Развитие науки и техники требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области естественных и технических наук. Реализация этой задачи невозможна без существенного повышения уровня преподавания физики, усиления индивидуального подхода, раннего выявления и развития творческих способностей будущих специалистов. При этом важную роль играют физические олимпиады для учащихся.
Доклад на семинар по ФИЗИКЕ.docx
Доклад на тему :
« Подготовка учащихся к олимпиаде
по физике».
Докладчик:
Алексеева Л.Н. Таланты создать
нельзя,
но можно
создать культуру,
то есть
почву, на которой растут,
и
процветают таланты.
Олимпиады в нашей стране имеют свою историю. Впервые
всесоюзная олимпиада школьников по физике была
проведена в 1962 году по инициативе Московского физико-
технического института. С тех пор олимпиады проводятся
ежегодно.
Развитие науки и техники требует подготовки
высококвалифицированных специалистов в области
естественных и технических наук. Реализация этой задачи
невозможна без существенного повышения уровня
преподавания физики, усиления индивидуального подхода,
раннего выявления и развития творческих способностей
будущих специалистов.
При этом важную роль играют физические олимпиады для
учащихся.
Физические олимпиады проводят ежегодно в несколько
этапов.
Проводимые повсеместно предметные олимпиады стали
своеобразным методом выявления одаренных детей.
Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений
национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша
новая школа». Роль учителя разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка,
активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению
высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него
есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных
интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, не
насыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от
умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств
ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.
Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они
стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого
уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской
среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших
учащихся.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не
воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся
работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть
систематической.
Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть
различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и
готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что
часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных
областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и
участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить
условия подготовки к олимпиадам.
Совсем нелегко давать какиелибо конкретные рекомендации по подготовке
к олимпиадам, в воспитании олимпийца. Тем не менее, есть несколько
подходов при решении данной проблемы:
Успешная подготовка – это решение как можно большего числа
олимпиадных задач.
Успешная подготовка – это более подробное дополнительное
изучение тем школьного курса. При этом не следует решать
сложные задачи. За сложностью решения может потеряться суть
явления. Сложные задачи можно подключить на заключительном
этапе подготовки.
Изучение различных методов решения задач. Возможен и
комбинированный способ. При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких
принципов.
1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности
самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые
добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при
решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность
самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны
учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение
итогов при решении задач.
2.Принцип активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в
активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в
соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями,
полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно
происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по
заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа
опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается
результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане
реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает
его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки,
находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и
ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно
повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для
учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений,
развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5. Индивидуальный подход. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого
учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от
незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим
навыкам выбора способа их решения
6. Психологический принцип.
Надо воспитать в участниках олимпиады чувство здоровой амбициозности,
стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами.
Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и
вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он
способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не
бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же
ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит
только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно
работать, работать и работать!
Можно составить программу для подготовки учеников к олимпиаде по
физике. Порядок включения
тем в программу подготовки к
олимпиаде может быть любым, в зависимости от возраста учащихся
и методов работы конкретного учителя. Программа по физике не
может быть единой для всех учебных заведений. На ее содержание
влияют очень многие факторы, начиная от состава учащихся, их
подготовки, и заканчивая учебным планом данного учебного
заведения. Более того, программа по физике даже в одном учебном
заведении обязательно корректируется на каждый конкретный
учебный год, на каждый конкретный подбор групп.
Поэтому можно только рекомендовать какието разделы или темы
для их включения в программу. Но составить конкретную программу
может только сам учитель.
Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в
профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться
авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик
стремится не подвести своего учителя. Успешная подготовка олимпиадников возможна лишь в случае постоянного
тандема учительученикродитель.
Реализация этих принципов и правил это успешное выступление учеников
нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где они
показывают высокие результаты.
Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога
своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно
нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем
несравнимые положительные переживания, в случае неудачи соответственно
отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку
роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Методические приемы, которые используются при
подготовке олимпиадников:
Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске
возможного решения поставленной задачи.
Обмен опытом: работа в двойках, обмен и критика возникших
идей.
Мозговой штурм: обсуждение решений четверкой.
Подсказка: беглое знакомство с авторским решением, с
последующим самостоятельным решением.
Консультации: консультация у старших и более опытных
товарищей.
Консультация преподавателя.
Используя различные формы в работе с учащимися, вовлекая в
олимпиадное движение, прививая и воспитывая определенные
растим патриота,
качества мы делаем одно общее дело,
гражданина, личность.
Подготовка учащихся к олимпиаде по физике
Подготовка учащихся к олимпиаде по физике
Подготовка учащихся к олимпиаде по физике
Подготовка учащихся к олимпиаде по физике
Подготовка учащихся к олимпиаде по физике
Подготовка учащихся к олимпиаде по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.