ПОДГОТОВКА К ИНТЕГРИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма.
Иконка файла материала ПОДГОТОВКА К ИНТЕГРИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.doc
ПОДГОТОВКА   К   ИНТЕГРИРОВАННОМУ   ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями  в развитии  является одной   из   острых   и   дискуссионных   проблем.   Наиболее   широко   обсуждается   вопрос   об интегрированном   обучении   детей   с   нарушениями   слуха,   зрения,   опорно­двигательного аппарата. Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно.   Часть   выпускников   логопедических   детских   садов,   интегрированных   в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки   к   интегрированному   обучению   детей   с   речевыми   нарушениями   в   условиях логопедического   детского   сада   занимает   одно   из   важнейших   мест   в   современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных. Понятие “готовность к школе” весьма многоаспектно (С.М.Громбах, 1969; М.В.Антропова, М.М.Кольцова,   1979;   Л.М.Фридман,   И.Ю.Кулагина   1991).   Уровень   развития   речевой готовности   является   одним   из   важных   составляющих   общей   готовности   к   школе (М.М.Кольцова,   1978).   Следует   отметить,   что   в   настоящее   время   уже   созданы многочисленные методики и разнообразные тесты для оценки степени готовности ребенка к   школе   (А.К.Маркова,   А.Г.Лидерс,   Е.Л.Яковлева.   1992).   Необходимо   специально разработать критерии оценки готовности к интегрированному обучению применительно к детям с речевыми нарушениями. Говоря о подготовке к интегрированному обучению детей с нарушениями  речи, встает вопрос преемственности в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических   служб   (Л.Н.Ефименкова,   1991;   А.В.Ястребова, Л.Ф.Спирова, Т.П.Бессонова, 1997).   Г.Г.Мисаренко, Тесная   взаимосвязь   в   работе   логопедов   дошкольных   учреждений   и   школ   будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями. Опрос  учителей  начальных  классов  общеобразовательных  школ показал,  что многие  не знают   особенностей   развития   речи   и   познавательной   деятельности   детей   с   речевыми нарушениями,   а   процент   обучения   данной   категории   детей   в   массовом   учреждении достаточно   велик.   Поэтому,   необходимо   решить   вопрос   начальной   дефектологической подготовки   педагогических   кадров,   что   поможет   учителю   начальных   классов,   с   одной стороны,   увидеть   особенности   развития   детей   с   речевыми   нарушениями,   а,   с   другой стороны   –   потенциальные   возможности   и   уровень   обучаемости   этих   детей.   Знание специфических методов и приемов в работе с данной категорией детей позволит учителям начальной   школы   улучшить   результаты   учебной   деятельности   учеников   и   повысить эффективность своей работы. Анализ   практических   результатов,   полученных   в   ходе   исследования   по   изучаемой проблеме, дает основание говорить о том, что подготовка к школьному обучению детей сречевыми   нарушениями   является   одной   из   основных   задач   в   работе   специалистов логопедических   дошкольных   учреждений.   Основываясь   на   работы   таких   авторов,   как М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина,  Г.В.Чиркина, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова,  можно говорить о том, что процесс овладения письменной речью (чтением и письмом) вызывает наибольшие трудности у детей с речевой патологией. Следовательно, это необходимо учитывать при подготовке детей к школе. Однако практика показывает, что многие логопеды ограниченно понимают свою задачу и концентрируются на преодолении внешних, явных проявлениях дефекта, таких как нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. С целью изучения проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевой патологией,   нами   было   организовано   обследование   выпускников   детского   сада   с логопедическим   заключением   “общее   недоразвитие   речи   третьего   уровня”   (по классификации   Р.Е.Левиной),   которое   показало   индивидуальные   различия   в формировании:   фонематического   слуха;   лексико­грамматических   конструкций;   звуко­ слогового   анализа   и   синтеза   слов;   слоговой   структуры   слов;   связной   речи;   элементов чтения и письма. На   основании   проведенного   обследования   мы   выделили   3   подгруппы   по   степени готовности  речевой деятельности  к обучению в общеобразовательной  школе. В первую подгруппу вошли дети, речевое развитие которых практически соответствовало возрастной норме.   Вторую   подгруппу   составили   дети,   которым   было   свойственно   нарушение фонематического слуха, был затруднен звуко­слоговой анализ  и синтез слов, возникали затруднения при овладении элементами чтения и письма. Третья подгруппа включала детей с низким уровнем развития фонематического слуха, аграмматизмами в речи, искажением слоговой структуры слов. У испытуемых данной подгруппы были большие трудности при звуко­слоговом анализе и синтезе слов, а также проблемы в овладении элементарными навыками чтения и письма, затруднения при составлении рассказов по картинке или серии сюжетных картин. В результате проведенного эксперимента выявлено, что дети, вошедшие в 1 и 2 подгруппы, могут   быть   успешно   интегрированы   в   общеобразовательные   учреждения   при   условии систематической коррекционно–педагогической и психологической поддержки. Уровень   развития   речи   детей   3   подгруппы   значительно   отстает   от   возрастной   нормы, поэтому им обоснованно даны рекомендации обучаться в специальной школе. Интеграция детей с речевыми нарушениями, по нашему мнению, не может быть тотальной. Выявленная   зависимость   между   степенью   готовности   ребенка   к   обучению   в   массовой школе   и   уровнем   нормализации   его   речевой   деятельности   в   процессе   дошкольной логопедической   подготовки   требует   глубокого   обследования   детей   выпускных   групп, разработки критериев оценки готовности к интегрированному обучению и динамического наблюдения   за   процессом   обучения   в   начальных   классах,   с   целью   своевременного предупреждения дислексии и дисграфии. Возможность   интеграции   выпускников   логопедических   детских   садов   в   массовые учреждения при условии организации для них специальных условий рассматривается, как один   из   путей   дальнейшего   их   коррекционного   развития.   Преемственность   в   работе дошкольных   учреждений   и   массовых   школ   является   залогом   успеха   в   осуществлении процесса интеграции.