Поиск информации.

  • Разработки курсов
  • doc
  • 09.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: научиться находить достоверную информацию в сети Интернет по интересующему вопросу, развивать критическое мышление; формировать умение работать в группе. Выведение новых понятий: код, кодирование, декодирование. Применение опорных понятий: информация, действия с информацией (хранение, обработка, получение, передача). Формирование универсальных учебных действий
Иконка файла материала Поиск информации.doc

Урок 12. 5 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ___________

Тема урока: «Поиск информации. Пр №15 «Ищем информацию в сети Интернет». Кодирование информации. Способы кодирования».

Цель урока: научиться находить достоверную информацию в сети Интернет по интересующему вопросу, развивать критическое мышление; формировать умение работать в группе.

Выведение новых понятий: код, кодирование, декодирование. Применение опорных понятий: информация, действия с информацией (хранение, обработка, получение, передача). Формирование универсальных учебных действий.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие «поздоровайся глазами», создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

II. Актуализация знаний

Прежде, чем приступить к практической деятельности, нам необходимо познакомиться с новыми понятиями и новыми терминами, связанными с использованием компьютерной сети Интернет.

На компьютерах, которые образуют мировую сеть Интернет, хранится огромное количество информации. Но как найти нужные сведения?

В Интернете существуют специальные поисковые машины, которые помогают пользователю в решении этой задачи.

Поисковая система – сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете. На сегодняшний день существует немало поисковых систем. Приведем примеры наиболее распространенных.

Каждый пользователь для поиска информации может выбрать любую из названных поисковых систем. Мы более подробно остановимся на одной из них – это Яндекс. Чтобы войти в эту систему, нужно набрать в адресном поле браузера адрес Yandex.ru и нажать клавишу <Enter>.

Браузер – специальная программа для просмотра сайтов, которая копирует с сервера код страницы на экран ПК. (программа, которая позволяет смотреть электронные гипертекстовые документы) покажет страничку Яндекс.

На страничке отображается Строка адреса поисковой машины, Название поисковой машины, Установка типа документа, Поле запроса.

Большинство поисковых систем имеют строку для ввода специальных запросов по поиску информации (фразы поиска). Сюда можно записать логически объединённые между собой слова и нажать имеющуюся рядом кнопку Поиск, Найти. Начинается поиск. Его результаты отображаются на странице Яндекс. Поисковая система Яндекс показывает ссылки на те документы Интернета, в которых она обнаружила искомую фразу.

Удобство такого поиска состоит в том, что сразу выдаются ссылки на нужные странички. На правильно сформулированный вопрос практически всегда можно получить в Internet ответ. Надо только научиться правильно задавать вопросы, и поток искомой информации вам обеспечен. При работе в Internet нельзя забывать, что вы задаете вопрос не человеку, а машине, которая анализирует информацию в зависимости от заложенных в нее алгоритмов. Поэтому при осуществлении поиска информации нужно соблюдать следующие правила:

Правило № 1 «Поиск слова»

Если нужно найти информацию по какой-либо теме, выраженной одним словом, запишите его в строку поиска и нажмите расположенную рядом кнопку (обычно называется – Поиск). При поиске могут возникнуть следующие проблемы: Найдено слишком много не подходящих ссылок или среди найденных нет ни одной нужной. Решение проблемы: gопробуйте изменить запрос, дописав уточняющее слово. Используйте синонимы слов.

Правило № 2 «Поиск нескольких отдельных слов»

Если в запросе вводить несколько слов, поисковая система найдёт странички, содержащие эти слова недалеко друг от друга. Если найдено мало ссылок, возможно, вы ошиблись в каком-либо слове. Исправьте ошибку. Попробуйте записать поменьше слов в запросе.

В сети Интернет можно осуществлять поиск по картинкам. Любую понравившуюся картинку можно скопировать себе: в свою папку, в текущий рабочий текущий документ, для этого:

1. Наведите мышку на выбранную картинку, щелкните правой кнопкой мыши.

2. В появившемся контекстном меню выберите команду «Копировать» или «Сохранить изображение как» в свою папку.

3. Откройте документ тот, куда хотите вставить картинку.

4. И также вызвав контекстное меню, выберете команду «Вставить».

Выделим главное:

  1. На компьютерах, которые образуют мировую сеть Интернет, хранится огромное количество информации.
  2. В Интернете существуют специальные поисковые машины, которые помогают пользователю в решении этой задачи.
  3. Поисковая машина – сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете.
  4. Большинство поисковых систем имеют строку для ввода специальных запросов по поиску информации (фразы поиска).
  5. Результат поиска информации (текст, изображение) можно копировать в собственный документ.

Кодирование информации.

Информация, которую мы получаем из окружающего мира, поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы.

Это свет, звук, запах, касания; это слова, значки, символы, жесты и движения.

Для того чтобы произошла передача информации, мы должны не только принять сигнал от кого-то, но и расшифровать его.

Так, услышав звонок будильника, человек понимает, что пришло время просыпаться;

телефонный звонок — кому-то нужно с нами поговорить;

школьный звонок сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Код — это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.

Обратное преобразование называется декодированием.

Декодирование — это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Существует три основных способа кодирования информации:

·            Числовой способ — с помощью чисел.

·            Символьный способ — информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст.

·            Графический способ — информация кодируется с помощью рисунков или значков. 

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так,

·     числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами и др.

slide_13 - Copy.jpg

·          для общения и письма мы используем код — русский язык, в Китае — китайский и т.д.

slide_13.jpg

·                   с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий звук, закодированный с помощью графика.

1353840707_61983221_33493521_music2.jpg

·              часто бывает так, что информацию надо сжать и представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограммы, например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге. 

1_clip_image010.jpg

 Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся:

·          азбука Брайля,

·          азбука Морзе,

·          семафорная азбука и др.

 Методами шифрования занимается специальная наука — криптография.

III. Формулировка практического задания

«Работа 15. Ищем информацию в сети Интернет».

Напоминает учащемуся, что на столе у него есть учебник, который содержит алгоритм выполнения заданий 1-3, стр.171-172.

Кодирование информации:

Задание 1.

hello_html_m38690989.jpg

Закодируйте тему  урока: _______________________________________________________________

Задание 2.

Дана кодовая таблица:

hello_html_m5e054e63.gif

Какое слово здесь закодировано?

 

hello_html_m6dd4948.gifhello_html_m5f8885fa.gifhello_html_m1bedc862.gifhello_html_m2276e617.gif_____________________________

Задание 3.

Декодируй следующую запись:

hello_html_4d23ab8.gifhello_html_m3ecefa40.gifhello_html_m302e8930.gifhello_html_774b0ee5.gifhello_html_449f9bca.gif

Ниже дана кодовая таблица азбуки Морзе.

Справка: Азбука Морзе - способ кодирования  информации последовательностью длинных и коротких сигналов, "точка" (короткий сигнал) и "тире" (длинный сигнал).

hello_html_1b6044ec.gif

Задание 4.

Закодируй с помощью представленного выше кода:

- Своё ФИО

- Название школы, класс (словами), любимого школьного предмета.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
– Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

- Домашнее задание.

Глоссарий

Интернет — всемирная компьютерная сеть.

Браузер – специальная программа для просмотра сайтов, которая копирует с сервера код страницы на экран ПК. (программа, которая позволяет смотреть электронные гипертекстовые документы) покажет страничку Яндекс.

Поисковая система сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете.

Запрос (ключевое слово)-  логически объединённые между собой слова для поиска нужной информации.

Релевантность (от англ. relevancy) - это степень соответствия документа запросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кодирование информации:

Задание 1.

hello_html_m38690989.jpg

Закодируйте тему  урока: _______________________________________________________________

Задание 2.

Дана кодовая таблица:

hello_html_m5e054e63.gif

Какое слово здесь закодировано?

 

hello_html_m6dd4948.gifhello_html_m5f8885fa.gifhello_html_m1bedc862.gifhello_html_m2276e617.gif_____________________________

Задание 3.

Декодируй следующую запись:

hello_html_4d23ab8.gifhello_html_m3ecefa40.gifhello_html_m302e8930.gifhello_html_774b0ee5.gifhello_html_449f9bca.gif

Ниже дана кодовая таблица азбуки Морзе.

Справка: Азбука Морзе - способ кодирования  информации последовательностью длинных и коротких сигналов, "точка" (короткий сигнал) и "тире" (длинный сигнал).

hello_html_1b6044ec.gif

Задание 4.

Закодируй с помощью представленного выше кода:

- Своё ФИО

- Название школы, класс (словами), любимого школьного предмета.