Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 класс ", задание 3
Оценка 4.6

Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 класс ", задание 3

Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
русский язык
9 кл
08.01.2017
Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 класс ", задание 3
Задание 3 - средства выразительности речи. Это задание часто вызывает большие затруднения у ребят. Предлагаю 5 тестов, в которых содержится и теоретический материал, и практический. Ответы открываются сразу после того, как учащиеся выполнили задание. В конце текста весёлый слайд для разгрузки напряжения ребят.
3-Выраз.ср-ва-теория и практика.pptx

Упражнения для выполнения задания 3

Упражнения для выполнения задания 3

Упражнения для выполнения задания 3

Вспомним теорию

Вспомним теорию

Вспомним теорию

Сравнение СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим

Сравнение СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим

Сравнение

СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

Например: Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

Эпитет ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением

Эпитет ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением

Эпитет

ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать: прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок); причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева); существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).

Метафора МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое

Метафора МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое

Метафора

МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".

ГИПЕРБОЛА - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления

ГИПЕРБОЛА - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления

ГИПЕРБОЛА -

троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления


По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса и не требует ответа

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса и не требует ответа

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -

такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса и не требует ответа.

И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
(А.Пушкин)

ОКСЮМОРОН - соединение логически несовместимых понятий

ОКСЮМОРОН - соединение логически несовместимых понятий

ОКСЮМОРОН -

соединение логически несовместимых понятий

Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи
(М.Цветаева)

АНАФОРА - единоначатие Словно клянете вы дни без просвета,

АНАФОРА - единоначатие Словно клянете вы дни без просвета,

АНАФОРА -

единоначатие

Словно клянете вы дни без просвета,
Словно пугают вас ноченьки хмурые…
(А.Апухтин)

ЭПИФОРА - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы

ЭПИФОРА - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы

ЭПИФОРА -

повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
(А.Блок)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - расчленение конструкции

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - расчленение конструкции

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -

расчленение конструкции

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

ГРАДАЦИЯ - группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

ГРАДАЦИЯ - группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

ГРАДАЦИЯ -

группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

Не жалею, не зову, не плачу…
(С.Есенин)

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) – Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.

2) – Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растѐт в нѐм ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.

3) Детдомовские, все втроѐм, двинулись на него – Санька приготовился к драке.

4) Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок .

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.

2) Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!

3) Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!

4) Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство.

Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора

Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора

3. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.

Да, он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.

2) Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.

3) Яровой поднял голову, и лѐтчики увидели его глаза…

4) В больших глазах ребѐнка застыло удивление перед громадным, ещѐ не понятным ему миром.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.

2) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.

3) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.

4) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Я её такой за всю войну не видел (предложение 6).

2) Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию (предложение 2).

3) Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет (предложение 7).

4) Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет (предложение 32).

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог?
2) Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и
моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу – след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.

3) Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.

4) Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

Я тоже когда-то собирал, мы приносили их домой целыми сотнями.

2) Особенно много их всегда было под большим диваном.

3) Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами, которые разрослись, образовав свод.

4) На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого

Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора

Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора

3. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.

Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк!

2) И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна.

3) Случилось это в Англии. Я должен был там выступать, но
переправить туда своих четвероногих без карантина не мог.

4) Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы
повторили все трюки, которые выполняли их московские
«коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем,
чистотой.

2) Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой сту-
дент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать
их экскурсию и сказать своё слово.

3) Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас
совсем как Арина Родионовна!»

4) В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины Родионов-
ны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказ-
чицы они звучали особенно задушевно.
 

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий
Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.

2) Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми
линзами очков: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь
по слогам!»

3) Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не
только не баловался, но и не шевелился.

4) Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения
писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять,
творить самим.

Успехов в учёбе вам, ребята!

Успехов в учёбе вам, ребята!

Успехов в учёбе
вам, ребята!

Скачать файл