Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско родительских отношений

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности. Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие потенциальных творческих резервов человека.
Иконка файла материала Подходы к коррекции тревожности у детей.doc
Подходы к коррекции тревожности у детей                  в системе детско родительских отношений      По     мнению    отечественных   и   зарубежных    авторов     (А.И. Захаров, Е.Б.  Ковалёва,  Р.В.  Овчарова,  А.А.  Осипова,  А.С.  Спиваковская, А.   Адлер,     К.   Роджерс,   Г.Л.   Лэндрэт   и   другие)   очень   важна   коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.        Коррекция  – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.     Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в обучении,   поведении,   в   отношениях   с   другими   людьми),   на   раскрытие потенциальных творческих резервов человека.     Психологическая коррекция различается по видам и формам.      симптоматическая,   каузальная;   познавательной   сферы;      По   видам:    аффективно­волевой   сферы; личности; отношений.   поведения;   межличностных       По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная; директивная;   не   директивная;   сверхкороткая;   длительная;   общая;   частная; специальная.         Несмотря   на   различия   в   теориях,   целях,   процедурах   и   формах коррекционной   работы,   психологическое   воздействие   в   целом   сводится   к тому, что один человек пытается помочь другому.        Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских отношений,   таких   как:   педагогическая   и   психологическая   неграмотность родителей;   ригидные   стереотипы   воспитания;   личностные   проблемы   и особенности   родителей,   вносимые   в   общение   с   ребёнком;   влияниеособенностей   общения   в   семье   на   отношения   родителей   к   ребёнку   и   др.,  когнитивно­ предлагает   в   качестве   основного   метода   коррекции поведенческий тренинг.        Когнитивно­поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.          Обоснование   метода:   семья   –   целостная   система.   И   именно   поэтому проблемы диады “родитель­ребёнок” не могут быть решены только благодаря психокоррекции   ребёнка   или   родителя.   Параллельная   работа   позволяет увеличить эффективность занятий.         А.А.   Осипова   выделяет   как   средство   коррекции   детско­родительских отношений – социально­психологический тренинг.     Под   социально­психологическим   тренингом   понимается   практика     психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы.   При   этом   подразумевается   использование   своеобразных   форм обучения   знаниям,   умениям,   техникам   в   сфере   общения,   деятельности   и коррекции.     Социально­психологический тренинг – один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере   общения,   в   котором   общий   принцип   активности   обучаемого дополняется   принципом   рефлексии   над   собственным   поведением   других участников группы     В процессе социально­психологического тренинга применяются различные методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.     Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных детско­родительских   отношений.   В   результате   ребёнок   находится   поддавлением родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие на его самосознание через уровень его развития.         Методы   коррекции   органического   уровня:   фито­   и   витаминотерапия, упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон.      Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных защитных  проявлений (игровая  терапия, окотерапия,  деятельная терапия  и т.д.).        Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа “Вживание в образ”,   терапевтическое   общение,   а   также   эффективные   проективные методики:   рисование   страхов,   составление   рассказов   по   специальным картинкам и так далее.         По   мнению   А.Г.   Харчева,   семья   для   дошкольника   –   “социальный микроскоп”,   в   котором   он   постепенно   приобщается   к   социальной   жизни. Нередко   в   воспитании   детей   допускаются   ошибки,   которые   связаны   с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско­родительских отношений.         Для   того,   чтобы   складывался   позитивный   тип   детско­родительских отношений,   как   считают   Т.А.   Маркова,   Г.   Кравцов,   Т.Н.   Доронов, С.И.Мушен­ ко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современном   этапе   сложилась   система   работы   с   родителями   или   формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей.   В   работе   с   родителями   используется   как   коллективная,   так   и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание   для   родителей,   практикумы,   семинары.   К   индивидуальным: консультации, папки­передвижки, беседы, посещение на дому.В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников широкое   распространение   получили   такие   формы   как:   семейные   клубы, конкурсы семейных газет, создание домашней  видиотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки), посещение природы и т. д.      Анализируя подходы авторов коррекции детско­родительских отношений, наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению знаний родителей   (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные клубы,   изучение   родителями   психолого­педагогической   литературы   по воспитанию детей).     Исследователи   обращают   внимание,   что   для   коррекции   детско­   родительских   отношений   можно   использовать   тренинг   (когнитивно­ поведенческий, социально­психологический).      Проблема детско­родительских отношений, как видно из многочисленных исследований психологов и педагогов,  действительно актуальна.      Влиянию   родительского   отношения   на   ребёнка   посвящено   много   исследований   зарубежных   и   отечественных   психологов   и   педагогов (А.В.Петровский,   А.И.Захаров,   А.Я.Варга,   В.В.Столин,   С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт  и другие).      Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.      Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека, невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного типа   родительского   отношения   ведет   к   возникновению   тревожности   у ребенка. Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но   впоследствии   может   перерасти   в   личностную.   Чтобы   тревожность   не приобрела личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями опсихологических   особенностях   возраста   их   ребенка,   о   задачах,   формах, методах воспитания.    Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, нами проведен констатирующий этап исследования.