Подвижные игры — эффективное средство формирования физических качеств

  • docx
  • 09.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Подвижные игры.docx

Подвижные игры — эффективное средство формирования физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости). Они создают условия для реализации различных двигательных задач, что способствует гармоничному развитию всех качеств.

Особенность подвижных игр — разнообразие движений: бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и другие. При этом вовлекаются все группы мышц, что улучшает кровообращение и дыхание. 

Задачи

·         Развитие качеств. Например:

o    Быстрота — игры, требующие мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, с внезапными остановками и возобновлением движений. 

o    Ловкость — игры с мячом или бегом с препятствиями, где требуется быстрая смена движений и ориентация в пространстве.

o    Сила — игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. 

o    Выносливость — игры с многократными повторениями напряжённых движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии. 

·         Совершенствование двигательных навыков — под влиянием игровых условий навыки формируются гибкими и пластичными, развивается способность к сложной комбинаторике движений. 

Виды

Некоторые примеры подвижных игр, направленных на развитие физических качеств:

·         «Салочки» — развивают быстроту и ловкость, требуют быстрого перемещения и реакции.

·         «Вышибалы» — развивают координацию и ловкость, поскольку игрокам необходимо уворачиваться от мячей и в то же время метко попадать в соперников.

·         «Эстафеты» — развивают не только физическую выносливость, но и коллективный дух, так как успех команды зависит от каждого участника.

Иллюстрации некоторых подвижных игр, направленных на развитие физических качеств:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9cebf96eba3ab34759f8a9a0aeeb5a21f638cedd-16321400-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=67a8cc0078d85557933bff30b2b003669e10a354-9677438-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3d1f792403451758643e45cdba6c81dd65dab244-3602423-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=05a03bdb34ababbfcc38f83c084ec571bc8fabb6-16283842-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c513d6225fbfeb0b9f7b8f86a8c520bddd6356b3-5243206-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=816c77a7a1571ca390233cbb2d56d54db3b19412-16458558-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9b4fa4d239f9b775a28c6d94f9875ab88b2ce741-16330017-images-thumbs&n=13

Методика проведения

Важно правильно подбирать подвижные игры в зависимости от возраста и физической подготовленности участников. Учитель должен предлагать игры, которые будут соответствовать уровню развития учеников и стимулировать их к дальнейшему совершенствованию.

Также важна дозированная нагрузка — игры должны чередоваться с периодами отдыха для восстановления сил участников.

Противопоказания

При организации занятий с подвижными играми для развития физических качеств необходимо учитывать индивидуальные особенности участников. Например, не рекомендуется проводить подвижные игры со сложными видами движений (лазание) до тех пор, пока участники не овладеют ими — вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее.