Подходы к определению понятия «информационная культура»
Оценка 4.6

Подходы к определению понятия «информационная культура»

Оценка 4.6
docx
09.12.2024
Подходы к определению понятия «информационная культура»
Подходы к определению понятия «информационная культура».docx

Подходы к определению понятия «информационная культура»

Сейчас существуют разные подходы к определению термина «информационная культура». В учебных и научных изданиях можно найти различные точки зрения, которые могут быть как положительными, так и негативными. Единого подхода к данному понятию на сегодняшний день нет.

При этом исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно раскрыт в работах К.К. Колины, А.И. Ракитовой, Э.П. Семенюка, А.Н. Шилова и др. В рамках этого подхода акцентировано внимание на анализ генезиса информационной культуры. Выявляется ее историческая или социальная обусловленность и, как результат – предпринимаются попытки формирования модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры».

С точки зрения исторического подхода генеалогическое информационное дерево нашей цивилизации уходит корнями в глубину истории, к простейшим формам информационной связи и информационного общения.

Развитие информационных культур произошло в результате нескольких информационных революций (табл. 1)

 

Таблица 1 – этапы информационной революции

Этап информационной революции

Предпосылки и итоги информационной революции

Первая информационная революция

Первая информационная революция – это появление языка, технология письменной речи, запоминание, передача ее в пространстве и времени. Дореволюционное информационное пространство было организовано в зависимости от индивидуальных возможностей человека и обладало низкой скоростью распространения информации.

Вторая информационная революция

Вторая информационная революция – это изобретение письма. В данном случае это изобретение не только позволило сохранить накопленные в обществе знания, но и повысить достоверность информации, создать условия для ее широкого распространения. Наличие документальных носителей информации расширило сферу коммуникации, формат и размеры, создало условия для возникновения нового этапа развития информационного общества.

Третья информационная революция

Открытие книгопечатания является одной из первых действующих информационных технологий, которые привели к третьей информационной революции, конструктивно изменившей создание индустриального общества, культуры и метода организации социально-исторической работы. Случилось взрывное увеличение числа используемых в обществе бумажных носителей информации, и самое главное – началось обширное распространение информации, научных знаний, информационной культуры в целом. Книгопечать позволила собрать все заслуги человечества и предыдущего поколения, ускорить обмен знаниями, разрешило тиражировать тексты для большущего числа людей в одно и тоже время и потребовало, в собственную очередь наибольшего распространения грамотности среди людей.

Четвертая информационная революция

Четвертая информационная революция, которая началась в XIX в., была связана с разработкой и последующей применением электричества и коммуникационных средств, например радио, телефон и телевизор. Эти средства были свидетельством грандиозного переворота в скорости передачи данных, объеме памяти, возможностях накопления данных. Этот этап информационной истории привел к образованию новой личности с другим уровнем информационной культуры.

Пятая информационная революция

Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила пятая информационная революция, которая связана с использованием цифровых вычислительных средств в практике. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние тридцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные компьютеры. Их появление произвело настоящий переворот в информационном пространстве общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.

 

Сегодня информационные технологии оказывают революционное влияние на каждый аспект жизни, в корне меняют условия и деятельность людей, их культуру, стереотипы поведения и образ мышления. Поэтому, по словам К. К. Колина, разворачивающийся на глазах процесс информатизации общества должен быть квалифицирован как новое социотехническое развитие, информационная основа которого является шестой информационной революцией, итогом которой будет формирование нового информационного общества.

С исторической точки зрения содержание и характер информационной культуры меняется в процессе трансформации информационных сред жизни общества. Каждая новая стадия совершенствования информационной культуры не исключает составляющих информационной культуры прошлых этапов, но включает в себя их как необходимое, а таким образом обогащает содержание информационных культур.

В настоящее время существует большое количество определений понятия «информационная культура». Рассмотрим некоторые из них.

Энциклопедия культурологии даёт такое определение: «Информационная культура – совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе …».

«Информационная культура обучающихся — качественный уровень общения ученика в информационном пространстве с целью решения определенных задач. Проходя определенный уровень знаний в информационном пространстве в сопровождении педагога, учащийся начинает самостоятельно обращаться к различным источникам информации».

«Информационная культура обучающихся – часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений, навыков, позволяющий свободно ориентироваться в образовательном пространстве, является необходимым условием готовности к постоянному обновлению знаний в процессе непрерывного образования; информационная культура учащихся включает в себя следующие компоненты: коммуникативный, читательский, библиографический, информационно-технологический».

Н.И. Гендина понимает информационную культуру как одну из аспектов общей культуры личности, связанную с социальной природой человека, и представляющую собой продукт его разнообразного творческого потенциала. Она подчеркивает, что информационная культура характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Понятие «информационная культура» рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле информационная культура представляет собой совокупность и реальные механизмы, обеспечивающие положительное взаимодействие этнической и национальной культуры, их объединение в общечеловеческий опыт. В узком смысле информационная культура является оптимальным способом обработки информации и представления их для выполнения теоретической и практичной задачи; механизмами совершенствования и хранения информации; развитием системы обучения и подготовки обучающихся к эффективному пользованию информационными средствами и информацией.

Информационная культура обучающегося является одной из важнейших составляющих общей информационной культуры, без которого невозможно взаимодействие в информационном обществе . Информационная культура личности формируется в течение жизни человека, и обычно этот процесс обладает стихийным характером.

В современном мире образование все чаще ориентируется на полноту получаемой информации, а также на умение получать информацию, понимать ее, обрабатывать, извлекать из нее нужные знания. Несомненно, что решить задачу формирования информационной культуры у обучающихся возможно лишь после освоения педагогами информационной культуры.

Продуктивная и результативная работа современного учителя с информационно-образовательными системами требует наличия у него информационной культуры, так как ключевой задачи учителя: отбор, систематизация, структурирование необходимой учебной информации, адекватное ее представление с использованием возможностей информационных технологий, и такая организация деятельности обучающихся, которая позволит им работать с представленной информацией не на репродуктивном уровне, а на уровне творчества, когда требуется отбор информации, ее анализ, синтез, оценка и рождение нового знания.

Учитель должен знать специфику информации в образовательной среде, уметь создавать информационно-образовательное пространство в своей области, самостоятельно осуществлять поиск информации из различных источников, представлять информацию в доступной для обучающихся форме. Если у учителя есть соответствующие знания и умения работы с информацией, то он сможет научить этому и обучающихся.

Информационная культура – это не просто получение самых разнообразных сведений, но и умение выбирать наиболее важные и необходимые сведения из общей массы информации. Если ранее мы были озадачены вопросом, «что читать?», то сейчас все больше возникают вопросы, «что не читать?». Если вы будете стремиться изучить большое количество материала по какой-то проблеме, не останется времени, чтобы обработать информацию. Сегодня на первый план выходит не сбор информации, пишет Е. Тоффлер, но умение найти то, что нужно во всей сети данных, правильно проанализировать собранную информацию. Кроме того, необходимо уметь правильно обрабатывать информацию, которая не менее важна, чем само содержимое информации. В мире информационных технологий люди должны не только уметь находить информацию, но также уметь ее обрабатывать, интерпретировать, — пишет Е. Даусон. – Особенности нашего сообщества, а также цифровой эпохи накладывают соответствующее требование к обучающимся. Они должны быть более образованными для достижения успеха в различных областях. Они также должны иметь хорошее воспитание для принятия сложных решений, которое частично закладывается в процессе обучения в школе.

Отметим, что сегодня информационная культура является, в основном, показателем социотехнических аспектов культуры. Умение взаимодействовать с информацией часто совпадает с умением использовать информацию в различных сферах деятельности, то есть областей знаний, обеспечивающих практическую взаимосвязь человека с информационными средствами передачи и получения информации.

Обобщив взгляды ученых можно констатировать, что информационная культура не имеет однозначного толкования, так как авторы рассматривают его с позиций различных наук – философии, социологии, психологии, информатики, библиотековедения, библиографоведения, а также семиотики, лингвистики, культурологии и т.д.


 

Подходы к определению понятия «информационная культура»

Подходы к определению понятия «информационная культура»

Наличие документальных носителей информации расширило сферу коммуникации, формат и размеры, создало условия для возникновения нового этапа развития информационного общества

Наличие документальных носителей информации расширило сферу коммуникации, формат и размеры, создало условия для возникновения нового этапа развития информационного общества

Пятая информационная революция

Пятая информационная революция

Информационная культура обучающихся – часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений, навыков, позволяющий свободно ориентироваться в образовательном пространстве, является необходимым условием готовности к постоянному обновлению…

Информационная культура обучающихся – часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений, навыков, позволяющий свободно ориентироваться в образовательном пространстве, является необходимым условием готовности к постоянному обновлению…

В современном мире образование все чаще ориентируется на полноту получаемой информации, а также на умение получать информацию, понимать ее, обрабатывать, извлекать из нее нужные знания

В современном мире образование все чаще ориентируется на полноту получаемой информации, а также на умение получать информацию, понимать ее, обрабатывать, извлекать из нее нужные знания

Кроме того, необходимо уметь правильно обрабатывать информацию, которая не менее важна, чем само содержимое информации

Кроме того, необходимо уметь правильно обрабатывать информацию, которая не менее важна, чем само содержимое информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2024