По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.
Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие потенциальных творческих резервов человека.
Подходы к коррекции тревожности у детей
в системе детско родительских отношений
По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И.
Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спиваковская,
А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна коррекция
различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии
личности.
Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление
недостатков психологического развития или поведения человека с помощью
специальных средств психологического воздействия.
Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена
на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в
обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие
потенциальных творческих резервов человека.
Психологическая коррекция различается по видам и формам.
симптоматическая, каузальная; познавательной сферы;
По видам:
аффективноволевой сферы;
личности;
отношений.
поведения;
межличностных
По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная;
директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная;
специальная.
Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах
коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к
тому, что один человек пытается помочь другому.
Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских
отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность
родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и
особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияниеособенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др.,
когнитивно
предлагает в качестве основного метода коррекции
поведенческий тренинг.
Когнитивноповеденческий тренинг осуществляется с помощью ролевых
игр и программы видеотренинга.
Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому
проблемы диады “родительребёнок” не могут быть решены только благодаря
психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет
увеличить эффективность занятий.
А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детскородительских
отношений – социальнопсихологический тренинг.
Под социальнопсихологическим тренингом понимается практика
психологического воздействия, основанная на активных методах групповой
работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм
обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и
коррекции.
Социальнопсихологический тренинг – один из методов активного обучения
и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного
группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в
сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого
дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других
участников группы
В процессе социальнопсихологического тренинга применяются различные
методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём),
ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.
Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на рост
тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных
детскородительских отношений. В результате ребёнок находится поддавлением родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала
воздействие на его самосознание через уровень его развития.
Методы коррекции органического уровня: фито и витаминотерапия,
упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим
дня, питание, прогулки, достаточный сон.
Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на
стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных
защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и
т.д.).
Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа “Вживание в
образ”, терапевтическое общение, а также эффективные проективные
методики: рисование страхов, составление рассказов по специальным
картинкам и так далее.
По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – “социальный
микроскоп”, в котором он постепенно приобщается к социальной жизни.
Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с
неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его
психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит
к нарушениям в системе детскородительских отношений.
Для того, чтобы складывался позитивный тип детскородительских
отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов,
С.И.Мушен
ко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На
современном этапе сложилась система работы с родителями или формы
сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры
родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и
индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся:
собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным:
консультации, папкипередвижки, беседы, посещение на дому.В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников
широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы,
конкурсы семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей
в спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на
выставки), посещение природы и т. д.
Анализируя подходы авторов коррекции детскородительских отношений,
наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению
знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные
клубы, изучение родителями психологопедагогической литературы по
воспитанию детей).
Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско
родительских отношений можно использовать тренинг (когнитивно
поведенческий, социальнопсихологический).
Проблема детскородительских отношений, как видно из многочисленных
исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.
Влиянию родительского отношения на ребёнка посвящено много
исследований зарубежных и отечественных психологов и педагогов
(А.В.Петровский, А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик,
П.Ф.Лесгафт и другие).
Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей
восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека,
невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного
типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у
ребенка. Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно,
но впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не
приобрела личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями опсихологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах,
методах воспитания.
Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, нами
проведен констатирующий этап исследования.