Подходы к управлению качеством образования
Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное
условие его конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о существовании двух
взаимодополняющих подходов к качеству образования: практическом, который
заключается в определении качества как степени соответствия целям (различные
цели потребителя - различное качество, что и диктует необходимость управления
качеством), и второго подхода, органически продолжающего первый и касающегося внутренних
процессов, протекающих в рамках образовательного процесса.
В теории и практике управления качеством образования также можно выделить несколько основных подходов:
· - научный подход заключается в разработке понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций абсолютно для всех позиций, существующих в образовательной организации. При этом, в различных системах управления (иерархической или демократической) существует свой подход;
· - процессный, согласно которому управление качеством рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий (управленческих функций), каждое из которых, также, является процессом. К таким функциям можно отнести планирование, организацию, распоряжения, координацию и контроль. Процессный подход концептуализирован в стандарте ИСО 9000-1994, и стал применяться на практике с вводом стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. Основой системы менеджмента качества образовательной организации, в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000, является:
o 1) ориентация на потребителя;
o 2) ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;
o 3) вовлеченность всех сотрудников в решение задач ВУЗа;
o 4) процессный подход к организации всех видов деятельности;
o 5) системный подход к управлению;
o 6) постоянное улучшение качества продукции;
· - системный, позволяющий рассматривать образовательную организацию в качестве системы. Использование системного подхода, применительно к управлению качеством образования, основано на представлении управления качеством как системы, и предполагает применение следующих принципов:
o 1) структурности;
o 2) реализации целостной совокупности функций управления;
o 3) иерархической организации управления качеством;
o 4) взаимосвязи внешних и внутренних факторов на различных этапах функционирования системы-преемственности;
· - ситуационный, подразумевающий различные варианты управления, в зависимости от конкретных ситуаций и условий;
· - программно-целевой подход - один из основных методологических подходов в современном менеджменте, предполагающий четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей. Изучению различных подходов к управлению качеством образования уделяет внимание целый ряд исследователей, а именно Э.М. Коротков, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, И.К. Шалаев, Т.И. Шамова, и многие другие.
На сегодняшний день стандартизация и сертификация системы качества необходимы. Это признание успеха конкретного производства, необходимый этап на пути признания успеха всей фирмы и внедрения самых современных моделей управления качеством, получивших обобщенное название “методов всеобщего управления качеством” - TQM.
Таким образом, развитие управления качеством образования на современном этапе связано с формированием различных подходов к решению проблем качества. Управление качеством образования, возникшее в ответ на объективную потребность человечества в получении высококачественного образования, ориентируется в наши дни на достаточное качество жизни. Управление, обеспечение и улучшение качества, рассматриваемые как стратегия развития производительных сил и производственных отношений, ориентированные не только на выживание, но и на процветание общества, предприятия и каждого человека, неотделимы от общей системы управления. В этой связи, подход, рассматривающий развитие общего управления качеством в образовании, во взаимосвязи с развитием общего менеджмента, на взгляд автора, наиболее удачен.
Многие исследователи считают, что внедрить TQM в образовательную среду представляет определенные трудности. Активные теоретические дискуссии идут по вопросам принципиальной возможности и целесообразности перенесения методов управления бизнесом в образование. В этом плане обсуждаются общие и отличительные черты бизнеса и образования: их цели, методы, средства, понятия качества, средства измерения качества и др. Утверждается, что философия качества - это не шаблон, который можно перенести из одной системы в другую. Однако философия может быть универсальна, но система решений для достижения качества при этом может существенно отличаться.
Выживание образовательной организации в условиях рыночной экономики зависит, прежде всего, от того, имеет ли она собственную стратегию, а также от возможности и способности данной организации в последовательной реализации этой стратегии на практике с помощью проведения конкретных мероприятий. Нестабильность и неустойчивость на рынке образовательных услуг, а также возрастающая сложность управления в рыночных условиях, актуализируют для образовательных организаций задачу изучения и внедрения системы управления качеством.
Багаутдинова Н.Г. подчеркивает, что «в современных условиях образовательные организации работают в среде повышенной конкурентной борьбы, и те из них, кто будет использовать принципы TQM, получат значительное преимущество перед конкурентами, так как вся система будет ориентирована непосредственно на потребителей услуг и те основные факторы, которые они оценивают:
· 1) понимание потребностей общества и его требований; 2) надежность;
· 3) восприимчивость; 4) конкурентоспособность; 5) доступность; 6) вежливость; 7) общение (коммуникация); 8) авторитет; 9) безопасность».
В современных условиях качество есть фундаментальная, подлежащая всеобщему изучению область знания, далеко выходящая за пределы простой информации, содержащейся в правовых и нормативно-технических документах, а также, в различного рода руководящих методиках. Качество - это сфера научной организации социально-экономической деятельности общества, сложная сфера исследований для специалистов широкого круга.
В ряде стран уже осознали это и приступили к практическому решению проблем качества, уделяя особое внимание подготовке работников к результативному и эффективному использованию соответствующих современных подходов, методов и средств. Система всеобщего управления качеством (TQM) завоевала прочные позиции на многих преуспевающих предприятиях, существенно меняя и взгляды в системе образования. TQM предполагает разработку и реализацию долговременной стратегии экономического развития предприятия (организации), вовлекающей всех его работников в творческую деятельность, которая может и должна обеспечивать удовлетворение интересов, как самой образовательной организации, так и потребителей ее услуг и общества в целом.
Ключевыми проблемами адаптации методологии TQM в сфере образования являются вопросы о выборе содержания и последовательности действий, которые могут гарантировать качество предоставления образовательной организацией услуг, а также вопрос о выборе способов осуществления им такой деятельности.
Современные подходы к образованию в своей совокупности составляют основу для формирования современных образовательных ценностей.
Каждый из подходов предполагает отличающиеся модели школ.
В рамках каждого подхода может быть большое количество реальных воплощений организационных форм.
Рис. 1. Современные подходы к образованию
Составляющие образовательной деятельности, которые обязаны реализовываться при любом подходе и в любой системе образования, должны удовлетворять следующим требованиям:
· 1. Иметь образовательный фундамент, на котором обучающиеся выстраивают собственные знания и умения, формируются компетенции, осознаются и систематизируются внутренние и внешние ориентиры освоения окружающего мира.
· 2. Доводить знания и умения до практического применения.
· 3. Помочь учащимся определить значимые для них знания, умения и компетенции, которые дадут им возможность максимально развивать себя.
· 4. Формировать критические умения и ключевые компетенции для жизни в глобальном мире без дискриминации.
Рассмотрим некоторые особенности управления качеством образования.
1. В управлении качеством образования нельзя разделять функционирование и развитие. Деятельностное и практическое проявление качества образования требует построения учебной работы таким образом, чтобы обеспечить активное участие
учащихся в организации и получении своего образования.
· 2. Развитие способности к самообразованию. Формирование умений и компетенций, которые помогают самоорганизации и самообразованию, получению социально и личностно значимых знаний, для освоения ценностей, норм поведения, формирования отношений.
· 3. Высокоорганизованное мышление, умение действовать в нестандартных ситуациях. Развитие способности аналитико-критического отношения к окружающей действительности. Необходимы знания, умения, компетенции по получению и обработке информации, по оценке имеющихся и получаемых знаний, умений и формированию ключевых компетенций по овладению самообразовательными методами (приемами).
· 4. Предметная ориентация - не цель обучения, а средство освоения методологии образования. Заранее предписанные цели образования включаются в разнообразную образовательную среду, что дает больше возможностей учащимся формировать внутреннюю мотивацию, обеспечивающую целостность восприятия за счет расширения ассоциативных связей. Увеличивается роль «ситуативной педагогики», метода проектов, кейс - технологии, самообразовательной деятельности и т.д.
· 5. Зависимость качества образования от педагогической деятельности учителя, методов и технологий организации образовательного процесса.
Рис. 2. Модель системы управления качеством
Создание системы управления качеством образования требует последовательного решения следующих задач:
· - определение и концептуализацию целей в области качества образования;
· - выявление требований рынка труда и потенциальных работодателей;
· - установление базового комплекса процессов как открытой модели;
· - разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих
функционирование и развитие образовательного учреждения;
· - осуществление документального оформления системы менеджмента качества;
· - осуществление контролирования процессов посредством проведения внутреннего аудита.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.