ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ
Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя.
М.А.Рыбникова.
Строя свою работу по развитию творческих способностей, мы,
учителя, стараемся охватить весь класс, всех учащихся. И действительно, класс –
это творческая группа, где все ребята работают над киносценарием, пишут
психологические портреты, ставят спектакли.
Побуждение к литературному творчеству обязательно скажется на развитии
творческих способностей тех, в ком заложены и поэтические способности.
Нет особой методики обучения поэтическому мастерству, поэтому, уделяя большое
внимание анализу лирического произведения, знакомлю учащихся с поэтикой
(ритмом, рифмой, размером), образными средствами языка, стараюсь помочь
ребятам, пробующим «перо», раскрыться, поделиться своими темами, мыслями,
рифмами, предлагаю свою помощь, когда возникают вопросы. Моя роль сводилась,
собственно говоря к тому, чтобы указать, где не звучит строка, побудить искать
то единственное слово, которое заставляет звучать стих. Использую разные
способы побуждения учащихся к творчеству: иллюстрация к стихотворению, подборы
рифмы к данному слову, соревнования с поэтами.
1. Посоревнуйтесь с А.А.Фетом (вставьте эпитеты, слова-образы)
Уж верба вся … (пушистая)
Раскинулась кругом,
Опять весна …
(душистая)
Повеяла крылом.
… (чудная) картина,
Как ты мне родна:
… (белая) равнина
… (полная) луна.
Зреет рож над … (жаркой) нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер … (прихотливый)
… (золотые) переливы.
2. Посоревнуйтесь с С.Есениным
Топи да болота,
… (синий) плат небес.
… (хвойной) позолотой
Взвенивает лес.
Снова … (выплыл) из рощи
… (синем) лебедем мрак,
… (чудотворные) мощи
Он принес на крылах.
… (покраснела) рябина,
… (посинела) вода,
Месяц, всадник … (унылый),
Уронил повода.
Ветры, ветры, о … (снежные) ветры,
Заметите мою … (прошлую) жизнь.
Я хочу быть отроком … (светлым)
Иль цветком с … (луговой) межи.
В соревновании с поэтами ребята убедились, что образы у них
неожиданные и оригинальные, и нашли свои интересные рифмы.
Молодые «поэты» делятся своим откровением. Своими мыслями, чувствами. Читая их
стихи, понимаю, как много размышлений, внутренней работы сделано учеником, как
не легко войти в этот внутренний мир. Обратила внимание, что старшеклассников
волнует тема любви и дружбы, своего «Я», мир природы и животных.
Но мало учащихся старших классов пишут стихи.
ВОТ НЕКОТОРЫЕ МИНУТЫ ОТКРОВЕНИЯ
В 16 лет все кажется прекрасным,
И быстро забываешь огорченья,
И праздника испортить не сумеют
Родительские даже поученья
В 16 лет все кажется чудесным,
И будущее светлым представляешь,
И думаешь, что все тебе по силам,
И чувствуешь, что все на свете знаешь.
В 16 лет для радости довольно
Прочитанной за день хорошей книжки
Или улыбки, восхищенной, ясной,
Чужого, незнакомого парнишки.
Светлана К.
ОСЕНЬ
Вот осень приходит, а лето уходит,
И скоро наступит зима.
Скворцы улетают, листва опадает,
И землю покроют снега.
Дни быстро проходят и холод приводят,
Пруды застывают слегка.
Деревья качаются, дуют ветра,
Затихли поля и луга.
В лесу только бродят мохнатые звери,
И скалятся зубы у них иногда.
К нам осень, к нам осень пришла!
Дарья Ф.
ГРУСТЬ
Я стою у окна, а на улице дождь,
А я жду, ну когда же ты, дождик, пройдешь?
Он стучит по стеклу и стекает по крыше,
Ну а я все стою, и все жду, и все вижу…
Я вижу дорогу, нет, это не то,
Я вижу прохожих в промокшем пальто…
Я стою у окна, а в окне вижу грусть.
Ну а мне тяжело, тяжело? –
- Ну и пусть!
Вот и дождик прошел,
Ну а я все грущу.
Возвращайся ко мне,
Я тебе все прощу!!!
Дарья Ф.
КОТЕНОК
Прыгнул котенок с балкона, с пятого этажа,
В гулком колодце бетона стонет живая душа.
Бьется котенок от боли, задом елозит в пыли.
Может быть, жаждал он воли,
Может быть просто земли.
Не знал он ни сном и ни духом,
Ни памятью цепких лап:
Земля перестала быть пухом
Тому, кто не мурд и слаб
Света и тьмы творенье,
К тому же не ведал он,
Что до его рожденья землю одели в бетон.
Не просто исправить природу,
Но больно и грустно смотреть,
Как, веря наивно в свободу,
Скачут котята на смерть!
Александр М.
Наша задача, задача учителей литературы, не растить гениев, а воспитать разносторонне развитую личность, стремиться к наиболее полному использованию ее потенциальных возможностей. В качестве примеров я привела стихи тех старшеклассников, в ком открылись поэтические способности. А что же получили остальные?
Так и или иначе они приобщились к поэзии, к миру чувств и мыслей.
Стихи ни к чему недотепам и нудным.
Сердец их не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди,
Я это по личному опыту знаю.
Б.Куняев
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.