МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«РОСТОВСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 28»
«Центр дистанционного образования детей-инвалидов»
СОГЛАСОВАНО
Совет ЦДО ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28»
Протокол от 27.08.2021 № 1
Председатель Н.В. Гладких __________
Руководитель ЦДО ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28» Заместитель директора по УВР В.А. Осипова __________
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28» Т.Л. Воронько
Приказ от 27.08.2021 № 371 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету “Русский язык”
для незрячих обучающихся
11 класс
Программу составила
Бычкова Анна Анатольевна
2021-2022 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к адаптированной рабочей программе
по русскому языку
для незрячих обучающихся
(вариант 3.1)
11 класс
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для незрячих учащихся ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28» (далее – АОП ООО для незрячих учащихся) разработана в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения незрячих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей. АОП ООО разработана и утверждена в соответствии с требованиями ФГОС ООО для незрячих обучающихся в условиях инклюзивного образования, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП ООО незрячих учащихся.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования незрячих обучающихся (вариант 3.1), ФГОС основного общего образования, основной образовательной программы школы, авторской программы «Русский язык. Рабочие программы» и Предметная линия учебников для 10 – 11 классов (авторы учебника для общеобразовательных школ – Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) Н.Г. Гольцовой, М.А. Мищериной.
Особенности организации учебного занятия с незрячими обучающимися:
Выбор этой программы обусловлен тем, что обучение незрячих обучающихся осуществляется по учебникам, напечатанным РТШ БРАЙЛЯ, составленным по данной авторской программе.
Логика изложения и содержание адаптированной программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования, при этом учтены особенности развития незрячих детей.
В программе полностью реализуется принцип коррекционной направленности обучения, конкретизированы пути и средства коррекции недостатков сенсомоторного, умственного и речевого развития детей с нарушением зрения. В связи с этим предусмотрено:
- обучение правильным способам организации познавательной деятельности, а именно целенаправленному восприятию предметов и явлений окружающего мира с помощью осязания, слуха и остаточного зрения;
- формирование с помощью педагога мыслительных операций сравнения, анализа и обобщения, развитие образного и логического мышления, связной речи;
- самое широкое применение специальных средств наглядности в учебном процессе;
- преодоление вербализма в речи, формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
В программе учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов, предусмотрено использование средств коррекции и компенсации глубоко нарушенного и отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно – графических пособий.
Своеобразие программы по русскому языку в школе состоит в том, что в ней уделяется большое внимание совершенствованию техники чтения и письма по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Программа предусматривает формирование предметных представлений, уточняющих содержание слов, умение работать, с рельефными схемами, сюжетными рисунками и другим специальным дидактическим материалом.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, системно-деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Коррекционные задачи:
Дополнительные задачи для слепых обучающихся :
Ввиду особенностей школы, наряду с задачами овладения знаниями и навыками по русскому языку, программа предусматривает систему коррекционно-развивающей работы. Особое внимание обращено на коррекцию остаточного зрения, развитие осязательного и обонятельного восприятия и высших психических функций в процессе овладения учебным предметом.
1. Коррекция восприятия, воображения, эмоционально-волевой сферы.
2. Развитие памяти, речи, внимания.
3. Коррекция мышления от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому.
4. Совершенствование мыслительных операций (анализа, сравнения, аналогии).
5. Обучение основным мыслительным операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению и абстрагированию.
6. Совершенствование интонационно-выразительной стороны речи, а также её фонетико-фонематическое совершенствование.
7. Расширение разнообразия синтаксических конструкций, употребляемых обучающимися в речи.
8. Развитие умения строить диалогическую и монологическую речь.
9. Работа над совершенствованием долговременной памяти.
Совершенствование рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля, плоского письма по Гебольду, преодоление формализма и вербализма в речи , формализма в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: при составлении программы выдержаны принципы преемственности в определении объёма содержания теоретической части темы. Курс 10 – 11 классов, с одной стороны, призван обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить глубокий уровень понимания не только сути языковых единиц, но и механизма их функционирования.
Теоретический материал курса охватывает все разделы науки о языке. В содержание каждой темы входят сведения, уже известные учащимся из курса русского языка основного общего образования. Их сопровождает дополнительный материал, связанный со стилистикой и культурой речи, исторические комментарии, пояснения; правила и нормативные варианты преподносятся подробно и развёрнуто.
В содержание курса включены самостоятельные разделы «Культура речи» и «Стилистика», где в ознакомительном объёме даны теоретические сведения, а также необходимый для развития речевых навыков практический материал. Работа по данным разделам поможет старшеклассникам научиться чётко, ясно, логично, выразительно формулировать свои мысли, связно выражать своё мнение, создавать грамотные устные и письменные тексты. Формирование речевых навыков, развитие культуры речи теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Способность понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления личности человека.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность со средней школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 10 - 11 классах на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объёме. Новыми являются разделы: «Синтаксис. Пунктуация», «Речь».
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
Форма организации образовательного процесса:
классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метода проектов, игровые, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, диктанта «Проверяю себя», предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных и других диктантов, диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Важную роль для эффективного, успешного процесса обучения играют способы освоения учебного материала: самостоятельная работа с учебником, использование дополнительной учебной и справочной литературы, в первую очередь словарей. Необходимо формирование и развитие навыков структурирования теоретического материала, составления схем, планов, алгоритмов рассуждения. Эти виды работы расширяют диапазон учебных умений и навыков, создают базу успешного обучения в высшем учебном заведении.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану для общеобразовательных учреждений, русский язык изучается с 10 по 11 класс. Общее количество часов – 138 ч.:
10 класс - 70 часов (2 часа в неделю),
11 класс – 68 часа (2 часа в неделю).
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
В программу по русскому языку в 10-11 классах внесены следующие коррективы: программа Гольцовой Н.Г. предусматривает на изучение курса русского языка 34 часа, в данной программе за счет компонента образовательного учреждения добавлено 2 часа на изучение русского языка с целью ликвидации пробелов в знаниях и учетом подготовки учащихся 10-11-го классов к экзамену по русскому языку. Это обусловило тот факт, что изменилось количество часов, отводимых на изучение разделов курса по программе Гольцовой Н.Г.– 70 часов (10 кл.) и 68 часов (11 кл.) (2 часа в неделю).
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на УМК и учебники Федерального перечня:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/Авторский коллектив |
Название учебника |
Класс |
Издательство учебника |
1.3.1.1.2.1 |
Гольцова Н.Г. Шамшин И.В. Мищерина М.А. |
Учебник Русский язык ( базовый уровень) в 2-х частях |
10-11 класс |
ООО«Русское слово-учебник» |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА (предмета)
В результате изучения курса русского языка ученик должен
· связь языка и истории, культуры русского и других народов;
· основные единицы и уровни языка;
· орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;
· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
· осуществлять речевой самоконтроль;
· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
· создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста.
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ (ГВЭ), эссе – подготовка к итоговому выпускному сочинению.
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение; групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.
Формы контроля знаний: контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, сочинения-рассуждения, эссе на заданную тему, проблему текста.
Принцип построения - концентрический
Технологии, методики:
· уровневая дифференциация;
· проблемное обучение; проблемно-диалогическая технология;
· информационно-коммуникационные технологии
· здоровьесберегающие технологии;
· технология дистанционного обучения .
Содержание учебного курса «РУССКИЙ ЯЗЫК»
11 класс
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Введение
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Текст и его место в системе языка и речи. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров. Анализ текстов разных стилей и жанров.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. . Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
Особенности организации учебных занятий с обучающимися:
В 10 В классе обучается 1 человек.Обучающаяся имеет ограничения при выборе деятельности на уроках,методов обучения и форм контроля.
Все письменные работы выполняются в обычной и электронной рабочей тетради.
Занятия проводятся в условиях проведения онлайн-уроков в соответствии с учебным планом Центра дистанционного обучения детей-инвалидов санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону.Образовательные и воспитательные задачи обучения решаются комплексно. Учителю представляется право выбора методических путей и приёмов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.Содержание программы позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в развитии. Дистанционная форма обучения предполагает самостоятельное изучение большого объема материала учащимися, поэтому задача учителя состоит в формировании у школьников умений работать с разными источниками информации.
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, – подготовка к ГВЭ– итоговому выпускному изложению.
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора,
списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них,
творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная
работа, сочинение; групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и
внеклассные.
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.
Формы контроля знаний: контрольные диктанты, тестовые работы, практические работы с текстом, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, сочинения-рассуждения, эссе на заданную тему, проблему текста.
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по русскому языку рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю , (34 учебных недели). По программе 68 часов. Программа предусматривает изучение тем, попавших на праздничные дни, за счёт уплотнения учебного материала и резерва, поэтому в 2021-2022 учебном году курс рассчитан на 67 часов. Количество часов по программе изменено в связи с праздничными днями . Курс представлен в полном объеме за счет объединения тем.
График проведения аттестационных и контрольных работ
Контрольные работы |
Дата |
Практические работы |
Дата |
Входная диагностическая контрольная работа |
|
Практическая работа по составлению документов |
|
Контрольная работа. Комплексный анализ текста с творческим заданием. |
|
Практическая работа «Анализ публицистического текста» |
|
Аттестационная промежуточная контрольная работа за I полугодие |
|
Практическая работа «Обобщение и систематизация по теме «Словосочетание. Предложение»» |
|
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». |
|
Практическая работа «Обобщение и систематизация по теме «Простое осложнённое предложение» |
|
Контрольное сочинение. |
|
Практическая работа «Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение»» |
|
Контрольная работа по теме «Сложное предложение». |
|
Практическая работа по подготовке к ЕГЭ и ГВЭ |
|
Итоговый тест в формате ЕГЭ |
|
|
|
ИТОГО |
7 |
|
6 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
Общее число часов - 68, 2 часа в неделю
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Введение. Из истории русского языкознания. |
1 |
2 |
Повторение и обобщение пройденного в 10 классе |
7 |
3 |
Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. |
1 |
4 |
Словосочетание |
2+1 |
5 |
Предложение. Простое предложение |
6+1 |
6 |
Простое осложнённое предложение |
18+2 |
7 |
Сложное предложение |
7 |
8 |
Предложения с чужой речью |
2 |
9 |
Употребление знаков препинания |
3 |
10 |
Культура речи |
2 |
11 |
Стилистика |
8 |
12 |
Подготовка к написанию части С на ЕГЭ (Подготовка к ГВЭ) |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего часов |
68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК 11 класс
Общее число часов - 68, 2 часа в неделю
№п/п |
Дата |
Тема урока с указанием К/Р |
Кол-во часов |
ЭОР |
1 |
03.09 |
Из истории русского языкознания. |
1 |
http://www.gramota.ru/book/rulang/ |
|
|
Повторение и обобщение изученного в 5-10 классах. |
8 |
|
2 |
07.09 |
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. |
1 |
Фонетика. Звуки речи. Алфавит Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение
|
3 |
10.09 |
Лексикология и фразеология, лексические нормы. |
1 |
Фразеологизмы Фразеологизмы и их происхождение
|
4 |
14.09 |
Словообразование. |
1 |
Основные способы образования слов в русском языке
|
5 |
17.09 |
Морфология и орфография. |
|
Части речи |
6 |
21.09 |
Трудные темы русской орфографии. Подготовка к стартовой диагностической работе. |
1 |
Основные принципы русской орфографии |
7 |
24.09 |
Входная диагностическая контрольная работа. |
|
|
8 |
28.09 |
Анализ входной контрольной работы. |
1 |
|
|
|
Синтаксис и пунктуация. |
|
|
9 |
01.10 |
Основные принципы русской пунктуации. Словарный диктант. |
1 |
http://www.rosental-book.ru/ |
|
|
Словосочетание. (2+ 1ч.) |
|
|
10 |
05.10 |
Словосочетание как синтаксическая единица. |
1 |
Словосочетание. Его строение и грамматическое значение
|
11 |
08.10 |
Р. р. Сочинение-рассуждение по исходному тексту. (упр. 344). |
1 |
|
12 |
12.10 |
Виды синтаксической связи в словосочетании, синтаксический разбор словосочетания. |
1 |
Связь слов в словосочетании
|
|
|
Простое предложение. (6+1 ч.) |
|
|
13 |
15.10 |
Простое предложение как синтаксическая единица, классификация предложений: виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. |
1 |
|
14 |
19.10 |
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
Подлежащее Сказуемое. Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое Тире между подлежащим и сказуемым |
15 |
22.10 |
Р. р. Способы определения проблемы, авторской позиции в тексте, виды аргументации собственной позиции: сочинение-рассуждение по тексту Е. Сикирич о борьбе добра и зла. |
1 |
http://www.rosental-book.ru/ |
16 |
26.10 |
Виды предложений по структуре: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные предложения. |
1 |
Типы односоставных предложений. Односоставные предложения в отличие от неполны Типы простых предложений по структуре. Распространенные и нераспространенные, полные и неполные
|
17 |
29.10 |
Полные и неполные предложения, тире в неполном предложении. |
1 |
Неполные предложения |
18 |
09.11 |
Синтаксический разбор простого предложения; обобщение и систематизация по теме «Словосочетание. Простое предложение». |
1 |
http://www.rosental-book.ru/ |
19 |
12.11 |
Проверочная работа по теме «Словосочетание. Простое предложение». |
1 |
http://www.rosental-book.ru/ |
|
|
Простое осложнённое предложение. (18+2 ч.) |
|
|
20 |
16.11 |
Предложения с однородными членами и пунктуация в них. |
1 |
Однородные члены предложения, знаки препинания при них |
21 |
19.11 |
Знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями и приложениями. Подготовка к промежуточной аттестационной работе. |
1 |
Как научиться различать однородные и неоднородные определения Однородные и неоднородные определения |
22 |
23.11 |
Промежуточная аттестационная работа по русскому языку за 1 полугодие. |
1 |
Типовые тестовые задания. В.В. Львов. 2016 pdf |
23 |
26.11 |
Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами. |
1 |
|
24 |
30.11 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
1 |
|
25 |
03.12 |
Предложения с обособленными членами: обособление определений. |
1 |
Обособление определений |
26 |
07.12 |
Обособленные приложения Словарный диктант. |
1 |
ЕГЭ. Русский яз. Тип. тест. зад. Часть 2. Мамай О.М. М: Издательство «Экзамен». 2016 |
27 |
10.12 |
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и именами существительными с производными предлогами.. |
1 |
Обособление обстоятельств
|
28 |
14.12 |
Обособленные дополнения. |
1 |
Обособление дополнений
|
29 |
17.12 |
Уточняющие пояснительные и присоединительные члены предложения. |
1 |
Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения |
30 |
21.12 |
Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами. |
1 |
|
31 |
24.12 |
Практикум по теме «Пунктуация при обособленных членах предложения, подготовка к диктанту по теме «Обособленные члены предложения». |
1 |
http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php |
32 |
11.01 |
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». |
1 |
Как написать диктант на «5» |
33 |
14.01 |
Р. р. Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы. |
1 |
Сочинение-рассуждение на ЕГЭ |
34 |
18.01 |
Р. р. Контрольное сочинение-рассуждение по тексту упр. 414. |
1 |
Материалы ФИПИ (РОСОБРНАДЗОР) |
35 |
21.01 |
Знаки препинания при обращении. |
1 |
Обращения Предложения с обращениями и вводными словами |
36 |
25.01 |
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. |
1 |
Вводные слова, сочетания и предложения Вставные конструкции |
37 |
28.01 |
Междометия в составе предложения. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. |
1 |
|
38 |
01.02 |
Обобщение, систематизация изученного и подготовка к контрольному тестированию по теме «Простое осложнённое предложение». |
1 |
http://www.gramota.ru/spravka/punctum/ |
39 |
04.02 |
Контрольный тест в формате ЕГЭ по теме «Простое осложнённое предложение».
|
1 |
|
|
|
Сложное предложение. (7 ч.) |
|
|
40 |
08.02 |
Сложное предложение: пунктуация в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении с одним придаточным. |
1 |
Основные группы сложносочинённых предложений. Сочинительные союзы Знаки препинания в сложносочинённых предложениях Строение сложноподчиненных предложений. |
41 |
11.02 |
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.
|
1 |
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными
|
42 |
15.02 |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
1 |
Обобщение материала по теме “Бессоюзные сложные предложения” |
43 |
18.02 |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. |
1 |
Сложные предложения смешанного типа. Знаки препинания в предложениях смешанного типа |
44 |
22.02 |
Период и знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое. |
1 |
Типовые тестовые задания. В.В. Львов. 2016 pdf |
45 |
25.02 |
Практическая работа «Обобщение, систематизация знаний и подготовка к контрольной работе по теме «Сложное предложение».
|
1 |
http://www.rosental-book.ru/ |
46 |
01.03 |
Контрольная работа по теме «Сложное предложение». |
1 |
|
|
|
Предложения с чужой речью. (2 ч.) |
|
|
47 |
04.03 |
Оформление на письме прямой речи и диалога. |
1 |
Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
|
48 |
11.03 |
Разные способы оформления на письме цитат. |
1 |
Цитаты и знаки препинания при них
|
|
|
Употребление знаков препинания. (3 ч.) |
|
|
49 |
15.03 |
Сочетание знаков препинания. |
1 |
|
50 |
18.03 |
Факультативные знаки препинания и авторская пунктуация, подготовка к тестированию по теме «Синтаксис и пунктуация». |
1 |
|
51 |
29.03 |
Тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация». |
1 |
|
|
|
Культура речи (2 ч.) |
|
|
52 |
01.04 |
Язык и речь. Правильность русской речи, типы норм русского языка.
|
1 |
http://www.gramota.ru/spravka/punctum/ |
53 |
05.04 |
О качествах хорошей речи. |
1 |
|
|
|
Стилистика.Функциональные стили речи. (8ч.) |
|
|
54 |
08.04 |
Научный стиль: специфика стиля.
|
1 |
Научный стиль
|
55 |
12.04 |
Специфика официально-делового стиля: практическая работа по составлению документов.
|
1 |
Официально-деловой стиль
|
56 |
15.04 |
Публицистический стиль. |
1 |
Публицистический стиль |
57 |
19.04 |
Р. р . Анализ публицистического текста в формате ЕГЭ. |
1 |
|
58 |
22.04 |
Разговорный стиль речи. |
1 |
|
59 |
26.04 |
Особенности стиля художественной литературы. |
1 |
Художественный стиль
|
60 |
29.04 |
Текст. Типы речи.
|
1 |
Текст как продукт речевой деятельности Типы речи
|
61 |
06.05 |
Контрольная работа: комплексный анализ текста.
|
1 |
|
|
|
Подготовка к написанию части С на ЕГЭ (Подготовка к ГВЭ) (4 ч.) |
|
|
62 |
13.05 |
Проблема текста: типы проблем и способы их выделения. |
1 |
Сочинение на ЕГЭ |
63
|
17.05
|
Комментарий к проблеме. Заключение в сочинении. |
1 |
Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку |
64 |
20.05 |
Итоговый тест в формате ЕГЭ.
|
1 |
ЕГЭ по русскому языку. 2020 год. |
65 |
24.05 |
Инструктирование обучающихся по технологии сдачи ГВЭ и ЕГЭ. |
1 |
|
|
|
Подведение итогов работы за учебный год. |
|
|
|
|
|
|
|
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список учебной и методической литературы
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2013.
2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2009.
3. Баранов М. Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2009.
4. Багге М.Б. ЕГЭ. Русский язык: Контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение, 2009.
5. Балыхина Т.М., Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Пунктуация. М.: Издат-Школа, 2008.
6. МалюшкинА.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь. 10—11 классы. М.: ТЦ «Сфера», 2009.
7. ПучковаЛ.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Грамматика. Речь. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2009.
8. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку. 9—11 классы. М.: Вербум-М, 2003.
9. Поурочные разработки по русскому языку, 11 класс, Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарева, М.; «Вако», 2010 г
10. Гольцова П.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10—11 классы: Книга для учителя.
11. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. М.: Вербум-М, 2009.
12. Будникова И.Н, Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. М.: ВАКО, 2010.
13. Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы. М.: Мнемозина, 2003.
Мультимедийные пособия
1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.
7. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Адреса сайтов в Интернете:
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,
Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.
Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с
языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь
школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому
языку и литературе, ответы на вопросы.
http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Ярославский институт развития образования. Дистанционная поддержка учителей-словесников
http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM
Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html
Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/
Русское письмо http://character.webzone.ru
Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm
Словесник http://www.slovesnik.ru
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников
http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.