Поэмы Гомера
Оценка 4.8

Поэмы Гомера

Оценка 4.8
docx
29.12.2020
Поэмы Гомера
Поэма Гомера.docx

Конспект урока истории по теме: Поэма Гомера «Илиада»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: Познакомить учащихся с поэмой Гомера «Илиада», проследить отражение исторических событий в литературном произведении.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки, умение давать личную оценку действиям героев.

Предметные: на основе анализа поэмы Гомера учащиеся должны иметь общее представление о содержании поэмы «Илиада», анализировать его содержание и делать собственные выводы.

Метапредметные:

ü  регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.

ü  познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.

ü  коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

Методы работы: групповая технология, технология сотрудничества, проблемное обучение.

Образовательная среда: иллюстративный материал к учебнику истории Древнего мира, поэма Гомера «Илиада», оценочный лист, раздаточный материал.

Ход урока:

1.      Организационный момент.

-Проверить готовность класса к уроку.

2.      Актуализация и мотивационный этап.

 -Мы продолжаем изучать увлекательный мир древней истории. Вы готовы сегодня со мной совершить путешествие в Древнюю Грецию? Путешествия невозможны без определенных  знаний.  Давайте вспомним материал предыдущих уроков.

Игра «Чистая доска» (На доске прикреплены карточки со словами из пройденного ранее материала, учащимся необходимо разделить их по группам. Лишнее слово - поэма).

1 ряд – слова, относящиеся к географическому положению Древней Греции (Балканский полуостров,  о. Крит, Эгейское море, Южная Греция).

2 ряд - слова, относящиеся к Мифу о Тесее и Минотавре (Минотавр, Лабиринт, Тесей, Эгей).

3 ряд - слова, относящиеся к Мифу о начале Троянской войны (Парис, Афродита, Гера, Афина, яблоко).

- Какое слово у нас осталось? Почему? А что такое поэма? Что должно быть у поэмы? (Суть, название, автор).

-С автором поэмы я Вас познакомлю. Это был загадочный древнегреческий поэт Гомер (портрет). Никто не знает точно, когда он жил и где, но 7 греческих городов борются за право считаться родиной Гомера. О чем это говорит?

-Чего не хватает, чтобы тема была готова? (Названия поэмы Гомера). Чтобы узнать ее название, нам необходимо вместе с греками сесть на корабли и отправиться на восток по Эгейскому морю к побережью полуострова Малая Азия (работа с атласом стр. 20). Там мы бы увидели хорошо укрепленный, неприступный город Троя. Древнее название этого города – Илион. Потому и поэма Гомера носит название «Илиада» (что означает песнь об Илионе) в честь этого города.

-Тема нашего урока готова. Назовите.   Поэма Гомера «Илиада». Молодцы! Запись в тетрадь.

-Но подождите, на каком уроке вы изучаете поэмы и стихи? А сейчас какой урок? Как же так вышло? Подходят к мысли о том, что в поэме содержаться исторические сведения и события из истории Древней Греции. Верно, мы не ошиблись.

-Давайте определим, что мы должны узнать в течение этого урока.(Поставим цель и задачи)

(Задачи: Узнать кто такой Гомер. Узнать о чем рассказывается в поэме «Илиада». Цель: Познакомиться с древнегреческим произведением).

-Предлагаю узнать и рассказать по плану о  Гомере, пользуясь планом ответа   и учебником.

Работа с планом ответа и учебником с. 125 п. 1 пар. 26. (индивидуальная работа).

План ответа: (Приложение 1)

1.      Кем был Гомер?

2.      Когда родился и умер Гомер?

3.      Какие произведения создал Гомер?

4.      Когда были созданы поэмы?

Заслушивается ответ одного из учеников.

Запись в тетрадь: VIII в. до н. э. – создание Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея».

3.      Этап открытия новых знаний.

-Чтобы понять, о чем писал Гомер в своей поэме и как это связано с историей, нам необходимо вспомнить, зачем греки  отправились в Трою? (завоевать)

Действительная причина Троянской войны-стремление греков укрепить свои позиции на полуострове Малая Азия.

Однако греки в своем мифе рассказывают нам совершенно другую историю. Причиной войны согласно мифу стало… яблоко. Мифическая причина- «яблоко раздора»

-Можем ли мы верить мифу? Все ли в нем может быть выдумкой?

-Именно событиям Троянской войны, а именно последнему десятому году этой войны и посвящена поэма Гомера «Илиада».  Греки очень уважали Гомера, поэтому каждый образованный грек знал наизусть тысячи строк из его поэмы. Тысячи строк нам не осилить за один урок, остановимся на основных событиях, изложенных Гомером. Справиться с этой задачей мы сможем только вместе, помогая друг другу, поэтому объединимся в группы. Каждая группа получит отрывок из поэмы Гомера «Илиада». Познакомьтесь с ним, озаглавьте вашу часть поэмы. Затем мы поделимся друг с другом результатами нашей работы и, узнаем о чем и о ком хотел рассказать древнегреческий поэт. (Приложение 2).

На выполнение задания у вас 5 минут.

Выступление одного учащегося от группы  (называют эпизод, кратко пересказывает суть). А остальные ребята записывают название эпизода в тетрадь. (эпизод «Гнев Ахиллеса», эпизод «прощанье Гектора», эпизод «Поединок Гектора и Ахиллеса», эпизод «Приам у Ахиллеса», эпизод «Троянский конь», эпизод «Бегство из Трои. Конец войны»)

- Но Троянская война на этом не закончилась. А вы хотели бы узнать, чем закончилась Троянская война? Об этом нам расскажет миф о троянском коне. Познакомимся с началом мифа (учитель раздает тексты мифа). Читают

«После гибели Гектора троянцам стало трудно защищать город. Тогда воин Одиссей предложил действовать хитростью.

Троянцы увидели, что греки сели на корабли и отплыли от берега. Двинулись троянцы к покинутому лагерю, радуясь, что долгая осада закончилась. Лагерь был пуст… Только огромный деревянный конь стоял посередине. Почему враги бросили его? Не вернуться ли назад? Тут подвели пленного грека.

-Меня возненавидел Одиссей – сказал он, - вот почему я спрятался и ждал отплытия наших кораблей… Знайте – это конь посвящен самой богине Афине. Втащите его в Трою, он принесет вам счастье и удачу»

-Обсудите в парах, что могло произойти дальше? Поделитесь своими предположениями. А сейчас узнаем, правы ли вы были. (Дочитывают миф до конца по учебнику стр. 128)

  (Учащиеся делают вывод: великие события Троянской войны закончились падением Трои и победой греков).

4.       Первичное закрепление.

Наше путешествие подходит к концу. Но испытания продолжаются.

Ребята, работая в паре, заполните таблицу (Приложение 3).

Троянские герои

Греческие герои

Боги - покровители

Проверка выполнения задания.

- Что можно считать реальными событиями?

Ответ: в поэме  описаны реальные события, они дают достоверные  знания. Существовало государство (цари, рабы), греческие цари ведут войны, рабами становились пленники, доспехи из металла, сжигание мертвого тела на погребальном костре и похороны,  существование религиозных верований). 

- Что вы отнесли к выдумке автора, к мифу

(Поэмы – вымысел Гомера. Боги изображались  вместе с людьми. Фантастические приёмы: копьё, которое отскочило от щита Ахиллеса, его неуязвимость и смерть от стрелы Париса, которая попала в пятку  и т.д.)

-  Кто может сделать вывод?

Вывод: Поэмы Гомера – плод художественной фантазии  гениального поэта, но при этом они основаны на реальных исторических событиях.

5.      Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Выберите одну из предложенных фраз и продолжите ее.

Сегодня я узнал (а)…….

Я могу рассказать………

Меня удивило…………

Я научился……………

Мне было сложно…….

Урок для меня не прошел даром, потому что…

6.      Комментирование домашнего задания.

-параграф 26 прочитать, вопросы устно (для тех, кто хочет только закрепить свои знания);

-творческое задание – рисунок к поэме или мифам, с которыми познакомились.

       -для тех, кто хочет узнать больше и идти дальше – рассказ о любом другом эпизоде из поэмы «Илиада».

Спасибо вам за урок!

Приложение № 1

План ответа: (Приложение 1)

1.      Кем был Гомер?

2.      Когда родился и умер Гомер?

3.      Какие произведения создал Гомер?

4.      Когда были созданы поэмы?

 

Приложение № 2

Задание группе № 1

Прочитайте пункт 1 учебника на стр.125-127 и выполните задание

-Почему вместо Ахиллеса сражался его друг Патрокл?

-Какой бог выковал новое оружие для Гектора?

-Придумайте название эпизода.

Название эпизода __________________________________

Задание группе №2

Прочитайте пункт 3 учебника на стр.127-128 и выполните задание

Придумайте название эпизода.

Название эпизода __________________________________

Так говоря, удалился от них шлемоблещущий Гектор.

Он подошел к своему для жизни удобному дому,

Но не нашел белолокотной там Андромахи в чертоге.

С сыном-младенцем она и с красиво одетой служанкой

В башне стояла, рыдая и горькой печалью терзаясь.

Близко к нему подошла, обливаясь слезами, супруга,

Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила:

"О нехороший! Погубит тебя твоя храбрость! Ни сына

Ты не жалеешь младенца, ни матери бедной. И скоро

Буду вдовою я, скоро убьют тебя в битве ахейцы»…

Ей отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий:

"Все и меня это сильно тревожит, жена; но ужасно

Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок,

Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя.

Задание группе №3

Прочитайте пункт 3 учебника на стр.128 и выполните задание. Придумайте название эпизода.

Название эпизода __________________________________

Ахиллес подошел к нему близко,

Грозный, как бог Эниалий, боец, потрясающий шлемом.

После того как, идя друг на друга, сошлись они близко,

Первым Пелиду сказал шлемоблещущий Гектор великий:

"Больше, Пелид, от тебя я не буду бежать, как доселе!

Так он сказал и, взмахнув, метнул длиннотенную пику.

Не промахнулся, в средину щита Ахиллеса ударил,

Но далеко от щита отскочила она.

Задание группе № 4

Прочитайте пункт 4 учебника на стр.129 и выполните задание. Придумайте название эпизода.

Название эпизода __________________________________

Приам же, моля Ахиллеса, такое сказал ему слово:

"Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоем милом!

Я ж, бесконечно несчастный, сынов народил превосходных

В Трое широкой, - и в жизни из них никого не осталось!

Кто же единственный был и единственный Трои защитник,

Тот был недавно тобою убит, защищая отчизну, -

Гектор. И ради него прихожу к кораблям я ахейским

Выкупить тело его, и несу неисчислимый выкуп.

Сжалься, Пелид, надо мною, яви уваженье к бессмертным,

Вспомни отца твоего! Я жалости больше достоин!

Делаю то я, на что ни один не решился бы смертный:

Руки убийцы моих сыновей я к губам прижимаю!"

Задание группе № 5

Прочитайте эпизод и придумайте название.

Название эпизода __________________________________

Солдаты и вожди, которым надоела затянувшаяся война, с радостью приветствовали предложение Одиссея взять город хитростью. Они тайно соорудили колоссального деревянного коня, внутри которого мог разместиться большой отряд. Основное войско, якобы потерявшее надежду овладеть Троей, погрузилось на корабли, оставив на месте своего лагеря этого коня. Специально подосланный раб убедил троянцев ввести коня в город и поставить его на площади как памятник мужеству горожан.

Ночью, солдаты скрывавшиеся в коне, вышли из него. Открыли ворота. Вместе с тайно вернувшимися греками они тайно напали на спящих троянцев. Началась страшная резня. Погибли и старый Приам, и его сыновья и внуки. Некоторым троянцам все же удалось сбежать. Город погиб в огне. Так закончилась Троянская война

 

Приложение 3

Троянские герои

Греческие герои

Боги - покровители

1. Гектор – военный вождь троянцев;

2. Андромаха – жена Гектора;

3. Парис – сын царя Трои, виновник войны;

4. Приам – троянский царь;

1. Ахиллес – сын богини Фетиды и героя Пелея, военный герой греков;

2. Одиссей – царь о. Итаки;

3. Патрокл – друг Ахилла;

4. Агамемнон – царь Микен, организатор войны с Троей;

5. Менелай – царь Спарты, муж Елены;

Зевс, Гера, Афина, Афродита, Гефест.

 

Троянские герои

Греческие герои

Боги - покровители

 

Приложение № 4

Сказание о троянском коне.

«После гибели Гектора троянцам стало трудно защищать город. Тогда воин Одиссей предложил действовать хитростью.

Троянцы увидели, что греки сели на корабли и отплыли от берега. Двинулись троянцы к покинутому лагерю, радуясь, что долгая осада закончилась. Лагерь был пуст… Только огромный деревянный конь стоял посередине. Почему враги бросили его? Не вернуться ли назад? Тут подвели пленного грека.

-Меня возненавидел Одиссей – сказал он, - вот почему я спрятался и ждал отплытия наших кораблей… Знайте – это конь посвящен самой богине Афине. Втащите его в Трою, он принесет вам счастье и удачу»

 


 

Конспект урока истории по теме:

Конспект урока истории по теме:

Какие произведения создал Гомер? 2

Какие произведения создал Гомер? 2

Поэмы – вымысел Гомера. Боги изображались вместе с людьми

Поэмы – вымысел Гомера. Боги изображались вместе с людьми

Название эпизода __________________________________

Название эпизода __________________________________

Приложение № 4 Сказание о троянском коне

Приложение № 4 Сказание о троянском коне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2020