В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма.
ПОДГОТОВКА К ИНТЕГРИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ
ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является
одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об
интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорнодвигательного
аппарата.
Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются
недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в
массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и
письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность,
быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема
подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях
логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной
логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из
актуальных.
Понятие “готовность к школе” весьма многоаспектно (С.М.Громбах, 1969; М.В.Антропова,
М.М.Кольцова, 1979; Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина 1991). Уровень развития речевой
готовности является одним из важных составляющих общей готовности к школе
(М.М.Кольцова, 1978). Следует отметить, что в настоящее время уже созданы
многочисленные методики и разнообразные тесты для оценки степени готовности ребенка
к школе (А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлева. 1992). Необходимо специально
разработать критерии оценки готовности к интегрированному обучению применительно к
детям с речевыми нарушениями.
Говоря о подготовке к интегрированному обучению детей с нарушениями речи, встает
вопрос преемственности в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной
логопедических служб (Л.Н.Ефименкова,
1991; А.В.Ястребова,
Л.Ф.Спирова, Т.П.Бессонова, 1997).
Г.Г.Мисаренко,
Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет
способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с
речевыми нарушениями.
Опрос учителей начальных классов общеобразовательных школ показал, что многие не
знают особенностей развития речи и познавательной деятельности детей с речевыми
нарушениями, а процент обучения данной категории детей в массовом учреждении
достаточно велик. Поэтому, необходимо решить вопрос начальной дефектологической
подготовки педагогических кадров, что поможет учителю начальных классов, с одной
стороны, увидеть особенности развития детей с речевыми нарушениями, а, с другой
стороны – потенциальные возможности и уровень обучаемости этих детей. Знание
специфических методов и приемов в работе с данной категорией детей позволит учителям
начальной школы улучшить результаты учебной деятельности учеников и повысить
эффективность своей работы.
Анализ практических результатов, полученных в ходе исследования по изучаемой
проблеме, дает основание говорить о том, что подготовка к школьному обучению детей сречевыми нарушениями является одной из основных задач в работе специалистов
логопедических дошкольных учреждений. Основываясь на работы таких авторов, как
М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова, можно говорить о
том, что процесс овладения письменной речью (чтением и письмом) вызывает наибольшие
трудности у детей с речевой патологией. Следовательно, это необходимо учитывать при
подготовке детей к школе. Однако практика показывает, что многие логопеды ограниченно
понимают свою задачу и концентрируются на преодолении внешних, явных проявлениях
дефекта, таких как нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.
С целью изучения проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевой
патологией, нами было организовано обследование выпускников детского сада с
логопедическим заключением “общее недоразвитие речи третьего уровня” (по
классификации Р.Е.Левиной),
которое показало индивидуальные различия в
формировании: фонематического слуха; лексикограмматических конструкций; звуко
слогового анализа и синтеза слов; слоговой структуры слов; связной речи; элементов
чтения и письма.
На основании проведенного обследования мы выделили 3 подгруппы по степени
готовности речевой деятельности к обучению в общеобразовательной школе. В первую
подгруппу вошли дети, речевое развитие которых практически соответствовало возрастной
норме. Вторую подгруппу составили дети, которым было свойственно нарушение
фонематического слуха, был затруднен звукослоговой анализ и синтез слов, возникали
затруднения при овладении элементами чтения и письма. Третья подгруппа включала детей
с низким уровнем развития фонематического слуха, аграмматизмами в речи, искажением
слоговой структуры слов. У испытуемых данной подгруппы были большие трудности при
звукослоговом анализе и синтезе слов, а также проблемы в овладении элементарными
навыками чтения и письма, затруднения при составлении рассказов по картинке или серии
сюжетных картин.
В результате проведенного эксперимента выявлено, что дети, вошедшие в 1 и 2 подгруппы,
могут быть успешно интегрированы в общеобразовательные учреждения при условии
систематической коррекционно–педагогической и психологической поддержки.
Уровень развития речи детей 3 подгруппы значительно отстает от возрастной нормы,
поэтому им обоснованно даны рекомендации обучаться в специальной школе.
Интеграция детей с речевыми нарушениями, по нашему мнению, не может быть тотальной.
Выявленная зависимость между степенью готовности ребенка к обучению в массовой
школе и уровнем нормализации его речевой деятельности в процессе дошкольной
логопедической подготовки требует глубокого обследования детей выпускных групп,
разработки критериев оценки готовности к интегрированному обучению и динамического
наблюдения за процессом обучения в начальных классах, с целью своевременного
предупреждения дислексии и дисграфии.
Возможность интеграции выпускников логопедических детских садов в массовые
учреждения при условии организации для них специальных условий рассматривается, как
один из путей дальнейшего их коррекционного развития. Преемственность в работе
дошкольных учреждений и массовых школ является залогом успеха в осуществлении
процесса интеграции.