Русский язык и литература в школе никогда не были легкими предметами. Сегодняшняя форма итоговой аттестации по ним считается одной из самых сложных, и это неудивительно, ведь объём знаний должен быть очень велик. Я остановлюсь на самой сложной части итоговой аттестации – написании сочинения.
Сочинение экзаменационной работы девятиклассников предполагает три разных варианта, один из которых основан на объяснении нравственного понятия. Для доказательства своего тезиса ученику нужно привести аргумент из жизненного или читательского опыта. Строится сочинение по обычному плану: тезис – доказательства – вывод. В работе я нацеливаю детей на то, что в качестве доказательства лучше брать художественное произведение, ведь это будет непременным условием в сочинении 11 класса.
В 2017 году выпускники 11 классов 6 декабря писали итоговое сочинение по 5 направлениям:
1. Верность и измена
2. Равнодушие и отзывчивость
3. Цели и средства
4. Смелость и трусость
5. Человек и общество.
Чтобы получить зачёт по этому виду работы, ученики должны были дать правильный ответ на проблемный вопрос, который будет соответствовать теме сочинения. И вторым непременным требованием было привлечение текста художественного произведения. А это значит, что ученик должен показать хорошее знание художественных произведений, умение найти нужный эпизод, фразу, элемент композиции для доказательства своей мысли.
И на экзамене по русскому языку в сочинении-рассуждении ученик обязан продемонстрировать общее умение работать с текстом, определять проблему, комментировать её, в качестве аргумента собственной мысли по указанной проблеме непременно привести одно доказательство из литературы, указав автора, название произведения, жанр. Содержанием выбранного эпизода доказать своё собственное суждение.
Я думаю, что связь очевидна. Залогом успешного написания сочинения и в 9 классе, и в 11 по русскому языку и литературе является хорошее знание содержания художественного произведения, умение устанавливать причинно-следственные связи. В целом, к сочинению невозможно подготовиться за год, за полгода. Такая подготовка должна проводиться постепенно на протяжении всего курса обучения, но наиболее активно в старшей школе.
Начальная школа должна быть пропедевтическим курсом по подготовке детей к осмысленному восприятию текста, умению с ним работать. Начиная с 5 класса, мы активно учим применять для анализа произведения основные литературоведческие термины: тема, идея произведения, сюжет, композиция, средства выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.
Немаловажную роль играет переводной экзамен по литературе в 7 классе. Он не так давно введён в нашей школе, но уже показал свою эффективность.
Очень важным является вопрос чтения произведений. Учитель должен прививать любовь к художественной литературе, вызывать устойчивый интерес к ней. В этом очень эффективной является методика известного учителя-словесника Евгения Николаевича Ильина. Основная мысль её - «умножать, а не только уважать человека в человеке». Что, с моей точки зрения, в ней самое важное, самое эффективное? Это закон трёх О, с которым я пытаюсь подходить к изучению любого произведения. Это очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Поэтому основой педагогики словесника должна быть экспрессия: слово + чувство. Очень важен личностный подход: любить+ понимать + принимать + сострадать + помогать. И идти на урок к ребятам не только с темой урока, но и с жгучей проблемой. Ещё очень важно, чтобы нравственный потенциал книг порождал особую систему гуманистических знаний-убеждений.
Следующим очень важным этапом в подготовке к написанию сочинения является знание основных литературных направлений, теоретико-литературных понятий. В экзаменационном сочинении на ЕГЭ по литературе в отдельном критерии оценивается уровень владения литературоведческой терминологией. Поэтому очень важно, чтобы дети умело применяли эти термины при анализе художественного произведения, получали представление о тексте как о структуре.
В работе над сочинением-рассуждением стараюсь учитывать типичные ошибки:
- полное или частичное несоответствие теме;
- неубедительность доказательств;
- отсутствие логической связи между частями сочинения.
Исходя из опыта работы, считаю, что составление схем анализа художественных произведений способствует более осознанному восприятию текста. Соединение словесного и зрительного образа тому способствует. Некоторые схемы дают прекрасную возможность понять внутренний мир героя, его эволюцию, другие – систему образов героев или роль композиции и сюжета в воплощении идеи писателя.
Вот некоторые схемы-ключи к произведениям:
1. Гениальный Л.Н.Толстой и его роман-эпопея «Война и мир». Его диалектика души , где он исследует глубинные проблемы бытия человека: « Что дурно? Что хорошо? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь и что такое смерть?». Каждая точка на схеме – отдельный эпизод. Как океан состоит из отдельных капель, так художественное произведение складывается из эпизодов. Каждый из них играет важную роль то ли в понимании проблематики произведения, то ли в анализе образа героя. Именно такие эпизоды должны будут анализировать ученики в итоговом сочинении при ответе на проблемный вопрос.
Эти схемы-ключи – это ключи с правом передачи. Всё это можно использовать в работе любому педагогу. И я уверена, что это непременно поможет нашим детям хорошо сдать экзамен, а главное, покажет гуманизм, величие и красоту русской литературы. Ведь русская литература – это святое!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.