ГБПОУ "Аграрный колледж" г.Дагестанские Огни ,
СП с. АХТЫ
Методическая разработка по литературе на тему:
"ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА"
Преподавателя Эмирбековой Л.А.
Поурочная разработка по литературе на 2 курсе в группе №65.
Тема : "Поэзия серебряного века"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;
нетрадиционный урок( урок - условно-ролевая игра " Поэтическое кафе").
Эпиграф: "...Этот мир очарований ,этот мир из серебра".
Цели и задачи:
формирование положительной мотивации к обучению через нетрадиционные интерактивные формы уроков литературы;
предметные:
помочь обучающимся перенести знания ,полученные на обычных уроках в новую нестандартную ситуацию и ориентироваться в ней ;
способствовать привитию интереса к творчеству гениальных поэтов Серебряного века ,развитию навыков выразительного чтения и размышления при прочтении поэтических текстов ,развитию навыков анализа лирических произведений ;
способствовать развитию умения понимать информацию ,воспроизводить ее, а также создавать на ее основе собственные выводы и обобщения;
межпредметные:
способствовать развитию умения концентрироваться во время учебной деятельности, выполнять самостоятельно задания; способствовать развитию умения владеть навыками активного слушания и высказывания в ходе диалога ;
способствовать развитию необходимых современному человеку личностных качеств, формированию психологической грамотности , культуры мышления и по поведения ; принимать решения с опорой на морально- нравственные принципы ,осознавать ценность общения с другими людьми, понимать ценность выстраивания отношений в группе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация; три стола, оформленные в встиле каждого направления ,свечи ,жемчуг, ананас, портреты поэтов, шкатулки , бумаги и наборы для рисования.
Формы и методы обучения: коллективно-групповая деятельность; метод творческого чтения, исследовательский метод; выразительное чтение, беседа, анализ ,работа с поэтическим текстом, творческие задания.
Ожидаемые результаты урока:
предметные: научиться ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы ,выступать устно с результатами своего опыта познания ;
межпредметные: уметь творчески применять информацию и презентовать ее, создавать образовательные продукты ;личностные: развиватььсвои индивидуальные способности ,раскрывать личностный потенциал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит лирическая музыка .
– Здравствуйте, уважаемые гости! Как хозяйка этого поэтического кафе, я рада вас приветствовать здесь и предлагаю вам войти в «тот мир очарований, в тот мир из серебра» и вновь соприкоснуться с эпохой начала XX века!
Ребята, сформулируйте вопросы к эпиграфу или продолжите его по-своему.
Выберите из перечней из перечня целей те, которые отвечают вам:
-понять поэзию Серебряного века;
-составить собственное представление о модернизме и его основных течениях;
-ощутить себя в новом качестве;
-проявить и развить свои способности (художественные поэтические ,актерские, музыкальные ,прикладные);
-выполнить самостоятельно творческие задания;
-свой вариант цели.
Представление гостей
Хозяйка кафе: «Кто же сегодня посетил наш салон ,наше ,поэтическое кафе?
На столиках лежат портреты поэтов.
1 столик – «Символисты»: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Иннокентий Анненский.
2 столик – «Акмеисты»: Николай Гумилёв, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич, Анна Ахматова (место пустует).
3 столик – «Футуристы»: Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Давид Бурлюк, Алексей Кручёных.
Хозяйка кафе в недоумении, она спрашивает: «Где же Анна Ахматова?»
«Вы здесь», – отвечают ей гости.
Ахматова: «Как вы догадались, что это я?»
Учащиеся: «Ваш стиль соответствует образу великой поэтессы: тёмные
одежды, туфли, шаль, чётки, волосы, собранные в пучок…».
Символисты :Азизов Ислам.
Акмеисты: Селимова Жаминат.
Футуристы: Велиев Рагим.
– Молодцы! А теперь прочтите кто-нибудь за столиком одно из своих стихотворений.
– Спасибо! Я тоже прочту вам стихотворение чуть позже.
Этап 2. Выполнение студентами открытых заданий.
Оформление кафе
– Вы сидите за столиками, которые оформлены в стиле своего направления: символизма, акмеизма и футуризма. Помогите мне, пожалуйста, дооформить наше кафе – расставьте на столики недостающие предметы: голубая свеча, жемчуг, ананас.
Символисты выбирают голубую свечу, как цвет их скатерти, лежащей на столе, поскольку они старались уйти от реальности в мир иной, небесный, загадочный, мистический, таинственный. В строках Александра Блока и других поэтов преобладают свечи: «Я, отрок, зажигающий свечи, огонь кадильный берегу…», «Робко пламя церковной свечи у заутрени бледной зажгу», «Там жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красных лампад» и т.д. Поэзия символистов носит интровертный характер: это стихи для избранных. Говоря метафорическим языком, поэзия – Тайна, Мечта, Сон. Она туманна, размыта, расплывчата, неясна, неявна, отвлечённа, иллюзорна.
Столик акмеистов покрыт тёмно-зелёной скатертью. Их поэзия земная, конкретная, чёткая, существенная, материальная, весомая. Говоря метафорическим языком, поэзия – Камень, Древо. Акмеисты выбирают чётки, поскольку яркой представительницей этого направления – Анной Ахматовой написаны многие стихотворения, вошедшие в сборник «Чётки»; сама поэтесса носила их, молитвенно перебирая.
Поэзия футуристов носит экстравертный характер. Поэты стремились бросить вызов обществу: «снять Пушкина, Толстого, Достоевского с парохода современности», печатались на обойной бумаге, в кабачках поднимали рояль к потолку и т.д. Лирика их эпатажная, шокирующая, вызывающая, необычная, причудливая, экзотическая. Говоря метафорическим языком, поэзия – Пламя, Вулкан, Стихия. Столик их покрыт ярко-жёлтой тканью, чтобы привлечь всеобщее внимание. В строках некоторых представителей присутствует ананас (экзотический фрукт), поэтому ребята и выбирают данный предмет: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй!» (Владимир Маяковский), «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро!» (Игорь Северянин).
Проверка творческого домашнего задания. Защита своего столика.
Задание: разработать собственный вариант оформления кафе,назвать недостающие предметы. Исходя из своего опыта,дать собственное определение понятиям «символизм», «акмеизм», «футуризм», выстроить ассоциативный ряд или назвать метафоры.
Выбор названия кафе
– Уважаемые гости, у нашего поэтического кафе нет названия. Пожалуйста, подумайте, пофантазируйте и предложите от каждого столика своё название, объединяющее все три направления, и объясните свой выбор.
Варианты:
- Ребята, действительно, поэты Серебряного века объединялись в группы и читали свои стихи в литературных кабачках, кафе, кабаре. Одним из таких заведений того времени был известный кабачок Бродячая собака – один из центров культурной жизни поэтов того времени ,а также «Привал комедиантов», «Стойло Пегаса», «Домино»...
А мы с вами находимся в поэтическом кафе… «Серебряная пристань».
Выбор названия кафе делают сами студенты. Преподаватель фиксирует запись на слайде.
Молодцы!
Этап 3. Музыкальная пауза.
Хозяйка кафе берёт со стола ветку рябины и в задумчивости читает строки: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась». С именем какой поэтессы у вас ассоциируется образ ветки рябины? (Марина Цветаева)
В поэтическом кафе хочется не только читать стихотворения, но и петь. Ведь на стихи поэтов Серебряного века писали песни, романсы.Звучит песня «Мне нравится, что Вы больны не мной…» на стихи Марины Цветаевой, музыка Микаэла Таривердиева в исполнении Аллы Пугачевой из кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром».
Студенты подпевают.
– Марина Цветаева, действительно, не входила ни в одно из этих направлений.
Какие ещё поэты не являлись представителями ни символизма, ни акмеизма, ни футуризма? (Сергей Есенин, Николай Клюев, Максимилиан Волошин). Вне школ были следующие поэты: Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Иван Бунин и другие. Отлично!
Этап 4. Выполнение студентами творческих открытых заданий.
Творческое задание «Образы направлений»
Потихоньку звучит лирическая музыка.
Уважаемые гости ,сегодня у у вас есть уникальная возможность побыть художниками .
Задание: нарисовать образы направлений.
Защита творческих работ.
Уважаемые художники, представьте свои творения!
Рисунки студентов: Прекрасная Дама, Древо, Пламя.
Этап 5.Выполнение студентами исследовательских заданий.
-Дорогие друзья ,как хозяйка этого поэтического кафе я предлагаю вам прочитать стихотворения, написанные мною и одно из из них проанализировать
Читают стихи Анны Ахматовой,
Задание: найти выразительно-изобразительные средства языка и объяснить их роль в стихотворении.
Студенты выбрали стихотворение «Заплаканная осень ,как вдова» и проанализировали.
Анализ стихотворения.
- Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Заплаканная осень,как вдова» было написано после смерти ее мужа – Николая Степановича Гумилева.
Весь поэтический текст пронизан страданием ,скорбью, унынием… В первом четверостишии лирическая героиня-вдова сравнивается с осенью. Как известно, осень – это время умирания . Возникает ассоциативный ряд: осень – смерть – вдова. Данное время года в стихотворении олицетворено- осень заплаканная,она наделена человеческими чувствами ,мыслями, эмоциями. Как и осень не перестает лить дожди, так и вдова не перестанет лить дожди , так и вдова не перестанет лить слезы, плакать,рыдать,горевать. Героиня лирического произведения в траурном наряде – одеждах черных ( эпитет ,инверсия). Художественные приемы подчеркивают внутреннее состояние женщины ,потерявшей супруга; метафора туман усиливает его и проводит параллель между человеческим миром (сквозь слезы не видно ничего ) и миром природы ( в тумане видна только даль). Женская душа омрачена ,опустошена; ее удел – вспоминать и возвращаться к воспоминаниям, ее время – прошлое. И будет так ,пока снег не сменит дожди ,не придет тишина. С помощью аллитерации (повторов согласных звуков т, с, З. Б меняется ритмическая организация стиха, художественная речь, с помощью которых ей придается другое звучание, более энергичное, живое.
Когда читаешь стихотворение, обязательно сочувствуешь, сопереживаешь лирической героине Анны Ахматовой и, конечно же ,самой поэтессе.
Спасибо!
Любимое стихотворение (читает хозяйка кафе)
Я научилась просто, мудро
жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий зажигается огонь
На башенке озёрной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Анна Ахматова
-Наша встреча подходит к концу. Послушайте небольшое пожелание на будущее:
«Стихи не нужны недотёпам
и нудным.
Сердца им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди:
Я это по личному опыту знаю».
Поэзия вдохновляет, одухотворяет нас, несёт свет, тепло в наш мир и делает его совершенным.
– Спасибо!
Этап 6. Рефлексия.
-Ребята, выразите ,пожалуйста ,свои чувства ,мысли ,эмоции…
Скажите ,каковы были ваши цели перед занятием и насколько удалось их реализовать ?
Перечислите трудности ,с которыми вы столкнулись?
Каким образом вы их преодолевали?
Каков главный результат для вас лично при изучении темы?
Что не получилось и почему?
Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы.
Что изменилось после проведения урока?
Результаты урока:
Предметные: ребята поставили для себя познавательные задачи и выдвинули гипотезы, выступили устно с результатами своего опыта познания;
Метапредметные: творчески применили информацию и презентовали ее, создали образовательные продукты;
Личностные: проявили свои индивидуальные способности, раскрыли личностный потенциал.
Творческие работы студентов: рисунки ,панно «Ветка рябины».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.