Подготовка учащихся к олимпиаде по физике
Оценка 4.7

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика +1
Взрослым
30.04.2018
Подготовка учащихся к олимпиаде по физике
Развитие науки и техники требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области естественных и технических наук. Реализация этой задачи невозможна без существенного повышения уровня преподавания физики, усиления индивидуального подхода, раннего выявления и развития творческих способностей будущих специалистов. При этом важную роль играют физические олимпиады для учащихся.
Доклад на семинар по ФИЗИКЕ.docx
Доклад на тему :                                  « Подготовка учащихся к олимпиаде по физике». Докладчик: Алексеева Л.Н. Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут, и процветают таланты. Олимпиады в нашей стране имеют свою историю. Впервые всесоюзная олимпиада школьников по физике была проведена в 1962 году по инициативе Московского физико- технического института. С тех пор олимпиады проводятся ежегодно. Развитие науки и техники требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области естественных и технических наук. Реализация этой задачи невозможна без существенного повышения уровня преподавания физики, усиления индивидуального подхода, раннего выявления и развития творческих способностей будущих специалистов. При этом важную роль играют физические олимпиады для учащихся. Физические олимпиады проводят ежегодно в несколько этапов. Проводимые повсеместно предметные олимпиады стали  своеобразным методом выявления одаренных  детей. Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений  национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша  новая школа». Роль учителя ­ разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка,   активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к  достижению  высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него  есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память,  он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных  интеллектуальные способности, имеет доминирующую,  активную, не  насыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от  умственного труда вообще большое трудолюбие.  При наличии этих качеств  ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они  стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской  среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.  Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не  воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся  работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть  систематической. Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть  различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и  готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что  часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и  участвовать в олимпиаде?  На основе собственного опыта могу предложить  условия подготовки к олимпиадам.   Совсем нелегко давать какие­либо конкретные рекомендации по подготовке к   олимпиадам,   в   воспитании   олимпийца.   Тем   не   менее,   есть   несколько подходов при решении данной проблемы:  Успешная подготовка – это решение как можно большего числа олимпиадных задач.  Успешная   подготовка   –  это   более  подробное дополнительное изучение  тем    школьного   курса.   При   этом   не   следует   решать сложные задачи. За сложностью решения может потеряться суть явления. Сложные задачи можно подключить на заключительном этапе подготовки.  Изучение   различных  методов   решения   задач.  Возможен   и комбинированный способ. При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов. 1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности  самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые  добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой  при  решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность  самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны  учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение  итогов при решении задач. 2.Принцип­ активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в  активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями,  полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно  происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний.  3. Принцип ­опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по  заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа  опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается  результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане  реализация этого принципа придает уверенность учащемуся,  раскрепощает  его и дает возможность успешно реализоваться. 4. Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки,  находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и  ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно  повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для  учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений,  развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.  5. Индивидуальный подход. Индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого   учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от   незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим   навыкам   выбора  способа их решения 6. Психологический принцип. Надо  воспитать в участниках  олимпиады чувство здоровой амбициозности,  стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами.  Это важно для взрослой жизни!  Нужно увидеть задатки в ребёнке и  вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он  способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не  бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же  ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит  только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно  работать, работать и работать!  Можно составить программу для подготовки учеников к олимпиаде по физике.   Порядок   включения     тем   в   программу   подготовки   к олимпиаде  может быть любым, в зависимости от возраста учащихся и   методов   работы   конкретного   учителя.   Программа   по   физике   не может быть единой для всех учебных заведений. На ее содержание влияют   очень   многие   факторы,   начиная   от   состава   учащихся,   их подготовки,   и   заканчивая   учебным   планом   данного   учебного заведения. Более того, программа по физике даже в одном учебном заведении   обязательно   корректируется   на   каждый   конкретный учебный год, на каждый конкретный подбор групп.       Поэтому можно только рекомендовать какие­то разделы или темы для их включения в программу. Но составить конкретную программу может только сам учитель. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в  профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться  авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик  стремится не подвести своего учителя. Успешная подготовка олимпиадников возможна  лишь в случае постоянного  тандема учитель­ученик­родитель. Реализация этих принципов и правил ­  это успешное выступление  учеников  нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где  они  показывают высокие результаты.  Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога  своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно­ нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем  несравнимые положительные переживания, в случае неудачи ­ соответственно  отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку  роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления. 1. 2. 3. 4. 5. 6.                    Методические   приемы,     которые     используются   при подготовке олимпиадников: Погружение:   индивидуальная   работа   ученика   при   поиске возможного решения поставленной задачи.  Обмен опытом: работа в двойках, обмен и критика возникших идей.  Мозговой штурм: обсуждение решений четверкой.  Подсказка:   беглое   знакомство   с   авторским   решением,   с последующим самостоятельным решением.  Консультации:   консультация   у   старших   и   более   опытных товарищей.  Консультация преподавателя. Используя   различные   формы   в   работе   с   учащимися,   вовлекая   в олимпиадное   движение,   прививая   и   воспитывая   определенные  растим   патриота, качества   мы   делаем   одно   общее   дело, гражданина, личность.

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике

Подготовка учащихся к олимпиаде по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018