ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 02.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Иконка файла материала 4.docx
ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ Цель деятельности учителя: формировать у обучающихся представления о нравственных   нормах   отношений   с   окружающими:   доброжелательности, милосердии, честности, правдивости.  Педагогические задачи: воспитывать стремление и умение помогать людям, развивать   представления   о   добре   и   зле;   формировать   понимание   важности вежливого отношения к окружающим людям. Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное   понимание   социальной   реальности   и   повседневной   жизни, приобретение школьниками социальных знаний. Планируемые результаты: Предметные: научатся проявлять стремление совершать добрые дела, вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения. Личностные:  проявляют познавательный  интерес к учебному мате­риалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов деятельности. Метапредметные (универсальные учебные действия):  – познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия;   внимательно   слушают;   строят   речевые   высказывания   в   устной   и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции;  – коммуникативные  –  слушают   ответы   одноклассников,   считаясь   с   их мнением,   тактично,   корректно   и   аргументированно   высказывают   свою   точку зрения,   отличную   от   мнения   партнера,   но   понятную   ему,   задавая   вопросы учителю   и   одноклассникам,   черпают   нужную   для   решения   учебной   задачи информацию;  – регулятивные  –   принимают   и   сохраняют   задачу;   планируют   действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности. О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы :  мультимедийная   презентация;  толковый словарь С. И. Ожегова;  плакаты: «Добро есть жизнь.  (Н. Федоров)», «Зло есть грубейшая   форма   невежества.  (Н.   Рерих)»,   «Доброта   –   это   солнце,   которое согревает   душу   человека.  (М.   Пришвин)»;   запись   песни   «Улыбка»  (муз.   В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а : сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (в словарях найти определения слов «добро» и«зло», подготовить пословицы и поговорки о добре, написать сочинение на тему «Доброта спасет мир!»). Х о д   з а н я т и я Твори добро на всей земле, Твори добро другим во благо Не за красивое «спасибо» Услышавшего тебя рядом. А. Медведев I. Вступительное слово. П е д а г о г . Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Сегодня наш клубный час пройдет в форме диспута, на тему «Поговорим о доброте». Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.  Я хочу прочитать вам маленькое стихотворение. ДОБРОТА В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час, Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, В доме столько доброты… Л. Николаенко II. Основная часть. П е д а г о г . Понятие «доброта» толковый словарь С. И. Ожегова определяет так: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим». Подберите   слова,  которые   близки   по   значению   к   слову   «доброта». (Милосердие,   сострадание,   нежность,   любовь,   чуткость,   сопереживание, сочувствие.) У ч е н и к   1.  «Спешите   делать   добро».   Эти   красивые   меткие   слова принадлежат  главному врачу  московских тюремных больниц  Ф.  П. Гаазу.  Он очень много делал для облегчения условий жизни заключенных.Он боролся за улучшение жизни узников: добился освобождения от кандалов стариков   и   больных,   упразднения   в   Москве   железного   прута,   к   которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь, отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов. Гааз постоянно принимал и снабжал лекарствами бедных больных,   боролся   за   отмену   права   помещиков   ссылать   крепостных.   Все   его сбережения ушли на благотворительность. Призыв «Спешите делать добро» высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 г. в Москве, в переулке Мечникова. У ч е н и к   2.  Знаете   ли   вы   историю   слова   «добро»?   Это   слово   является исконно русским. Доброта всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. О чем они говорят? •  Не одежда красит человека, а его добрые дела. (Не только слова, но и дела должны быть добрыми.) •  Доброе слово лечит, злое калечит. •  Злой не верит, что есть добрый. •  Добрая слава лежит, а худая бежит. •   Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.  У ч е н и к  3. Такая истина бытует:  Добра не делай – зла не будет,  С обидой в сердце трудно жить,  Добром за зло умей платить. Тот, кто добро творить умеет,  Зла сотворить уже не смеет, Дари, дружок, добро дари. Ф. Соколова У ч е н и к   4.  Добрые   чувства   проявляются   у   людей   уже   в   детстве:   это человечность,   доброта,   ласка,   внимательность,   сочувствие.   Они   рождаются   в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если человек мучает в детстве животных, можно со стопроцентной гарантией утверждать, что позже он будет мучить и людей, только по­другому. Доброта без разума пуста. Недаром поэт С. Я. Маршак призывает: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет». У ч е н и к  5. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV в. до н. э. древнегреческий философПлатон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».   Эту   мысль   продолжил   в   I   веке   н.   э.   римский   философ   Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свои выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя – живи для других». П е д а г о г .   Ребята,   давайте   вместе   подумаем   и   скажем,   почему   философ высказал такую мысль, что он хотел этим сказать? У ч е н и к  6. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, в результате остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания. У ч е н и к  7. Человек, который думает только о себе – эгоист. Он никогда не окажет помощи в трудную минуту. У ч е н и к  8. Такой человек не может понять других людей и общаться с ним неинтересно. П е д а г о г . Какого человека мы можем назвать добрым? У ч е н и к   9. Того, кто всегда доброжелателен к людям, который думает не только о себе. У ч е н и к   10. Добрый человек – это тот, кто делает добрые дела с добрым чувством и ничего не требует взамен. П е д а г о г .   Человек,   который   делает   доброе   другим,   чувствует   себя счастливым. Напротив, себялюбец – несчастлив. У ч е н и к   1.  Иван   Сергеевич   Тургенев   писал:   «Себялюбивый   человек засыхает, словно одинокое дерево». У ч е н и к   2.  Многие   поэты   и   писатели   высказывались   о   доброте.   Вот некоторые изречения: •   Истинная  доброта  заключается  в  благожелательном  отношении  к  людям (Жан­Жак Руссо).  •   Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других (Лев Толстой). У ч е н и к   3.  Доброе дело – это помощь старшим, младшим. Делать добрые дела – это очень приятно и благородно.  С   давних     времен     на     Руси     была     прекрасная   традиция   –   меценатство (благотворительность).  Мамонтовы,  Демидовы,  Морозовы,  Третьяковы – это фамилии купцов, банкиров, фабрикантов, которые были очень богатыми людьми и   на   свои   деньги   строили   дома,   школы   для   бедных,   открывали   картинные галереи, потому что любили свою землю, свою Родину.У ч е н и к   4.  Доброе дело – это прежде всего помощь людям. Надо всегда помогать пожилым, инвалидам. Нельзя оставаться в стороне, увидев  человека, который нуждается в помощи, как физически, так и морально. У ч е н и к  5. СЕДИНА У седины есть свойство не одно – Ей властно всё: и муза, и вино,  И женщины бескрайняя любовь,  Рождение, смерть И пролитая кровь...  В ней нет лукавства, Фальши и сомненья, В ней мудрости и выдержки – вдвойне! Жаль, только, не хватает уваженья  Порою к старикам... И седине!  П. Плюхин Помните: старость уважается у всех народов. П е д а г о г .  А зачем мы с вами говорим друг другу добрые слова? Чем они нам помогают? Ответом на эти вопросы станет такое стихотворение.  У ч е н и к  1. Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами. А может, не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. М. Лисянский П е д а г о г .   А   теперь   поиграем   в   игру   «Собери   пословицу».   Дано   начало пословицы, нужно найти ее продолжение и объяснить значение. Доброе слово лечит,                  добром платят. Добрая слава лежит,                  злое – калечит. Доброта нигде не теряет           пуста. Доброта без разума                    а худая бежит.За доброго человека                  тому и жизнь мила. Кто любит добрые дела,            сто рук. За добрые дела                           своего достоинства. III. Подведение итогов (рефлексия). П е д а г о г .   Надо   учиться   добру.   Вот   лишь   некоторые   советы,   которые, возможно, помогут вам в постижении этой трудной науки. •   Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. •  Помните о «законе отзеркаливания»: как вы относитесь к людям, так и они к вам. Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям, и вам просто не смогут не ответить тем же. Глядишь, светлых лиц станет больше, а значит, и общество наше посветлеет. •    Предполагайте   в   людях   только   хорошее.   Человек,   в   которого   верят   и которого считают хорошим, обязательно станет таким. •    Не   обижайтесь.   Надо   уметь   прощать,   не   копить   в   себе   зло,   не   быть мстительным, ведь обида разрушает жизнь.  Да, быть добрым очень трудно. Добрые дела делаются не для себя, а для кого­то, а это значит, что человеку надо уделить внимание, потратить время и силы. Доброта, милосердие в течение столетий помогали человеку: проявляя их, легче жить, общаться друг с другом, это общение приносит радость. Так жить следует каждому из нас. Я желаю вам подумать над услышанными советами и руководствоваться ими в жизни. А если это так и будет, значит, сегодняшняя наша встреча не прошла напрасно. У ч е н и к  1. Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту! А. Чепуров