Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Детсад
02.03.2018
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.
ШБП.doc
ПРОГРАММА КУРСА
«Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и
познавательных способностей дошкольников с элементами обучения
грамоте и использованием математического материала».
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения
грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности
детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой
деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки
культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе,
совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в
том, чтобы, по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не
болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если помочь ребенку,
подготовить его к обучению в школе.
Данный курс содержит три комплектных блока:
начальный курс математики и логика;
развитие речи и обучение грамоте;
плавное письмо.
Первый блок: Начальный курс математики и логики призван:
Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для
самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических
задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство
ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные
геометрические представления;
целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя
умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать
главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для
выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их,
иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы
объектов), понятий по заданному принципу;
развивать способности к проведению простейших обобщений, умений
использовать полученные знания в новых условиях;
научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей
действительности;
развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск
закономерностей,
(продолжить
и классификацию
сравнение последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную
закономерность, выявить общий признак группы предметов);
развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и
различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;
развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать
последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур,
обладающую общим признаком;
развивать наглядно образную, словеснологическую и эмоциональную
память;
уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью
составления пар;
развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
развивать способность к обобщению и абстракции, развивать
пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении
предметов);
оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой;
изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
использованием наглядности;
раскрыть смысл арифметических действий на основе элементарных
практических действий;
научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести
записи;
научить слушать и выполнять работу самостоятельно.
Второй блок: Развитие речи и обучение грамоте призван обеспечить:
взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативноречевых и
творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно
нравственных ценностей;
интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать,
говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
развитие художественно образного и логического мышления учащихся,
воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения
культуры человека;
работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в
меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их
активность и самостоятельность, способствующую умственному и речевому
развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей;
научит осмысленно читать, говорить, писать;
по возможности, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес
к языковым явлениям;
развивать интерес к учебным занятиям;
расширение и уточнение представления детей об окружающей средев ходе
чтения, рассмотрения иллюстраций; развитие фонематического слуха;
дать элементарные понятия о звуко буквенном анализе слов, научить
правильно определять и давать характеристику звука;
обогащение словаря учащихся, развитие их речи;
правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять
слова из букв и слогов;
научить списывать с печатного текста, говорить перед классом, отвечать на
вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т. д. Таким
образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд
понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в
первом классе.
Третий блок: плавное письмо
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и
умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовка к письму, правила посадки при письме. Штриховка
горизонтальными линиями. Штриховка наклонными линиями справа налево.
Штриховка наклонными линиями слева направо. Штриховка кругами.
Штриховка кругами. Штриховка спиралью, овалами.
Горизонтальные и вертикальные прямые и изогнутые линии. Длинные и
короткие наклонные прямые линии. Круги и овалы.
Раскрашивание предметов.
Рабочая строка и межстрочное пространство. Длинные палочки с
закруглением внизу справа. Плавная палочка с закруглением внизу слева.
Короткие палочки с закруглением внизу и наверху. Длинные палочки с
закруглением внизу и наверху. Палочка с петелькой наверху. Палочка с
петелькой внизу. Палочки с петельками внизу и наверху. Полуовалы. Палочки
с петельками. Большие и маленькие полуовалы.
Содержание курса
Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе
Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на
курсы подготовки к школе?
трудностях?
Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас
преодолеть трудности?
Эти вопросы мы, учителя, задаем себе, задумываясь о своих будущих
учениках. Им предстоит пройти сложный путь познания, где мы должны
будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым
можно обратиться за помощью. Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу,
что одним из сложнейших предметов, вызывающий наибольшие трудности,
является русский язык, а на первом году обучения в школе еще и чтение.
Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению
вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы.
Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать
мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный
запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в
воспитании полноценной личности.
В тематическом планировании указаны темы и примерное количество
занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или
менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых
знаний и формирования умений и навыков.
Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25
минут, поэтому занятия будут проводиться 2 раза в неделю по 25 минут на
каждый с 10минутным перерывом.
Начальный курс математики и логика
Содержание обучения
1. Арифметический материал:
1) Числа от 1 до 10; название, последовательность, обозначение, счет,
сравнение чисел и предметов. Число 0. Состав чисел. Арифметические
действия сложения и вычитания.
2) Решение простейших задач на основе счета предметов.
Распознавание геометрических фигур. Сравнение и раскраска фигур.
2. Геометрический материал:
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Фигуры на клетчатой бумаге. Подсчет числа клеток , на которые разбита
фигура. Конструирование фигур из палочек.
Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой, чертить отрезки.
Сравнение предметов по форме, цвету; сравнение групп предметов, основные
отношения между предметами. Совокупность предметов или фигур,
обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному
признаку. Выделение части совокупности.
Дать пространственные и временные представления. Ориентирование в
клетках (диктанты). 3. Содержательнологические задачи и задания, основанные на
математическом содержании первых двух разделов и направленные на
развитие познавательных процессов у дошкольников: внимания, воображения,
памяти.
Основные подразделы курса и их содержание
Знакомство с геометрическими фигурами.
Сравнение предметов и групп предметов.
Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о
символическом изображении вещей.
Умение осуществлять зрительно мыслительный анализ способа
расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах,
умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить
отличительные признаки. Научить детей объединять предметы в множества по
определенному свойству.
Формирование
классифицирующей деятельности (классификация фигур по цвету, форме,
величине). Упражнение детей в анализе групп фигур, в установлении
закономерности в наборе признаков, в умении сопоставлять и обобщать, в
поиске признаков отличия одной группы предметов от другой.
Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола
из счетных палочек, анализе и обследовании их зрительно осязательным
способом. Решение логических задач на поиск недостающих фигур. Точка.
Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой. Чертить отрезки.
Всего 15 занятий.
Пространственные и временные представления.
Развитие внимания и наблюдательности у детей. Формирование числовых и
пространственных представлений у детей. Развитие речи, включение в их
активный словарь понятий: «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий»,
«слева» и т.д.
Всего 8 занятий.
Числа от 1 до 10
Уточнение имеющихся у детей представлений о числе предметов.
Тренировка в счете до десяти. Счет в пределах 10. Знакомство с порядковыми
числительными. Установление соответствия между числом и цифрой. Дать
знания состава чисел первого десятка. Упражнять детей в дополнении чисел
до любого заданного числа.
Всего 15 занятий.
Элементарные арифметические действия сложения и вычитания.
Решение простейших задач на основе счета предметов. Ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления
единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Формирование навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10.
Всего 12 занятий.
23 часа резервные.
Тематическое планирование
1. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать
предметы по цвету, форме, расположению.
2. Развитие речи, внимания и наблюдательности.
1 зан.
1. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе
предметов.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
1 зан.
2. Развитие речи, включение в словарь терминов «выше», «ниже»,
1. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о
символическом изображении вещей.
«толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».
1 зан.
1. Счет, порядковые числительные. Учить рассуждать.
2. Развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой»,
«слева», «справа», «между». Развитие наблюдательности.
2 зан.
1. Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у
нас имеются. Тренировка в счете до 10.
2. Развитие внимания и воображения.
1 зан.
1. Обобщение и систематизация количественных и пространственных
представлений, обучение сравнению предметов по разным признакам.
Формирование числовых и пространственных представлений.
2. Развитие речи, внимания.
1 зан.
1. Умение осуществлять зрительно мыслительный анализ. Формирование
пространственных представлений, закрепление понятий «сначала», «потом»,
«после», «слева», «справа». Формирование навыков счета кругов, квадратов,
треугольников. 2. Развитие внимания, воображения.
1 зан.
1. Формирование у детей пространственных и временных представлений.
Закрепление понятий «вверх», «вниз», « направо», «налево», «справа налево»,
«слева направо».
2. Развитие внимания, наблюдательности.
2 зан.
1. Составление пары предметов. Составление группы предметов.
2. Развитие воображения.
1 зан.
1. Закрепление отношений «больше», «меньше», «равно», представлений о
геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать 2 группы фигур,
находить отличительные признаки.
2. Развитие памяти, наблюдательности, воображения.
2 зан.
1. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам.
2. Развитие внимания, памяти.
2 зан.
1. Формирование навыков счета в пределах 10. Знакомство с порядковыми
числительными.
«последний»,
«сложение», «вычитание».
2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
1 зан.
Знакомство с понятиями «первый»,
1. Научить соединять предметы в множества по определенному свойству.
2. Развитие памяти.
1 зан.
1. Установление соответствия между числом и цифрой. Закрепление
нумерации чисел первого десятка.
2. Развитие внимания, памяти.
2 зан.
1. Закрепление понятий «один», «много». Ознакомление с приемом
образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и
вычитания единицы из последующего числа. Закрепление понятий «раньше»,
«позже», «потом», «после этого».
2. Развитие внимания, воображения. 2 зан.
1 Закрепление счета от 1до 10 и от10 до 1. Закрепление представления о
порядковом значении числа.
2. Развитие наблюдательности.
2 зан.
Геометрические фигуры.
1. Различие предметов по форме и составление из кругов, квадратов,
треугольников других геометрических фигур, а также рисунков. Научит
различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятиями
«верхний», «нижний», «большой», «маленький», «сколько».
2. Развитие внимания, наблюдательности.
1 зан.
1. Упорядочивание предметов по различным признакам. Закрепление
«легче
«длиннеекороче»,
понятий «вышениже»,
тяжелее».
2. Развитие наблюдательности.
1 зан.
«большеменьше»,
1. Развитие пространственных представлений. Повторение счета. Обучение
премам сложения и вычитания чисел 2,3.
2. Развитие наблюдательности внимания, мышления.
1 зан.
1. Изучения состава чисел. Обучения приемам сложения и вычитания чисел
2,3,4.
2. Развитие наблюдательности, внимания.
1 зан.
1. Формирование навыков сложения в пределах 10. Закрепить знания
состава чисел первого десятка.
2. Развитие памяти, наблюдательности.
3 зан.
1. Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа. Учить
приему сложения и вычитания по одному. Воспроизведение приема сложения
и вычитания единицы по памяти.
2. Развитие памяти и внимания
1 зан. 1. Воспроизведение приемов сложения и вычитания по представлению
числового ряда. Тренировать в выполнении действий сложения и вычитания в
пределах 10. Воспроизведение их по памяти. Закрепление приемов сложения
и вычитания в пределах 10.
2. Развитие памяти, внимания, наблюдательности.
4 зан.
1. Формирование классифицирующей деятельности фигур по цвету, форме и
величине.
2. Развитие наблюдательности, мышления, внимания.
1 зан.
1. Закрепление состава чисел первого десятка. Закрепление знаний о составе
числа.
2.Развитие памяти, внимания.
1 зан.
1. Закрепление приемов вычитания на основе знания состава числа и
дополнения одного из слагаемых до суммы. Упражнять в анализе групп
фигур, в установлении закономерности, в наборе признаков, в умении
сопоставлять и обобщать, в поиске отличия одной группы от другой.
2. Развитие памяти, мышления, наблюдательности.
2 зан.
1. Упражнять в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении
и обобщении признаков, свойственным фигурам и каждой из групп,
сопоставлении их, обоснование найденного решения.
2. Развитие мышления, памяти, воображения, внимания.
2 зан.
1. Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у
которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.
2. Развитие внимания, мышления.
3 зан.
1. Формирование навыков сложения и вычитания, умения в решении задач.
2. Развитие мышления, наблюдательности.
4 зан.
Обобщение и систематизирование знаний учащихся. 3 зан.
Проверка знаний. Развитие речи и обучение грамоте
Тематическое планирование
1. Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы
и т. д.
Для чего мы говорим?
1зан.
2. Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Описание картинки. Текст.
Предложение. Слово.
2 зан.
3. Звуки. Зачем они нужны? Гласные звуки.
3 зан.
4. Работа с гласными звуками. Мы живем среди людей. Общение, его формы.
3 зан.
5. Работа с гласными. Изображение его на письме. Печатные буквы. Диалог.
Графическая речь.
6 зан.
6. Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте.
Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.
4 зан.
7. Гласные звуки и буквы. Условные знаки и обозначения, виды. Составление
знаков символов. Противоположные по значению слова.
4 зан.
8. Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Согласные звуки и буквы.
5 зан.
9. Дорога к письменности. Древние письмена. Кодирование. В стране
говорящих скал. Согласные б,в, г,д. Слияние, слог.
2 зан.
10. Печатание слов с изученными буквами и звуками. К тайнам звуков и букв.
Особые обязанности звуков. Временные категории: раньше, позже. 3 зан.
11. Согласные ж, з, к, л. Встреча с радугой. Звуки мягкие и твердые.
3 зан.
12. В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Ударение.
3 зан.
13. Согласные звуки и буквы м, н, п, р. В городе Неслове. Категории: до,
после, потом, сейчас.
4 зан.
14. Чудеса в стране Слов. Времена года. Звуки и буквы с, т, ф, х.
4 зан.
15. В стране Зеркал. Буква, ее отражение. Предложение.
2 зан.
16. Звуки и буквы ц, ч. ш, щ. Разбор слов. Звуки глухие и звонкие. Звуковые
схемы. Родственные слова.
2 зан.
17. Звуковой анализ слов. Составление рассказов. Подбор слов к рифме.
3 зан.
18. Повторение изученного. В мире слов. Слова похожие и разные. Проверка
умения делать звукобуквенный анализ. Чтение слов и предложений.
3 зан.
19. Контрольнозакрепляющие занятия. Составление текстов и предложений.
Рассказ по плану. Карнавал слов. Тесты психосоциальной зрелости,
готовность к обучению в школе.
3 зан.
Плавное письмо
Тематическое планирование
1. Выработка правильной осанки, правильного расположения тетради, умения
держать ручку. 3 зан.
2. Штриховка горизонтальными линиями.
3 зан.
3. Штриховка наклонными линиями справа налево.
3 зан.
4. Штриховка наклонными линиями слева направо.
3 зан.
5. Написание короткой и длинной наклонной палочки.
3 зан.
6. Горизонтальная штриховка. Написание короткой и длинной палочки.
3 зан.
7. Штриховка полукругом, раскрашивание.
3 зан.
8. Написание короткой палочки с закруглением внизу и вверху.
3 зан.
9. Написание длинной палочки с закруглением внизу. Штриховка круговая.
3 зан.
10. Написание короткой и длинной палочки с закруглением внизу и вверху.
3 зан.
11. Штриховка спиралью. Раскрашивание.
3 зан.
12. Написание длинной палочки с закруглением внизу влево.
3 зан.
13. Написание длинной палочки с петлей внизу.
3 зан.
14. Написание длинной палочки с петлей вверху.
3 зан.
15. Написание длинной палочки с петлей вверху и внизу.
3зан. 16. Написание элементов.
5 зан.
17. Спиральная штриховка.
3 зан.
18. Написание овалов.
3 зан.
19. Разносторонняя штриховка. Раскрашивание.
3 зан.
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.