В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ
Цель деятельности учителя: формировать у обучающихся представления о
нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности,
милосердии, честности, правдивости.
Педагогические задачи: воспитывать стремление и умение помогать людям,
развивать представления о добре и зле; формировать понимание важности
вежливого отношения к окружающим людям.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности:
первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни,
приобретение школьниками социальных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся проявлять стремление совершать добрые дела, вести
рассуждение, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: проявляют познавательный интерес к учебному материалу,
испытывают моральное удовлетворение от результатов деятельности.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
– познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме
занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и
письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции;
– коммуникативные – слушают ответы одноклассников, считаясь с их
мнением, тактично, корректно и аргументированно высказывают свою точку
зрения, отличную от мнения партнера, но понятную ему, задавая вопросы
учителю и одноклассникам, черпают нужную для решения учебной задачи
информацию;
– регулятивные – принимают и сохраняют задачу; планируют действия
согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : мультимедийная презентация; толковый
словарь С. И. Ожегова; плакаты: «Добро есть жизнь. (Н. Федоров)», «Зло есть
грубейшая форма невежества. (Н. Рерих)», «Доброта – это солнце, которое
согревает душу человека. (М. Пришвин)»; запись песни «Улыбка» (муз. В.
Шаинского, сл. М. Пляцковского).
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а : сообщить тему мероприятия, предложить
выполнить специальное задание (в словарях найти определения слов «добро» и«зло», подготовить пословицы и поговорки о добре, написать сочинение на тему
«Доброта спасет мир!»).
Х о д з а н я т и я
Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо
Не за красивое «спасибо»
Услышавшего тебя рядом.
А. Медведев
I. Вступительное слово.
П е д а г о г . Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям.
Сегодня наш клубный час пройдет в форме диспута, на тему «Поговорим о
доброте». Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Я хочу прочитать вам маленькое стихотворение.
ДОБРОТА
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты…
Л. Николаенко
II. Основная часть.
П е д а г о г . Понятие «доброта» толковый словарь С. И. Ожегова определяет
так: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
сделать добро другим».
Подберите слова,
которые близки по значению к слову «доброта».
(Милосердие, сострадание, нежность, любовь, чуткость, сопереживание,
сочувствие.)
У ч е н и к 1. «Спешите делать добро». Эти красивые меткие слова
принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф. П. Гаазу. Он
очень много делал для облегчения условий жизни заключенных.Он боролся за улучшение жизни узников: добился освобождения от кандалов
стариков и больных, упразднения в Москве железного прута, к которому
приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь, отмены бритья половины
головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа
для детей арестантов. Гааз постоянно принимал и снабжал лекарствами бедных
больных, боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных. Все его
сбережения ушли на благотворительность.
Призыв «Спешите делать добро» высечен на постаменте памятника доктору,
установленного в 1909 г. в Москве, в переулке Мечникова.
У ч е н и к 2. Знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является
исконно русским. Доброта всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем
судить по огромному количеству пословиц и поговорок. О чем они говорят?
• Не одежда красит человека, а его добрые дела. (Не только слова, но и дела
должны быть добрыми.)
• Доброе слово лечит, злое калечит.
• Злой не верит, что есть добрый.
• Добрая слава лежит, а худая бежит.
• Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у
негодяя.
У ч е н и к 3. Такая истина бытует:
Добра не делай – зла не будет,
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари.
Ф. Соколова
У ч е н и к 4. Добрые чувства проявляются у людей уже в детстве: это
человечность, доброта, ласка, внимательность, сочувствие. Они рождаются в
труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира.
Если человек мучает в детстве животных, можно со стопроцентной гарантией
утверждать, что позже он будет мучить и людей, только подругому.
Доброта без разума пуста. Недаром поэт С. Я. Маршак призывает: «Пусть
будет добрым ум у вас, а сердце умным будет».
У ч е н и к 5. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают
основу человеческого счастья. Уже в IV в. до н. э. древнегреческий философПлатон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное
счастье». Эту мысль продолжил в I веке н. э. римский философ Сенека:
«Человек, который думает только о себе и ищет во всем свои выгоды, не может
быть счастлив. Хочешь жить для себя – живи для других».
П е д а г о г . Ребята, давайте вместе подумаем и скажем, почему философ
высказал такую мысль, что он хотел этим сказать?
У ч е н и к 6. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, в
результате остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.
У ч е н и к 7. Человек, который думает только о себе – эгоист. Он никогда не
окажет помощи в трудную минуту.
У ч е н и к 8. Такой человек не может понять других людей и общаться с ним
неинтересно.
П е д а г о г . Какого человека мы можем назвать добрым?
У ч е н и к 9. Того, кто всегда доброжелателен к людям, который думает не
только о себе.
У ч е н и к 10. Добрый человек – это тот, кто делает добрые дела с добрым
чувством и ничего не требует взамен.
П е д а г о г . Человек, который делает доброе другим, чувствует себя
счастливым. Напротив, себялюбец – несчастлив.
У ч е н и к 1. Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбивый человек
засыхает, словно одинокое дерево».
У ч е н и к 2. Многие поэты и писатели высказывались о доброте. Вот
некоторые изречения:
• Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям
(ЖанЖак Руссо).
• Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других
(Лев Толстой).
У ч е н и к 3. Доброе дело – это помощь старшим, младшим. Делать добрые
дела – это очень приятно и благородно.
С давних времен на Руси была прекрасная традиция – меценатство
(благотворительность). Мамонтовы, Демидовы, Морозовы, Третьяковы – это
фамилии купцов, банкиров, фабрикантов, которые были очень богатыми людьми
и на свои деньги строили дома, школы для бедных, открывали картинные
галереи, потому что любили свою землю, свою Родину.У ч е н и к 4. Доброе дело – это прежде всего помощь людям. Надо всегда
помогать пожилым, инвалидам. Нельзя оставаться в стороне, увидев человека,
который нуждается в помощи, как физически, так и морально.
У ч е н и к 5.
СЕДИНА
У седины есть свойство не одно –
Ей властно всё: и муза, и вино,
И женщины бескрайняя любовь,
Рождение, смерть
И пролитая кровь...
В ней нет лукавства,
Фальши и сомненья,
В ней мудрости и выдержки – вдвойне!
Жаль, только, не хватает уваженья
Порою к старикам...
И седине!
П. Плюхин
Помните: старость уважается у всех народов.
П е д а г о г . А зачем мы с вами говорим друг другу добрые слова? Чем они
нам помогают? Ответом на эти вопросы станет такое стихотворение.
У ч е н и к 1. Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
П е д а г о г . А теперь поиграем в игру «Собери пословицу». Дано начало
пословицы, нужно найти ее продолжение и объяснить значение.
Доброе слово лечит, добром платят.
Добрая слава лежит, злое – калечит.
Доброта нигде не теряет пуста.
Доброта без разума а худая бежит.За доброго человека тому и жизнь мила.
Кто любит добрые дела, сто рук.
За добрые дела своего достоинства.
III. Подведение итогов (рефлексия).
П е д а г о г . Надо учиться добру. Вот лишь некоторые советы, которые,
возможно, помогут вам в постижении этой трудной науки.
• Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к
вам.
• Помните о «законе отзеркаливания»: как вы относитесь к людям, так и они
к вам. Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям, и
вам просто не смогут не ответить тем же. Глядишь, светлых лиц станет больше, а
значит, и общество наше посветлеет.
• Предполагайте в людях только хорошее. Человек, в которого верят и
которого считают хорошим, обязательно станет таким.
•
Не обижайтесь. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть
мстительным, ведь обида разрушает жизнь.
Да, быть добрым очень трудно. Добрые дела делаются не для себя, а для
когото, а это значит, что человеку надо уделить внимание, потратить время и
силы.
Доброта, милосердие в течение столетий помогали человеку: проявляя их,
легче жить, общаться друг с другом, это общение приносит радость. Так жить
следует каждому из нас. Я желаю вам подумать над услышанными советами и
руководствоваться ими в жизни. А если это так и будет, значит, сегодняшняя
наша встреча не прошла напрасно.
У ч е н и к 1. Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
А. Чепуров