ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка
ЛЕКЦИИ №12
ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩЕГО МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ
МДК: 01.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Раздел 1. Решение проблем пациента путем сестринского ухода
Тема 1.1. ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ПРИЗНАКИ УХУДШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА
Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2
(базовый уровень)
Купино
2020
РАССМОТРЕНО
ПЦМК профессиональных модулей
ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум»
протокол от__________ №
Автор - составитель: преподаватель ПМ. 04. Выполнение работ по должности Служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными квалификационная категория – первая.
Романькова Тамара Андреевна.
Пояснительная записка
к методической разработке ПМ. 04. Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными по теме: Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента
Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента.
Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен
знать:
- способы реализации сестринского ухода;
- технологии выполнения медицинских услуг;
Формируемые компетенции:
- П.К. 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
- П.К. 4. 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
- П.К. 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.
- П.К. 4. 5. Оформлять медицинскую документацию.
- П.К. 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ОК 1 – 8.
Методы и формы, используемые на занятии: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента
Место проведения кабинет
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.
Цели занятия:
1.Образовательная: После изучение темы студент должен знать: определение целей и планирование видов и объема сестринских вмешательств с медицинской сестрой. Виды и элементы целей сестринского ухода. Требования к постановке целей.
Осуществление запланированного ухода, объем сестринских вмешательств. Категории сестринских вмешательств. Потребность пациента в помощи. Методы сестринских вмешательств. Требование к реализации плана.
Проведение текущей итоговой оценки сестринской деятельности. Варианты оценки цели сестринского ухода. Система внутреннего аудита, внешнего аудита. Качество медицинской помощи. Правила информирования об изменениях в состоянии пациента. Документация сестринского процесса. Сроки доставки деловой и медицинской документации.
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
Знать:
- способы реализации сестринского ухода;
- технологии выполнения медицинских услуг;
- П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
- П.К. 4. 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
- П.К. 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.
- П.К. 4. 5. Оформлять медицинскую документацию.
- П.К. 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
Междисциплинарная интеграция: ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.
Внутри дисциплинарная интеграция: Теоретические основы сестринского дела, как способ реализации сестринского ухода, Сестринский процесс, как способ реализации сестринского ухода.
Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.
Внеаудиторная работа: Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011. Стр. 186- 197. Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011 стр.147- 162. стр.186-197. Оформление учебной документации по сестринскому процессу.
Основные источники:
Учебники (основная литература)
Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону «Феникс» 2011 стр. 5-64. Л.И. Кулешова, Е. В. Путоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.
Дополнительные источники:
1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. -2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.
2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. –Ростов – на Дону е/д.: Феникс, 2002. - (Медицина для вас)
3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008
Ход занятия
|
Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций |
Ориентировочное время |
Содержание этапа. Методическое обоснование |
1. |
Организационный момент Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность |
2 мин. |
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию |
2. |
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста |
3 мин. |
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия. |
3. |
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1) Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию |
15 мин. |
Использование активных форм опроса с указанием цели: - фронтальный опрос с целью определения уровня знаний - индивидуальный опрос |
4. |
Изложение нового материала (приложение №2) |
52 мин |
Словесный, (вербальный) метод обучения. |
|
Физкультминутка (приложение №3) |
3 мин |
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений. |
6. |
Осмысление и систематизация полученных знаний (приложение №4) Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения |
10 мин. |
Закрепление материала. Решение тестовых заданий |
7. |
Подведение итогов (приложение №5) |
3 мин. |
Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия. |
8. |
Задание на дом |
2 мин. |
Внеаудиторная работа: Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Стр. 186- 197. Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова. Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. стр.147- 162. стр.186-197. Оформление учебной документации по сестринскому процессу. |
|
Всего |
90 мин |
|
Приложение№1
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний
1. Назовите физиологические функции дыхания.
2. Назовите проблемы пациента связанные с нарушением функции нормального дыхания.
3. Перечислите типы дыхания.
4. Перечислите виды патологического дыхания, охарактеризуйте.
5. Назовите возможные сестринские вмешательства при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании.
6. Назовите возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в адекватном питании и питье.
7. Назовите возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в адекватном питании и питье.
Система оценивания.
- перечислены все проблемы связанные с состоянием его здоровья;
- проведено соответствие определяемых проблем пациента связанных состоянием здоровья и нарушенными потребностями;
- решены проблемы пациента связанных с состоянием его здоровья согласно плана сестринских вмешательств.
Для оценки теоретических заданий применяется дихотомическая система.
При дихотомической системе оценивания критериям оценки выступает правило:
За правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение, (несоответствующее показателю) – выставляется 0 баллов.
Максимальное количество 3 балла.
Оценивание осуществляется по критерию
Критерии оценки
Набрано 100 -90% от общего количества баллов – «отлично»
89%- 80% – «хорошо»
79% - 70% – «удовлетворительно»
69% и менее – «неудовлетворительно»
Эталон ответа:
1 Дыхание — физиологическая функция, обеспечивающая газообмен между окружающей средой и организмом в соответствии с его метаболическими потребностями.
Дыхание — неосознанное действие, которое здоровые люди замечают только при значительных физических усилиях. Удовлетворение потребности дышать обеспечивает организм человека кислородом, необходимым для его нормальной жизнедеятельности
2 Проблемы пациента связанные с нарушением функции нормального дыхания.
· Одышка
· Удушье
· Кашель
· Кровохарканье
· Боли в грудной клетке
· Легочное кровотечение
· Лихорадка
3Типы дыхания:
1) Грудной тип - дыхательные движения осуществляются в основном за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка во время вдоха расширяется и слегка приподнимается, а во время выдоха сужается и незначительно опускается. Такой тип дыхания характерен для женщин.
2) Брюшной тип - дыхательные движения осуществляются в основном за счет сокращения мышц диафрагмы и мышц брюшной стенки. Движение мышц диафрагмы повышает внутрибрюшное давление и при вдохе брюшная стенка смещается вперед. При выдохе диафрагма расслабляется и поднимается, что смещает брюшную стенку назад. Этот тип дыхания еще называют диафрагменным. Он встречается преимущественно у мужчин.
3) Смешанный тип - дыхательные движения совершаются одновременно при помощи сокращения межреберных мышц и диафрагмы. Такой тип чаще всего встречается у спортсменов.
4 При нарушении удовлетворения потребности дышать может появиться одышка, то есть, нарушение ритма, глубины или частоты дыхательных движений.
В зависимости от затруднения той или иной фазы дыхания различают три вида одышки:
1) Инспираторная - затруднен вдох.
Это бывает, например, при попадании в дыхательные пути инородного тела или любого механического препятствия.
2) Экспираторная - затруднен выдох.
Такой тип одышки характерен для бронхиальной астмы, когда происходит спазм бронхов и бронхиол.
3) Смешанный - затруднен и вдох, и выдох. Такой тип одышки характерен для заболеваний сердца.
Удушье - резко выраженная одышка, заставляющая пациента занимать вынужденное сидячее положение.
Кроме описанных выше видов патологической одышки различают физиологическую одышку, возникающую при значительной физической нагрузке.
При нарушении удовлетворения потребности дышать может изменяться частота дыхательных движений. Если, такое дыхание называют тахипноэ - частота дыхательных движений больше 20, брадипноэ - частота дыхательных движений меньше 16-18.
5 Возможные сестринские вмешательства при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании.
· Применять обильное, теплое, щелочное питье;
· Выполнять простейшие физиотерапевтические процедуры;
· Обучить пациента технике выполнения ингаляций;
· Применять противокашлевые препараты;
· Проводить массаж грудной клетки;
· Соблюдать режим проветривания помещений;
· Обеспечить доступ свежего воздуха;
· Обучить пациента правилам пользования карманным ингалятором;
· Проверить и восстановить проходимость дыхательных путей;
· Очистить ротовую полость от пены и слизи.
6 Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в адекватном питании и питье.
· Отрыжка, изжога, дисфагия:
· Нарушение аппетита
· Тошнота
· Рвота
· Боли в животе, желудке, прямой кишке
· Метеоризм
· Избыточная или пониженная масса тела
· Слабость
· Головокружение
7Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в адекватном питании и питье
· Обучить пациента и его родственников, предоставить им информацию о правилах питания, кормления;
· Организовать кормление;
· Оказать помощь во время приема пищи;
· Уложить пациента, положить холод на эпигастральную область;
· Уложить пациента на бок или на спину, повернув голову на бок, для предупреждения аспирации рвотных масс;
· Приготовить лекарственные средства для купирования боли;
· Организовать диетическое питание
· Обработать полость рта тяжелобольному после приема пищи
· Обеспечит индивидуальной посудой, стаканом, ложкой.
Приложение№2
Виды
и элементы целей сестринского ухода (вмешательств)
Постановка целей ухода необходима по двум причинам:
1. Определяется направление индивидуального сестринского вмешательства.
2. Используются для определения степени эффективности вмешательства.
Пациент активно вовлекается в процесс планирования целей. Одновременно
медсестра мотивирует пациента на успех, убеждая его в достижении цели и вместе
с пациентом определяет пути их достижения.
Для каждой доминантной потребности или сестринского диагноза записываются в
плане сестринского ухода отдельные цели, которые рассматриваются как желаемый
результат ухода.
По срокам существуют 2 вида целей: краткосрочные, которые должны быть
достигнуты в течение недели и долгосрочные, которые достигаются после выписки
из стационара.
Каждая цель в обязательном порядке включает 3 компонента:
1. Исполнение (глагол, действие).
2. Критерий (дата, время, расстояние).
3. Условие (с помощью кого- или чего-либо).
Например: пациент будет сидеть в постели с помощью подушек на 7-ой день.
Требования
к постановке целей
1. Цели должны быть реальными, достижимыми.
2. Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели.
3. Пациент должен участвовать в обсуждении каждой цели.
По срокам существуют 2 вида целей:
1. Краткосрочные, достижение которых осуществляется в течение одной недели и
более.
2. Долгосрочные, которые достигаются в течение длительного периода, более
недели, часто после выписки пациента из стационара.
Примеры
целей
Краткосрочных:
1. У пациента К. не будет удушья через 20-25 минут.
2. Сознание пациента восстановится в течение 5 минут.
3. У пациента А. будет купирован болевой приступ в течение 30 минут.
4. У пациента Л. исчезнут отеки на нижних конечностях к концу недели.
Долгосрочных:
1. У пациента К. исчезнет одышка в покое к моменту выписки.
2. У пациента И. стабилизируются показатели АД к 10-му дню.
3. Пациент будет психологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА - ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМА СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
После
формулировки цели по приоритетному диагнозу в сестринском плане ухода
проводится планирование объема сестринских вмешательств. План сестринских
вмешательств представляет собой письменное руководство, подробное перечисление
специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.
Различают 3 типа сестринских вмешательств: зависимые, независимые и
взаимозависимые действия.
Зависимыми называются действия медсестры, выполняемые по назначению врача и под
его наблюдением.
Независимые действия медицинская сестра осуществляет сама, в меру своей
компетенции. К независимым относятся действия по наблюдению за реакцией на
лечение, адаптацией пациента к болезни, оказанию доврачебной помощи,
осуществлению мероприятий по личной гигиене, профилактике внутрибольничной
инфекции, организация досуга, советы пациенту, обучение.
Взаимозависимыми называются действия медсестры по сотрудничеству с другими
работниками с целью оказания помощи, ухода. К ним относятся действия по
подготовке к участию инструментальных, лабораторных исследованиях, участие в
консультировании: ЛФК, диетолога, физиотерапевта и др.
Требования к определению объема сестринских вмешательств:
1. Необходимо определить типы сестринских вмешательств: зависимые, независимые,
взаимозависимые.
2. Планирование сестринских вмешательств осуществляется на основе нарушенных
потребностей пациента.
3. При планировании объема сестринских вмешательств учитываются методы
сестринских вмешательств.
Примеры сестринских вмешательств:
Зависимые:
1. Выполнять назначения врача, докладывать об изменениях состояния здоровья
пациента.
Независимые:
1. Наблюдать за реакцией на лечение, оказать доврачебную помощь, осуществить
мероприятия по личной гигиене, проводить мероприятия по профилактике
внутрибольничной инфекции, организовать досуг, дать советы пациенту, обучить
пациента...
Взаимозависимые:
1. Сотрудничество с другими работниками с целью ухода, оказания помощи,
поддержки.
2. Консультирование.
Методы сестринских вмешательств
Сестринская помощь планируется на основе нарушенных потребностей пациента с
целью их удовлетворения, а не на основе медицинского диагноза, т.е.
заболевания.
Методы сестринских вмешательств могут являться и способами удовлетворения
нарушенных потребностей.
К методам относятся:
1. Оказание доврачебной помощи.
2. Выполнение врачебных назначений.
3. Создание комфортных условий для жизнедеятельности с целью удовлетворения
основных потребностей пациента.
4. Оказание психологической поддержки и помощи.
5. Выполнение технических манипуляций.
6. Мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья.
7. Организация обучения и консультирования пациента и членов его семьи.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Согласно определению, ВОЗ этап реализации определяется как выполнение действий, направленных на достижение специфических целей.
Требования к реализации плана
Согласно определению ВОЗ этап реализации определяется как выполнение действий,
направленных на достижение специфических целей.
1. Систематически выполнять план.
2. Осуществлять координацию намеченных действий.
3. Вовлекать пациента в процесс оказания помощи, а также членов его
семьи.
4. Планируемый уход может быть и не оказан, если изменились
обстоятельства.
5. Доврачебная помощь оказывается по стандартам сестринской практики с учетом
индивидуальности пациента.
6. Сестринские манипуляции осуществляются по алгоритмам (протоколам сестринских
манипуляций).
7. Реализация плана ухода отмечается в карте сестринского ухода с учетом
периодичности выполнения, кратности с отметкой о времени выполнения и оценки
реакции пациента на оказанный уход.
Выполняя манипуляции (медицинские услуги), медсестра использует стандарты клинической деятельности.
Стандарт (англ. standard – норма) – это образец, эталон, модель, принятая для сопоставления.
Стандарт включает:
· оснащение, которым можно и нужно пользоваться;
· алгоритм выполнения (последовательность действий);
· особенности выполнения данной манипуляции различным категориям пациентов;
· особенности получения информированного согласия от пациентов перед проведением данной услуги.
· особенности документирования выполнения;
Стандарты необходимы для:
·
пациента
– уверенность в получении качественной услуги;
·
сестры
– улучшение качества, обоснованность действий, повышение профессионального
уровня, адаптация на рабочем месте;
·
ЛПУ –
улучшение организационного и материально-технического обеспечения рабочих мест,
создание экспертной оценки всех видов сестринской деятельности;
·
здравоохранения
– гарантия высокого качества оказываемой пациентам помощи, повышение
профессионального статуса сестринского персонала, развитие научных исследований
в сестринском деле.
Пример реализации одного из методов сестринских вмешательств:
5 этап - оценка эффективности
Цель данного этапа: определить степень, до которой намеченные мероприятия по уходу за пациентом были достигнуты.
Включает:
оценку реакции пациента на уход: улучшение, ухудшение, прежнее состояние;
оценку действий самой медсестры (результат достигнут, частично достигнут, не достигнут);
мнение пациента или его семьи;
оценку действий сестрой-руководителем.
При не достижении цели или частичном достижении сестра формулирует заключение: план помощи необходимо пересмотреть. Оценка обязательно проводится в случае выписки пациента, перевода его в другое лечебное учреждение, в случае смерти или длительного заболевания.
Учебная медицинская документация сестринского процесса
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Купинский медицинский техникум»
СЕСТРИНСКАЯ КАРТА
СТАЦИОНАРНОГО БОЛЬНОГО
Фамилия, имя, отчество студента
______________________________
Группа № ______________Курс __________________ Специальность___________
Методический руководитель
_________________________
Купино 20___ г.
ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ
1.Пол _________ Рост ____________ Вес __________
2. Возраст ________________________________________
(полных лет, для детей до 1 года - месяцев, до 1 месяца - дней)
3. Дата время и поступления ___________________________________________
4. Дата и время выписки _______________________________________________
5. Отделение ____________________________ Палата № ____________
6. Проведено койко – дней ________________________
7. Виды транспортировки: на каталке, на кресле, может идти(подчеркнуть)
8. Группа крови __________ Резус принадлежности ________________
9. Побочные средства лекарств(непереносимость)___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Постоянное место жительства:(город, село) ____________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(вписать адрес, указать для приезжих, область, район, населенный пункт, адрес родственников, номер телефона)
__________________________________________________________________
11. Место работы, должность __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(для учащихся - место учебы)
12. Кем доставлен больной __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(название лечебного учреждения)
13. Доставлен в стационар по экстренным показаниям: да, нет(подчеркнуть).
14. Через сколько часов _______ после начала заболевания больной госпитализирован в плановом порядке.
15. Врачебный диагноз __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Причины обращения: _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Источники информации: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(пациент, родственники, медицинский персонал)
Жалобы пациента в настоящее время ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Анамнез болезни:
- когда началось заболевание________________________________________
- как началось ____________________________________________________
- как протекало ___________________________________________________
- проводимые исследования __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- лечение и его эффективность __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- причины заболевания __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
История жизни
1. Условия, в которых рос и развивался человек: __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Трудовая деятельность - возраст, условия труда:
профессиональная вредность _______________________________________________________________________________________________________
3. Перенесенные заболевания, операции, травмы __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
(гепатит, туберкулез, венерические заболевания)
4. Аллергоанамнез:
- непереносимость пищи ______________________________________________________
- непереносимость лекарств __________________________________________________________________
- непереносимость бытовой техники ________________________________________________________________
5. Особенности питания (что переносит плохо, что предпочитает) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Курит ли: возраст, сколько сигарет в день: _________________________________________________________________
7. Отношение к алкоголю: не употребляет, умеренно употребляет, избыточно (подчеркнуть) _____________________________________________________________________________________________
8. Духовный статус: образ жизни (культура, вероисповедание, развлечения, отдых, родной язык)
9. Социальный статус: (роль в семье, на работе, финансовое положение) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Наследственность (наличие у кровных родственников диабета, высокого давления, заболеваний сердца, инсульта, ожирения, туберкулеза, анемий, заболеваний желудка, почек, печени, щитовидной железы) __
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка состояния пациента в период лечения
Дата |
|
|
|
|
|
|
Лечебный стол |
|
|
|
|
|
|
1. Состояние: (удовлетворительное, средней тяжести, крайней тяжести) |
|
|
|
|
|
|
2. Сознание: (ясное, спутанное, отсутствует) |
|
|
|
|
|
|
3. Положение в постели: (активное, пассивное, вынужденное) |
|
|
|
|
|
|
4. Окраска кожных покровов: |
|
|
|
|
|
|
5. Лимфатические узлы увеличены: (да, нет) |
|
|
|
|
|
|
6. Температура тела: - утро - вечер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Частота дыхательных движений: |
|
|
|
|
|
|
8. Пульс: |
|
|
|
|
|
|
9. АД: - на правой руке - на левой руке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Деформация скелета: (да, нет) |
|
|
|
|
|
|
11. Деформация суставов: (да, нет) |
|
|
|
|
|
|
12. Атрофия мышц: (да, нет) |
|
|
|
|
|
|
13. Язык обложен: (да, нет) |
|
|
|
|
|
|
14. Аппетит: изменен: (да, нет) |
|
|
|
|
|
|
15. Рвота: (да, нет, кратность в суки) |
|
|
|
|
|
|
16. Стул: (оформлен, запор, понос, недержание) |
|
|
|
|
|
|
17. Живот обычной формы: (да, нет) |
|
|
|
|
|
|
18. Мочеиспускание: (свободное, затрудненное, болезненное, учащенное) |
|
|
|
|
|
|
19. Отеки: (да, нет) |
|
|
|
|
|
|
20. Сон: (требуются снотворныеда, нет) |
|
|
|
|
|
|
21. Парезы, параличи (да, нет) |
|
|
|
|
|
|
22. Дополнительная активность: (самостоятельно, костыли, трость, каталка, кресло) |
|
|
|
|
|
|
23.Кашель, мокрота цвет, количество, запах |
|
|
|
|
|
|
24. Одышка (тахипноэ, брадипноэ) |
|
|
|
|
|
|
25. Глотание (нормальное, затрудненное, отсутствует) |
|
|
|
|
|
|
Данные лабораторных и инструментальных исследований: __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА
Потребности |
Отметки о нарушениях |
Даты |
||||
|
|
|
|
|
||
1. Нормально дышать |
|
|
|
|
|
|
2. Адекватно питаться, пить |
|
|
|
|
|
|
3. Выделять |
|
|
|
|
|
|
4. Двигаться |
|
|
|
|
|
|
5. Отдыхать |
|
|
|
|
|
|
6. Одеваться, раздеваться |
|
|
|
|
|
|
7. Поддерживать нормальнуюt тела |
|
|
|
|
|
|
8. Быть чистым |
|
|
|
|
|
|
9. Избегать опасности |
|
|
|
|
|
|
10. Общаться |
|
|
|
|
|
|
11. Иметь жизненные ценности |
|
|
|
|
|
|
12. Быть здоровым |
|
|
|
|
|
|
13. Работать, играть, учиться |
|
|
|
|
|
|
Сестринские диагнозы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приоритетные
проблемы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Потенциальные
проблемы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели
краткосрочные:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Долгосрочные:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Планирование сестринского ухода: __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Выполнение плана сестринского ухода: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Проведение текущей, итоговой оценки сестринской деятельности:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________
Приложение №3
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение№4
Осмысление и систематизация полученных знаний
1 вариант
Текст задания: Перечислите этапы сестринского процесса при реализации сестринского ухода путём решения тестовых заданий.
Установите последовательность:
1. Установите последовательность этапов сестринского процесса
А) реализация
Б) оценка
В) планирование
Г) диагностика
Д) обследование
Выберите один правильный ответ:
2.Третий этап сестринского процесса называется
А) диагностика
Б) обследование
В) реализация
Г) планирование
Д) оценка
3. Реализация сестринских вмешательств включает в себя
А) оказание помощи пациенту
Б) оценку реакций пациента на вмешательства
В) обучение, консультирование, советы пациентам и семье
Г) сбор информации
Д) оценку достижения целей
4. Четвертый этап сестринского процесса называется
А) диагностика
Б) обследование
В) реализация
Г) планирование
Д) оценка
5. Пятый этап сестринского процесса называется
А) диагностика
Б) оценка эффективности ухода
В) планирование
Г) оценка реакций
6. На 1 этапе сестринского процесса м/с собирает информацию о
А) болезни пациента
Б) его самочувствии
В) самочувствии родственников
Г) удовлетворении пациентом ЖВП
Д) болезни родственников
Выберите правильный, наиболее полный ответ.
7. Первый этап сестринского процесса - это:
А) оценка состояния пациента методом сестринского обследования;
Б) определение проблем пациента;
В) планирование ухода;
Г) реализация плана.
8. Физиологическая потребность человека по Маслоу:
А) избегать опасности;
Б) работать;
В) есть;
Г) общаться.
9. Сестринский диагноз определяет:
А) болезнь;
Б) реакцию организма в связи с болезнью;
В) психосоциальные отклонения в состоянии здоровья пациента;
Г) эмоциональные реакции.
10. Основные методы сестринской диагностики:
А) сестринское вмешательство;
Б) наблюдения, беседа, анализ;
В) оценка оказанной помощи;
Г) обсуждение, убеждения.
11. Сестринский диагноз может:
А) изменяться в зависимости от заболевания;
Б) оставаться неизменным в течение всей болезни;
В) изменяется ежедневно, ежечасно;
Г) оставаться неизменным в течение всей жизни.
12. Постановка целей ухода необходима для определения:
А) направленности вмешательства и определение его эффективности;
Б) условий реализации плана вмешательств (с помощью кого или чего);
В) конечного срока сестринского вмешательства;
Г) действий медсестры.
13. Каждая цель включает компоненты:
А) действие, время;
Б) действие, критерии, условие;
В) с помощью кого осуществляется уход;
Г) критерии (дата, время, расстояние), условие (с помощью кого или чего),
14. Требования к постановке целей:
А) должны быть реальными, достижимыми;
Б) иметь конкретные сроки;
В) участие пациента, реальность, достижимость, сроки;
Г) участие пациента в обсуждении цели, сроки.
15. Действия медсестры, выполняемые под наблюдением врача, называются:
А) независимыми;
Б) зависимыми;
В) сотрудничество, консультирование;
Г) взаимозависимыми.
Критерии оценивания
Для оценки теоретических знаний применяется дихотомическая система.
При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:
За правильное решение, (соответствующее эталонному показателю ) выставляется 1 балл, за неправильное решение,(несоответствующее показателю) - выставляется 0 баллов.
Система оценивания.
«5»- не менее 14-15 правильных ответов
«4»- не менее 11-13 правильных ответов
«3»- не менее 8-10 правильных ответов
«2»- не менее 8 правильных ответов
Эталон ответов
1. Д, В, Г,А, Б
2. Г
3. А, В
4. В
5. Б, Г
6. Г
7. А
8. В
9. Б
10. Б
11. В
12. А
13. Б
14. В
15. Г
2 вариант
Текст задания: опишите показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента путем решения тестовых заданий
Выберите правильный ответ:
1. Различают 3 типа сестринского вмешательства:
А) зависимые
Б) независимые
В) взаимозависимые
Г) не взаимозависимые
2. Действия, которые медицинская сестра осуществляет сама, в меру своей компетенции:
А) независимые
Б) зависимые
В) взаимозависимые
3. Действия медицинской сестры по сотрудничеству с другими работниками с целью оказания помощи ухода:
А) зависимые
Б) независимые
В) взаимозависимые
4. Действия медицинской сестры, выполняемые по назначению врача или под его наблюдением:
А) взаимозависимые
Б) зависимые
В) независимы
5. Оценка состояния пациента – этап сестринского процесса:
А) первый
Б) второй
В) третий
Г) четвертый
6. Оценка сестринского процесса позволяет определить :
А) быстроту сестринского ухода
Б) установление проблем пациента
В) планирование проблем пациента
Г) определение целей сестринского ухода
7. Неудовлетворенные проблемы пациента:
А) желания
Б) способности
В) возможности
Г) потребности
8. Документирование первого этапа сестринского процесса – условие:
А) непрерывное
Б) необязательное
В) обязательное
Г) временное
9. Документирование этапов сестринского процесса осуществляется в:
А) медицинской карте наблюдения за больным
Б) амбулаторной карте
В) листе назначения
Г) сестринской истории болезни
10. Выполнение сестринских вмешательств этап сестринского процесса:
А) первый
Б) второй
В) третий
Г) четвертый
11. Цель сестринского процесса:
А) сбор информации о пациенте
Б) обеспечение достойного качества жизни
В) установление характера сестринских вмешательств
Г) оценка качества сестринского ухода
12. Приоритетная физиологическая проблема пациента:
А) боль
Б) беспокойство
В) слабость
Г) отсутствие аппетита
Дополните:
13. Потребность общаться представляет __________ступень пирамиды Маслоу.
14. Потребность быть чистым - это потребность в ______________________.
15. Потребность есть, пить - это потребность в_________________________
Критерии оценивания
Для оценки теоретических заданий применяется дихотомическая система.
При дихотомической системе оценивания критериям оценки выступает правило:
За правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение, (несоответствующее показателю) – выставляется 0 баллов.
Система оценивания.
«5»- не менее 14-15 правильных ответов
«4»- не менее 11-13 правильных ответов
«3»- не менее 8-10 правильных ответов
«2»- не менее 8 правильных ответов
Эталон ответов
1. А, Б, В
2. А
3. В
4. Б
5. А
6. В
7. Г
8. В
9. Г
10. Г
11. В
12. А
13. третья
14. надежности, безопасности
15. физиологические
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: аудитория №19
2. Максимальное время выполнения задания: _10 _мин./час.
3. Вы можете воспользоваться лекцией, учебником, словарем.
Приложение№5
Подведение итогов
Внешний вид |
Активность |
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний |
Осмысление и систематизация полученных знаний |
|
· Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь. «+ 1» балл · Студент небрежен (грязный и мятый халат, нет второй обуви «- 1» балл |
· Студент четко, активно работает, аккуратно выполняет задания и делает записи в своей тетради «+ 1» балл · Студент не внимателен, отвлекается, ведет посторонние разговоры, делает небрежные записи в тетради «- 1» балл
|
Система оценивания - перечислены все проблемы связанные с состоянием его здоровья; - проведено соответствие определяемых проблем пациента связанных состоянием здоровья и нарушенными потребностями; - решены проблемы пациента связанных с состоянием его здоровья согласно плана сестринских вмешательств. Для оценки теоретических заданий применяется дихотомическая система. При дихотомической системе оценивания критериям оценки выступает правило: За правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение, (несоответствующее показателю) – выставляется 0 баллов. Максимальное количество 3 балла. Оценивание осуществляется по критерию Набрано 100 -90% от общего количества баллов – «отлично» 89%- 80% – «хорошо» 79% - 70% – «удовлетворительно» 69% и менее – «неудовлетворительно» |
Для оценки теоретических заданий применяется дихотомическая система. При дихотомической системе оценивания критериям оценки выступает правило: За правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение, (несоответствующее показателю) – выставляется 0 баллов. Система оценивания. «5»- не менее 14-15 правильных ответов «4»- не менее 11-13 правильных ответов «3»- не менее 8-10 правильных ответов «2»- не менее 8 правильных ответов |
|
Соответствие баллов по пятибалльной системе оценки результатов
20 баллов |
5 (отлично) |
19 - 18 баллов |
4 (хорошо) |
17 – 16 балов |
3 (удовлетворительно) |
15 и менее |
2 (неудовлетворительно) |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.