законы!  совесть! веру! (А. С.  Грибоедов) А звери из лесов сбегаются  смотреть,  Как будет океан и жарко ли  гореть... (И. А. Крылов) Антитеза Инверсия Плеоназм Алогизм Анаколуф Лексические средства выразительности Название лексического средства Краткая характеристика Пример Не часто к нам слетает  вдохновенье,  И краткий миг в душе оно горит; Но этот миг любимец музценит,  Как мученик с землею разлученье,  В друзьях обман, в любви  разуверенье И яд во всем, чем сердце дорожит, Забыты им: восторженный пиит  Уж прочитал свое предназначенье.  (А. А. Дельвиг) Рухнула штукатурка в нижнем  этаже, Нервы  ­ большие, маленькие, многие!  ­ скачут бешеные,  и уже  нервов подкашиваются ноги! (В. В.  Маяковский) Мы сражаться стали,  В ход пустили шашки,  Шашки не из стали, Мы играем в шашки. (Я.  Козловский) Эти  сегодня  стихли и оды, в аплодисментах  ревомые ревмя,  войдут в историю  как накладные расходы  на сделанное нами ­ двумя или тремя. (В. В.  Маяковский) Зажгли костер, сложилися, За водкой двое сбегали, Слова одной части  речи, одинаковые  или близкие по  своему  лексическому  значению Слова одной части  речи,  противоположные  по своему  лексическому  значению Слова, одинаковые по звучанию, но  разные по своему  лексическому  значению Новое слово,  появившееся в  связи с  возникновением  нового предмета  (явления) или  созданное поэтом  новое слово для  обозначения уже  существующего  предмета, понятия, явления Слово или  выражение,  Синонимы Антонимы Омонимы Неологизм Архаизм грамматическая  форма или  синтаксическая  конструкция,  вышедшие из  активного  употребления Слово, вышедшее  из употребления в  связи с  исчезновением  предмета  (явления), которое  это слово  обозначало Историзм Фразеологизм Устойчивое  сочетание слов Афоризм Диалектизм Меткое  законченное  выражение,  переданное в  точной, сжатой  форме Слово или  выражение,  употребляемое  жителями  определенной  местности.  Диалектизмы: ­ фонетические  (передают  особенности  произношения);  ­ морфологические (передают  особенности  А прочие покудова Стаканчик изготовили,  Бересты понадрав. (Н. А. Некрасов) Как ныне сбирается вещий  Олег Отмстить  неразумных хозарам... (А. С.  Пушкин) Узнали, подняли тревогу,  По форме нарядили суд,  Отставку Мишке дали И приказали,  Чтоб зиму пролежал в берлоге  старый плут... А Мишенька и ухом не ведет. (И. А. Крылов) Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов)  – Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"  – Уж больно ты грозен, как я  погляжу! Откуда дровишки?  – "Из лесу, вестимо,  Отец, слышишь, рубит, а я отвожу." (Н. А. Некрасов) грамматики  определенного  диалекта); ­ лексические  (служат для  называния  предметов или  явлений людьми  определенной  местности);  ­ этнографические  (обозначают вещи  или явления,  характерные  только для какого­ то узкого  сообщества) Слова,  свойственные  профессиональным диалектам;  профессиональные  слова,  употребляемые  группами людей,  объединенных  общими  занятиями, родом  деятельности Профессионализ м ...К тебе явлюся я; увижу сей  дворец,  Где циркуль зодчего, палитра и  резец  Ученой прихоти твоей  повиновались  И, вдохновенные, в искусстве  состязались. (А. С. Пушкин) Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы) Название тропа Краткая характеристика Эпитет Образное определение,  дающее дополнительную  художественную  характеристику предмета  или явления в виде  Пример Под нами с  грохототом чугунным Мосты мгновенныегремят.  (А. А. Фет) сравнения Один из тропов народной  поэзии: слово­определение, устойчиво сочетающееся с  тем или иным  определяемым словом и  обозначающее какой­ нибудь характерный, всегда наличествующий родовой  признак Простой вид тропа,  представляющий собой  прямое сопоставление  одного предмета или  явления с другим по  какому­либо признаку Вид тропа, перенос  названия одного предмета  на другой на основании их  сходства Особый вид метафоры,  перенесение изображения  человеческих черт на  неодушевлённые предметы  или явления Вид тропа, основанный на  преувеличении свойств  предмета, явления с целью  усиления выразительности  и образности  художественной речи Образное выражение, в  котором содержится  художественное  преуменьшение свойств  предмета с целью усиления  эмоционального  воздействия Вид тропа, перенос  названия с одного предмета Выезжает из села да добрый  молодец, Старый казак да Илья  Муромец... (Былина "Три  поездки Ильи Муромца") Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится...  (А. С. Пушкин) Не жалею, не зову, не плачу,  Все пройдет, как с белых  яблонь дым. Увяданья золотом  охваченный,  Я не буду больше молодым.  (С. А. Есенин) Никнет трава от жалости, а  дерево с горем к  земле приклонилось. ("Слово  о полку Игореве") И полусонным стрелкам лень  Ворочаться на циферблате,  И дольше века длится день  И не кончается объятье. (Б.  Л. Пастернак) Только в мире и есть, что  тенистый  Дремлеющих кленов шатер  (А. А. Фет) Не дай мне Бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума;  Постоянный  эпитет Простое  сравнение Метафора Олицетворение Гипербола Литота Метонимия на другой, смежный  (близкий) с ним;  художественное  отожествление предметов,  понятий, явлений по  принципу смежности Разновидность метонимии,  замещение слова или  понятия другим,  находящимся с ним в  отношениях "меньшее ­  большее"; "часть ­ целое"  (количественная  метонимия) Синекдоха Оксюморон Вид тропа, сочетании  несочетаемого,  противоположных по  значению слов Перифраз Вид тропа, замена названия  предмета или явления  описанием его признаков Вид художественного  тропа, употребление слова  или выражения в  противоположном значении тому, что подразумевается  на самом деле, с целью  насмешки Ирония Нет, легче труд и глад. (А. С.  Пушкин) Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..  Что ищет он в стране  далекой?  Что кинул он в краю  родном?.. (М. Ю. Лермонтов) Я сидел у окна в  переполненном зале. Где­то  пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в  бокале Золотого, как небо, аи. (А. А.  Блок) И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений,  Другой властитель наших  дум.  Исчез, оплаканный свободой,  Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся  непогодой:  Он был, о море, твой певец.  (А. С. Пушкин) "Ты все пела? это дело:  Так поди же, попляши!" (И.  А. Крылов)

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 11 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2018