Общешкольное родительское собрание 16.03.17 г.
(1 слайд) Подростковый возраст. Почему этот возраст трудный?
(2 слайд) Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Подростковый возраст довольно сложен как для детей, так и для взрослых. В возрасте 12-17 лет в организме ребенка идет активная перестройка. Ребенок входит в стадию гормональных, физиологических, психологических и социальных изменений.
Чаще всего трудности связывают с половым созреванием. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков могут возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела. Следствием переживаний по этому поводу может быть заниженная самооценка.
Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся конфликт.
Все это требует от взрослых пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.
Основные проблемы возраста.
(3 слайд) 1. Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе место лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-либо деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений. Поэтому в первую очередь взрослым полезно максимально конкретно проанализировать и «отработать» именно версию «общение со сверстниками»: какие отношения со сверстниками были у ребенка раньше, что изменилось, удовлетворяют ли его эти отношения, на какую роль он претендует в коллективе сверстников и т.д.
(4 слайд) 2. Подросток и взрослые. Первый источник этой проблемы – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях.
Родители перестают видеть своих детей, а учителя своих учеников; место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, из разговоров взрослых между собой, но только не из реального и живого видения ребенка.
Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» и т.п. – и совершенно не замечают ростки позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие в подростке способности к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые в лучшем случае сами готовы оказать сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Понятно, почему это происходит, - для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных». Получается, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять.
(5 слайд) 3. Подросток-школьник. При всей важности общения все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он – школьник. Главное общественное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.
Снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, может быть порождено самыми разными причинами.
Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах является отсутствие адекватной мотивации учения, т.е. нежелание учиться.
Однако создание адекватной мотивации учения у подростков, и в особенности тогда, когда подросток уже потерял интерес к учебе, - очень сложное дело, требующее тонкого индивидуального подхода к каждому подростку.
(6 слайд) 4. Самопознание, самореализация, самораскрытие. Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так ли иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но вот что примечательно. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Это результат усвоения подростком тех представлений и оценок, которые имеют на его счет окружающие взрослые, прежде всего учителя и родители. Исследования показали, что они почти не видят положительных черт, достоинств подростка, прекрасно разбираясь в его недостатках. Очень важно научить подростка не только видеть свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности, характера.
(7 слайд) Чаще всего попытка родителей говорить с ребенком-подростком заканчивается руганью. Общение родителей с подростками зачастую основывается на нравоучениях и наставлениях. Однако это не является верным решением данной проблемы.
С подростком можно найти общий язык! Главное — необходимо запастись терпением! Предлагаю несколько рекомендаций, которые помогут вам и вашему ребенку:
(8 слайд) 1. Стань для него верным другом.
Для того, чтобы ребенок «слышал» родителя, признавал его авторитет, нужен определенный уровень близости. Это значит — быть рядом, даже когда это нелегко и неудобно, когда вы загружены работой, когда усталость одолевает вас.
2. Умейте слушать.
Это означает слушать и понимать, не осуждая. Если ребенок спорит или даже грубит — не перебивать. Постарайтесь уловить суть проблемы. Часто это крик о помощи.
3. Не ленитесь объяснять.
Всегда объясняйте причины ваших требований. Скажите, что вы хотите видеть его к определенному времени, поскольку после этого на улице небезопасно. Подросток должен видеть в вашей просьбе заботу, а не сухое требование.
4. Будьте готовы встать на защиту подростка.
При всей кажущейся взрослости, подростки — самые уязвимые существа на свете. Они нуждаются в защите, кто же еще встанет на их сторону, если не родители? Дайте ребенку понять, что вы с ним, что вступитесь, поможете советом и никогда не осудите. Подростку важно знать, что он не один в этом мире.
(9 слайд) 5. Будьте в курсе.
Знать, какую музыку слушает ваш ребенок, как зовут его друзей (и их родителей), быть в курсе его школьных дел — задачи максимум для хороших родителей. Это необходимо, чтобы иметь точки соприкосновения в общении. Он обязательно оценит ваше внимание.
6. Имейте с ребенком общие интересы.
Наличие общих интересов означает, что вы понимаете друг друга лучше. Вы вместе учитесь и делитесь опытом. Поверьте, ваш подросток хочет иметь какую-то связь с вами, кроме споров насчет помощи по дому или мытью посуды.
7. Продолжайте говорить, даже если он не будет слушать.
Это кажется нелепым, но подростки всегда прислушиваются к родителям. Даже когда кричите, они прекрасно слышат и понимают вас. Скажите своему ребенку, что вы думаете о курении, сквернословии. Информация обязательно пройдет через него, даже если он не делает вид, что не слышит вас.
8. Воспитывайте в подростке ответственность и целеустремленность.
Это ваша великая задача — как подготовить подростка к жизни. Объясните, что, если он хочет определенного образа жизни, нужно приложить определенные усилия для его достижения. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо идти только вперед и не останавливаться. В конечном итоге он будет вам благодарен.
(10 слайд) Надеюсь, эти советы помогут, однако не стоит забывать, насколько ваша собственная жизнь будет идеальна, настолько идеально будет воспитание. Как ни банально это звучит, наши дети — продолжение нас самих!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.