ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Оценка 4.9

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Оценка 4.9
docx
11.06.2021
ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.docx

ГБПОУ "Аграрный колледж" г.Дагестанские Огни ,

СП с. АХТЫ

 

Методическая разработка по литературе на тему:

"ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА"

 

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3965742/pub_601c36dba34fdb6f587db48b_601c40c16695f61b58a24c25/scale_1200

 

 

 

Преподавателя  Эмирбековой Л.А.

Поурочная разработка по литературе  на 2 курсе в группе №65.

Тема : "Поэзия серебряного века"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;

нетрадиционный урок( урок - условно-ролевая игра " Поэтическое кафе").

Эпиграф: "...Этот мир очарований ,этот мир из серебра".

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0069/0004cee0-564418af/16/img0.jpg

Цели и задачи:

формирование положительной мотивации к обучению через нетрадиционные  интерактивные формы уроков литературы;

предметные:

помочь обучающимся перенести знания ,полученные на обычных уроках в новую нестандартную ситуацию и ориентироваться в ней ;

способствовать привитию интереса к творчеству гениальных поэтов Серебряного века ,развитию навыков выразительного чтения и размышления при прочтении поэтических текстов ,развитию навыков анализа лирических произведений ;

способствовать развитию умения понимать информацию ,воспроизводить ее, а также создавать на ее основе собственные выводы и обобщения;

межпредметные:

способствовать развитию умения концентрироваться во время учебной деятельности, выполнять самостоятельно задания; способствовать развитию умения владеть навыками активного слушания и высказывания в ходе диалога ;

способствовать развитию необходимых современному человеку личностных качеств, формированию психологической грамотности , культуры мышления и по поведения ; принимать решения с опорой на морально- нравственные принципы ,осознавать ценность общения с другими людьми, понимать ценность выстраивания отношений в группе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация; три стола, оформленные в встиле каждого направления ,свечи ,жемчуг, ананас, портреты поэтов, шкатулки , бумаги и наборы для рисования.

Формы и методы обучения: коллективно-групповая деятельность; метод творческого чтения, исследовательский метод; выразительное чтение, беседа, анализ ,работа с поэтическим текстом, творческие задания.

Ожидаемые результаты урока:

предметные: научиться ставить познавательные задачи  и выдвигать гипотезы ,выступать устно с результатами  своего опыта познания ;

межпредметные: уметь творчески применять информацию и презентовать ее, создавать образовательные продукты ;личностные: развиватььсвои индивидуальные способности ,раскрывать личностный потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит лирическая музыка .

– Здравствуйте, уважаемые гости! Как хозяйка этого поэтического кафе, я рада вас приветствовать здесь и предлагаю вам войти в «тот мир очарований, в тот мир из серебра» и вновь соприкоснуться с эпохой начала XX века!

Ребята, сформулируйте вопросы к эпиграфу или продолжите его по-своему.

Выберите из перечней из перечня целей те, которые отвечают вам:

-понять поэзию Серебряного века;

-составить собственное представление о модернизме и его основных течениях;

-ощутить себя в новом качестве;

-проявить и развить свои способности (художественные поэтические ,актерские, музыкальные ,прикладные);

-выполнить самостоятельно творческие задания;

-свой вариант цели.

Представление гостей

Хозяйка кафе: «Кто же сегодня посетил наш салон ,наше ,поэтическое кафе?

На столиках лежат портреты поэтов.

1 столик – «Символисты»: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Иннокентий Анненский.

2 столик – «Акмеисты»: Николай Гумилёв, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам,  Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич, Анна Ахматова (место пустует).

3 столик – «Футуристы»: Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Давид Бурлюк, Алексей Кручёных.

Хозяйка кафе в недоумении, она спрашивает: «Где же Анна Ахматова?»

«Вы здесь», – отвечают ей гости.

Ахматова: «Как вы догадались, что это я?»

Учащиеся: «Ваш стиль соответствует образу великой поэтессы: тёмные одежды, туфли, шаль, чётки, волосы, собранные в пучок…».
Символисты :Азизов Ислам.

            Акмеисты: Селимова Жаминат.

                               Футуристы: Велиев Рагим.

– Молодцы! А теперь прочтите кто-нибудь за столиком одно из своих стихотворений.

 

– Спасибо! Я тоже прочту вам стихотворение чуть позже.

Этап 2. Выполнение студентами открытых заданий.

Оформление кафе

– Вы сидите за столиками, которые оформлены в стиле своего направления: символизма, акмеизма и футуризма. Помогите мне, пожалуйста, дооформить наше кафе – расставьте на столики недостающие предметы: голубая свеча, жемчуг, ананас.

Символисты выбирают голубую свечу, как цвет их скатерти, лежащей на столе, поскольку они старались уйти от реальности в мир иной, небесный, загадочный, мистический, таинственный. В строках Александра Блока и других поэтов преобладают свечи: «Я, отрок, зажигающий свечи, огонь кадильный берегу…», «Робко пламя церковной свечи у заутрени бледной зажгу», «Там жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красных лампад» и т.д. Поэзия символистов носит интровертный характер: это стихи для избранных. Говоря метафорическим языком, поэзия – Тайна, Мечта, Сон. Она туманна, размыта, расплывчата, неясна, неявна, отвлечённа, иллюзорна.     

Столик акмеистов покрыт тёмно-зелёной скатертью. Их поэзия земная, конкретная, чёткая, существенная, материальная, весомая. Говоря метафорическим языком, поэзия – Камень, Древо. Акмеисты выбирают чётки, поскольку яркой представительницей этого направления – Анной Ахматовой написаны многие стихотворения, вошедшие в сборник «Чётки»; сама поэтесса носила их, молитвенно перебирая.

 

Поэзия футуристов носит экстравертный характер. Поэты стремились бросить вызов обществу: «снять Пушкина, Толстого, Достоевского с парохода современности», печатались на обойной бумаге, в кабачках поднимали рояль к потолку и т.д. Лирика их эпатажная, шокирующая, вызывающая, необычная, причудливая, экзотическая. Говоря метафорическим языком, поэзия – Пламя,  Вулкан, Стихия. Столик их покрыт ярко-жёлтой тканью, чтобы привлечь всеобщее внимание. В строках некоторых представителей присутствует ананас (экзотический фрукт), поэтому ребята и выбирают данный предмет: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй!» (Владимир Маяковский), «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро!» (Игорь Северянин).

Проверка творческого домашнего задания. Защита своего столика.

Задание: разработать собственный вариант оформления кафе,назвать недостающие предметы. Исходя из своего опыта,дать собственное определение понятиям «символизм», «акмеизм», «футуризм», выстроить ассоциативный ряд или назвать метафоры.

Выбор названия  кафе

– Уважаемые гости, у нашего поэтического кафе нет названия. Пожалуйста, подумайте, пофантазируйте и предложите от каждого столика своё название, объединяющее все три направления, и объясните свой выбор.

Варианты:

  • Серебряная свеча,
  • Серебряный родник,
  • Ветер перемен,
  • Поэтический бум,
  • Звёздный дождь,
  • Серебряный остров,
  • Серебряная пристань и т.д.

Ребята, действительно, поэты Серебряного века объединялись в группы и читали свои стихи в литературных кабачках, кафе, кабаре. Одним из таких заведений того времени был известный кабачок Бродячая собака – один из центров культурной жизни поэтов того времени ,а также «Привал комедиантов», «Стойло Пегаса», «Домино»...

А мы с вами находимся в поэтическом кафе… «Серебряная пристань».

Выбор названия кафе делают сами студенты. Преподаватель фиксирует запись на слайде.

Молодцы!

 

Этап 3. Музыкальная пауза.

Хозяйка  кафе берёт со стола  ветку  рябины и в задумчивости  читает строки: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась». С именем какой поэтессы у вас ассоциируется образ ветки рябины? (Марина Цветаева)

 

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0069/0004cee0-564418af/16/img21.jpg

В поэтическом кафе хочется не только читать стихотворения, но и петь. Ведь на стихи поэтов Серебряного века писали песни, романсы.Звучит песня «Мне нравится, что Вы больны не мной…» на стихи Марины Цветаевой, музыка Микаэла Таривердиева  в исполнении Аллы Пугачевой из кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром».

Студенты подпевают.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0069/0004cee0-564418af/16/img22.jpg

 

– Марина Цветаева, действительно, не входила ни в одно из этих направлений.

Какие ещё поэты не являлись представителями ни символизма, ни акмеизма, ни футуризма? (Сергей Есенин, Николай Клюев, Максимилиан Волошин). Вне школ были следующие поэты: Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Иван Бунин и другие. Отлично!

Этап 4. Выполнение студентами творческих открытых заданий.

Творческое задание «Образы направлений»

Потихоньку звучит лирическая музыка.

Уважаемые гости ,сегодня у у вас есть уникальная возможность побыть художниками .

Задание: нарисовать образы направлений.

Защита творческих работ.

Уважаемые художники, представьте свои творения!

Рисунки студентов: Прекрасная Дама, Древо, Пламя.

Этап 5.Выполнение студентами исследовательских заданий.

-Дорогие друзья ,как хозяйка этого поэтического кафе я предлагаю вам прочитать стихотворения, написанные мною и одно из из них проанализировать

Читают стихи Анны Ахматовой,

Задание: найти выразительно-изобразительные средства языка и объяснить их роль в стихотворении.

Студенты  выбрали  стихотворение «Заплаканная осень ,как вдова» и проанализировали.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0069/0004cee0-564418af/16/img30.jpg

Анализ стихотворения.

- Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Заплаканная осень,как вдова» было написано после смерти ее мужа – Николая Степановича Гумилева.

Весь поэтический текст пронизан страданием ,скорбью, унынием… В первом четверостишии лирическая героиня-вдова сравнивается с осенью. Как известно, осень – это время умирания . Возникает  ассоциативный ряд: осень –  смерть – вдова. Данное время года в стихотворении олицетворено- осень заплаканная,она наделена человеческими  чувствами ,мыслями, эмоциями. Как и осень не перестает лить дожди, так и вдова не перестанет лить дожди , так и вдова не перестанет лить слезы, плакать,рыдать,горевать. Героиня лирического произведения в траурном наряде – одеждах черных ( эпитет ,инверсия). Художественные приемы подчеркивают внутреннее состояние женщины ,потерявшей супруга; метафора туман усиливает его и проводит параллель между человеческим миром (сквозь слезы не видно ничего ) и миром природы ( в тумане видна только даль). Женская душа омрачена ,опустошена; ее удел – вспоминать  и возвращаться к воспоминаниям, ее время – прошлое. И будет так ,пока снег не сменит дожди ,не придет тишина. С помощью  аллитерации (повторов согласных звуков т, с, З. Б меняется ритмическая организация стиха, художественная речь, с  помощью которых ей придается другое звучание, более энергичное, живое.

Когда читаешь стихотворение, обязательно сочувствуешь, сопереживаешь лирической героине Анны Ахматовой и, конечно же ,самой поэтессе.

Спасибо!

 https://myslide.ru/documents_7/92845f1524ab3222bbd4591b9ed12598/img1.jpg

Любимое стихотворение (читает хозяйка кафе)

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий зажигается огонь
На башенке озёрной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Анна Ахматова

 -Наша встреча подходит к концу. Послушайте небольшое пожелание на будущее:

   «Стихи не нужны недотёпам и нудным.
Сердца им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди:
Я это по личному опыту знаю».

Поэзия вдохновляет, одухотворяет нас, несёт свет, тепло в наш мир и делает его совершенным.

– Спасибо!

Этап 6. Рефлексия.

-Ребята, выразите ,пожалуйста ,свои чувства ,мысли ,эмоции…

Скажите ,каковы были ваши цели перед занятием и насколько удалось их реализовать ?

Перечислите трудности ,с которыми вы столкнулись?

Каким образом вы их преодолевали?

Каков главный результат для вас лично при изучении темы?

Что не получилось и почему?

Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы.

Что изменилось после проведения урока?

Результаты урока:

 Предметные: ребята поставили для себя познавательные задачи и выдвинули гипотезы, выступили устно с результатами своего опыта познания;

 Метапредметные: творчески применили информацию и презентовали ее, создали образовательные продукты;

Личностные: проявили свои индивидуальные способности, раскрыли личностный потенциал.

Творческие работы студентов: рисунки ,панно «Ветка рябины».  


 

ГБПОУ "Аграрный колледж" г.Дагестанские

ГБПОУ "Аграрный колледж" г.Дагестанские

Поурочная разработка по литературе на 2 курсе в группе №65

Поурочная разработка по литературе на 2 курсе в группе №65

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация; три стола, оформленные в встиле каждого направления ,свечи ,жемчуг, ананас, портреты поэтов, шкатулки , бумаги и наборы для рисования

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация; три стола, оформленные в встиле каждого направления ,свечи ,жемчуг, ананас, портреты поэтов, шкатулки , бумаги и наборы для рисования

ХОД УРОКА I. Организационный момент

ХОД УРОКА I. Организационный момент

Акмеисты»: Николай Гумилёв, Сергей

Акмеисты»: Николай Гумилёв, Сергей

Хозяйка кафе в недоумении, она спрашивает: «Где же

Хозяйка кафе в недоумении, она спрашивает: «Где же

Символисты выбирают голубую свечу , как цвет их скатерти, лежащей на столе, поскольку они старались уйти от реальности в мир иной, небесный, загадочный, мистический, таинственный

Символисты выбирают голубую свечу , как цвет их скатерти, лежащей на столе, поскольку они старались уйти от реальности в мир иной, небесный, загадочный, мистический, таинственный

Проверка творческого домашнего задания

Проверка творческого домашнего задания

Серебряная пристань и т.д

Серебряная пристань и т.д

Мне нравится, что Вы больны не мной…» на стихи

Мне нравится, что Вы больны не мной…» на стихи

Дорогие друзья ,как хозяйка этого поэтического кафе я предлагаю вам прочитать стихотворения, написанные мною и одно из из них проанализировать

Дорогие друзья ,как хозяйка этого поэтического кафе я предлагаю вам прочитать стихотворения, написанные мною и одно из из них проанализировать

Художественные приемы подчеркивают внутреннее состояние женщины ,потерявшей супруга; метафора туман усиливает его и проводит параллель между человеческим миром (сквозь слезы не видно ничего ) и…

Художественные приемы подчеркивают внутреннее состояние женщины ,потерявшей супруга; метафора туман усиливает его и проводит параллель между человеческим миром (сквозь слезы не видно ничего ) и…

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Что изменилось после проведения урока?

Что изменилось после проведения урока?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2021