Обращение к домашнему заданию.
- Найдите ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.
«Ни правого, ни виновного не убивайте».
«Гордости не имейте в сердце и в уме».
«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».
«В дому своём не ленитесь».
«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, то того ведь душа погибает и тело».
«Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
«Страх Божий имейте превыше всего».
- Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?
Покаяние, милосердие, справедливость, упование на Бога.
Лексическая работа.
Объясните значение слов «покаяние», «милосердие», «справедливость».
Покаяние — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа.
Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу.
Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.
Исследовательская работа с текстом.
Группа 1.
- Найдите предложения со словом «сердце». В каком значении употребляется это слово?
Группа 2.
- Найдите предложения со словом «страх». В каком значении употребляется это слово?
Слово учителя.
Красной нитью через текст всего «Поучения…» проходят два глубинных христианских символа.
Первый из них – символ сердца. В христианском понимании сердце – это вместилище и хранилище Божией благодати, средоточие и ядро всей человеческой личности. Поэтому именно к сердцам своих детей взывает Владимир Мономах, надеясь, что они примут его наказ «в сердце своё». И также к сердцам своих детей обращается он в надежде на то, что, истинно уверив, они не будут лишены Божией благодати.
Второй символ – символ страха Божиего, который неразрывно связан с символом сердца. По сути дела, здесь мы встречаемся почти с дословным прочтением библейской мудрости. «Начало мудрости – страх Господень», - говорится в Псалтыри и в Притчах Соломона. Более того, в тех же Притчах утверждается: «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся».
Следовательно, испытание страхом Господним – это один из важнейших путей к спасению. Ведь, согласно православному вероучению, Господь насылает свои кары и страх Божий для того, чтобы очистить человека от скверны и избавить от грехов. Результатом же такого очищения является обретение премудрости и познания Божиих тайн.
Необходимо отметить, что позднее символы сердца, как вместилища Божией благодати, и страха Божиего, как начала мудрости, станут одними из важнейших во всей древнерусской религиозно-философской мысли.
Беседа.
- Что Мономах считает основным пороком? Найдите в тексте ответ на вопрос.
«Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви: пусть не застанет вас восход солнца в постели».
- Что является завершающим аккордом «Поучения…»?
Завершающим аккордом «Поучения…» служит вновь произнесённый с большим воодушевлением призыв воздать хвалу Богу поутру при восходе солнца, при решении государственных дел, или выезжая на охоту, или отправляясь в походы, или ложась спать.
- Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении…»?
Мономах – первый известных нам мирской писатель Древней Руси. Это человек широкообразованный, хорошо знающий литературу своего времени, мудрый политик, заботящийся о единстве Руси, рачительный хозяин, отважный воин, добрый отец, истинный христианин.
Просмотр видеофильма о Владимире Мономахе. http://ok.ru/video/2990474666
Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина и князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе. Более того, в XVI века, когда возник вопрос о принятии московскими великими князьями царского титула, именно Владимир Мономах, как внук константинопольского императора, стал важнейшим звеном в генеалогическом древе, обосновывающим царские претензии московских государей. И недаром царский венец, которым стали венчаться на царство, получил название «шапки Мономаха».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.