Различие между мышлением конструктивным и творческим.
Эффективность и изменение.
Идеи новые и старые.
Мыслительный настрой в желтой шляпе непосредственно с творчеством не связан. Творчество является привилегией мышления в зеленой шляпе, особенности которой мы будем рассматривать чуть позже. Однако для творческого полета фантазии совершенно необходим позитивизм, присущий желтошляпному образу мыслей. И позитивный настрой, и свойственный мышлению в желтой шляпе конструктивный подход к делу для творчества необходимы. Но даже при такой глубокой внутренней взаимосвязи желтая и зеленая шляпы имеют принципиальные различия.
Полет фантазии и творчество чистейшей воды
Различие между мышлением конструктивным и творческим.
Эффективность и изменение.
Идеи новые и старые.
Мыслительный настрой в желтой шляпе непосредственно с творчеством не
связан. Творчество является привилегией мышления в зеленой шляпе,
особенности которой мы будем рассматривать чуть позже. Однако для
творческого полета фантазии совершенно необходим позитивизм, присущий
желтошляпному образу мыслей. И позитивный настрой, и свойственный
мышлению в желтой шляпе конструктивный подход к делу для творчества
необходимы. Но даже при такой глубокой внутренней взаимосвязи желтая и
зеленая шляпы имеют принципиальные различия.
В обыденной ситуации человек может мастерски использовать желтую шляпу
и в то же время оставаться совершенно не способным к любого рода
творческим начинаниям. Именно поэтому я считаю смешение двух этих типов
мышления чрезвычайно вредным и непозволительным, так как не склонный к
творчеству человек может подумать, что и мышление в желтой шляпе – не
для него.
Творческое начало напрямую связано со всякого рода изменениями,
нововведениями, изобретениями, рождением новых идей и рассмотрением
возможных альтернатив. Человек может достичь совершенства в
использовании желтой мыслеварительной шляпы и не придумать ничего
нового. Этому типу мышления свойственно эффективное применение старых
идей, и ему нет необходимости обращаться на поиски новых идей и
устремляться к новым горизонтам. Мышление в желтой шляпе направлено на
обеспечение позитивного видения перспективы того, что предстоит сделать.
Для этого типа мышления эффективность использования старых идей важнее
поиска новых.
Понятие «творчество» имеет в английском языке достаточно широкий спектр
толкований. Первое значение этого слова – «созидание, осуществление».
Здесь речь идет о выполнении конкретного дела. Плотник создает стул,
предприниматель осуществляет свои начинания в бизнесе, и так далее.
Второе значение слова «творчество» связано с понятием новизны. Здесь снова
имеется повод для некоторой неточности в понимании, поскольку существует
две разновидности новизны. Первый род новизны подразумевает нечто новое,
отличающееся от того, что было прежде. Так, система компьютерного
обеспечения для нашей конторы является новшеством, хотя в тысячах других
организаций компьютерные сети могут использоваться уже давно. Иными
словами, подобная новизна относительна и может рассматриваться только в
применении к конкретной ситуации или обстоятельствам; такая новизнаусловна. Второй род новизны – абсолютная новизна; здесь речь идет об
изобретении или рождении концепции, до сих пор никому не известной.
Применительно к творческим работникам, в частности к художникам, мы
сталкиваемся с той же двойственностью в понимании вопроса. К примеру,
живописец отображает в своей работе нечто, чего не было ранее. Поскольку
двух одинаковых картин не бывает, то каждая картина является новой.
Однако манера исполнения картины, ее жанр и сюжетное наполнение могут и
не представлять никакой новизны. Художник может рисовать разные пейзажи
в одном и том же свойственном ему стиле. В известном смысле речь здесь
идет о продукции, выполненной в рамках некой определенной системы
требований.
Мышление в желтой шляпе имеет прямое отношение к осуществлению
замыслов. Оно берет уже известную идею и использует ее в новом деле. Оно
может быть задействовано в выработке альтернативных вариантов решения
проблемы и в определении благоприятных возможностей развития событий.
Но мышление в желтой шляпе не имеет ничего общего с изменением понятий
и устоявшихся представлений. Рождение чего-то принципиально нового – это
прерогатива мышления в зеленой мыслеварительной шляпе.
Впрочем, иной взгляд на вещи, брошенный с позитивной точки зрения,
присущей мышлению в желтой шляпе, тоже иногда может отличаться
новизной и неординарным подходом к рассматриваемому вопросу.
• Этот стакан не наполовину пустой, а наполовину полный.
Как мышление в черной шляпе способно заострить внимание на таящихся в
предложенном плане недостатках, оставив их преодоление на долю желтой
шляпы, так и желтошляпныи образ мыслей предназначен очертить границы
благоприятных возможностей и оставить поиски новых путей к их
достижению человеку в зеленой мыслеварительной шляпе.
• Все большее число людей испытывает потребность в городских скверах и
парках. Не может ли городское правление извлечь какую-то пользу из
удовлетворения запросов своих горожан?
• Мы могли бы уменьшить стоимость проживания в нашей гостинице, если бы
нам удалось обеспечить больший приток постояльцев. Как мы могли бы этого
добиться? Давайте обменяемся мнениями о том, что приходит в голову
первым, а затем наденем зеленые шляпы и постараемся отыскать в своих
головах мысли поновее.