Подвижные игры с обучающимися ОВЗ как элемент
социально-психологической адаптации
Авторы: Горячева Наталья Валерьевна, педагог-психолог,
Каримова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
Введение в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) определило рост интереса к проблемам личности учащихся, ее индивидуальности.
Во ФГОС включено понятие «Портрет выпускника школы», под которым понимается «набор личностных характеристик, которыми должен обладать учащийся на момент окончания школы». В свою очередь, личностные характеристики – это характеристики человека, описывающие его внутренние особенности, т.е. те качества, которые раскрывают особенности поведения личности, общения и реагирования на те, или иные ситуации.
К личностным качествам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу. Так, к личностным характеристикам можно отнести добросовестность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, трудолюбие, активность, толерантность, адекватность самооценки и т.д.
«Портрет выпускника основной школы» включает в себя перечень следующих личностных характеристик:
1) обучающийся любит свой край и свое Отечество, знает русский и родной язык, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции;
2) осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
3) активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества;
4) умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике;
5) социально активен, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
6) уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
7) осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
8) ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Перед педагогами ставятся задачи по формированию именно такой личности выпускника. А как же этого добиться? Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания широко используются подвижные игры, которые оказывают содействие решению оздоровительных задач.
Играя, даже маленькие дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность.
Исследования педагогического опыта использования подвижных игр помогают определить закономерности, связанные с изменением социально – экономических факторов жизнедеятельности общества, создавая предпосылки для пополнения современной теории и практики физического воспитания адекватными элементами педагогики.
Однако, несмотря на указанную актуальность, исследования исторических, теоретико-методических, педагогических аспектов становления и развития подвижных игр, уделялось мало внимания. Такое положение существенно обедняет эффективность развития педагогической науки и не оказывает содействие формированию полноценной национальной системы физического воспитания.
Следует отметить что, несмотря на соответствующий уровень сложившихся подвижных игр, процесс их развития постоянно продолжается. В связи с этим, изучение традиций и внедрения адекватных подвижных игр в современную практику учебно-воспитательной работы будут оказывать содействие не только культурному возрождению, а и формированию полноценной системы физического воспитания, повышению эффективности воспитательного процесса в целом.
Историческое развитие теории и практики подвижных игр.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков подвижные игры.
Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами[1].
Игры, построенные на двигательных действиях, использовались в воспитании детей в родовом обществе с целью подготовки их к охоте и труду, поскольку охотничья и трудовая деятельность людей требовали от них силы, ловкости и выносливости. Широко применялись игры с такими движениями, как метание, борьба, игры в палки, мяч, игры с бегом и прыжками. Несмотря на многие похожие движения, игры разных народов отличались, поскольку они отражали особенности образа и условий жизни каждого народа. У некоторых народов в играх учитывались половые особенности: так двигательные задания игр для лиц женского и мужского пола могли несколько отличаться либо длиной пробегаемой дистанции, либо меньшим приложением усилий, чтобы достичь победы в игре.
Социальное значение подвижной игры
Российская теория игры построена на положениях ее исторического происхождения, социального значения и ее роли в человеческом обществе. Игра имеет социальное значение, которое подтверждается тем, что игра отражает особенности общественной жизни. Исследуя проблемы возникновения искусства в человеческом обществе, Г. В. Плеханов изучал игры детей, и это позволило ему сделать выводы о том, что игра и искусство появились после возникновения труда и на его основе. В играх отражается трудовая деятельность людей. К труду человека вынуждали жизненные потребности в пище, в необходимости обеспечения своей безопасности, защите своего жилища. Когда труд был примитивным, то дети очень быстро его осваивали, становясь полноправными членами общества. По мере усложнения труда, орудий трудовой деятельности, появляется необходимость в специально организуемой подготовке к нему. Поэтому возникли специальные физические упражнения и игры, для выполнения которых детям изготавливались уменьшенные копии орудий труда и оружия. Даже разделение видов труда по полу на мужские и женские виды, тоже отразилось в игре.
Подвижные игры детей дошкольного возраста уже являются более сложными по своему содержанию. Могут иметь сюжет, в рамках которого происходит двигательная деятельность. Имеют правила, обусловливающие двигательные задания и поведение детей в игре. Младших дошкольников в игре в основном привлекает движение, более старшие дети уже начинают руководствоваться в игровых двигательных действиях правилами игры, которые они начинают признавать как определенный закон.
Игры для детей младшего школьного возраста тоже носят чаще всего сюжетный характер, побуждают детей к творчеству, привлекательных игры с элементами таинственности и неожиданности. Приемлемы сюжетные игры.
Игры для детей 10–12 лет становятся более сложными, требуют от детей определенных позитивных способов взаимодействия, разнообразны по видам движений.
Игры для подростков имеют ярко выраженное соревновательное начало.
Игры для старшеклассников направлены на освоение видов спорта, содержат элементы поединка, направлены на повышение уровня физической подготовленности, могут иметь и выраженную профессиональную направленность.
Таким образом, социальное значение игры выражается в том, что игра, в том числе и подвижная, служит средством передачи культурных приобретений от поколения к поколению, из рода в род; игра является частью культуры общества; игра является посильным для ребенка способом вхождения в окружающий мир; игра готовит ребенка к жизни; игра задается детям взрослыми, но по мере освоения разнообразных игр, дети начинают проявлять в игре собственное, в том числе и двигательное творчество. Игра не изменяет окружающую действительность, а лишь готовит человека к жизни, формирует его культуру.
Психологические аспекты подвижной игры
Психологические аспекты подвижной игры проявляются через чувства, которые ребенок проявляет играя. Здесь вполне искренними будут слезы и смех, восторг, радость и огорчение. В игре отражается истинная эмоциональная сущность каждого ребенка, отражающаяся при этом в его движениях. Яркие эмоции, образность игровых заданий помогают ребенку легче и правильнее выполнить те движения, которых требует от него игра. Это помогает появлению у ребенка мышечных ощущений движения: его плавности или резкости, его темпа, амплитуды, легкости выполнения. Появляется чувство радости от выполняемого движения, ребенок чувствует себя ловким и умелым. Все это способствует развитию психических функций ребенка, умению управлять своим эмоциональным состоянием, своими ощущениями.
Подвижная игра может повторяться неоднократно, но каждый ребенок ее проигрывает каждый раз по-новому, поскольку в игре многие ситуации непредсказуемы, неожиданны. Уже само по себе ожидание игры вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, ожидание чего-то приятного и радостного, при этом ребенка мало интересует, чем закончится игра и кто окажется победителем.
В игре важно помнить, что душа ребенка очень тонкий инструмент, особенно это касается ребенка, имеющего какие-либо физические недостатки. Поэтому, если в игре есть элементы ожидания опасности и возможности избежать ее, ребенку всегда нужно, чтобы это опасное, трагическое в игре не случилось. Примерами подобных игр могут быть такие, как «Коршун и наседка», «У медведя на бору», «Кот и воробушки» и др., играя в которые необходимо, чтобы ребенок понял условность заданий игры и старался проявить себя умелым и ловким.
Скачано с www.znanio.ru
[1]Репринцева Е. А. Педагогика игры: теория, история, практика. - Курск : Изд-во Курс. гос. ун-та, 2005. - 421 с. : ил. - Библиогр.: с. 383-393.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.