Подготовка педагогов к решению математических задач через Концепцию развития математического образования.
Оценка 4.6
Семинары
docx
математика
3 кл
12.08.2019
Цель Концепции развития математического образования: вывести российское образование на лидирующее положение в мире. В соответствии с Концепцией одним из основных направлений её реализации в начальном общем образовании является: обеспечение широкого спектра математической активности обучающихся. Решения арифметических задач в курсе математики всегда занимали центральное место. Для формирования умения решать задачи учащиеся должны научиться работать с текстом и иллюстрациями. При решении задач использую метод графического моделирования. При использовании этого метода формируются знаково-символические универсальные учебные действия. Решая задачи, ученики иллюстрируют ее, строят графики, схемы, числовые диаграммы, таблицы. Очень важно, чтобы предметное и графическое моделирование в процессе решения текстовых задач применялось системно и последовательно.
ИНСТИТУТ.docx
Подготовка педагогов к решению математических задач через
Концепцию развития математического образования.
В «Концепции развития математического образования в РФ» говорится,
что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной
жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно
технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую
роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том
числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.
Качественное математическое образование необходимо каждому для его
успешной жизни в современном обществе.
Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и
науке, накопленный в 19501980 годах. Система математического
образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской
системы. Необходимо сохранить её достоинства и преодолеть серьёзные
недостатки.
В процессе социальных изменений обострились проблемы развития
математического образования и науки, например:
выбор содержания продолжает устаревать и остается формальным и
оторванным от жизни;
нарушена преемственность между уровнями образования;
потребность будущих специалистов в математических знаниях и методах
учитывается слабо;
фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и
методических материалах, в требованиях ГИА, ЕГЭ для разных групп
учащихся.
Все это приводит к низкой эффективности учебного процесса, к
подмене обучения «натаскиванием» на экзамен, к игнорированию
действительных способностей и особенностей подготовки учащихся,
оторванности от современной науки и практики.
В соответствии с Концепцией развития математического
образования одним из основных направлений её реализации в начальном
общем образовании является:
обеспечение широкого спектра
математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и
во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и
арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой
среде).
Вопросы решения текстовых арифметических задач в курсе математики
всегда занимали центральное место. Это особое положение определяется тем,
что эта линия математики имеет прикладную направленность, которая
выражается в умении применять полученные знания на практике. Это связано
с решением той или иной задачи. Таким образом, для меня важно научить учащихся не только решать задачи, но и уметь их формулировать, используя
имеющуюся информацию.
Сам процесс выполнения алгоритма (получение ответа задачи) важен, но не
первичен. Для формирования умения решать задачи учащиеся должны
научиться работать с текстом и иллюстрациями: определить, является ли
предложенный текст задачей или как по данному сюжету сформулировать
задачу, установить связь между данными и искомым и последовательность
шагов по установлению значения искомого. Другое направление работы с
понятием «задача» связано
с проведением различных преобразований
имеющегося текста. К этим видам работы относятся: дополнение текстов, не
являющихся задачами, до задачи; изменение любого из элементов задачи,
представление одной и той же задачи в разных формулировках; упрощение и
усложнение исходной задачи; поиск особых случаев изменения исходных
данных, приводящих к упрощению решения; установление задач, которые
можно решить при помощи уже решенной задачи, что в дальнейшем
становится основой классификации задач по сходству математических
отношений, заложенных в них.
В процессе решения арифметических тестовых задач широко применяю метод
графического моделирования, суть которого состоит в упрощении сюжета
решаемой задачи.
Для успешного использования метода моделирования у учащихся должны
быть сформированы знаковосимволические
универсальные учебные
действия:
— кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных
заместителей реальных объектов и предметов);
— декодирование/считывание информации;
— умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, таблицы),
отражающие отношения между предметами или их частями для решения
задач;
— умение строить схемы, модели и т. п.
При решении задач используются различные способы построения моделей. На
начальном этапе обучения ( при решении задач) учащиеся опираются на
иллюстрированное моделирование, а потом, усложняя, переходят к
графическому или схематическому.
При работе с моделями важно соблюдать алгоритм действия:
1. Построение модели 2. Исследование модели
3. Выбор пути решения
4. Перевод результата решения в исходный
В программе по математике УМК «ПНШ» (автор Александр
Леонидович Чекин) систематическая работа по обучению решению текстовых
задач начинается со второго полугодия первого класса и осуществляется в
следующей последовательности:
1класс Иллюстрация, простейшая графическая схема.
2 класс Краткая запись, схема (круговая, дуговая)
3 класс Числовая диаграмма, таблица.
4класс Графическая схема, построенная на основе отрезка.
На первом уроке знакомства с задачей и её основными элементами
используются иллюстрации. ( условие и требование). А уже на 2 уроке учся
учатся сопоставлять формулировку задачи ( условие и требование) с данной
к ней схемой, при этом рассматривается смысловая
нагрузка каждого элемента схемы и устанавливается
взаимосвязь.
При выполнении этого задания смысл каждого элемента схемымодели
определяется в условиях парной работы самостоятельно с последующей
демонстрацией на классной доске.
Учебник предлагает : Расскажи условие и покажи на схеме дуги, которые
его обозначают. Твой сосед по парте пусть расскажет требование задачи
и покажет на схеме соответствующую дугу. Какой знак на схеме стоит
рядом с дугой, обозначающей требование задачи? ( показывают дуги и
дополняют )
Затем при решении задач используются различные задания со схемами
моделями :
1. дополнение схем данными и искомыми,
2. составление задач по заданной схеме,
3. выбор нужной схемы из нескольких данных,
4. самостоятельное построение схем к задачам, чтение схем. 5. решение задач с использованием готовой схемы.
Данные виды деятельности при работе с задачами выполняются в течение
всего 2 полугодия. Это приводит к тому, что учащиеся начинают легко
справляться при помощи моделей схем с выбором действия при решении
простых задач.
При работе со схемами большей
самостоятельностью отличается
построение модели самими
учащимися.
Во 2ом классе учащиеся начинают работать с большими числами,
использовать круги становится неудобным и не всегда возможным, вследствие
этого вводятся дуговые схемы.
Сначала схемы даются готовыми (полностью соответствуют тексту задачи).
Они имеются только в рабочих тетрадях.
Затем при решении задач выполняются различные задания на
а) дополнение схем ( частичное и полное);
б) составление краткой записи к задаче, формулировка задачи по краткой
записи текста;
в) построение схем к задачам.
Следующий шаг (новое для второклассников) – введение круговых схем, для
решения текстовых задач.
В этих схемах для анализа и поиска решения задач данные обозначаются в
виде геометрических фигур: объекты — квадраты; отношения между состояниями объектов — линии, стрелки на которых указывают
направленность отношений; отношения между величинами состояния объекта
— круги. Заданные числовые значения величин объекта и отношений между
величинами указываются соответствующими числами, знак при которых
фиксирует характер отношения величин .
Знакомству с круговой схемой посвящен отдельный урок, на котором
рассматриваются все элементы данной схемы: объекты, отношения между
величинами объектов, характер отношений, как они фиксируются, знакомство
осуществляется при решении простой задачи через систему вопросов.
На следующем этапе работы с круговыми схемами сопоставляются дуговая и
круговая схемы, что помогает быстрее понять и легче освоить круговую
схему.
Рассмотрите дуговую схему, расскажите, что означают на ней верхняя и
нижние дуги? ( две нижние дуги – сколько было машин и сколько приехало,
верхняя дуга – сколько стало машин.)
Рассматриваем круговую схему и предлагаем рассказать, что означают числа в
квадратиках. Какой знак стоит около стрелки, соединяющей квадраты с
данными из условия задачи числами? ( знак +) Какое действие надо
выполнить, чтобы удовлетворить требование задачи ( действие сложения)
Тетрадь с.12 №1
Далее, используя дуговые схемы к задачам, учим заполнять круговые
схемы.
№1 Разбираем зависимость, существующую между обозначениями одной
схемы и другой: 2 верхние дуги и 2 нижних квадрата сколько было (машин) и
сколько приехало; нижняя дуга и верхний квадрат – сколько стало ( машин) №2 Разбираем зависимость, существующую между обозначениями одной
схемы и другой: левая верхняя дуга и левый нижний квадрат сколько было
(машин); правая верхняя дуга и правый нижний квадрат сколько приехало;
нижняя дуга и верхний квадрат – сколько всего ( машин). Затем учся
заполняют нижнюю схему.
Последовательность работы с круговыми схемами та же.
Сначала работают с готовыми схемами:
а) составление задач по готовой схеме;
б) нахождение значений выражений по готовой схеме;
в) решение задач по готовой схеме;
г) соотнесение схем и условий задач;
г) выбор нужной схемы из ряда других схем, соответствующих содержанию
задачи
В рабочих тетрадях также предлагаются задания , которые помогают найти
решение
а) дополнение схем;
б) заполнение круговых схем к задаче;
в) построение круговых схем;
Выбор действия при решении задачи осуществляется через анализ данных
с помощью графической схемы. При этом формируем умение чертить и
читать готовые схемы, составленные на основе диаграмм ЭйлераВенна.
Опыт показывает, что схемы ( и дуговые, и круговые ) незаменимы при
усвоении конкретного смысла умножения , при работе с задачами в
косвенной форме и обратными задачами ( когда нужно выполнить
проверку решения задачи) . Во 2 полугодии второклассники знакомятся с задачами, которые имеют одно
условие и несколько требований. С такими задачами авторы учебника
предлагают работать во 2 классе только с использованием дуговых схем.
Виды заданий и последовательность работы со схемами при наличии
дополнительных требований:
1. объяснение готовых схем (коллективно)
2. дополнение частично заполненных схем (коллективно)
3. соотнесение готовой схемы и готового решения задачи
4. самостоятельное составление схемы (в групповой работе).
Формулирование дополнительного требования
5. самостоятельное построение схемы (индивидуально)
6. решение задачи с помощью готовой схемы
В заключении нужно отметить, очень важно, чтобы предметное и графическое
моделирование математической ситуации в процессе решения текстовых
задач применялось в школьной практике системно и последовательно.
Систематически применяя наиболее эффективные методы и приемы, которые
я сейчас описала, привели меня к положительным результатам. Диагностика
качества знаний учащихся убедила меня в правильности выбранного пути.
Таким образом, я достигла следующих результатов:
добилась высокой результативности у детей при решении задач, значительно
четче увидела пробелы в знаниях ребят и это своевременно позволило их
ликвидировать;
повысила уровень мотивации получения знаний;
дети стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их
психологического комфорта на уроках;
появилась возможность более эффективно работать с трудными учащимися
реализовалась возможность участия детей на математических олимпиадах;
положительное отношение к предмету, согласно анкетированию,
сохраняется у учащихся на протяжении трех лет;
повысился интеллектуальный уровень учащихся; улучшились способности у
детей к классификации и анализу .
Несмотря на трудоемкость и сложность, связанную с переходом на данную
технологию обучения, положительные результаты, достигаемые в уровне
обученности детей, воодушевляют меня. Личностно ориентированная система обучения побуждает не только к
передаче определенной суммы знаний от учителя к ученику, но и развивает
ученика как активную личность, способную добывать и применять знания в
нестандартных ситуациях. В то же время и учитель, постоянно находясь в
поиске эффективных форм и методов обучения, ориентированных на
результат, совершенствуется в своем педагогическом мастерстве.
Подготовка педагогов к решению математических задач через Концепцию развития математического образования.
Подготовка педагогов к решению математических задач через Концепцию развития математического образования.
Подготовка педагогов к решению математических задач через Концепцию развития математического образования.
Подготовка педагогов к решению математических задач через Концепцию развития математического образования.
Подготовка педагогов к решению математических задач через Концепцию развития математического образования.
Подготовка педагогов к решению математических задач через Концепцию развития математического образования.
Подготовка педагогов к решению математических задач через Концепцию развития математического образования.
Подготовка педагогов к решению математических задач через Концепцию развития математического образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.