Подготовка школьников к общению понимается как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности.
Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.
ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ
К ОБЩЕНИЮ
Подготовка школьников к общению понимается как формирование у
школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному
участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности.
Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство и
школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как
правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере
общения.
В том или ином аспекте вопросы подготовки и обучения общению
затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, театральную педагогику,
психотерапию, теорию управления и др. В силу специфики этих предметов их данные
не могут быть прямо перенесены в сферу воспитания школьников, но могут быть
использованы в ней в модифицированном виде.
Подготовка к общению предполагает определенную дифференциацию
учащихся по полу и возрасту, по мере успешности их общения, по
характерологическим свойствам. Работа по подготовке школьников к общению должна
вестись в расчете на всех учащихся и на тех из них, кто испытывает особые трудности в
общении. И в том и в другом случае эта работа имеет специфическое содержание, а
иногда и формы, в зависимости от возраста и пола ребят.
Обучение школьников общению включает в себя сообщение им необходимых
теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями учащихся и
организацию практики общения в жизнедеятельности коллектива. Сообщение
теоретических знаний может осуществляться в форме специальных бесед, в процессе
инструктажа школьников, которым предваряется введение в жизнь коллектива новых
форм общения учащихся, а также в процессе анализа проведенных мероприятий и
жизни коллектива.Обучение общению школьников, испытывающих особые трудности в этой
сфере, осуществляется с помощью более глубокого ознакомления их с теорией
общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин (на психологически
доступном уровне).
В опорных школах для этих ребят организовывались специальные групповые
занятия по обучению приемам общения, им старались обеспечить особую позицию в
процессе жизнедеятельности коллектива, в которой они могли приобрести
соответствующий опыт.
Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько
аспектов: развитие определенных особенностей мышления и речи учащихся,
формирование у них определенных социальных установок и коммуникативных умений.
Согласно взглядам психологов, за стадией решения проблем следует стадия,
характеризующаяся способностью находить и ставить проблемы. Свойства этой
ступени развития интеллекта – нестандартный подход к уже известным проблемам:
умение включать частные проблемы в более общие и т.д. Однако этой стадии в
развитии интеллекта достигают не все старшеклассники. Поэтому важным аспектом
подготовки школьников к общению является развитие определенных способностей
мышления учащихся, которые, по данным психологов, играют важную роль в сфере
общения личности: открытости (дивергентности), гибкости (флексибильности),
нестандартности ассоциативного ряда, внутреннего плана действий. Все эти свойства
непосредственно связаны с умением человека видеть проблемы.
Названные особенности мышления проявляются, развиваются и важны не
только для функционирования личности в сфере общения, но и в других сферах ее
жизнедеятельности. Развиваются эти особенности мышления в процессе всей
жизнедеятельности личности и являются продуктом постановки всего учебно
воспитательного процесса.
Вторым важным аспектом подготовки к общению является развитие у
школьников свободного владения речью, что предполагает наличие большого запаса
слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную
передачу идей партнеров своими словами, подготовленность к выделению изуслышанного существа дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность
формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения
высказывания, определенный уровень речевой антиципации (предвосхищения).
Развитие свободного владения речью реализуется согласно учебным
программам во всех классах в процессе обучения.
Важнейшим аспектом подготовки учащихся к общению является
формирование у них социально ценных установок в сфере общения: отношения к
каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к самому
процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению как к диалогу, а
не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнеров; терпимость к идеям
партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не только получать самому, но и
как можно больше отдавать партнерам.
Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным
тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебновоспитательной работы школы
и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем
общении с учащимися.
Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере
общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности
ученических коллективов, как собрание (которое в этих целях в массовой практике не
используется). Всякое собрание выполняет функцию коммуникации, т.е. обмена
информацией между его участниками. В связи с этим особое внимание должно
уделяться тому, чтобы школьники учились слушать и уважительно относиться к
высказываемым на собрании суждениям, ясно и четко излагать собственные точки
зрения. Второй функцией собрания можно считать переработку информации, что
требует от учащихся умения обсуждать проблему, подбирать и излагать аргументы “за”
и “против”. Третья – функция поведения – требует от учеников умения тактично по
содержанию и сдержанно по стилю и тону излагать свои взгляды; терпимо относиться к
идеям оппонентов; определенной степени эмоциональной вовлеченности в процесс
решения проблемы, стоящей перед собранием.Эффективным способом формирования и (что особенно важно) изменения
социальных установок учащихся в сфере общения является групповая дискуссия. Суть
ее состоит в том, что с группой школьников организуется обсуждение тех или иных
конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов между
партнерами с целью поисков решений. Процесс групповой дискуссии выглядит
следующим образом: 1) определение и формулировка проблемы; 2) рассмотрение
фактов, из которых она вытекает; 3) подбор критериев для оценки решения; 4)
рассмотрение и оценка решений; 5) рассмотрение шагов, которые нужно предпринять
для реализации найденного решения.
Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от умения педагога
вызвать учащихся на дискуссию и руководить ею, т.е. ставить стимулирующие вопросы,
обеспечивать своевременную поддержку участникам, формулировать выводы
дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли участника дискуссии, т.е. сам вносит в
дискуссию конструктивный вклад. Метод групповой дискуссии дает большой эффект,
ибо позволяет учащимся проявить собственную точку зрения, обогатиться
информацией, получить опыт участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме
того, ход дискуссии дает возможность школьникам как бы взглянуть на себя со
стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые
коррективы в свои представления о себе и своем поведении в процессе общения.
Формирование социальных установок должно основываться на специфике
возрастных типов общения школьников. Однако в процессе исследования обнаружилась
необходимость двойного учета этой специфики – актуального и предвосхищающего. С
одной стороны, у школьников каждой возрастной группы надо формировать установки
в сфере общения, исходя из специфики их возрастного типа общения. С другой – у
каждой возрастной группы надо формировать установки, которые характерны для
последующих возрастных типов.
Особым разделом работы по подготовке школьников к общению является
развитие и формирование у них коммуникативных умений: а) умения переносить
известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в условия
новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретныхусловий; б) умения находить решения коммуникативной ситуации из комбинации уже
известных школьнику идей, знаний, навыков, приемов; в) умения создавать новые
способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной
ситуации. Эти основные умения конкретизировались в процессе опытно
экспериментальной работы. Были выделены несколько групп коммуникативных
умений:
1. Умение ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер человека,
его настроение; читать экспрессию поведения партнеров, верно ее истолковывать.
Безусловно, по отношению к школьникам речь идет о доступной каждому возрасту
мере овладения этими умениями.
2. Умение ориентироваться в отношениях в возможными партнерами и между
ними, т.е. в соотношении своего и их половозрастного и ролевого статусов – в степени
близости и в мере доверительности.
3. Умение ориентироваться в ситуации общения. Важность этого умения
определяется главным образом тем, что правила общения диктуются той конкретной
ситуацией, в которой оно происходит. И хотя любая ситуация уникальна для
партнеров, тем не менее все они могут быть сведены к некоторым большим группам,
каждая из которых регулируется зафиксированными в общественной практике
символическими системами.
Умение ориентироваться в ситуации предполагает в первую очередь обучение
школьников установлению контактов в имеющейся ситуации с желательными или
необходимыми с деловой точки зрения партнерами; умение создавать ситуацию
общения с конкретными партнерами; входить в наличествующую ситуацию общения;
находить темы для общения в каждом из названных случаев. Школьник должен уметь
различать виды общения (межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в
коллективе) и уметь выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами.