Подростки и самостоятельно заработанные карманные деньги: за и против
Оценка 5

Подростки и самостоятельно заработанные карманные деньги: за и против

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
обществознание
7 кл
14.06.2018
Подростки и самостоятельно заработанные карманные деньги: за и против
последний вариант - копия(1).docx

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в КНДР

Конференция учебно-исследовательских и проектных работ учащихся «Золотая мысль»

 

 

 

 

 

Подростки и самостоятельно заработанные карманные деньги:

за и против

 

 

 

Выполнила: учащаяся 7 класса,

Синюгина Виктория

Научный руководитель:

Т. Г. Кашлева,

учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пхеньян — 2015

Содержание:

 

Введение. 3-5

Глава 1. Современные подростки и карманные деньги. 6-11

1.1.    Роль карманных денег в успешной социализации подростков. 6-7

1.2.    Способы получения карманных денег подростками в России и за рубежом  7-11

Глава 2. Отношение  разных категорий людей к проблеме зарабатывания денег несовершеннолетними. 12-25

2.1.    Результаты опроса учащихся  5-10 классов СОШ Посольства России в КНДР  12-15

2.2.    Результаты опроса родителей учащихся 5-10 классов и учителей СОШ Посольства России в КНДР. 15-21

2.3.    Сравнительный анализ взглядов несовершеннолетних и социума на проблему самостоятельного заработка подростками. 21-24

2.3. Советы  по воспитанию разумного отношения к деньгам. 24-25

Заключение. 26-27

Список используемой литературы.. 28-29

Приложения. 30-40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 «Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать их – искусство»

Б. Ауэрбах

В настоящее время очень многое в жизни людей связано именно с деньгами – важным повседневным атрибутом экономической жизни общества. Они необходимы человеку хотя бы просто для того, чтобы элементарно выжить. Тема денег всегда является актуальной и постоянно присутствует в жизни людей независимо от профессии, социального статуса, уровня образования, национальности, возраста.

Современные подростки очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Они видят, что родители платят деньги в магазине и покупают им что-то. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. С самых ранних лет подростки понимают: деньги позволяют получить желаемое («Я хочу»), и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Карманные деньги школьников – это важное правило обучения детей, имеющее цель – научить ребенка обращаться с деньгами, экономить их, тратить, а также зарабатывать. Отношение детей и подростков к деньгам — проблема, осознанная в отечественной психологии сравнительно недавно, в 90-х гг. ХХ в. Тем не менее, уже накоплен интересный материал, характеризующий развитие основных экономических ценностей школьников. [8, 152]. Анализ  научных публикаций показывает,  что вопросы экономической социализации детей и подростков  рассматриваются  в  основном  в  трудах  зарубежных  ученых (А. Мэтьюз,  Г. Севон и С. Векстром, Э. Фромм  и  М. Маккоби,  К. Дэнзигер  и  др.). Из отечественных авторов можно отметить  труды Енина В.В., Марченко Р.Е., Семенова М.Ю., Фанталовой Н.С.,  Полтавской М.Б., Письменской Е.Е., Фенько А.Б. и др. При  этом  в психологии мало изучена оплачиваемая трудовая  деятельность  как  одна  из  важнейших  сфер  экономической  социализации.  Среди  отечественных  психологов  данной  проблеме  посвятили свои исследования, например, О.А. Аринина, Н.В. Солодкая, Е.Б. Филинкова и др. [1. С. 67].

Должен ли подросток сам зарабатывать карманные деньги – вопрос, который волнует как школьников, так и их родителей. Актуальность данной проблемы в том, что оплачиваемая  трудовая  деятельность  представляет  собой  важный компонент  экономического  сознания. Опыт  самостоятельных  заработков способствует  решению  важной  возрастной  задачи –  преодолению  зависимости  от  родителей  и обретению  автономии, а также влияет на формирование таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность и др.[4,с. 60]. От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений в условиях рыночной экономики, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.

По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ) в 2013 году  большинство респондентов – 79% оценивали положительно работу подростков в свободное время. Только 7% сказали, что если подросток работает – это плохо[16].

Мы решили выяснить, как относятся учащиеся 5-10 классов, их родители  и учителя нашей школы к проблеме самостоятельного заработка. Будут ли совпадать эти взгляды с мнением опрошенных ФОМ? На основании сделанных выводов определить отношение подростков и социума к данной проблеме и предложить советы по использованию карманных денег в качестве важного способа экономической социализации подростков.

Цель исследования:  выявить отношение учащихся 5-10 классов СОШ Посольства России КНДР и социума к проблеме зарабатывания карманных денег подростками.

Задачи исследования:

1. Определить роль карманных денег в социализации подростков.

2.  Сравнить способы получения карманных денег  подростками в России и за рубежом.

3. Разработать анкеты для выявления отношения учащихся 5-10 классов нашей школы и социума к проблеме зарабатывания карманных денег подростками.

4. Изучить и проанализировать взгляды подростков и социума по данной проблеме  в ходе социологического опроса.

6. Разработать определенные советы по воспитанию разумного отношения к деньгам.

Предмет исследования: самостоятельный заработок подростков и отношение социума к явлению.

Объект исследования: экономические стороны процесса социализации подростков.

Методы исследования:

- сопоставительный и сравнительный методы;

- метод количественной обработки данных;

- анкетирование, собеседование и наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Современные подростки и карманные деньги

1.1 Роль карманных денег в успешной социализации подростков

Деньги – это металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления [5, с. 160].

Карманные деньги  –  это  деньги,  предназначенные  на    небольшие

текущие расходы  [5, с.267].

Социализация – это усвоение социального опыта (культурных норм и социальных ролей)[3, с. 49].

Деньги играют важную роль в человеческой деятельности. На настоящий момент психология денег является малоизученной, но перспективной частью психологической науки. Это связано с экономическими процессами, происходящими в стране и мире, делающими необходимым с раннего детства приобщать детей к основам экономической грамотности [6,  с. 35]. Многие авторы сходятся на том, что карманные деньги нужно давать ребенку уже с трехлетнего возраста.

Существуют  полярные  точки  зрения.  Одни  ученые  считают,  что деньги подросткам не  нужны; по мнению других — деньги нужно  давать по первому требованию, независимо от планов родителей. Зарубежные исследователи считают, что карманные деньги являются хорошим тренажером финансовой самостоятельности для подростков, они формируют у них «покупательские навыки», самостоятельность, независимость[7, с.46].

В пользу карманных денег отечественные авторы выдвигают следующие аргументы: школьнику нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников; имея карманные деньги, подросток учится самостоятельно и  ответственно  тратить  и  рассчитывать  свой  бюджет;  если  он  наделает ошибок, так под присмотром родителей и с малыми потерями; в результате научится предвидеть последствия своих поступков — не станет рисковать во взрослой жизни [7,с.48].

Сторонники подростковых денег обосновывают свое решение тем, что если подросток никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти расточительным, совершенно не умеющим распоряжаться своими деньгами и не способным делать сбережения. С другой стороны, отгораживание подростка от финансовых проблем семьи приводит к тирании подростком всех членов требованием купить определённую вещь с включением капризов и истерик [2,с.39].

По данным А.Б. Фенько в нашей стране отношение многих родителей  к  карманным  деньгам  является  двойственным.  С  одной  стороны, многие боятся, что деньги испортят подростка. С другой стороны, для многих родителей деньги и подарки — это самый простой и удобный способ заменить свои воспитательные обязанности [6,с.38]. И в данном случае с помощью денег родители начинают заменять любовь и ласку на деньги.

Вопрос, стоит или не стоит давать подростку деньги на карманные расходы, во многих семьях решается положительно. Родители понимают, что карманные деньги для подрастающих детей — важный момент воспитания  в  них  бережливости,  умения  распределять  расходы,  чувствовать некоторую свободу, самостоятельность и независимость.

Давать карманные деньги детям чаще всего начинают с 6–7 лет. В этом возрасте обычно ребенок уже понимает, что деньги нужно тратить с пользой, их нужно беречь. Сумма выдаваемых денег зависит от возможностей семьи; от совместной договоренности с ребенком; от средних сумм, получаемых его сверстниками от своих родителей. На выдаваемые суммы не должны  оказывать  влияние  школьные  оценки,  полученные  ребенком  в школе; отрицательное поведение ребенка; настроение родителей.

Все исследователи проблемы карманных денег указывают на то, что отношение подростков к деньгам всегда зависит от отношения к деньгам в семье, оно собственно и формируется под влиянием семейного восприятия.

Таким образом, карманные деньги является важным фактором экономической социализации подростка. Отношение детей к деньгам всегда зависит от отношения к деньгам родителей. Наличие  карманных  денег  у  школьника  влияет  на  формирование  различных качеств личности, таких как самостоятельность, независимость, ответственность, чувство собственного достоинства, кроме этого развивается умение планировать свою деятельность и оценивать свои возможности.  Отсутствие  карманных  денег  может  способствовать  развитию таких негативных личностных характеристик, как зависть, жадность, переоценивание власти денег, расточительность, а также недостаточная социализация в целом.

 

1.2 Способы получения карманных денег подростками в России и за рубежом

Существует два законных способа получения карманных денег подростками:

1) деньги дают родители;

2) подросток деньги зарабатывает сам.

Сравнивая осуществление первого способа в России и за рубежом, мы выяснили следующее. Многих родителей волнует вопрос, сколько выдавать ребенку, чтобы учесть его интересы, но в тоже время не слишком баловать.

В России нет регулирования выдачи карманных денег подросткам, поэтому судить о размере карманных денег достаточно сложно, официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, размер выдаваемых денег засвистит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла.

Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.[10]

В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5 – 2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.[10]

Здравый смысл в определении размера карманных денег еще никому не помешал.

Так, если сегодня мы будем ориентироваться на рекомендации американских специалистов и привязывать сумму, выраженную в нашей национальной валюте, к возрасту ребенка, то здравого смысла здесь будет мало, потому что 10 рублей, которые следовало бы выдать 10-летнему ребенку, конечно, слишком мало, потому что на эти деньги ребенок не сможет себе купить ничего, кроме жевательной резинки, а копить неделями на игрушку, самая простая из которых, стоит более 100 рублей, ребенок просто не сможет. Поэтому разумным можно считать выдачу, например, 150 рублей в неделю, а если нужно больше – предложить заработать.

Раньше, в советское время к деньгам относились с опаской, их хотели, но в тайне, говорить вслух о деньгах, вообще было не принято. Даже пятнадцатилетнему подростку деньги не выдавались. Да и подработать летом в Стране Советов было невозможно.

Теперь все изменилось. Материальное положение родителей многих российских школьников улучшилось,  и родители стали давать детям карманные деньги. И нам кажется, что это правильно, ведь никто не может научиться читать, не имея букваря или азбуки, так же и с деньгами, как можно научиться их тратить, не имея на руках «живых» денег.

Из статьи «Детские деньги», опубликованной в газете «Ведомости» 14.05.2010 мы узнали, что главный источник доходов большинства подростков — родители и родственники.[11]  В России 29% респондентов заявили, что регулярно получают от взрослых на карманные расходы определенную сумму (как пособие), 72,9% просят деньги у старших, когда нужно, 32% получали их в подарок. Сами зарабатывают от случая к случаю 23,5% российских подростков, еще 14,3% постоянно работают неполный день. В основном это 18-19-летние, среди 12-15-летних подрабатывают лишь 5%, уточняет Шнигер, глава Taylor Nelson Sofres (TNS) – крупной маркетинговой компании. По её словам, «в России родители традиционно откладывают начало взрослой жизни детей, выдавая им деньги и оплачивая все расходы».[12]

В США законы о трудоустройстве несовершеннолетних сильно разнятся в зависимости от штата, но есть у них и общие черты: с 13 лет молодой карьерист имеет право работать разносчиком газет и присматривать за детьми, а также заниматься бизнесом при условии, что контролировать его деятельность будут родители. С 14 лет подростков допускают к работе на предприятиях общепита или в кинотеатрах продавцами билетов. Похожая ситуация наблюдается и в Великобритании. Правда, там дети могут устроиться на работу с 12 лет, и чаще всего они выбирают выполнение несложных поручений в магазинах или небольших кафе. В Германии дети могут устроиться на работу с 13 лет. Они разносят газеты, собирают мячи на теннисном корте, помогают в уборке урожая, ухаживают за малышами. В этом возрасте подросток  не должен трудиться более 3 часов в день, но уже по достижении 15-летнего возраста этот срок увеличивается до 4-5 часов в сутки. Теперь самое главное. Даже при 3-4-часовом рабочем дне подростки за рубежом зарабатывают не менее 800$ в месяц. Этих денег вполне хватает на различные «карманные» расходы, включая покупку модной одежды, обеды в пиццерии и походы в кино.

В России все обстоит несколько иначе. В соответствии с КЗОТ, работодатель имеет право принимать на работу подростков с 14 лет. Строго регламентируется время работы несовершеннолетних. Школьники в возрасте от 14 до 15 лет могут работать не более 5 часов в день, с 16 до 18 лет – не более 7 часов. Не допускается привлечение подростков к работам на вредных производствах, в ночное время, вахтовым методом, а также на предприятиях, которые занимаются производством, хранением и реализацией табака или алкогольных напитков.[15]

Наиболее востребованы у нас профессии курьера, промоутера, официанта в ресторанах быстрого питания и занятость в сетевом маркетинге. Как правило, нужные вакансии можно легко найти через газеты, в которых печатаются объявления о работе или же путём прямого обращения к работодателю. Однако всё это возможно лишь в крупных городах.

Если сравнивать зарплату, то подростки нашей страны имеют самый маленький доход в неделю. В 2009-2010 гг. TNS опросила подростков в возрасте 12-19 лет из городов с населением более 100000 человек в 25 странах[12]. Выяснилось, что российские тинейджеры в среднем получают в неделю сумму, эквивалентную 24$. Бюджет их сверстников из многих стран больше.  Беднее наших подростков 12-19 лет только бразильские, египетские и индийские. Молодым египтянам родители дают на карманные расходы по 6$ США в неделю, а индусам - по 4$. В Западной Европе и США эта сумма колеблется в пределах от 50$ до 100$ в неделю. Самая обеспеченная молодежь - в Норвегии (149$), ОАЭ (129$) и Финляндии (124$)..[12]

Таким образом, мы можем сделать вывод, что перед каждым родителем рано или поздно встает вопрос карманных денег для ребенка. Этот вопрос особенно актуален в подростковом возрасте, когда детям свойственен максимализм в поступках. Подростки хотят всего и сразу. Сколько давать денег подростку и давать ли вообще? Если посмотреть практику зарубежных стран и перенять их опыт, тогда подросткам нужно или не давать карманных денег вообще, или давать минимальную сумму, чтобы у подростков был стимул заработать карманные деньги самому. Возможно ли нам перенять этот опыт? Есть ли у наших подростков реальные возможности заработать деньги без ущерба для обучения в школе? И что дает труд в подростковом возрасте? Нам кажется, труд в таком возрасте не только дает сознание — я зарабатываю сам, но и фактически является заделом на будущее, дети начинают ценить деньги, знать им цену и понимают, что ничего не дается даром. Это и есть один из элементов воспитания трудом: потрудился на славу — заработал деньги — купил необходимую себе вещь.

Глава 2. Отношение разных категорий людей к проблеме зарабатывания денег несовершеннолетними

 

2.1 Результаты опроса учащихся  5-10 классов СОШ Посольства России в КНДР

 

Мы провели анкетирование учащихся 5-10 классов нашей школы. В нем участвовало 15 школьников. Анкетирование было анонимным (Приложение 1).

На вопрос «Как Вы считаете, нужны ли подростку карманные деньги?» - «да» ответили 13 учащихся (87%) и только 2 ученика (13%) – ответили «нет».  Отрицательный ответ ученики мотивировали тем, что «подросток иногда тратит деньги на ненужные и на незаконные вещи», «так как это всё равно тратятся деньги родителей». На следующий вопрос анкеты:  «Дают ли Вам родители карманные деньги?» - 4 человека (27%) ответили «да», 10 школьников (67%) ответили: «иногда» и 1 ученик (6%) карманных денег не получает. Одна ученица написала, что «карманные деньги есть у многих, но у ещё большего количества подростков их нет». Она объясняет, от чего это зависит: «от заработной платы родителей, как тратит деньги подросток, на что тратит». Также школьница отмечает, что «подросток, получая карманные деньги, должен знать, что не всегда деньги будут так легко ему выдаваться, он должен уметь правильно распоряжаться ими, а не растрачивать деньги на развлечения и сладости».

Следующие два вопроса анкеты касались суммы карманных денег, которую ученики имеют в месяц и хотели бы иметь на самом деле. 500 рублей получают – 11 человек (73%), а хотели бы получать – 6 человек (40%), 1000 рублей получает – 1 ученик (6%), а хотели бы получать – 2 ученика (13,5%), 1000 рублей и более – никто не получает, а хотели бы получать – 5 учащихся (33%) и нисколько карманных денег не хотят иметь – 2 школьника (13,5%), а не имеют – 3 ученика (21%).

Для чего подросткам нашей школы нужны деньги? Больше всего учащихся – 8 (53%) выбрали ответ «для накопления», «на развлечения и досуг» деньги нужны – 4 школьникам (27%), «на сладости» деньги истратит 1 ученик (6%) и на «другое» - ответ дали 2 учащихся (14%).

9 учащихся (60%) считают, что подросток должен сам зарабатывать карманные деньги, 4 ученика (27%) – не знают должен ли подросток сам зарабатывать карманные деньги и 2 школьников (13%) – считают, что подросток не должен сам зарабатывать карманные деньги.

10 учащихся (67%) – считают, что их родители не будут возражать, если они захотят работать в свободное от учёбы время, 2 ученика (13%) – не знают, будут ли возражать родители, а 3 школьников (20%) предполагают, что родители будут против работы.

В свободное от учёбы время хотели бы работать – 6 учащихся (40%), не знают – 7 учеников (47%) и не хотели бы работать – 2 подростка (13%). А вот в летние каникулы хотели бы поработать – 8 учащихся (53%), не знают 2 учеников (13%), а 5 школьников (34%) – не желают работать в летние каникулы.

13 учащихся (87%) считают, что в целом хорошо, если подросток работает в свободное время, а 2 школьника (13%) – не знают хорошо это или плохо. А ответ: «то, что подросток работает, это не плохо, но не правильно; чтобы работать, нужно получить образование, иначе это может быть незаконно» - говорит о том, что данный ученик не верно представляет себе работу подростка в свободное время. В этой же анкете было написано: «Я не очень хочу работать в данное время, деньги мне не очень нужны, а свободное время лучше посвящать семье». Видно, что в данной семье существует довольно распространённое мнение среди многих россиян.  Считается, что все усилия в школе надо прикладывать на подготовку в вуз. Некоторым школьникам подрабатывать запрещают родители, считая, что все силы и свободное время должно отдаваться учебе, ведь главная цель – высшее образование. Часто российские родители пытаются оберегать своих детей, затягивая, таким образом, их вступление во взрослую жизнь, а для кого-то это возможность как можно дольше контролировать своего ребенка[6,с.56].

На вопрос «Как Вы думаете, в нашей стране достаточно возможностей, чтобы подросток работал в свободное время для заработка?» - «да» - ответили 9 учащихся (60%), «не знают»- 4 учеников (27%) и «нет» ответили – 2 школьников (13%).

Мы спросили у школьников: «Кем бы Вы могли работать в свободное время»? И получили следующие ответы – раздавать листовки, в Макдоналдсе, официантом, няней, в молодёжных организациях, которые занимаются осуществлением различного рода отдыха и досуга, организовывают разнообразные праздники, уборщиком, дворником, в кафетерии, в магазине, раздавать билеты, помогать старушкам, переустановщиком операционных систем.

Если бы родители платили деньги за хорошие отметки, то 4 учащихся (27%) – стали бы учиться лучше, 4 учеников (27%) – не знают, улучшилась бы их учёба или нет, а 7 школьников (46%) ответили, что учёба не улучшилась бы.

В семейный бюджет посвящают подростков родители 7 учеников (47%), а родители 8 учащихся (53%) – этого не делают.

Деньги могут сделать счастливым 5 подростков (33%), не могут – 4 учеников (27%), и 6 школьников (40%) – не знают, могут ли деньги сделать их счастливыми.

 «Да, конечно, я не всегда трачу деньги со смыслом и это не правильно, но я думаю, что начиная сейчас расходовать эти небольшие деньги – это начало того, как в будущем я буду расходовать свои заработанные деньги».

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство учащихся 5-10 классов, время от времени, получают карманные деньги. А значит, у них практически нет опыта распоряжения деньгами. Одобряют работу в свободное от учёбы время также большинство опрошенных, а работать хотели бы около половины респондентов. Подростки не очень хорошо знают о том, где и кем можно работать. Как формируется и расходуется семейный бюджет, не знает больше половины подростков. Финансовое воспитание подростков осуществляется недостаточно.

 

2.2 Результаты опроса родителей учащихся 5-10 классов и учителей СОШ Посольства России в КНДР

 

Для того, чтобы выявить отношение родителей учащихся 5-10 классов к проблеме зарабатывания денег подростками мы провели анкетирование. В нём участвовало 25 человек. Анкетирование было также анонимным (Приложение 2).

23 родителя (92%) считают, что у подростков обязательно должны быть деньги, которыми они могут распоряжаться по своему усмотрению, а 2 человека (8%) придерживаются мнения, что в идеале у подростков вообще не должно быть денег. Родители, выступающие «за» карманные деньги объясняют это следующими факторами.

1.           деньги нужны подросткам на их собственные потребности и интересы (на транспорт, развлечения, лакомства и др.) – 16 человек (70%).

2.           собственные деньги приучают к самостоятельности, независимости, способствуют взрослению подростков – 12 человек (51%).

3.           деньги нужно предоставлять в небольших количествах, под контролем родителей – 12 человек (51%).

4.           подростки должны уметь обращаться с деньгами – 11человек (48%).

5.           это проблема воспитания ребёнка, доверия к нему – 10 человек (43%).

6.           деньги дают подросткам уверенность в себе, чувство собственного достоинства, отсутствие денег унижает их – 5 человек (22%).

7.           отсутствие денег будет толкать подростков на правонарушения, преступления – 3 человека (13%).

8.           у подростков должны быть деньги, заработанные собственным трудом – 2 человека (9%).

9.           подростки уже не маленькие, имеют право распоряжаться деньгами – 2 человека (9%).

10.       деньги нужны всем, это жизненная необходимость – 1 человек (4%).

Родители, полагающие, что у подростков не должно быть денег выделяют следующие аргументы:

1.     деньги подросткам не нужны, всё, что нужно, купят родители – 2 человека (100%).

2.     подростки не умеют распоряжаться деньгами, им рано иметь деньги – 1 человек (50%).

3.     деньги портят, развращают подростков – 1 человек (50%).

18 родителей (72%) дают деньги своим детям на карманные расходы, 7 родителей (28%) дают иногда.

Мнения родителей о том, какую сумму можно позволить иметь ребёнку в месяц распределились следующим образом: до 500 руб. – 12 человек (48%), от 501-1000 руб. – 10 человек (40%), 1000 руб. и более – 1 человек (4%), деньги подростку не нужны – так думают 2 человека (8%).

22 родителя  (88%) обсуждают с подростками, как они распорядились своими карманными деньгами, 3 родителя (12%) – этого не делают.

Подростка надо посвящать в семейный бюджет – так считают 17 родителей (70%),  6 родителей (25%) не согласны с этим, а 1 родитель (5%) полагает, что не всегда надо посвящать.

Большинство опрошенных родителей – 22 (88%) не будут возражать, если их ребёнок захочет поработать в свободное время, 1 родитель (4%) – будет возражать и 2 родителя (8%) – затруднились ответить на этот вопрос.

На вопрос «Как Вам кажется, сегодня много или мало подростков стремятся работать?»: 12 родителей (48%) затруднились ответить, 8 родителей (36%) считают, что мало и 5 родителей (16%) предполагают, что много.

19 родителей (79%) уверены, что, в целом, если подросток работает в свободное время это хорошо, 5 родителей (21%) – затруднились ответить.

18 родителей (75%) думают, что подросток не должен отдавать заработанные деньги, 6 родителей (25%) считают, что должен отдавать часть суммы.

У 19 родителей (79%) были карманные деньги, когда они были подростками. Как они их получали? 19 родителям (79%)  деньги давали их родители и 15 человек (67%) – зарабатывали сами.  Родители свои первые деньги заработали: в возрасте 12-13 лет – 6 подростков,  в 14 лет – 7, в 15 лет – 2, в 16 лет – 1, в 17 лет – 2, в 18 лет – 2, в 19 лет и старше - 5 человек (21%). Соответственно 5 человек (21%) денег в подростковом возрасте не имели.

На что же родители тратили карманные деньги? Вот ответы: «на заколки 1, сладости -5, книги -1;на свои интересы -1; на расходы во время путешествий -1; на увлечения – марки, значки, аквариумные рыбки -1; на увлечения -2,на одежду – 2; на лакомства- 4, на развлечения -3, для накопления – 1, на подарки -5, на кино -3, на сувениры -1, на музыку -1, на поездку в Москву-1, на дискотеки-1, на игрушки-1».

Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство родителей считают, что у подростков должны быть карманные деньги. Самые распространенные аргументы это - деньги нужны подросткам на их собственные потребности и интересы (на транспорт, развлечения, лакомства и др.), собственные деньги приучают к самостоятельности, независимости, способствуют взрослению подростков и деньги нужно предоставлять в небольших количествах, под контролем родителей. «Карманные деньги – это доверие родителей к детям, для детей – это возможность самостоятельно распоряжаться своим маленьким бюджетом и учиться принимать решения» - отметил в анкете один из родителей. Собственные карманные деньги были у многих родителей, когда они были подростками. Только двое родителей считают, что, карманные деньги ребёнку не нужны. Преобладающим является утверждение, что«деньги подросткам не нужны, всё, что нужно, купят родители». Большинство родителей дают своим детям карманные деньги, а около трети – делают это иногда. Мнения о том, сколько денег подросток может иметь в месяц, разделились: это сумма в пределах 500 рублей (12 человек) и в пределах 1000 рублей (10 человек). Контролируют расход  денег детьми почти все родители. «Карманные деньги нужны, но главное, чтобы подросток знал им цену, как они достаются родителям, не делал из них самоцель, умел их тратить с умом, родители должны контролировать этот процесс, но ненавязчиво» - обратил внимание один из респондентов. Многие родители не будут возражать, если подросток решит поработать в свободное от учёбы время и считают, что работать в целом неплохо: «Дополнительный заработок даёт ребёнку возможность оценить стоимость (настоящую) денег». Больше всего родителей заработали свои первые деньги в 14 лет. А вот в ответах на вопрос: «должен ли ребёнок отдавать заработанные деньги», одна четвёртая часть родителей имеет ошибочное мнение (они считают, что деньги ребёнок должен отдавать). Тогда как в соответствии с ГК РФ «несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами…»[9]. А если подростку нет 14 лет, но у него есть заработанные деньги, то позвольте ему самому ими распоряжаться, ведь если всё отдавать родителям, то зачем тогда работать. Необходимо так воспитывать подростка, чтобы он сам захотел поделиться своим доходом.

Кроме того, родители обратили внимание на то, что «в нашей ситуации, находясь на территории Посольства, дети во многом ограничены, возможностей для работы нет, а поощрения дети должны получать за свою работу в школе, помощь родителям по дому, но они должны быть заслуженными и обоснованными…». Но в этой ситуации самое главное не переусердствовать. Школьник должен чётко знать, что есть у него такие обязанности, за которые он не будет получать деньги, но выполнять их надо.

Нас также заинтересовало мнение учителей нашей школы по проблеме зарабатывания карманных денег подростками. В анкетировании участвовало 12 человек, оно также было анонимным (Приложение 2).

Мы выяснили, что подавляющее большинство учителей – 11 человек (92%) считают, что у подростков должны быть карманные деньги. Самые распространенные аргументы это - подростки должны уметь обращаться с деньгами – 9 человек (82%), собственные деньги приучают к самостоятельности, независимости, способствуют взрослению подростков – 9 человек (82%),  деньги нужны подросткам на их собственные потребности и интересы (на транспорт, развлечения, лакомства и др.) – 7 человек (64%). «Решение проблемы карманных денег должно быть сугубо индивидуальное, т. к. подростки бывают разные (курящие, пьющие, наркоманы, в общем, социально неблагополучные), и отношения к деньгам бывает разное (кто-то может накопить, сэкономить, а кто-то просто всё бездумно потратит)», - обращает внимание один из респондентов. Только один учитель (8%) считает, что, карманные деньги ребёнку не нужны, указывая на аргумент «деньги подросткам не нужны, всё, что нужно, купят родители». Большинство учителей полагают, что подросткам надо давать карманные деньги в пределах 500 рублей (9 человек). Мнение, что надо обсуждать с ребёнком расход карманных денег поддерживают все учителя – «контроль за расходами денег, полученных от родителей должен быть обязательным», а преобладающее большинство (92%) считает, что подростка надо посвящать в семейный бюджет. Практически все учителя (92%) не возражают, если подросток будет работать  в свободное от учёбы время и считают, что работать в целом неплохо: «Ребёнок должен научиться ценить деньги, уважать труд. Именно поэтому он должен научиться самостоятельно их зарабатывать. В тоже время подросток должен понимать, что учёба на первом месте».  Половина учителей уверена, что в настоящее время мало подростков стремится работать. А мнения учителей по вопросу о наличии возможностей  работы для подростков на сегодняшний день оказалось одинаковым: 5 респондентов (42%) считают, что возможностей недостаточно и также 5 человек (42%) думают, что достаточно. В ответах на вопрос: «должен ли ребёнок отдавать заработанные деньги»: 9 респондентов (82%) полагают, что не должен, 2 человека (12%)  – должен отдавать часть заработка и 1 человек (6%) – должен отдавать всю сумму. Собственные карманные деньги были у многих учителей – у 9 человек  (82%), когда они были подростками.   Не имели карманных денег – 3 респондентов (12%).На что  тратили учителя  карманные деньги, будучи подростками? На развлечения 5, на еду -2, на предметы, которые родители не считали нужным мне покупать-1, на сладости -4, для накопления -2, на почтовые марки-1, на подарки 3, сувениры -1, музыку – 1, на транспорт, на лакомства -1, на канцтовары -1,на книги-1, пластинки -1, помощь родным -1.

На наш взгляд, следует обратить внимание на следующее высказывание: «Мне, например, очень мешало, то, что я никогда не имела карманных денег. На 1 курсе мне тяжело было спланировать свои расходы, денег часто не хватало, потому что я их тратила в первые дни недели. Потом постепенно уже научилась планировать расходы. С другой стороны, я знаю много примеров, когда излишек карманных денег «губил» человека, т.е. тратились они часто на развлечения и не ценились подростком». Уважение к труду, а, как следствие, и уважение к деньгам, нужно воспитывать с детства, тем самым, помогая подростку грамотно распоряжаться деньгами.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы. В основном мнения учителей и родителей совпадают. Карманные деньги современным подросткам нужны. И не столько для того, чтобы они чувствовали себя в магазинах свободно, сколько для того, чтобы учились обращаться с деньгами – сегодня это навык первой необходимости. Если ребёнок решил работать (а особенно в летние каникулы), то это имеет массу плюсов: он не болтается безнадзорно по улицам, не сидит целыми днями у монитора. Он получает полезные навыки общения, привыкает к выполнению определенных обязанностей и, конечно, зарабатывает на личные расходы. Минус в этой ситуации один - как найти работу несовершеннолетнему.

 

2.3 Сравнительный анализ взглядов несовершеннолетних и социума на проблему самостоятельного заработка подростками

 

Чтобы узнать совпадают ли взгляды учащихся 5-10 классов нашей школы с мнением их родителей и учителей сравним результаты анкетирования. Затем сопоставим полученные данные с данными опросов ФОМ и сделаем выводы. Для этого составим сравнительную таблицу.

Большинство подростков (87%), родителей (92%) и учителей (92%) данные совпадают с мнением респондентов ФОМ 2005 года.

По результатам опроса учеников: 27%  подростков регулярно получают от родителей карманные деньги,  а – 67% иногда, данные анкетирования родителей говорят об обратном: 72% респондентов  дают деньги постоянно, а 28% - иногда. Эта разница скорей всего связана с тем, что родители, выдавая своим детям деньги от случая к случаю, считают это выдачей на постоянной основе.

48% родителей считают, что ребёнку в месяц можно позволить иметь сумму до 500 руб.,  а 40%  полагают, что – до 1000 руб. Реально же 73% подростков получают 500 рублей в месяц и только 6% (1 школьник) – 1000 рублей. Получается, что мнение родителей по поводу позволительной суммы и реальная сумма, выдаваемая подросткам, не совпадают.

60% учащихся считают, что подросток должен сам зарабатывать карманные деньги.

Большинство опрошенных родителей –  88% не будут возражать, если их ребёнок захочет поработать в свободное время для заработка. Практически все учителя (92%) не возражают против работы подростков в свободное время. 67% учащихся предполагают, что их родители не будут возражать, если они захотят работать в свободное от учёбы время. 87% учащихся считают, что в целом хорошо, если подросток работает в свободное время, этого же мнения придерживаются 79% родителей и 92% учителей. Эти данные совпадают с данными ФОМ 2013 года: 79% респондентов высказались в пользу работы в свободное время.

На вопрос «Как Вы думаете, в нашей стране достаточно возможностей, чтобы подросток работал в свободное время для заработка?» - «да» - ответили 60% школьников, 33% родителей и 42% учителей. По данным ФОМ 2005 года: только 30% считают, что достаточно. Расхождение во взглядах между учениками и социумом можно объяснить тем, что информацией по данному вопросу подростки не располагают.

40% опрошенных подростков хотели бы работать в свободное время, а в летние каникулы хотели бы поработать 53%. Родители ответили на вопрос: «Как Вам кажется, сегодня много или мало подростков стремятся работать?» таким образом: 48% затруднились ответить, а 36% считают, что мало. Половина опрошенных учителей предполагают, что мало подростков стремится работать. По данным опроса ФОМ 2005г. – 55% считают, что мало, а в 2013 г. – у 48% такое же мнение. Таким образом, взгляды родителей и учителей в основном совпадают с респондентами ФОМ. Но на наш взгляд, те 53% подростков, которые хотят работать летом – это очень неплохо. Работать или не работать, решать только самому школьнику. Но если он решился,  его надо обязательно поддержать и помочь найти работу. Все больше и больше российских подростков начинают работать. Кто-то использует полученные знания и становится репетитором, кто-то делает переводы, а кто-то пишет контрольные и эссе на заказ. Кто-то раздает рекламные листовки или работает в том же Макдоналдсе. А кто-то проходит «трудовую практику» у родителей. Мы решили выяснить, а если опыт работы за деньги у наших учеников. Оказалось, что есть, правда, совсем небольшой. Ученик 10 класса, Патеев Сергей,  подрабатывать  начал  с 10 лет. В каникулы занимался распространением листовок, а затем и продажей газет. Деньги за работу получал маленькие, но они для него были очень важны и ценны. Ученица 7 класса, Синюгина Виктория время от времени присматривает за маленьким ребёнком по просьбе его мамы, получая за это пусть небольшие, но необходимые для неё деньги на карманные расходы.

В семейный бюджет посвящают подростков родители 47% учащихся, а 53% школьников ничего не знают о семейном бюджете. Подростка надо посвящать в семейный бюджет – так считают 70% родителей, а 25% не согласны с этим. По-видимому, родители только считают, что надо посвящать, а на практике этого не делают. 92% учителей считают, что подростка необходимо приобщать к вопросам формирования и расходования семейного бюджета. Школьникам  важно объяснить, как и почему деньги приходят в семью, как правильно откладывать часть дохода на будущие цели. Подросток должен знать, как родители получают деньги. Большинство проблем детского расточительства возникает, как правило, из-за неосведомленности, откуда реально берутся деньги. Поэтому первым признаком финансовой неграмотности подростка есть то, что он не только не знает, где и кем работают его папа и мама, но и не представляет, какова цена заработанной копейки.

По данным анкетирования родителей и учителей мы видим: большая часть респондентов считает, что подросток не должен отдавать заработанные деньги. А вот данные опроса ФОМ 2005 года показывают обратное – только 16% опрошенных так полагают, а 58%  - думают, что подросток должен отдавать часть заработка. Мы думаем, что лучше всего родителям узнать  у ребёнка, на что он хочет потратить заработанное.  Если это то, о чем он давно мечтал, то необходимо помочь приобрести его мечту. Замечательно, если подросток скажет, что хочет отдать деньги родителям, купить подарок маме или сестренке. Но если этого не произошло, заставлять не надо. Тем более нельзя забирать деньги, иначе на следующий месяц, подросток найдет причину, чтобы не пойти на работу.

Выводы таковы, что по многим вопросам мнения подростков, родителей, учителей и данные опросов ФОМ совпадают. Подавляющее большинство респондентов считают, что подростки должны иметь карманные деньги, больше половины подростков высказываются, что карманные деньги надо зарабатывать и взрослые не возражают. В свободное от учёбы время хотели бы работать примерно 50% школьников, при этом большинство взрослых респондентов не будут возражать. А в вопросах выдачи карманных денег, их суммы, обсуждения семейного бюджета есть существенные разногласия между подростками и их родителями. По такому вопросу как: «Отдавать заработанные деньги родителям или нет», родители и учителя нашей школы оказались более демократичными по сравнению с респондентами ФОМ.

 

2.4 Советы по воспитанию разумного отношения к деньгам

 

Изучив литературу и данные нашего социологического опроса,  мы решили разработать полезные советы по  использованию карманных денег в качестве фактора экономической социализации.

Родителям подростков хотелось бы порекомендовать следующее:

1)    Подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.

2)    С самого начала нужно объяснить подростку смысл выплат и договориться о том, какие расходы подростка они будут покрывать.

3)    Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.

4)    Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что подросток  уже все истратил.

5)    Подростка необходимо привлекать к обсуждению семейного бюджета.

6)    Подростку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.

7)    У подростка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.

8)    Если подросток решил работать в сводное от учёбы время, то его необходимо поддержать, помочь с выбором работы.

9)    Работа  подростка не должна мешать учёбе и быть во вред здоровью.

10) Заработанные деньги  подросток не должен обязательно отдавать родителям.

Советы подросткам, которые хотели бы работать в свободное время:

1. Определитесь, зачем Вам нужна работа (самостоятельность, зарабатывание денег, опыт трудовой деятельности, установление новых контактов, попытка профессионального самоопределения и т. д.)

2. Какая Вам нужна работа (содержание, должность, график работы, зарплата).

3.Что Вы можете предложить работодателю (охарактеризовать себя как участника рынка труда, научиться заполнять анкету, составлять резюме, уметь ясно излагать все это при встрече с работодателем)

4.Если хотите в будущем добиться успеха в профессиональной деятельности, на наш взгляд, наиболее важными являются:

·        качественное образование;

·        владение компьютером;

·        знание иностранного языка (лучше - английского);

·        здоровый образ жизни;

·        общая эрудиция, кругозор, начитанность;

·        коммуникабельность, обаяние, сообразительность;

·        внешний вид, вкус, опрятность;

·        наличие дополнительных навыков.

5. Куда обращаться в поисках работы? Для этого есть:

·  рекламные газеты и журналы;

·  кадровые агентства;

·  ярмарки вакансий;

·  центры труда и занятости населения.

Эти советы Вам помогут на первом этапе при устройстве на работу. Конечно же, все наши советы необходимо обсуждать с родителями.

 

Заключение

 

Многие исследователи подчеркивают, что способность молодых людей управ­лять своими финансами напрямую за­висит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Подростки, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют к по­искам самостоятельного заработка и по­свящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распо­ряжаются своими денежными ресурсами. Таким образом, одним из важнейших способов эконо­мической социализации подростков являются карманные деньги.

Практически везде на Западе легальный труд подростка, дающий возможность заработать карманные деньги, приветствуется. Наличие заработанных честным трудом денег напрямую влияет на самооценку подростка. Это позволяет ему трезво взвешивать свои возможности и потребности, не бояться финансовых трудностей. Самостоятельно заработанные деньги - это право на самостоятельный выбор жизненной позиции и жизненного пути.  В нашей стране отношение многих родителей к карманным деньгам и само­стоятельным заработкам подростка до сих пор остается двойственным. С одной сто­роны, многие боятся, что деньги «испор­тят» подростка. Это является отголоском до­вольно распространенного мифа о том, что деньги есть нечто грязное и недо­стойное, с чем школьнику не следует иметь дела. С другой стороны, для многих ро­дителей деньги  — важный способ правильно воспитать подростка.

Проведённый нами социологический опрос выявил, каково отношение учащихся 5-10 классов СОШ Посольства РФ в КНДР и социума к проблеме зарабатывания карманных денег. Выводы таковы, что по таким вопросам как наличие карманных денег, стремление их зарабатывать, работать в свободное от учёбы время мнения подростков, родителей, учителей и данные опросов ФОМ совпадают. А в вопросах выдачи карманных денег, их суммы, обсуждения семейного бюджета, распоряжения самостоятельным заработком есть существенные разногласия между подростками и их родителями. Поэтому для более эффективного экономического воспитания  мы решили разработать некоторые советы родителям и подросткам. Эти рекомендации позволят подросткам, имея карманные деньги, сформировать понимание своего бюджета, потребность правильно и грамотно им распоряжаться. А если подросток решить работать в свободное время, то у него будут развиваться дисциплина и творческие способности, что стимулирует становление  личности, вырабатывает чувство ответственности, инициативность, позволяет подросткам  почувствовать свою независимость от родителей. Родители своими советами могут повлиять на этот процесс, значит, заработанные карманные деньги станут эффективным методом экономического воспитания подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Абрамова М. А. Отношение молодёжи к своему материальному положению и деньгам// Гуманитарные науки в Сибири. 2009. №3. 

2. Аринина  О.А.  Анализ  изменений  ценностных  ориентаций  подростков  в  условиях  временной  занятости// Социосфера. – 2011. - №1. – C. 37-41.

3. Клименко А. В. Обществознание: учебное пособие для школьников. – М.: Дрофа, 2009. – 507 с.

4. Коршун А. Г. Актуальность экономического воспитания подростков в условиях современной системы образования // Специальное образование. 2013. №1

5.Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр/

6. Фенько А. Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии. 2000. № 2. С 94-99

7. Фонталова Н. С. Семья как фактор формирования отношения ребёнка к деньгам // Экономическая психология. 2011. № 1

8. Филинкова Е. Б. Отношение старшеклассников к деньгам и способам их зарабатывания  // Социальная психология и общество. 2010. № 1.

9. Гражданский кодекс  Российской Федерации www.consultant.ru

10. Дети и деньги: карманные расходы в разных странах от 18 декабря 2012 года. http://www. *****/press-tsentr/5671-deti-i-dengi-karmannye-rashody-v-raznyh-stranah. html

11. Детские деньги. http://refdb.ru/look/1769662-p14.html

12. Как дают деньги на карманные расходы в разных странах? http://www. *****/catalog/learn-as/146826/kak-dayut-dengi-na-karmannye-rashody-v-raznyh-stranah. html (16.01.2013)

13.Как заработать карманные деньги?http://womanadvice.ru/karmannye-dengi#ixzz3Qrq8zOhc

14.Работа для подростков, да или нет? http://maxybaby.net.ua/index.php?loc=art-teens&art=teenager-job

15. Трудовой кодекс  Российской Федерации www.consultant.ru

16. Фонд Общественного мнения «Работа в каникулы» от 18 июня 2013

года.  [Электронный  ресурс].  Режим  доступа:  http://fom.ru/Rabota-idom/10959

17.Фонд Общественного мнения «Работа и карманные деньги подростков» [Электронный  ресурс].  Режим  доступа:  http://fom.ru/Rabota-idom/10959

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Анкета

Подростки и карманные деньги

1.                       Как Вы считаете, нужны ли подростку карманные деньги?

·                          Да

·                          Нет

 

2.   Дают ли Вам  родители карманные деньги?

·                          Да

·                          Иногда

·                          Нет

 

3. Сколько бы Вы хотели иметь карманных денег в месяц?

·                          500 рублей

·                          1000 рублей

·                          1000 рублей и более

·                          Нисколько

 

4.   Сколько реально Вам дают карманных денег?

·                          500 рублей

·                          1000 рублей

·                          1000 рублей и более

·                          Нисколько

 

5.   Для чего Вам нужны карманные деньги?

·                          На транспорт

·                          На развлечения и досуг

·                          На сладости

·                          На косметику

·                          На еду

·                          Для накопления

·                          Другое

 

6.  На что Вы, в первую очередь, потратите карманные деньги?

·                          На книгу

·                          На компьютерные диски, игрушки

·                          На сладости

·                          Другое

 

7. Как Вы считаете, должен ли подросток сам зарабатывать    деньги?

·                                          Да

·                                          Нет

·                                          Не знаю

 

8. Подросток не должен сам зарабатывать деньги – для этого есть родители.

·                                          Да

·                                          Нет

·                                          Не знаю

 

9. Как Вы думаете, если бы Вы решили работать в свободное от учёбы время, то Ваши родители возражали бы Вам?

·                                          Да

·                                          Нет

·                                          Не знаю

 

10. Вы бы хотели работать в свободное от учёбы время?

·                                          Да

·                                          Нет

·                                          Не знаю

 

11.  Вы бы хотели работать в летние каникулы?

·                                          Да

·                                          Нет

·                                          Не знаю

 

12. Как Вы думаете, в нашей стране достаточно возможностей, чтобы подросток работал в свободное время для заработка?

·                                          Да

·                                          Нет

·                                          Не знаю

 

13.  Если говорить в целом, это хорошо или плохо, что подростки в свободное время работают для заработка?

·                                          Да

·                                          Нет

·                                          Не знаю

 

14.  Как Вы считаете, где Вы могли бы работать в свободное время?

15. Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки?

·                                          Да

·                                          Нет

·                                          Не знаю

 

16. Посвящают ли Вас родители в семейный бюджет?

·                                          Да

·                                          Нет

·                                          Не знаю

 

17. Могут ли Вас деньги сделать счастливым?

·                                          Да

·                                          Нет

·                                          Не знаю

 

18. Если у Вас есть какие-то собственные взгляды на проблему «Подросток и карманные деньги» можете изложить их в свободной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подростки и карманные деньги

 

1. ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО У ПОДРОСТКОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ  КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ, КОТОРЫМИ ОНИ МОГУТ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ПО СОБСТВЕННОМУ УСМОТРЕНИЮ, ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В ИДЕАЛЕ У ПОДРОСТКОВ ВООБЩЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДЕНЕГ. С КАКИМ МНЕНИЕМ – С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ – ВЫ СОГЛАСНЫ?

А) с первым

Б) со вторым

2. ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО У ПОДРОСТКОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ  КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ, КОТОРЫМИ ОНИ МОГУТ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ПО СОБСТВЕННОМУ УСМОТРЕНИЮ (ВОЗМОЖНО НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ)

А) деньги нужны подросткам на их собственные потребности и интересы (на транспорт, развлечения, лакомства и др.);

Б) подростки должны уметь обращаться с деньгами;

В) отсутствие денег будет толкать подростков на правонарушения, преступления;

Г) собственные деньги приучают к самостоятельности, независимости, способствуют взрослению подростков;

Д) деньги нужны всем, это жизненная необходимость;

Е) деньги дают подросткам уверенность в себе, чувство собственного достоинства, отсутствие денег унижает их;

Ж) деньги нужно предоставлять в небольших количествах, под контролем родителей;

З) у подростков должны быть деньги, заработанные собственным трудом;

И) подростки уже не маленькие, имеют право распоряжаться деньгами;

К) это проблема воспитания ребёнка, доверия к нему;

Л) другое;

М) затрудняюсь ответить, нет ответа.

3.  ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В ИДЕАЛЕ У ПОДРОСТКОВ ВООБЩЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДЕНЕГ? (отвечают только полагающие, что у подростков не должно быть денег)

А) собственные деньги будут подталкивать подростков к употреблению сигарет, спиртного, наркотиков;

Б) подростки не умеют распоряжаться деньгами, им рано иметь деньги;

В) деньги портят, развращают подростков;

Г) деньги подросткам не нужны, всё, что нужно, купят родители;

Д) у подростков должны быть заработанные деньги;

Е) это баловство, роскошь;

Ж) вопрос о деньгах для подростков должны решать родители;

З) если и предоставлять подросткам деньги, то минимальную сумму;

И) другое;

К) нет ответа, затрудняюсь ответить.

4. ВЫ ДАЁТЕ (ДАВАЛИ, БУДЕТЕ ДАВАТЬ) ПОДРОСТКУ ДЕНЬГИ НА КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ?

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

5. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КАКУЮ СУММУ ДЕНЕГ В МЕСЯЦ МОЖНО ПОЗВОЛИТЬ ПОДРОСТКУ ИМЕТЬ В СВОЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ?

А) деньги подростку не нужны

Б) до 500 руб

В) 501-1000 руб

г) 1000 руб и более

6. ОБСУЖДАЕТЕ (ОБСУЖДАЛИ, БУДЕТЕ ОБСУЖДАТЬ)  ЛИ ВЫ ТО, КАК РАСПОРЯДИЛСЯ ДЕНЬГАМИ  ПОДРОСТОК?

А) Да

Б) Нет

7. НАДО ЛИ ПОДРОСТКА ПОСВЯЩАТЬ В СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ?

А) Да

Б) Нет

8. ЕСЛИ БЫ ВАШ РЕБЕНОК-ПОДРОСТОК РЕШИЛ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ПОРАБОТАТЬ ДЛЯ ЗАРАБОТКА, ВЫ БЫ ВОЗРАЖАЛИ ИЛИ НЕ ВОЗРАЖАЛИ?

А) возражал (а) бы

Б) не возражал (а) бы

Б) затрудняюсь ответить

9. КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, СЕГОДНЯ МНОГО, ИЛИ МАЛО ПОДРОСТКОВ СТРЕМЯТСЯВ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ПОРАБОТАТЬ, ДЛЯ ЗАРАБОТКА?

А) много

Б) мало

Б) затрудняюсь ответить

10.  КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, СЕГОДНЯ ВНАШЕЙ СТРАНЕ У ПОДРОСТКОВ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ПОРАБОТАТЬ ДЛЯ ЗАРАБОТКА?

А) достаточно

Б) недостаточно

Б) затрудняюсь ответить

11.  ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО, ЕСЛИ ПОДРОСТКИ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ РАБОТАЮТ ДЛЯ ЗАРАБОТКА?

А) плохо

Б) хорошо

Б) затрудняюсь ответить

12.  КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОДРОСТКИ ДОЛЖНЫ ИЛИ НЕ ДОЛЖНЫ ОТДАВАТЬ ЗАРАБОТАННЫЕ ДЕНЬГИ РОДИТЕЛЯМ? И ЕСЛИ ДОЛЖНЫ, ТО ВСЮ ЗАРАБОТАННУЮ СУММУ ИЛИ ЕЁ ЧАСТЬ?

А) Не должны отдавать заработанные деньги

Б) Должны отдавать всю сумму

В) Должны отдавать часть суммы

13.  БЫЛИ ЛИ У  ВАС КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ, КОГДА ВЫ БЫЛИ ПОДРОСТКОМ?

А) да

Б) нет

14.  ЗАРАБАТЫВАЛИ  ЛИ ВЫ САМИ ДЕНЬГИ ИЛИ ВАМ ДАВАЛИ ДЕНЬГИ ВАШИ РОДИТЕЛИ?

А) зарабатывал (а) сам (а)

Б) деньги давали родители

15.  НА ЧТО ВЫ ТРАТИЛИ  КАРМАННЫЕ  ДЕНЬГИ?

16. А КОГДА,  В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЛИЧНО ВЫ ВПЕРВЫЕ ЗАРАБОТАЛИ ДЕНЬГИ?

А) до 10 лет

Б) 10-11 лет

В) 12-13 лет

Г) 14 лет

Д) 15 лет

Е) 16 лет

Ж) 17 лет

З) 18 лет

И) 19 лет и старше

 

17. ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ КАКИЕ-ТО  СОБСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ «ПОДРОСТОК И КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ» МОЖЕТЕ  ИЗЛОЖИТЬ ИХ  В СВОБОДНОЙ ФОРМЕ.

 


 

Приложение 3.

 

Данные опросов взглядов несовершеннолетних и социума на проблему самостоятельного заработка подростками (Таблица).

 

 

Учащиеся 5-10 кл.

Родители

Учителя

Данные опроса ФОМ 2005 г.

Данные опроса ФОМ 2013 г.

Нужны ли подростку карманные деньги?

87%

92%

92%

65%

 

Дают ли Вам родители карманные деньги?

27% - регулярно, 67% - иногда 

72% -регулярно, 28% - иногда

 

 

 

Какую сумму карманных денег в месяц Вы получаете?

500 руб. - 73%

1000 руб. - 6%

500 руб. -48%,

1000 руб.- 40%

500 руб. - 75%

 

 

Должен ли подросток сам зарабатывать карманные деньги?

Да - 60%

 

 

 

 

Как Вы думаете, если бы Вы решили работать в свободное от учёбы время, то Ваши родители возражали бы Вам?

Не возражали -67%

Не возражают88%

Не возражают - 92%

Не возражают - 81%

Не возражают 76%

Вы бы хотели работать в свободное от учёбы время?

Да- 40%

 

 

 

 

Как Вам кажется сегодня много или мало подростков стремятся работать?

 

Много - 20%,

мало – 35%

Много - 25%,

мало – 50%

Много - 33%,

мало – 55%

Много - 40%,

мало – 48%

Вы бы хотели работать в летние каникулы?

Да – 53%

 

 

 

 

Как Вы думаете,                                          в нашей стране достаточно возможностей, чтобы подросток работал в свободное время для заработка?

Да – 60%

Нет -

Да -33%

Да - 42%

Да – 33%

Да -37 %

Если говорить в целом, это хорошо или плохо, что подростки в свободное время работают для заработка?

Хорошо – 87%

Хорошо – 79%

Хорошо – 92%

Хорошо – 94%

Хорошо – 80%

Посвящают ли Вас родители в семейный бюджет?

Да – 47%,

нет – 53%

Да – 70%

Нет-25%

Должны 92%

 

 

Для чего Вам нужны карманные деньги?

Для накопления 53%

 

 

 

 

Как Вы считаете, подростки должны отдавать заработанные деньги родителям?

 

Не должны -75%

Не должны 82%

Не должны 16%,

отдавать часть суммы - 58%

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Средняя общеобразовательная школа при

Средняя общеобразовательная школа при

Содержание: Введение . 3-5

Содержание: Введение . 3-5

Введение «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство»

Введение «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство»

При этом в психологии мало изучена оплачиваемая трудовая деятельность как одна из важнейших сфер экономической социализации

При этом в психологии мало изучена оплачиваемая трудовая деятельность как одна из важнейших сфер экономической социализации

Определить роль карманных денег в социализации подростков

Определить роль карманных денег в социализации подростков

Глава 1. Современные подростки и карманные деньги 1

Глава 1. Современные подростки и карманные деньги 1

Сторонники подростковых денег обосновывают свое решение тем, что если подросток никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти…

Сторонники подростковых денег обосновывают свое решение тем, что если подросток никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти…

Наличие карманных денег у школьника влияет на формирование различных качеств личности, таких как самостоятельность, независимость, ответственность, чувство собственного достоинства, кроме этого развивается умение планировать свою…

Наличие карманных денег у школьника влияет на формирование различных качеств личности, таких как самостоятельность, независимость, ответственность, чувство собственного достоинства, кроме этого развивается умение планировать свою…

За невыплату родителям угрожает штраф

За невыплату родителям угрожает штраф

Шнигер, глава Taylor Nelson Sofres (TNS) – крупной маркетинговой компании

Шнигер, глава Taylor Nelson Sofres (TNS) – крупной маркетинговой компании

Наиболее востребованы у нас профессии курьера, промоутера, официанта в ресторанах быстрого питания и занятость в сетевом маркетинге

Наиболее востребованы у нас профессии курьера, промоутера, официанта в ресторанах быстрого питания и занятость в сетевом маркетинге

Глава 2. Отношение разных категорий людей к проблеме зарабатывания денег несовершеннолетними 2

Глава 2. Отношение разных категорий людей к проблеме зарабатывания денег несовершеннолетними 2

Для чего подросткам нашей школы нужны деньги?

Для чего подросткам нашей школы нужны деньги?

На вопрос «Как Вы думаете, в нашей стране достаточно возможностей, чтобы подросток работал в свободное время для заработка?» - «да» - ответили 9 учащихся (60%),…

На вопрос «Как Вы думаете, в нашей стране достаточно возможностей, чтобы подросток работал в свободное время для заработка?» - «да» - ответили 9 учащихся (60%),…

Как формируется и расходуется семейный бюджет, не знает больше половины подростков

Как формируется и расходуется семейный бюджет, не знает больше половины подростков

Родители, полагающие, что у подростков не должно быть денег выделяют следующие аргументы: 1

Родители, полагающие, что у подростков не должно быть денег выделяют следующие аргументы: 1

У 19 родителей (79%) были карманные деньги, когда они были подростками

У 19 родителей (79%) были карманные деньги, когда они были подростками

Большинство родителей дают своим детям карманные деньги, а около трети – делают это иногда

Большинство родителей дают своим детям карманные деньги, а около трети – делают это иногда

Нас также заинтересовало мнение учителей нашей школы по проблеме зарабатывания карманных денег подростками

Нас также заинтересовало мнение учителей нашей школы по проблеме зарабатывания карманных денег подростками

В ответах на вопрос: «должен ли ребёнок отдавать заработанные деньги»: 9 респондентов (82%) полагают, что не должен, 2 человека (12%) – должен отдавать часть заработка…

В ответах на вопрос: «должен ли ребёнок отдавать заработанные деньги»: 9 респондентов (82%) полагают, что не должен, 2 человека (12%) – должен отдавать часть заработка…

Минус в этой ситуации один - как найти работу несовершеннолетнему

Минус в этой ситуации один - как найти работу несовершеннолетнему

Эти данные совпадают с данными

Эти данные совпадают с данными

Ученица 7 класса, Синюгина Виктория время от времени присматривает за маленьким ребёнком по просьбе его мамы, получая за это пусть небольшие, но необходимые для неё…

Ученица 7 класса, Синюгина Виктория время от времени присматривает за маленьким ребёнком по просьбе его мамы, получая за это пусть небольшие, но необходимые для неё…

В свободное от учёбы время хотели бы работать примерно 50% школьников, при этом большинство взрослых респондентов не будут возражать

В свободное от учёбы время хотели бы работать примерно 50% школьников, при этом большинство взрослых респондентов не будут возражать

Работа подростка не должна мешать учёбе и быть во вред здоровью

Работа подростка не должна мешать учёбе и быть во вред здоровью

Заключение Многие исследователи подчеркивают, что способность молодых людей управ­лять своими финансами напрямую за­висит от того, имели ли они подобный опыт в детстве

Заключение Многие исследователи подчеркивают, что способность молодых людей управ­лять своими финансами напрямую за­висит от того, имели ли они подобный опыт в детстве

Поэтому для более эффективного экономического воспитания мы решили разработать некоторые советы родителям и подросткам

Поэтому для более эффективного экономического воспитания мы решили разработать некоторые советы родителям и подросткам

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

Работа для подростков, да или нет? http://maxybaby

Работа для подростков, да или нет? http://maxybaby

Приложения Приложение 1 Анкета

Приложения Приложение 1 Анкета

На косметику ·

На косметику ·

Вы бы хотели работать в свободное от учёбы время? ·

Вы бы хотели работать в свободное от учёбы время? ·

Посвящают ли Вас родители в семейный бюджет? ·

Посвящают ли Вас родители в семейный бюджет? ·

Приложение 2. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Приложение 2. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

И) подростки уже не маленькие, имеют право распоряжаться деньгами;

И) подростки уже не маленькие, имеют право распоряжаться деньгами;

ОБСУЖДАЕТЕ (ОБСУЖДАЛИ, БУДЕТЕ ОБСУЖДАТЬ)

ОБСУЖДАЕТЕ (ОБСУЖДАЛИ, БУДЕТЕ ОБСУЖДАТЬ)

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОДРОСТКИ ДОЛЖНЫ

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОДРОСТКИ ДОЛЖНЫ

Приложение 3. Данные опросов взглядов несовершеннолетних и социума на проблему самостоятельного заработка подростками (Таблица)

Приложение 3. Данные опросов взглядов несовершеннолетних и социума на проблему самостоятельного заработка подростками (Таблица)

Да - 60%

Да - 60%

Если говорить в целом, это хорошо или плохо, что подростки в свободное время работают для заработка?

Если говорить в целом, это хорошо или плохо, что подростки в свободное время работают для заработка?
Скачать файл