Цели: Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей учащихся.
Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, способствовать развитию понимания литературного произведения
Задачи:
Развивать умение учащихся внимательно слушать и оценивать выступление учащегося и дополнять его.
Воспитывать у учащихся чувство прекрасного путем анализа лирического произведения.
Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям
Интегрированный урок Кубышкина.docx
Поэтическое кабаре «Бродячая собака»
(литературная гостиная)
«И серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл…»
Анна Ахматова
Цели:
Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей
учащихся.
Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного.
Задачи:
Развивать умение учащихся слушать и оценивать выступление учащегося и
дополнять его.
Воспитывать у учащихся чувство прекрасного путем анализа лирического
произведения.
Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям
Оборудование урока:
Вывеска перед входом в «Собаку»: «Все между собой
считаются знакомыми»,
портреты поэтов Серебряного
века, книжная выставка, компьютерная презентация, свечи,
билеты «Поэтическая элита», билеты «Фармацевты», «Свиная
книга» для рефлексии в конце заседания поэтического
кабаре.
Предварительная работа: Учащиеся 11 класса получили
задание подготовить стихотворение любимого поэта
Серебряного века, подобрать музыкальное сопровождение.
При входе в поэтическое кабаре каждый из участников
получал входной билет «Поэтическая элита», если задание
было подготовлено, или покупал билет «Фармацевты», если
задание не было подготовлено (таким образом происходило
погружение в эпоху образования кабаре, которое посещали не только поэты, но и художники и их «музы», музыканты,
актеры, словом, желающие «поглазеть», как развлекаются
литераторы. Именно этих посетителей и назвал Николай
Сапунов «фармацевтами», и это название за ними
закрепилось.
Ход заседания поэтического кабаре.
Да, я любила их, те сборища ночные, -
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
Анна Ахматова.
Учитель: Создателем клуба стал Борис Пронин – абсолютный
мечтатель, энтузиаст, отличавшийся бескорыстностью,
неутомимой энергией, исключительным обаянием и умением
сплачивать всех и из ничего создавать прекрасное.
Ведущий 1: Литературно-артистическое кабаре «Бродячая
собака» просуществовало 3 года. Задолго до его появления в
Петербурге многие молодые поэты мечтали о своем клубе,
где можно было бы почувствовать себя свободно и
совершенно нестесненно.
Ведущий 2: «Среды» в Башне» Иванова были местом встреч
литературной и интеллектуальной элиты Петербурга, доступ
туда имели не все. Новое заведение должно было стать
своеобразным клубом, где могли бы сблизиться деятели
литературы и искусства.
Ведущий 1:
Для создания такого клуба нужен был
энтузиаст, который вложил бы в свое дело всю душу. И такой
энтузиаст нашелся. Это был Борис Пронин.
Ведущий 2: И воспоминаний Николая Могилевского
(отрывок инсценируется): «В один из ненастных вечеров осени 191… - точно не помню года, знаю лишь, что это было
после 1910 года – ко мне вихрем ворвался мой земляк,
которого я знал еще гимназистом в родном городе
Чернигове, Борис Константинович Пронин, проще Борис
Пронин, а для близких просто Борис…»
Ведущий 1: Борис Пронин все исполнил, как обещал Н.
Могилевскому: «Собаку» открыл, и открыл ее ровно по
диагонали через площадь от дома, где жил Могилевский.
Ведущий 2: С. Судейкин в своих воспоминаниях особо
уделил внимание возникновению названия: « Мы вышли на
Невский, направляясь к Гостиному двору. По дороге попался
бродяга, продававший лохматого бездомного бесцветного
щенка. «Какая прелесть, - сказал Пронин. – Бродячий щенок,
нет, будущая «бродячая собака». Купи его, это название для
нашего подвала». За два серебряных рубля я купил
«Бродячую собаку». «Название было найдено и юридически
закреплено за нами».
Приглашенные «художники» и «архитекторы» об
оформлении подвала (рассказ сопровождается
слайдами, демонстрирующими внутреннее убранство
кабаре):
- Архитектор Фомин соорудил камин.
- С. Судейкин оформил «знаменитой» впоследствии
«фресковой» живописью.
- Режиссер Н.Н. Евреинов вспоминал: «Вся роспись стен,
задорная, таинственно-шуточная… переносила посетителей
подвала далеко за пределы их подлинных мест и времени».
- Кубическая живопись Н.Кулибина дробила плоскость
разноцветными геометрическими формами…
- Герб подвала создал художник - «мирискусник» М.В.
Добужинский. На фоне рыцарского щита изобразил сидящего
бродячего пса, положившего лапу на античную маску (герб
все время существования кабаре висел над входом в него). Ведущий 1: Подвал «Бродячая собака» был торжественно
открыт в новогоднюю ночь с 31 декабря 1911 на 1 января
1912 года. К открытию подвала Всеволод Князев сочинил
«собачий гимн», положенный на музыку пианистом и
композитором В.А. Шнисом фон Эшенбруком:
Во втором дворе подвал,
В нем приют собачий.
Каждый, кто сюда попал –
Просто пес бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть! Гав!..
(читает подготовленный ученик)
Ведущий 2: Из воспоминаний Г. Иванова: «Чтобы попасть в
собаку, надо разбудить сонного дворника, пройти два
засыпанных снегом двора… услышать от вешальщика,
заваленного шубами: «Нету местов» - и пройти перед
маленьким зеркалом,
перед которым толкутся и
прихорашиваются хорошенькие дамы и загораживают
проход…»
Ведущий 1: Собака стала для многих любимым
пристанищем. Без нее не мыслилась жизнь. К первому
юбилею появился главный гимн «Бродячей собаки»,
написанный М, Кузминым:
От рождения подвала
Пролетел лишь быстрый год,
Но «Собака» нас связала
В тесно-дружный хоровод…
(читает подготовленный ученик)
Ведущий 2: Среди посетителей подвала были не только
поэты, но и художники и их «музы», музыканты, актеры,
словом, желающие поглазеть, как развлекаются литераторы. Именно этих посетителей и назвал Николай Сапунов
«фармацевтами», и это название за ними закрепилось.
Сегодня в нашем кругу тоже есть «фармацевты».
Ведущий 1: Из воспоминаний Бориса Пронина: «Без
«Фармацевтов» мы не могли уже обойтись, они нам давали
доход…» Так и сегодня «фармацевты» приобрели билет в
«кабаре», тем самым «оплачивая» свое
желание
«поглазеть», как развлекаются литераторы.
Ведущий 2:
Внутренняя обстановка отличалась
оригинальным оформлением: посередине зала стоял стол и
13 табуреток вокруг (по числу учредителей). Сегодня в
нашем «кабаре» эти места занимают представители
«поэтической элиты», т.е. те, кто готов поделиться своими
поэтическими предпочтениями и прочесть любимые
стихотворения.
(Представители «поэтической элиты»
занимают места в середине и начинают заседание
«поэтического кабаре».
Звучат стихи, выбранные учащимися самостоятельно,
музыкальные произведения, отражающие настроение.
Учитель: (рефлексия) Справа у входа в «кабаре» стояла
тумба с лежащей на ней «Свиной книгой». Название книге
дало качество кожи, которой она была обтянута. В «Собаке»
книга играла весьма важную роль, превратившись в своего
рода летопись подвала с поучениями, пожеланиями и
апокрифами. Сегодня в нашем литературном «кабаре» тоже
есть такая «Свиная книга», в которой каждый из вас сможет
оставить свои пожелания и отзывы о нашем стилизованном
заседании.
Ученики, гости говорят о том, что понравилось,
захотелось ли участвовать тем, кто не подготовил стихи
к прочтению. Пишут отзывы в импровизированную
«Свиную книгу».
Учитель:
В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
(Н.Гумилёв)
Домашнее задание: Как вы думаете, какое влияние это
кабаре оказало на поэтов Серебряного века? Ответ
оформите в виде письменной работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.