В ходе диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся по предмету «Литература» в 5–9-х, 10–11-х классах необходимо установить доминирующие и сопутствующие проблемы, поступательное, системное решение которых позволит учителю сделать работу по подготовке к творческой работе учеников психологически комфортной, продуктивной. Далее в статье об этом.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.docx
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ
В ходе диагностики предметных,
метапредметных результатов
обучающихся по предмету «Литература» в 5–9х, 10–11х классах
необходимо установить доминирующие и сопутствующие проблемы,
поступательное, системное решение которых позволит учителю сделать
работу по подготовке к творческой работе учеников психологически
комфортной, продуктивной (табл. 1)1.
Таблица 1
Способ восполнения проблемы
Самостоятельное, коллективное ведение
«Дневника читателя» (по образцу учителя,
ученикаэксперта)
Реферирование критической статьи при помощи
ученикаэксперта, консультативной помощи
учителя
Индивидуальное, групповое выполнение проекта
при консультативной помощи ученикаэксперта,
учителя в рамках учебного занятия;
публичное выступление (урок, факультатив,
элективный курс, спецкурс)
Участие в коллективном проекте – составлении
виртуальных экскурсий: например, «Я читаю
строки, опаленные войной», «Мои прогулки по
Серебряному веку» и др.
Проблемы, которые
нужно решить
1. Проблема – доминанта:
знание текстов
программных
художественных
произведений и
формулирование своего
отношения к авторской
позиции
2. Знание оценки
художественных
произведений в критике и
формулирование своего
отношения к авторской
позиции
3. Понимание основных
проблем общественной
жизни и закономерностей
историколитературного
процесса конкретного
периода времени
4. Умение определить
роль и место каждого
автора и конкретного
произведения в
литературной жизни,
понимание конкретно
исторического и
общечеловеческого
1 В таблице использованы материалы книги: «Экзамен по литературе»: от выпускного –
к вступительному» / О. Ю. Богданова, Л. В. Овчинникова, Е. С. Романичева ; под ред. О.Ю. Богдановой. М. :
Просвещение, 1997. Способ восполнения проблемы
Самостоятельный, в паре (сильныйслабый),
устный и письменный анализ произведения по
алгоритму его проведения при консультативной
помощи учителя в рамках учебного занятия
(урок, факультатив, элективный курс, спецкурс)
Самостоятельное, групповое составление
презентации «Мои заметки в рубрике «По
страницам творчества» по образцу, плану,
алгоритму выполнения творческой задачи при
консультативной помощи руководителя
творческой группы в рамках учебного занятия:
урока, факультатива, спецкурса, элективного
курса)
Участие в творческой лаборатории «Мой
алгоритм анализа художественного текста»;
составление самостоятельных и коллективных
презентаций по теоретическим материалам
учебников, литературоведческих справочников,
энциклопедий (под общей рубрикой «В мою
копилку»: например, «Средства выразительности
художественного стиля речи (по итогам анализа
поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)» и др.);
составление авторских «Малых ученических
энциклопедий», школьных справочников
Проблемы, которые
нужно решить
значения художественных
произведений
5. Понимание
целостности
литературного
произведения, умение
выделить и
охарактеризовать
основные компоненты
формы и содержания
6. Знание основных
этапов творческой
биографии крупнейших
писателей, своеобразия
эволюции их
мировоззрения, метода,
стиля, принадлежности их
к литературным
направлениям
7. При анализе конкретных
художественных
произведений необходимо
знание: темы, идейного
богатства,
проблематики,
авторских идеалов и
пафоса; системы образов
и средств их создания;
композиции, сюжетных,
внесюжетных
элементов, конфликта,
роли заглавия, эпиграфов,
ремарок,
художественной детали;
приемов психологического
изображения;
особенностей
художественной речи
(эпитет, метафора,
сравнение, гипербола,
аллегория, Проблемы, которые
нужно решить
олицетворение, символ,
гротеск, антитеза…);
особенностей жанра
8. Знание и понимание, а
также умение применять
при анализе следующие
теоретиколитературные
понятия и термины:
роды художественной
литературы (эпос, лирика
и драма) и их основные
жанры (роман, повесть,
рассказ, поэма и др.);
литературные направления
и течения (классицизм,
романтизм, реализм,
символизм, акмеизм,
футуризм и др.);
стихотворные размеры
9. Достаточный уровень
культурной и
интеллектуальной
зрелости и эстетического
развития, понимание
нравственных ценностей
литературы как искусства
слова
Способ восполнения проблемы
Проведение виртуальных экскурсий под общей
рубрикой «Разрешите вас познакомить…»:
например, «Роды художественной литературы»;
устное и письменное иллюстрирование под общей
рубрикой «Мое литературоведческое
портфолио»: например, «Символизм в русской
поэзии и живописи» – в рамках учебного занятия
(урок, спецкурс, элективный курс, факультатив)
Публичное выступление, защита проекта
(например, «Поэт и время» и др.);
анализ сочинения (например, «Судьба народа в
Великой Отечественной войне») по алгоритму
выполнения задания и др.;
рецензирование текста творческой работы
товарища по памятке рецензирования (например,
«Судьба России XX века», «Жизнь дана на
добрые дела», «Этих дней не смолкнет слава» и
др.)
В зависимости от выявленных в ходе итоговой диагностики пробелов в
предметных знаниях, умениях и навыках учащихся учителем составляются
темы проектных работ. Участвуя в
компенсаторной проектной
деятельности, учащиеся восполняют выявленные проблемы и приобретают
необходимые компетенции для выполнения всех развернутых творческих
заданий в формате: выпускное сочинение, ОГЭ и ЕГЭ (8–9х, 15–16х),
сочинения (задание 17.1–17.3).
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВЕРНУТЫХ ТВОРЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ Если в результате диагностики выявлена проблема №1 (недостаточное
знание текстов программных художественных произведений и неумение
формулировать свое отношения к авторской позиции), то советуем
организовать коллективную проектную работу по теме «Составляем
«Читательский дневник» с обязательной рубрикой «Мое отношение к
прочитанному»:
1.Что запомнилось и почему?
2.Что понятно/непонятно (причины)?
3.Что приемлю и почему?
4.Чем бы хотел поделиться с одноклассниками; почему выделенное
мною так важно знать всем?
5.Какая мысль писателя «вне времени», почему я так думаю?
Если в результате диагностики выявлена проблема № 2 (недостаточное
знание оценки художественных произведений в критике и неумение
формулировать свое отношение к авторской позиции), то следует составить
групповой проект «Учусь аргументировать собственное суждение», «Чья
точка зрения мне ближе и почему?».
Если в результате диагностики выявлена проблема № 3 (недостаточное
понимание основных проблем общественной жизни и закономерностей
историколитературного процесса конкретного периода времени), то
возможно индивидуальное проектирование под общей рубрикой «Мое
личностное осмысление».
Алгоритм работы с сочинением.
Алгоритм работы с сочинением.
Алгоритм работы с сочинением.
Алгоритм работы с сочинением.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.