ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ОБЩЕНИЮ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка школьников к общению понимается как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности. Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.
Иконка файла материала Подготовка школьников.doc
ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ  К ОБЩЕНИЮ Подготовка   школьников   к   общению   понимается   как   формирование   у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности. Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство и школьные   годы.   В   этом   возрасте   человек   наиболее   восприимчив   к   обучению,   как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения. В   том   или   ином   аспекте   вопросы   подготовки   и   обучения   общению затрагивают   различные   дисциплины:   этику,   психологию,   театральную   педагогику, психотерапию, теорию управления и др. В силу специфики этих предметов их данные не   могут   быть   прямо   перенесены   в   сферу   воспитания   школьников,   но   могут   быть использованы в ней в модифицированном виде. Подготовка   к   общению   предполагает   определенную   дифференциацию учащихся   по   полу   и   возрасту,   по   мере   успешности   их   общения,   по характерологическим свойствам. Работа по подготовке школьников к общению должна вестись в расчете на всех учащихся и на тех из них, кто испытывает особые трудности в общении. И в том и в другом случае эта работа имеет специфическое содержание, а иногда и формы, в зависимости от возраста и пола ребят. Обучение школьников общению включает в себя сообщение им необходимых теоретических   знаний   в   соответствии   с   возрастными   возможностями   учащихся   и организацию   практики   общения   в   жизнедеятельности   коллектива.   Сообщение теоретических знаний может осуществляться в форме специальных бесед, в процессе инструктажа школьников, которым предваряется введение в жизнь коллектива новых форм   общения   учащихся,   а   также   в   процессе   анализа   проведенных   мероприятий   и жизни коллектива.Обучение   общению   школьников,   испытывающих   особые   трудности   в   этой сфере,   осуществляется   с   помощью   более   глубокого   ознакомления   их   с   теорией общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин (на психологически доступном уровне). В опорных школах для этих ребят организовывались специальные групповые занятия по обучению приемам общения, им старались обеспечить особую позицию в процессе   жизнедеятельности   коллектива,   в   которой   они   могли   приобрести соответствующий опыт. Работа   по   подготовке   школьников   к   общению   включает   в   себя   несколько аспектов:   развитие   определенных   особенностей   мышления   и   речи   учащихся, формирование у них определенных социальных установок и коммуникативных умений. Согласно взглядам психологов, за стадией решения проблем следует стадия, характеризующаяся   способностью   находить   и   ставить   проблемы.   Свойства   этой ступени развития интеллекта – нестандартный подход к уже известным проблемам: умение   включать   частные   проблемы   в   более   общие   и   т.д.   Однако   этой   стадии   в развитии интеллекта достигают не все старшеклассники. Поэтому важным аспектом подготовки   школьников   к   общению   является   развитие   определенных   способностей мышления учащихся, которые, по данным психологов, играют важную роль в сфере общения   личности:   открытости   (дивергентности),   гибкости   (флексибильности), нестандартности ассоциативного ряда, внутреннего плана действий. Все эти свойства непосредственно связаны с умением человека видеть проблемы. Названные   особенности   мышления   проявляются,   развиваются   и   важны   не только для функционирования личности в сфере общения, но и в других сферах ее жизнедеятельности.   Развиваются   эти   особенности   мышления   в   процессе   всей жизнедеятельности   личности   и   являются   продуктом   постановки   всего   учебно­ воспитательного процесса. Вторым   важным   аспектом   подготовки   к   общению   является   развитие   у школьников свободного владения речью, что предполагает наличие большого запаса слов,   образность   и   правильность   речи,   точное   восприятие   устного   слова   и   точную передачу   идей   партнеров   своими   словами,   подготовленность   к   выделению   изуслышанного существа дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок   ответов   на   вопросы   партнеров,   логичность   построения   и   изложения высказывания, определенный уровень речевой антиципации (предвосхищения). Развитие   свободного   владения   речью   реализуется   согласно   учебным программам во всех классах в процессе обучения.  Важнейшим   аспектом   подготовки   учащихся   к   общению   является формирование   у   них   социально   ценных   установок   в   сфере   общения:   отношения   к каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению как к диалогу, а не   монологу;   терпимость   к   мелким   недостаткам   партнеров;   терпимость   к   идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам. Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно­воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися.  Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения   является   такая   распространенная   форма   организации   жизнедеятельности ученических коллективов, как собрание (которое в этих целях в массовой практике не используется).   Всякое   собрание   выполняет   функцию   коммуникации,   т.е.   обмена информацией   между   его   участниками.   В   связи   с   этим   особое   внимание   должно уделяться   тому,   чтобы   школьники   учились   слушать   и   уважительно   относиться   к высказываемым   на   собрании   суждениям,   ясно   и   четко   излагать   собственные   точки зрения.   Второй   функцией   собрания   можно   считать   переработку   информации,   что требует от учащихся умения обсуждать проблему, подбирать и излагать аргументы “за” и “против”. Третья – функция поведения – требует от учеников умения тактично по содержанию и сдержанно по стилю и тону излагать свои взгляды; терпимо относиться к идеям   оппонентов;   определенной   степени   эмоциональной   вовлеченности   в   процесс решения проблемы, стоящей перед собранием.Эффективным  способом  формирования  и (что   особенно  важно)  изменения социальных установок учащихся в сфере общения является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том, что с группой школьников организуется обсуждение тех или иных конкретных   проблем,   возникающих   в   процессе   общения,   конфликтов   между партнерами   с   целью   поисков   решений.   Процесс   групповой   дискуссии   выглядит следующим   образом:   1)   определение   и   формулировка   проблемы;   2)   рассмотрение фактов,   из   которых   она   вытекает;   3)   подбор   критериев   для   оценки   решения;   4) рассмотрение и оценка решений; 5) рассмотрение шагов, которые нужно предпринять для реализации найденного решения. Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от умения педагога вызвать учащихся на дискуссию и руководить ею, т.е. ставить стимулирующие вопросы, обеспечивать   своевременную   поддержку   участникам,   формулировать   выводы дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад. Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо   позволяет   учащимся   проявить   собственную   точку   зрения,   обогатиться информацией, получить опыт участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме того,   ход   дискуссии   дает   возможность   школьникам   как   бы   взглянуть   на   себя   со стороны,   примерить   к   своему   поведению   эталоны   и   нормы,   внести   некоторые коррективы в свои представления о себе и своем поведении в процессе общения. Формирование   социальных   установок   должно   основываться   на   специфике возрастных типов общения школьников. Однако в процессе исследования обнаружилась необходимость двойного учета этой специфики – актуального и предвосхищающего. С одной стороны, у школьников каждой возрастной группы надо формировать установки в сфере общения, исходя из специфики их возрастного типа общения. С другой – у каждой   возрастной   группы   надо   формировать   установки,   которые   характерны   для последующих возрастных типов. Особым   разделом   работы   по  подготовке   школьников  к   общению  является развитие   и   формирование   у   них   коммуникативных   умений:   а)   умения   переносить известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в условия новой   ситуации,   трансформируя   их   в   соответствии   со   спецификой   ее   конкретныхусловий; б) умения находить решения коммуникативной ситуации из комбинации уже известных   школьнику   идей,   знаний,   навыков,   приемов;   в)   умения   создавать   новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной ситуации.   Эти   основные   умения   конкретизировались   в   процессе   опытно­ экспериментальной   работы.   Были   выделены   несколько   групп   коммуникативных умений: 1. Умение ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер человека, его   настроение;   читать   экспрессию   поведения   партнеров,   верно   ее   истолковывать. Безусловно, по отношению к школьникам речь идет о доступной каждому возрасту мере овладения этими умениями. 2. Умение ориентироваться в отношениях в возможными партнерами и между ними, т.е. в соотношении своего и их половозрастного и ролевого статусов – в степени близости и в мере доверительности. 3.   Умение   ориентироваться   в   ситуации   общения.   Важность   этого   умения определяется главным образом тем, что правила общения диктуются той конкретной ситуацией,   в   которой   оно   происходит.   И   хотя   любая   ситуация   уникальна   для партнеров, тем не менее все они могут быть сведены к некоторым большим группам, каждая   из   которых   регулируется   зафиксированными   в   общественной   практике символическими системами. Умение ориентироваться в ситуации предполагает в первую очередь обучение школьников   установлению   контактов   в   имеющейся   ситуации   с   желательными   или необходимыми   с   деловой   точки   зрения   партнерами;   умение   создавать   ситуацию общения с конкретными партнерами; входить в наличествующую ситуацию общения; находить темы для общения в каждом из названных случаев. Школьник должен уметь различать виды общения (межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в коллективе) и уметь выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами.