Тип урока: Открытие нового знания
Название УМК «Перспектива»
Педагогические цели урока:
- создание условий для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;
- раскрытие жертвенной, бескорыстной стороны подвига;
- формирование потребности быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Планируемые результаты:
Личностные
• формирование основ российской гражданской идентичнос¬ти, чувства гордости за свою Родину;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регуляторов морального по¬ведения;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстни¬ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение соотносить поступки героев с нравственными нормами.
• эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций, понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание."Подвиг". Урок ОРКСЭ. Модуль православная культура.
Разработка конспекта урока ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
по теме «ПОДВИГ»
Предмет: ОДНКНР и ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»
Тема урока: « Подвиг»
Участники: учащиеся 4б класса.Тип урока: Открытие нового знания
Название УМК «Перспектива»
Педагогические цели урока:
создание условий для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;
раскрытие жертвенной, бескорыстной стороны подвига;
формирование потребности быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Планируемые результаты:
Личностные
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение
соотносить поступки героев с нравственными нормами.
эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций, понимание эмоции других людей, сочувствие,
сопереживание.Предметные результаты
создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;
показать жертвенную, бескорыстную сторону подвига, чтобы появилось желание
быть внимательным к людям, преодолевать эгоизм.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её
осуществления;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых
высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий
и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский языкОбразовательные ресурсы и оборудование:
Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс.
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2014.
Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические
рекомендации для учителей. «Новое время», 2014.
Комарова Т. В. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь: 4 класс. Ч. 2 / Т.В. Комарова. – М.: Издво
ПСТГУ, 2014. – 79 с.
Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева.
Музыкальная аппаратура, телеаппаратура, интерактивная доска, компьютер, мультимедийное оборудование.
Интернетресурсы:
http://www.wisdomcode.info/
www.stihi.ruor/iruss
http://www.pravoslavie.ru/Технологическая карта урока
Деятельность
Деятельность
учащегося
учителя
Этап урока
ОНЗ
УУД,
формирующи
еся
на данном
этапе
I. Мотивация
Личностные:
Наш урок мне хочется
слушание
начать со стихотворения.
Есть люди, что правду в
страданьях несут,
самоопределе
ние к
деятельности
Они за неё умирают и
внутренняя
верят.
к учебной
деятельности
Создать
условия для
возникновен
ия у ученика
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность
(«хочу»).
чтение
стихотворения
про себя
определение
главного слова
позиция
школьника
учебно
познавательна
я мотивация
Коммуникати
вные:
планирование
учебного
сотрудничеств
а с учителем и
со
Подвижники света, что
гордо идут
С мечом, побеждая
лютого зверя.
Люди такие куются как
сталь,
Им небо даёт высшие
силы,
Их души одна
бесконечная даль,
И так же они бесконечно
6сверстниками;
красивы.
умение с
А мы как всегда, в делах
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли;
владение
монологическ
ой и
диалогической
формами речи.
и быту,
Забыли про душу, её
красоту,
Забыли, что значит
отвага.
Что подвиг бессмертен,
Подвиг
что подвиг высок.
Что подвиг в крови, что
подвиг в сердцах,
Что подвиг нам крылья
даёт для полёта
Что подвиг семья,
доброта и забота.
Что подвиг здоровье,
быть нужным родным
Что подвиг в себе
сохранить человечность.
(Ирина Никитюк)
Какое слово часто
повторяется в этом
стихотворении?
7Познавательн
ые:
Вспомните, какие
события, примеры из
II.
Актуализаци
я знаний и
фиксация
затруднения
в пробном
учебном
действии.
Подготовить
мышление
учащихся и
организовать
осознание ими
внутренних
потребностей
к построению
нового
способа
действий.
общеучебные:
умение
структурирова
ть знания,
контроль и
оценка
процесса и
результатов
деятельности;
логические:
анализ, синтез,
выбор
оснований для
сравнения.
Регулятивные
:
контроль,
коррекция;
прогнозирован
ие (при
анализе
пробного
действия
перед его
жизни вы связываете со
словом «подвиг».
Назовите имена
защитников Отечества,
которые причислены к
лику святых.
Почему мы чтим подвиг
защитников нашей
построение
грамотных
устных ответов
Подвиги
совершают
люди, защищая
своё Отечество,
трудовые
подвиги.
Илья Муромец,
Родины в годы Великой
Отечественной войны?
одержав
победы во
многих
поединках, стал
монахом.
Князь
Александр
Невский –
великий воин в
православном
мире считается
святым.
А в мирное время, люди
подвиги?
совершают
Приведите примеры из
Адмирал Фёдор
Ушаков, провёл
литературных
произведений, из жизни,
десятки
морских
комуто ответ подскажут
сражений и ни
8выполнением).
строки стихотворения.
Верно, гласит народная
разу не
проиграл.
мудрость: « Жизнь
человеческая
исчисляется не днями и
годами, а добрыми
делами, полезными
трудами». А ёщё и
подвигами, которые
бывают разными:
воинский подвиг,
трудовой подвиг, подвиг
ежедневного труда,
подвиг жизни.
Все люди нашей
страны
поднялись на
защиту родной
земли и
совершали
неисчислимое
количество
воинских и
трудовых
подвигов.
Высказывания
обучающихся о
том, что в
мирное время
тоже можно
совершить
подвиг.
III.
Выявление
места и
причины
затруднения
Познавательн
ые:
А каком подвиге шла
речь в начале
На примере
стихотворения
умение
структурирова
ть знания;
стихотворения?
Люди совершают и
духовные подвиги
(Стояние за веру,
увидеть, что
подвиг может
быть и
духовным.
9Поставить
цель учебной
постановка и
формулирован
молитвенный подвиг,
подвиг благочестия)
деятельности
и на этой
основе
выбрать
способ и
средства её
реализации
Ради кого человека
может совершать
подвиг?
В каком направлении
движется душа человека,
совершающего подвиг?
Можем мы ответить на
эти вопросы?
Значит, какую цель мы
поставим перед собой?
И, тема нашего урока
«Подвиг».
Сегодня мы расширим
наши представления об
этом понятии и
приобретём, надеюсь,
пользу для своей души.
ие проблемы;
умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание.
Личностные:
действие
смыслообразо
вания,
ориентировани
е в
нравственном
содержании
информации,
умение
самостоятельн
о делать
выводы,
соотносить
понятия с
нравственным
и нормами.
Испытывают
затруднения.
Формулируют
цель:
«Узнать, ради
кого человек
совершает
подвиги.
Что движет им
во время
совершения
подвига».
Определяют
тему:
«Подвиг».
10IV.
Построение
проекта
выхода из
затруднения
Построить
новый способ
действия и
сформировать
умение
применять его
как при
решении
Регулятивные
:
целеполагание
как
постановка
учебной
задачи,
планирование,
прогнозирован
ие.
Познавательн
ые:
Чтобы ответить на
вопросы, которые мы
поставили перед собой,
предлагаю работать по
следующему плану:
1. Поработать в группах
со справочным
материалом и выяснить
значение слова
«Подвиг», подобрать к
нему ряд однокоренных
слов, выяснить значение
неизвестных слов.
2. Обратиться к
общеучебные:
материалу учебника,
Учащиеся, с
помощью
учителя
формулируют
шаги, которые
необходимо
сделать для
реализации
поставленной
цели.
Сверить его с
тем, какое
определение
даётся в
11задачи,
которая
знаково
символически
проанализировать
дополнительный
вызвала
затруднение,
е –
моделировани
материал и выяснить,
ради кого человек
толковом
словаре, в
научных
текстах.
так и при
решении
задания
такого же
типа.
V.
Реализация
построенно
го проекта
1)
Организовать
реализацию
построенного
проекта в
соответствии
с планом.
2)
Организоват
е;
совершает подвиг.
выбор
3. Составить таблицу с
наиболее
эффективных
примерами поступков и
дел на основе
способов
решение задач
в зависимости
от конкретных
условий.
Коммуникати
вные:
планирование
учебного
сотрудничеств
а со
сверстниками,
инициативное
сотрудничеств
о в поиске и
сборе
информации;
управление
поведением
полученной информации.
Приступаем к
реализации
построенного проекта.
Первая группа
работает со словарями и
выясняет значение
слова «Подвиг».
Вторая группа
подбирает ряд
однокоренных слов к
слову подвиг и ряд
синонимов к этому
слову.
1 группа.
Подвиг – это
героический
поступок.
Подвиг это
когда чувство
любви к
Родине, семье и
просто дорогим
людям,
заглушает в
тебе чувство
страха, боли и
мысли о смерти
и толкает тебя
12ь фиксацию
нового
способа
действия в
речи.
3)
Организоват
ь фиксацию
преодоления
затруднения.
4)
Организоват
ь уточнение
общего
характера
нового
знания
(возможност
ь
применения
нового
способа
действий для
решения
всех заданий
данного
типа).
партнера;
умение
объясните
Третья группа
слово
на смелые
поступки, при
выражать свои
мысли.
«подвижник»,
подвижничество»
«
этом не
задумываясь о
Познавательн
ые:
Давайте, найдём
нужную нам
общеучебные:
поиск и
выделение
необходимой
информации,
применение
методов
информационн
ого поиска;
смысловое
чтение и
выбор чтения
в зависимости
от цели;
умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание;
знаково
информацию в словарях
и выведем определение
понятий «ПОДВИГ»,
«ПОДВИЖНИК»
«ПОДВИЖНИЧЕСТВО
»
Это слово мы слышим
часто, но не понимаем
смысл.
После работы с
информацией, каждая
группа представляет
свою работу.
Итак, подведём итоги
вашей
исследовательской
работы.
ПОДВИГ – это
беззаветный,
бескорыстный,
последствиях,
которые могут
случиться с
тобой.
Подвиг это,
когда человек,
жертвуя своей
жизнью, спасает
других.
Подвиг – это
героический
поступок
человека.
Совершая
подвиг, человек
проявляет
смелость,
самоотверженн
ость. Иногда
любовь.
Подвиг – это
готовность
пожертвовать
собой ради
13символическо
е –
самоотверженный
героический поступок,
моделировани
е
вызванный какимл.
чувством;
логические:
построение
логической
цепи
самоотверженный,
тяжёлый труд; важное
дело, начинание, усилия,
совершаемые человеком
рассуждений,
анализ, синтез.
ради приближения к
Богу (утверждение веры,
близкого
человека,
родины.
•словарь
Ожегова,
•словарь
Ушакова,
•словарь
Кузнецова,
УУД
постановки и
решения
проблем:
самостоятельн
ое создание
способов
решения
проблем
поискового
характера,
Регулятивные
УУД :
обеты, посты, молитвы,
отказ от жизненных благ,
подавление страстей и
т.п.), движение от своих
•Словарь
Православной
церковной
культуры"
слабостей: страха,
жадности, эгоизма,
корысти;
принесение жертвы ради
другого человека, ради
Родины, во имя идеи,
религии.
Удивительное русское
слово – «подвиг». Корень
у него тот же, что и у
слова «движение». Мы
говорим о подвиге не
тогда, когда человек
Г.Н.
Скляревской
Выявление
общего в
толкованиях
слов
2 группа
Подбор
однокоренных
слов и
синонимов к
слову
14умение
работать
по
предложенном
перемещается в
пространстве, двигается
по карьерной лестнице.
Про таких людей мы не
у
учителем
плану.
Личностные:
действие
смыслообразо
вания, умение
самостоятельн
о делать
выводы,
соотносить
скажем, что они
подвижники. Мы
называем этим словом
людей, которые в жизни
своей двигаются
навстречу подлинной
цели, навстречу Богу.
Послушаем
представителей 3
группы
Выясним, кто такой
подвижник.
Подвижник избирает
самое главное и самое
святое в своей жизни, и
все остальное соотносит
с этой своей святыней.
Его жизнь становится
цельной: все ради
главного.
Приведите примеры
подвижников
«подвиг»:
1. Движение,
двигаться.
2.Поступок,
деяние, шаг,
действие;
заслуга,
работа.
3 группа
ПОДВИЖНИК,
1. Тот, кто
изнуряет себя
лишениями,
постом,
молитвами во
имя служения
Богу.
2. Тот, кто
самоотверженн
о трудится,
борется за
достижение
высоких целей
15понятия с
нравственным
и нормами.
на какомлибо
тяжёлом
поприще.
Значит, подвиг – это
какоето движение.
Но что подразумевает
это движение?
Для реализации
второго пункта плана
Чтение
обратимся к учебнику и
выясним, ради кого
материала
учебника Урок
совершает подвиг
человек.
№19 с.6263
В духовном плане,
подвиг это движение от
чего? Найдите ответ в
тексте.
Как вы поняли, какое
это должно быть
движение? Прочитайте.
Действительно, когда
человек ведёт работу в
своей душе, укрепляет
силу воли, жертвуя чем
то ради другого
человека. Это движение
Подвиг это
движение.
Это движение
от своих
недостатков,
пороков,
умение видеть
их и стараться
исправить.
Бескорыстное,
16в сторону от эгоизма, от
привычки считать свои
жертвенное,
без сожаления
интересы выше
интересов других
людей.
Поработайте в группах
и
принуждения.
Это то, что
требует
с дополнительным
материалом и выясните,
напряжения и
воли,
ради кого совершает
подвиг ваш геройили
должен совершить.
1 группа знакомится с
информацией из
рубрики учебника «Это
интересно».
2 группа читает в
учебнике рассказ о
подвижнике Акакии.
3 группа прочитает
текст о современном
подвижнике
Тексты даны в
приложении
преодоление
эгоизма.
Жертва
человека по
имя любви к
Богу.
Чтение текстов
по группам,
сообщение от
каждой группы
главной мысли
текста и вывод,
17ради кого
совершался тот
или иной
подвиг.
Учащиеся
Опираясь на
приобретённые на уроке
знания , заполните
комментируют
и записывают в
таблицу с примерами
поступков и дел,
которые считаются
подвигом и человек
может совершить ради
себя, ради другого
человека, ради Бога.
Таблица
таблицу
примеры
поступков и
дел, используя
информацию
учебника и
прочитанного
дополнительног
о материала.
Подвиг
ради
себя
Подвиг ради
другого
человека
18
VI .
Первичное
закрепление
во внешней
речи
Организовать
усвоение
детьми нового
способа
действий при
решении
данного
класса задач с
их
проговариван
ием
во
внешней
речи:
фронтально;
в парах или
группах.
Коммуникати
вные:
управление
поведением
партнера;
умение
выражать свои
мысли.
Познавательн
ые:
общеучебные:
поиск и
выделение
необходимой
информации.
Регулятивные
УУД :
умение
работать
по
предложенному
учителем
плану.
Личностные:
действие
смыслообразо
вания,
ориентировани
е в
нравственном
содержании
прочитанного,
осознание
сущности
поведения
героев, умение
самостоятельн
о делать
выводы,
соотносить
поступки
героев с
нравственным
и нормами.
19VII.
Самостоятел
ьная работа с
самопроверк
ой по эталону
1)
Организоват
ь
самостоятел
ьное
выполнение
учащимися
типовых
заданий на
новый
способ
действия.
2)
Организоват
ь
соотнесение
работы с
эталоном
для
самопровер
ки
3)
Самостоятельная
работа
Ученики
выполняют
самостоятельную
работу и сверяют
с образцом,
аргументируют
свой выбор.
Регулятивные
: контроль в
форме
сличения
способа
действия и его
результата с
заданным
эталоном;
коррекция;
оценка –
оценивание
качества и
уровня
усвоения;
коррекция.
Поработайте
самостоятельно и
ответьте на вопросы:
1.Когда можно
совершить настоящий
подвиг?
1. Один раз в жизни
2. Только в войну
3. В любой день
2. Подвиг совершается
когда:
1. Люди, помогая кому
то, ищут себе славы.
2.Человек делает чтото
важное для остальных,
надеясь, что его оценят.
Познавательн
ые:
общеучебные:
умение
осознанно и
произвольно
строить
письменное
речевое
3. Человек жертвует
собой ради других в
военное или мирное
время и не рассчитывает
получить награду за свою
жертвенность.
3.Отметь правильные
утверждения.
1. Жертвовать чемто
надо только ради
20высказывание;
близких и родных.
2. Жертвенность – это
проявление любви.
3. Подвиг ради себя
укрепляет силу воли.
4. Подвиг обязательно
должен вознаграждаться
признанием и
благодарностью.
5. Отказ от своих грехов
является подвигом,
который человек
совершает ради себя.
поиск и
выделение
необходимой
информации;
знаково
символически
е –
моделировани
е
Познавательн
ые:
УУД
постановки и
решения
проблем:
самостоятельн
ое создание
способов
решения
проблем
поискового
характера,
Организоват
ь
вербальное
сопоставлен
ие работы с
эталоном
для
самопровер
ки (в случае,
когда способ
действия
состоит из
нескольких
шагов –
организация
пошаговой
проверки).
4) По
результатам
выполнения
самостоятел
ьной работы
организоват
ь
рефлексию
деятельност
и по
21применению
нового
способа
действия.
VIII.
Включение в
систему
знаний и
повторение
1)
Организоват
ь выявление
типов
заданий, где
используетс
я новый
способ
действия.
2)
Организоват
ь повторение
учебного
содержания,
необходимог
Личностные:
действие
смыслообразо
вания,
ориентировани
е в
нравственном
содержании
изложенного
материала,
осознание
сущности
поведения
героев,
соотносить
поступки
героев с
нравственным
и нормами;
эмоционально
е
В истории всегда было
немало людей, готовых
принести себя в жертву
во имя добра, правды,
но
справедливости,
величайшим образцом
подвига, никем никогда
не превзойденным, был и
до настоящего времени
остается какой подвиг?
Как вы понимаете слова
Ефрема Сирина:
«Да взираем не на людей,
так как из них один
достиг известной степени
совершенства, другой не
достиг. Да взираем на
виновника веры Иисуса
Христа,
Который
соделался вождем и
Подвиг Христа.
Высказывания
учащихся о
том, что
главный подвиг
совершил
Спаситель.
Люди должны
всегда помнить
эту жертву
Христа и быть
благодарным
Богу и
стараться жить
по Его
22о для
обеспечения
«проживание»
содержании
веры
совершителем
нашей, ибо на Иордане
заповедям.
содержатель
ной
изложенного
материала,
Он начал борьбу с
врагом, происходившую
непрерывнос
ти.
выражение
своих эмоций;
в пустыне (Мф. 4:1), и
окончил ее в Иерусалиме
понимание
эмоции других
на Кресте, воздвигнутом
Голгофе
на
преследователями».
людей,
сочувствие,
сопереживани
е.Регулятивн
ые УУД :
в
сотрудничеств
е с
учителем
учитывают
выделенные
педагогом
ориентиры
действия
в учебном
материале.
23IX.
Рефлексия
учебной
деятельнос
ти.
1)
Организовать
фиксацию
нового
содержания,
изученного на
уроке.
2)
Организоват
ь
рефлексивн
ый анализ
учебной
деятельност
и с точки
зрения
выполнения
требований,
Познавательн
ые:
общенаучные:
умение
структурирова
ть знания;
оценка
процесса и
результатов
деятельности.
Коммуникати
вные: умение
выражать свои
мысли.
Регулятивные
: волевая
саморегуляция
; оценка –
выделение и
осознание
учащимися
того, что уже
усвоено и что
Подведем итог нашего
занятия.
Какую цель мы ставили
в начале урока?
Как вы считаете,
удалось нам найти
ответы на вопросы?
Ученики
озвучивают
поставленную в
начале урока
цель.
Высказывают
суждения,
Сравним определения
понятия «ПОДВИГ» в
смогли они
найти ответы на
начале урока и конце.
Изменилось ли ваше
понимание? Как?
Почему оно стало
другим в вашем
понимании?
Перечислите условия,
при которых расставание
с чемлибо становится
жертвой?
Ваше домашнее задание
поразмышлять, чем вы
жертвуете ради других.
поставленные
вопросы.
Запись и
осмысление
домашнего
задания.
24известных
учащимся.
еще подлежит
усвоению,
Замечаете ли вы, что кто
то жертвует ради вас?
3)
Организоват
ь оценивание
учащимися
собственной
деятельност
и на уроке.
4)
Организоват
ь фиксацию
неразрешённ
ых
затруднений
на уроке как
направлений
будущей
учебной
деятельност
и.
5)
Организоват
ь
обсуждение
и запись
домашнего
прогнозирован
ие.
Личностные:
действие
смыслообразо
вания,
ориентировани
е в
нравственном
содержании
изложенного
материала,
осознание
сущности
поведения
героев,
соотнесение
поступков
героев с
нравственным
и нормами;
эмоционально
е
«проживание»
содержания
Кого тема нашего урока
заинтересовала и
взволновала, я
предлагаю написать
краткий поучительный
рассказ, который должен
заканчиваться словами:
«Любить – значит уметь
жертвовать собой».
Нарисуй к нему
иллюстрацию.
А закончить наш урок
мне хотелось бы словами
патриарха Московского
и всея Руси Кирилла:
«Нужно стремиться,
чтобы наша жизнь
материальная, видимая,
не лишала нас
возможности быть
подвижниками духа.
Тогда мы, соединяя
божественное начало и
человеческое, сможем
двигаться по
25единственно
правильному жизненному
пути!»
Спасибо за урок.
задания
изложенного
материала,
выражение
своих эмоций;
понимание
эмоции других
людей,
сочувствие,
сопереживани
е.
26