Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Оценка 4.6

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Детсад
02.03.2018
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему. Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.
ШБП.doc
ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала». ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей,   интеллект,   творческое   начало,   развивать   все   виды   речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.         Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел,   был   весел   и   жизнерадостен.   Это   возможно,   если   помочь   ребенку, подготовить его к обучению в школе.        Данный курс содержит три комплектных блока: ­  начальный курс математики и логика; ­  развитие речи и обучение грамоте; ­  плавное письмо.        Первый блок:  Начальный курс математики и логики призван:         Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач,   воспитать   у   детей   самостоятельность,   инициативу,   чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей; дать   дошкольникам   элементарную   числовую   грамотность,   начальные геометрические представления; целенаправленно   развивать   познавательные   процессы,   включающие   в   себя умение   наблюдать   и   сравнивать,   замечать   общее   в   различном,   отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения   заданий,   строить   простейшие   гипотезы,   проверять   их, иллюстрировать   примерами,   проводить   классификацию   объектов   (группы объектов), понятий по заданному принципу;  ­   развивать   способности   к   проведению   простейших   обобщений,   умений использовать полученные знания в новых условиях; ­   научить   раскрывать   причинные   связи   между   явлениями   окружающей действительности; ­   развивать   мыслительные   операции:   умение   решать   задачи   на   поиск закономерностей, (продолжить   и   классификацию     сравнение последовательность   цифр   или   геометрических   фигур,   найти   нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов); ­   развивать   речь:   уметь   описать   свойства   предмета,   объяснить   сходство   и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли; ­   развивать   творческие   способности:   уметь   самостоятельно   придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком; ­   развивать   наглядно­   образную,   словесно­логическую   и   эмоциональную память; ­ уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар; ­ развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; ­   развивать   способность   к   обобщению   и   абстракции,   развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов); ­ оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой; ­ изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с использованием наглядности; ­раскрыть   смысл   арифметических   действий   на   основе   элементарных практических действий; ­   научить   ориентироваться   в   тетради,   аккуратно   и   систематически   вести записи; ­ научить слушать и выполнять работу самостоятельно. Второй блок: Развитие речи и обучение грамоте призван обеспечить: ­ взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно­речевых и творческих   способностей   учащихся,   с   формированием   у   них   духовно­ нравственных ценностей; ­   интенсивное   развитие   видов   речевой   деятельности:   умений   слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения; ­   развитие   художественно­   образного   и   логического   мышления   учащихся, воспитание   речевой   культуры   общения   как   неотъемлемой   части   общения культуры человека; ­ работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующую умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей; ­ научит осмысленно читать, говорить, писать; ­ по возможности, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям; ­ развивать интерес к учебным занятиям; ­ расширение и уточнение представления детей об окружающей средев ходе чтения, рассмотрения иллюстраций; ­ развитие фонематического слуха; ­   дать   элементарные   понятия   о   звуко­   буквенном   анализе   слов,   научить правильно определять и давать характеристику звука; ­ обогащение словаря учащихся, развитие их речи; ­ правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов; ­ научить списывать с печатного текста, говорить перед классом, отвечать на вопросы,   спрашивать,   рассказывать   о   своих   наблюдениях   и   т.   д.   Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение   в первом классе. Третий блок: плавное письмо ­ Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. ­   Подготовка   к   письму,   правила   посадки   при   письме.   Штриховка горизонтальными линиями. Штриховка наклонными линиями справа налево. Штриховка   наклонными   линиями   слева   направо.   Штриховка   кругами. Штриховка кругами. Штриховка спиралью, овалами. ­   Горизонтальные   и   вертикальные   прямые   и   изогнутые   линии.   Длинные   и короткие наклонные прямые линии. Круги и овалы. ­ Раскрашивание предметов. ­Рабочая   строка   и   межстрочное   пространство.   Длинные   палочки   с закруглением   внизу   справа.   Плавная   палочка   с   закруглением   внизу   слева. Короткие   палочки   с   закруглением   внизу   и   наверху.   Длинные   палочки   с закруглением   внизу   и   наверху.   Палочка   с   петелькой   наверху.   Палочка   с петелькой внизу. Палочки с петельками внизу и наверху. Полуовалы. Палочки с петельками. Большие и маленькие полуовалы.  Содержание курса     Как   и   чему   мы   должны   их   обучить,   зная   о   предстоящих   в   школе      Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы подготовки к школе?   трудностях?       Какой   из   предметов   будет   самым   сложным?   Как   помочь   уже   сейчас преодолеть трудности?       Эти   вопросы   мы,   учителя,   задаем   себе,   задумываясь   о   своих   будущих учениках.   Им   предстоит   пройти   сложный   путь   познания,   где   мы   должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью. Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу, что  одним  из  сложнейших   предметов,  вызывающий   наибольшие   трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе­ еще и чтение.    Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы.    Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную   деятельность   будущих   учеников,   обогатить   их   словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.       В   тематическом   планировании   указаны   темы   и   примерное   количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее   успешного   прохождения   программы,   усвоения   детьми   необходимых знаний и формирования умений и навыков.      Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут проводиться 2 раза в неделю по 25 минут на каждый с 10­минутным перерывом. Начальный курс математики и логика Содержание обучения   1. Арифметический материал:     1)   Числа   от   1   до   10;   название,   последовательность,   обозначение,   счет, сравнение   чисел   и   предметов.   Число   0.   Состав   чисел.   Арифметические действия сложения и вычитания.    2) Решение простейших задач на основе счета предметов.    Распознавание   геометрических   фигур.   Сравнение   и   раскраска   фигур. 2. Геометрический материал:   Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.      Фигуры на клетчатой бумаге. Подсчет числа клеток , на которые разбита фигура. Конструирование фигур из палочек.      Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой, чертить отрезки. Сравнение предметов по форме, цвету; сравнение групп предметов, основные отношения   между   предметами.   Совокупность   предметов   или   фигур, обладающие   общим   признаком.   Составление   совокупности   по   заданному признаку. Выделение части совокупности.       Дать   пространственные   и   временные   представления.   Ориентирование   в клетках (диктанты). 3.   Содержательно­логические   задачи   и   задания,   основанные   на математическом   содержании   первых   двух   разделов   и   направленные   на развитие познавательных процессов у дошкольников: внимания, воображения, памяти. Основные подразделы курса и их содержание       Знакомство   с   геометрическими   фигурами.    Сравнение предметов и групп предметов.     Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.     Умение   осуществлять   зрительно­   мыслительный   анализ   способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах, умений   сопоставлять   и   сравнивать   две   группы   фигур,   находить отличительные признаки. Научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству.     Формирование классифицирующей   деятельности   (классификация   фигур   по   цвету,   форме, величине).   Упражнение   детей   в   анализе   групп   фигур,   в   установлении закономерности в наборе признаков, в умении сопоставлять  и обобщать, в поиске признаков отличия одной группы предметов от другой.    Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола из   счетных   палочек,   анализе   и   обследовании   их   зрительно­   осязательным способом. Решение логических задач на поиск недостающих фигур. Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой. Чертить отрезки.    Всего 15 занятий.    Пространственные и временные представления.    Развитие внимания и наблюдательности у детей. Формирование числовых и пространственных   представлений   у   детей.   Развитие   речи,   включение   в   их активный   словарь   понятий:   «толстый»,   «тонкий»,   «широкий»,   «узкий», «слева» и т.д.    Всего 8 занятий.    Числа от 1 до 10         Уточнение   имеющихся   у   детей   представлений   о   числе   предметов. Тренировка в счете до десяти. Счет в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными. Установление соответствия между числом и цифрой. Дать знания состава чисел первого десятка. Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа.    Всего 15 занятий.    Элементарные арифметические действия сложения и вычитания.    Решение простейших задач на основе счета предметов. Ознакомление   детей   с   приемом   образования   чисел   путем   прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. Формирование навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10.    Всего 12 занятий.    2­3 часа резервные. Тематическое планирование  1. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.  2. Развитие речи, внимания и наблюдательности.  1 зан.   1. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 1 зан.     2.   Развитие   речи,   включение   в   словарь   терминов   «выше»,   «ниже»,    1. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.   «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».    1 зан.      1. Счет, порядковые числительные. Учить рассуждать.       2.   Развивать   представления:   «высокий»,   «низкий»,   «толстый»,   «худой», «слева», «справа», «между». Развитие наблюдательности.    2 зан.     1. Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до 10.    2. Развитие внимания и воображения.    1 зан.       1.   Обобщение   и   систематизация   количественных   и   пространственных   представлений,   обучение   сравнению   предметов   по   разным   признакам. Формирование числовых и пространственных представлений.    2. Развитие речи, внимания.    1 зан.      1. Умение осуществлять зрительно­ мыслительный анализ. Формирование пространственных представлений, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «слева», «справа». Формирование навыков счета кругов, квадратов, треугольников. 2. Развитие внимания, воображения.    1 зан.      1. Формирование у детей пространственных и временных представлений. Закрепление понятий «вверх», «вниз», « направо», «налево», «справа налево», «слева направо».    2. Развитие внимания, наблюдательности.    2 зан.    1. Составление пары предметов. Составление группы предметов.    2. Развитие воображения.    1 зан.     1. Закрепление отношений «больше», «меньше», «равно», представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать 2 группы фигур, находить отличительные признаки.    2. Развитие памяти, наблюдательности, воображения.     2 зан.    1. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам.    2. Развитие внимания, памяти.    2 зан.    1. Формирование навыков счета в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными.   «последний», «сложение», «вычитание».    2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности.    1 зан.   Знакомство   с   понятиями   «первый»,    1. Научить соединять предметы в множества по определенному свойству.    2. Развитие памяти.    1 зан.     1.   Установление   соответствия   между   числом   и   цифрой.   Закрепление   нумерации чисел первого десятка.    2. Развитие внимания, памяти.    2 зан.       1.   Закрепление   понятий   «один»,   «много».   Ознакомление   с   приемом образования   чисел   путем   прибавления   единицы   к   предыдущему   числу   и вычитания единицы из последующего числа. Закрепление понятий «раньше», «позже», «потом», «после этого».    2. Развитие внимания, воображения. 2 зан.     1 Закрепление счета от 1до 10 и от10 до 1. Закрепление представления о порядковом значении числа.     2. Развитие наблюдательности.    2 зан.      Геометрические фигуры.       1.   Различие   предметов   по   форме   и   составление   из   кругов,   квадратов, треугольников   других   геометрических   фигур,   а   также   рисунков.   Научит различать   аналогичные   предметы   по   величине;   знакомство   с   понятиями «верхний», «нижний», «большой», «маленький», «сколько».    2. Развитие внимания, наблюдательности.    1 зан.     1.   Упорядочивание   предметов   по   различным   признакам.   Закрепление   «легче­   «длиннее­короче»,   понятий   «выше­ниже», тяжелее».    2. Развитие наблюдательности.    1 зан.   «больше­меньше»,    1. Развитие пространственных представлений. Повторение счета. Обучение премам сложения и вычитания чисел 2,3.    2. Развитие наблюдательности внимания, мышления.    1 зан.    1. Изучения состава чисел. Обучения приемам сложения и вычитания чисел 2,3,4.    2. Развитие наблюдательности, внимания.    1 зан.       1.   Формирование   навыков   сложения   в   пределах   10.   Закрепить   знания состава чисел первого десятка.    2. Развитие памяти, наблюдательности.    3 зан.    1. Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа. Учить приему сложения и вычитания по одному. Воспроизведение приема сложения и вычитания единицы по памяти.    2. Развитие памяти и внимания    1 зан. 1.   Воспроизведение   приемов   сложения   и   вычитания   по   представлению числового ряда. Тренировать в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10. Воспроизведение их по памяти. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10.    2. Развитие памяти, внимания, наблюдательности.    4 зан.    1. Формирование классифицирующей деятельности фигур по цвету, форме и величине.     2. Развитие наблюдательности, мышления, внимания.    1 зан.    1. Закрепление состава чисел первого десятка. Закрепление знаний о составе числа.    2.Развитие памяти, внимания.    1 зан.       1.   Закрепление   приемов   вычитания   на   основе   знания   состава   числа   и дополнения   одного   из   слагаемых   до   суммы.   Упражнять   в   анализе   групп фигур,   в   установлении   закономерности,   в   наборе   признаков,   в   умении сопоставлять и обобщать, в поиске отличия одной группы от другой.    2. Развитие памяти, мышления, наблюдательности.    2 зан.   1. Упражнять в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и   обобщении   признаков,   свойственным   фигурам   и   каждой   из   групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения.     2. Развитие мышления, памяти, воображения, внимания.    2 зан.    1. Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.    2. Развитие внимания, мышления.    3 зан.    1. Формирование навыков сложения и вычитания, умения в решении задач.    2. Развитие мышления, наблюдательности.    4 зан.    Обобщение и систематизирование знаний учащихся. 3 зан.    Проверка знаний. Развитие речи и обучение грамоте Тематическое планирование 1. Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т. д. Для чего мы говорим? 1зан. 2. Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Описание картинки. Текст. Предложение. Слово. 2 зан. 3. Звуки. Зачем они нужны? Гласные звуки. 3 зан. 4. Работа с гласными звуками. Мы живем среди людей. Общение, его формы. 3 зан. 5. Работа с гласными. Изображение его на письме. Печатные буквы. Диалог. Графическая речь.  6 зан. 6. Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка. 4 зан. 7. Гласные звуки и буквы. Условные знаки и обозначения, виды. Составление знаков­ символов. Противоположные по значению слова. 4 зан. 8. Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Согласные звуки и буквы. 5 зан. 9.   Дорога   к   письменности.   Древние   письмена.   Кодирование.   В   стране говорящих скал. Согласные б,в, г,д. Слияние, слог. 2 зан. 10. Печатание слов с изученными буквами и звуками. К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории: раньше, позже. 3 зан. 11. Согласные ж, з, к, л. Встреча с радугой. Звуки мягкие и твердые. 3 зан. 12. В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Ударение. 3 зан. 13. Согласные звуки и буквы м, н, п, р. В городе Неслове. Категории: до, после, потом, сейчас. 4 зан. 14. Чудеса в стране Слов. Времена года. Звуки и буквы с, т, ф, х. 4 зан. 15. В стране Зеркал. Буква, ее отражение. Предложение. 2 зан. 16. Звуки и буквы ц, ч. ш, щ. Разбор слов. Звуки глухие и звонкие. Звуковые схемы. Родственные слова. 2 зан. 17. Звуковой анализ слов. Составление рассказов. Подбор слов к рифме.  3 зан. 18. Повторение изученного. В мире слов. Слова похожие и разные. Проверка умения делать звуко­буквенный анализ. Чтение слов и предложений. 3 зан. 19. Контрольно­закрепляющие занятия. Составление текстов и предложений. Рассказ   по   плану.   Карнавал   слов.   Тесты   психо­социальной   зрелости, готовность к обучению в школе. 3 зан.     Плавное письмо Тематическое планирование 1. Выработка правильной осанки, правильного расположения тетради, умения держать ручку. 3 зан. 2. Штриховка горизонтальными линиями. 3 зан. 3. Штриховка наклонными линиями справа налево. 3 зан. 4. Штриховка наклонными линиями слева направо. 3 зан. 5. Написание короткой и длинной наклонной палочки. 3 зан. 6. Горизонтальная штриховка. Написание короткой и длинной палочки. 3 зан. 7. Штриховка полукругом, раскрашивание. 3 зан. 8. Написание короткой палочки с закруглением внизу и вверху. 3 зан.  9. Написание длинной палочки с закруглением внизу. Штриховка круговая. 3 зан. 10. Написание короткой и длинной палочки с закруглением внизу и вверху. 3 зан. 11. Штриховка спиралью. Раскрашивание. 3 зан. 12. Написание длинной палочки с закруглением внизу влево. 3 зан. 13. Написание длинной палочки с петлей внизу. 3 зан. 14. Написание длинной палочки с петлей вверху. 3 зан. 15. Написание длинной палочки с петлей вверху и внизу. 3зан. 16. Написание элементов. 5 зан. 17. Спиральная штриховка. 3 зан. 18. Написание овалов. 3 зан. 19. Разносторонняя штриховка. Раскрашивание. 3 зан.

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018