Подробный наглядный материал педагогам и учащимся к уроку развития речи в 8 классе при подготовке к написанию сочинения-описания картины В. Поленова «Бабушкин сад» в форме презентации (к учебнику Л.М. Рыбченковой) с богатым иллюстративным материалом, примерным планом работы и примерами готовых сочинений.Презентация. Сочинение-описание по картине Поленова "Бабушкин сад"
РР Сочинение-описание картины
В. Поленова «Бабушкин сад»
К уроку русского языка в 8 классе
Колотухина Е.В.,
учитель русского языка и литературы Раменской СОШ №9
Василий Дмитриевич Поленов
(1844-1927гг)
• урождённый
петербуржец;
• отец- историк,
археолог;
• мать – внучка
архитектора,
рисовала, писала;
• дипломант
художественной
академии
• друг И.С. Тургенева
В.Д. Поленов-
один из величайших
художников России,
прославившийся созданием
«пейзажного настроения».«Московский дворик»
«Заброшенный пруд»
Поленов был уверен, что
искусство должно
радовать людей и дарить
им ощущение гармонии.
«Золотая осень»
С 1877г. В. Поленов поселился в
Москве в Трубниковском переулке.
Храм Спаса Преображения можно
увидеть в пейзаже «Московский
дворик». А старинный особняк,
изображённый в «Бабушкином
саду», располагался по другую
сторону дома Поленова.
Трилогия
«Московский дворик», 1878
«Заброшенный пруд», 1879
План работы
I. О художнике (о сюжете
картины).
II.Описание картины:
а) общий вид;
б) задний план;
в) передний план.
III. Мои впечатления.
На полотне представлено дворянское
гнездо XIX века.
• одичавший густой сад;
• запущенный особняк;
• бабушка и внучка.
После пожара 1812 года Москва
застраивалась так называемыми
«типовыми домами»:
1-й тип – для высшего дворянства;
2-й тип – для купечества и для дворянства
средней руки;
3-й тип – для мелкопоместных.
«Бабушкин сад» относится ко 2-й категории.
Дом
портик
колонны
лепнина
фронтон
деревянный, с видимостью каменной кладки, созданной
нанесённой поверх дерева штукатуркой. Старая штукатурка
заметно облупилась, открыв старые брёвна. Карниз поржавел.
Лепнина, колонна, ступени потеряли своё великолепие.
Портик (лат. porticus) — крытая
галерея, перекрытие которой
опирается на колонны,
поддерживающие его или
непосредственно, или с помощью
лежащего на них архитрава, или
посредством перекинутых между
ними арок. Портик, открытый с
одной стороны, с противоположной
стороны ограничивается стеной —
или глухой, или имеющей двери и
окна. Иначе говоря, портик —
полуоткрытое помещение, крышу
которого
Лепнина –
рельефные
элементы в качестве
декора.
Фронтоо́н —
завершение (обычно
треугольное, реже —
полуциркульное)
фасада здания,
портика, колоннады,
ограниченное двумя
скатами крыши по
бокам и карнизом у
основания.
Передний план
старая женщина-
владелица
особняка и её
внучка. Бабушка
одета в
старомодный
салоп тёмно-
коричневого
цвета и белый
чепец, а на
девушке
красивое нежно-
Приём антитезы
• пожилая дама-её внучка
• одежда женщин: старомодный
салоп тёмно-коричневого цвета и
белый чепец - красивое нежно-
розовое платье;
• поза женщин
Передний план
• заброшенный разросшийся
• песчаная дорожка, залитая
сад;
солнцем.
Анализ искусствоведческого
текста
стр. 61, упр.93
Словарная работа
Подберите синонимы к словам:
картина –
художник –
особняк –
заброшенный -
Словарная работа
Подберите синонимы к словам:
картина – полотно, работа,
холст, творение…
художник – В.Д. Поленов,
пейзажист, автор, он…
особняк – дом, жилище,
поместье, дворянское гнездо…
заброшенный – одичавший,
запущенный, разросшийся…
Синтаксический анализ
предложений
Вариант I:
Большую часть холста занимает изображение
одичавшего густого сада.
Вариант II:
Старая штукатурка на доме заметно облупилась,
открыв нашему взору старые брёвна; карниз
поржавел; лепнина, мощные колонны, ступени
потеряли своё былое великолепие.
Вариант III:
Старая женщина и её внучка медленно
прогуливаются по залитой солнцем песчаной
дорожке вдоль заброшенного разросшегося
сада.
Итоги (выводы)
Время не щадит никого и ничего…
В небытие уходит целая эпоха и её
культура. Старое отживает свой
век, но на смену ему приходит
новое, и это вселяет в сердце
надежду.
Поэтому нет чувства печали.
Настроение, которое вызывает
творение В.Д. Поленова можно
охарактеризовать как ностальгию
или светлую грусть.
Задание
Пользуясь предложенным
планом, подобрать языковой
материал для работы, написать
черновик сочинения.
Пример сочинения по картине
Среди множества знаменитых русских художников большое впечатление на
меня производят картины Поленова Василия Дмитриевича. Его пейзажи
просто восхищают своей живостью и буйством. Больше всего меня поразила
его картина «Бабушкин сад». Наверное, потому что у меня также есть
бабушка в деревне, и я ее часто навещаю. Естественно, у нее не такой
большой дом, как на картине, но сад очень похож.
Картина открывает нам вид на большое поместье. Вход на террасу
осуществляется по ступенькам, по обе стороны от которых стоят большие
красивые колонны. Среди зеленных деревьев сада можно рассмотреть
небольшие окна дома и деревянные стены. От ступенек через весь сад
проходит небольшая, тропинка осыпана песком. По ней идут две женщины.
Одна уже очень пожилая и опирается одной рукой на палочку, а второй на
другую женщину. По всей видимости, это мама и дочка. Видимо, старушка
захотела прогуляться в саду и дочь ее помогает.
Одета старая женщина в черное платье. Поверх накинута большая
вязаная шаль, а волосы спрятаны под головным убором. На дочери очень
элегантное розовое платье с черными выделками. Волосы красиво уложены.
Всю эту красоту дополняет большой зеленый сад. Он разросся высокими
деревьями, густыми кустами и красивыми цветами. Можно только
представить насколько свежий и приятный воздух окутал женщин.
Глядя на картину, мысленно ощущаю себя в бабушкином саду и
вдыхаю ароматы свежей зелени. Произведение просто превосходно как в
эмоциональном плане, так и в исполнении.
Пример сочинения по картине
Перед нами картина художника В.Д. Поленова «Бабушкин сад».
Написанная автором в последней четверти XIX века, она ярко
иллюстрирует жизнь дворянства того времени.
Молодая девушка, одетая по новой моде, вывела свою бабушку в
старый, одичавший сад, где буйная поросль вытесняет отжившие свое
деревья. Внучка бережно ведет под руку свою бабушку прогуляться по
саду. И все же бросается в глаза, сколь велика разница между ними.
Начиная со старинного салопа и консервативного чепца, что надела на
себя бабушка, заканчивая походкой и манерой держать себя.
Видно, что перед нами отжившее поколение, которое смотрит перед
собой, не видя ничего дальше собственной усадьбы. И в противовес ему
девушка с гордо поднятой головой, ее мысли, ее жизнь, ее надежды в
светлом будущем.
Для бабушки важно сохранить свое гнездо, полуразрушенный дом,
одичавший сад. Таким образом, художник показывает нам, что старое
поколение дворян держится своих взглядов, своих принципов, даже если
они кажутся устаревшими внукам и правнукам.
В то же время, настоящие дворяне не отталкивают новое, они допускают
его присутствие в своей жизни, но сами на склоне лет не готовы поменять
своих устоев, своих догм.
И правильно воспитанная молодежь, отдавая дань уважения, идет чуть
позади, внемлет старости, впитывает то полезное, что может дать
приобретенный старшими поколениями опыт.
Вот так своеобразно Поленов показал молодежи, что именно ценно в
этой жизни, как могут уживаться, понимать друг друга, идти рука об руку
Используемые
материалы
https://ru.wikipedia.org/wiki/%
D0%A4%D1%80%D0%BE%D0%BD
%D1%82%D0%BE%D0%BD
http://isoch.ru/polenov/379-vd-
polenova-babushkin-sad.html