"Литературные группировки 20-30-х годов"
Название |
Печатный орган |
Годы существования |
Фамилии сторонников и их основные произведения |
Теоретическая платформа |
Значение в литературном процессе |
Имажинизм |
Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» издавался с 1922 по 1924 годы, свет увидело всего четыре номера. Так же известны сборники «Имажинисты», «Конница бурь», альманах «Язь». Сборники выходили в издательстве "Имажинисты".
|
Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Распался в 1925. |
С.А.Есенин: «Анна Снегина», «Письмо матери», сборники «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая»; Р.Ивнев: «Солнце во гробе», «Четыре выстрела в четырёх друзей»; А.Б.Мариенгоф: сборники «Витрина сердца», «Руки галстуком», «Новый Мариенгоф ; В.Г.Шершеневич: «Крематорий», «Лошадь как лошадь», «2x2 = 5. Листы имажиниста»; «Существуют ли имажинисты?» И.В.Грузинов: «Бычья казнь» «Западня снов», «С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве» Н.Эрдман: «Мандат», «Самоубийца»; А.Б.Кусиков: «Сумерки», «Джульфикар: Неизбежная поэма»; |
В России впервые «имажинизм» заявил о себе как особенное литературное направление после появления книги Вадима Шершневича «Зеленая книга» (1916). Шершневич закрепил термин «имажинизм» как литературное направление, которое провозглашало главенство словесного образа над содержанием. В конце 1919 года воронежский литературный журнал «Сирена» опубликовал «Декларацию» Ордена имажинистов, в нем в виде манифеста утверждаются основные правила и концепции нового учения, заявляющие о том, что образы занимают ключевое значение в структуре любого художественного произведения, и в искусстве только с помощью образов и их особенной ритмики можно в полной мере выявить жизнь во всех её проявлениях. |
Имажинизм внес значительный вклад в культуру рифмования русской поэзии, а его требования единства стихотворной композиции с лирической точки зрения стали впоследствии очень актуальными и востребованными. Теоретические основы имажинизма стали идейной предпосылкой для развития следующего литературного направления - модернизма.
|
Кузница |
Журналы «Кузница», «Журнал для всех», «Рабочий журнал», «Пролетарский авангард» |
Просуществовала с мая 1920 г. – выход первого журнала «Кузница» до 23 апреля 1932 г. – постановления «О перестройке литературно-художественных организаций». Первоначально «Кузница» состояла из пролетарских писателей, вышедших в 1920 году из Пролеткульта.
|
В.Д. Александровский: сборники "Рабочий поселок", "Восстание", "Север"; С.А. Обрадович: сборники «Капель», «Окраина», «Город»; В.В. Казин: Сборник «Рабочий май», поэма «Лисья шуба и любовь» Н.Г. Полетаев: сборники «Сломанные заборы», «Песня о соловьях»; С.А. Родов: «Прорыв», М.П.Герасимов: «Чучело», «Чёрная пена», «Негасимая сила», «Электропоэма»; Г.А.Санников: сборник стихов «Лирика», поэмы: «Корабли», «Восстание паровозов»; Ф.В.Гладков: повесть «Огненный конь», романы «Цемент», «Энергия»; Н.Н Ляшко: повесть «Доменная печь», сказка «Леснушка», «Рассказы» в 2-х книгах»; И.Г.Филиппченко: «Руки. Стихи и поэмы»; В.Т.Кириллов: «Паруса», «Железный Мессия», «Отплытие». |
Первая декларация поэтов и прозаиков "Кузницы" появилась в марте 1921 года. Теоретическая платформа «Кузницы» оформлялась в полемике с догматическими установками Пролеткульта, стеснявшими развитие живой поэтической практики, в целом оставаясь, однако, в рамках Пролеткульта с его вульгарно-социологическими представлениями о путях развития новой, послеоктябрьской культуры. Участники «Кузницы» в своих Манифестах объявляли примат классовой, пролетарской литературы, отход в поэзии от «буржуазного» содержания, сжатого формальными рамками стиха, к точному выражению пролетарского духа. Художник-пролетарий объявлялся медиумом своего класса. Писатели «Кузницы» не признавали руководство развитием культуры со стороны партии, отвергали НЭП, объявляя эту политику изменой принципам Мировой Революции. |
«Кузница» гораздо больше внимания уделяла поэтике; с нею связан определенный этап советской романтической поэзии. Главный мотив лирики поэтов «Кузницы» — идеализация труда и пролетариата, металла и машин. Как высказался В. Казак в "Лексиконе русской литературы XX века": «Проза не столь однообразна; значение её, однако, тоже невелико». Во 2-й пол. 20-х гг. «Кузница», оттесняемая РАППом, играет все менее заметную роль в литературной жизни. В 1928, накануне разгрома «Перевала», большинство участников «Кузницы» вступило в РАПП. |
Октябрь |
Критический журнал «На посту» и литературно-художественный «Октябрь». |
Основана 7 декабря 1922 года в Москве, вышедшими из «Кузницы» поэтами. После постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 года внутри группы возникли серьёзные разногласия, и в конце 1925 года «Октябрь» распался. |
Г.Лелевич
(Л. Могилевский): «Октябрь в ставке», «В Смольном»; С.А.Родов: «Стальной строй», «Сверенный взлёт»; А.И.Безыменский: "О шапке", "О валенках", "Как пахнет жизнь"; Ю.Н.Либединский: повести «Неделя», «Завтра», «Комиссары»; А.А.Жаров: «Песня о Червонце», «Ледоход», «Гармонь»; Артем Веселый: повесть «Реки огненные», романы «Страна родная», «Россия, кровью умытая»; Д.А.Фурманов: «В восемнадцатом году», «Красный десант», «Чапаев». |
В начале 1923 года публикуется манифест новой группы, в основу которого лёг доклад критика Семёна Родова,в котором он формулирует задачи новой пролетарской группы: 1. Построение классовой культуры (в основе – диалектико-материалистический метод). 2. В классовом обществе художественная литература, как и другие надстроечные институты, должна служить задачам определённого класса. В данном случае пролетариату. И через пролетариат, через служение классу, служить всему человечеству. 3. Поэтому пролетарская литература должна организовать психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс, чтобы вести их в сторону конечных задач пролетариата, как переустроители мира. 4. В основе творчества лежат не художественные идеи, а революционно-марксистское понимание. Творческим материалом является современная действительность. Так сказать, революционная романтика жизни и борьбы. |
«Октябрь» проводил чрезвычайно догматическую и самоуверенную политику в литературе, претендуя на роль единственного защитника истинно коммунистической идеологии. Литература была для «Октября» лишь средством большевистской пропаганды на темы, обусловленные требованиями эпохи. С «Октября» начинается история самой массовой и радикальной группы – РАППа. После распада группировки многие деятели вошли в РАПП. |
Леф |
Журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», сборник теоретических и критических статей «Литература факта». |
ЛЕФ объединился в конце 1922 – начале 1923 года вокруг одноименного журнала. В 1925 году журнал прекращает своё существование, а ЛЕФ, просуществовавший до 1928 года, переименован в РЕФ. |
В.В.Маяковский: цикл стихотворений «Париж», «Стихи об Америке», пьеса «Радио-октябрь»; Н.Н.Асеев: Поэма «Лирическое отступление», «Свердловская буря», «Семен Проскаков»; С.М.Третьяков: «Слышишь, Москва?!», «Противогазы», «Хочу ребёнка», пьеса «Рычи, Китай!», Б.А. Кушнер: роман «Незатухающие колебания», публицистика «Крупп и Маныч», «Транзитная страна», «Исполнение просьбы»; В.Б. Шкловский: «Сентиментальное путешествие», «Ход коня», «Удачи и поражения Максима Горького»; О.М. Брик: статьи «Против творческой личности», «Почему понравился „Цемент“», «Разгром Фадеева», пьеса «Радио-октябрь»; В.В.Каменских: пьесы «Стенька Разин», ««Пушкин и Дантес», роман «27 приключений Харта Джойса», Б.И. Арватов: «Контр-революция формы», «Речетворчество», «Искусство и производство»; Н.Ф. Чужак: «Фетишизм культуры», «Правда о Пугачеве», «Как и почему я отказался служить царю»; А.Е. Крученых: «Фонетика театра», «Календарь», «Разбойник Ванька-Каин и Сонька-Маникюрщица», «Сдвигология русского языка»; |
Отличало непосредственное отображение действительности: вместо «литературы вымысла» - «литература факта», вместо игрового кино – документальное, вместо живописи – фотография. Новые принципы искусства: - принцип социального заказа (художник должен писать на ту тему, которая наиболее актуальна для общества в данный момент); - принцип литературы факта (отбор материала для творчества – не вымысел, а факт как предмет искусства); - принцип «искусства-жизнестроения» (задача искусства – напрямую вторгаться в жизнь, приближая будущее). Искусство «жизнестроения», а не отображения, согласно взглядам лефовцев, не нуждается в крупных жанрах. Роман, поэма, лирика, станковая живопись, художественная кинематография должны исчезнуть, ибо отжили свой век. Новое искусство находит выражение только в агитационно-публицистических, газетных жанрах — очерке, рапорте, статье, докладе, заметке. |
Именно в лефовской среде родился распространенный термин – «социальный заказ», вскоре взятый на вооружение многими критиками и литературоведами 1920-х. Это понятие нарочито противопоставлено «идеалистическому» представлению о свободной воле художника. Сбылось предсказание И.Северянина, сделанное еще в бытность лефов футуристами – Они возможники событий / где символом всех прав – кастет. Увы, «кастет» ударил и по самим лефам. Сгинул в ГУЛАГе С.Третьяков, застрелился В. Прочно канули в Лету все теории Лефа. Их несостоятельность выявилась раньше, чем Леф окончательно перестал существовать. Именно по этой причине порвал с Лефом Б.Пастернак, перестали печататься в лефовских изданиях И.Бабель, А.Веселый. А в 1928 выходит из Лефа и его вождь – В.Маяковский. |
Перевал |
журнал «Красная новь», 6 альманахов «Перевал», антология «Перевальцы», сборники «Ровесники». |
Создана на рубеже 1923-1924-х годов. Официально «Перевал» просуществовал до 1932 года. В "Коммунистической академии" в 1930 г. состоялся форменный суд над "Перевалом", а после второго ареста А.К.Воронского (погиб в ГУЛАГе) в 1937г. были репрессированы многие "перевальцы". |
А.К.Воронский: «На стыке», «Искусство и жизнь», «За живой и мертвой водой»; М.А. Светлов: «Рельсы» , «Корни», «Хлеб»; М.С. Голодный: «Сваи», «Васька с Александровской улицы», «Земное: стихи»; А.М.Ясный: "Жужжат пасы маховика", «Забастовка»,"Проверенная, что часы"; А.Г. Малышкин: «Падение Даира», «Ночь под Кривым Рогом», «Февральский снег»; М.М. Пришвин: сборники «Кладовая солнца», «Зеленый шум»; А.П. Платонов: сборники «Епифанские шлюзы», Сокровенный человек»; А.С.Ольхон: «Бронепоезд», Тундра»,; В.П.Правдухин: «Творец. Общество. Искусство : Статьи о современной литературе»; пьеса «Виринея»; «Фазаны : Охотничьи рассказы»; И.И.Катаев: «Сердце», «Жена», «Молоко»; А.З.Лежнев: «Вопросы литературы и критики»; «Максим Горький : Его жизнь и творчество», |
За период существования «Перевала» было создано несколько деклараций: «Декларация всесоюзного объединения рабоче-крестьянских писателей «Перевал» 1926 г., «Декларация всесоюзного объединения рабоче-крестьянских писателей» 1927 г., «Перевал и искусство наших дней» 1930 г. «Перевал» старался сохранить традиции большой литературы, русской и мировой, и вел полемические бои с РАППом, Лефом и конструктивистами, ставя на первое место искренность в литературе, моцартианство и гуманизм. Эстетическая и теоретическая программа «Перевала» содержала требование «органичности» творчества, означавшее, что писатель должен писать только о лично пережитом. Декларировалось также внимание писателя к собственному внутреннему миру, требование искренности, опоры на интуицию в творческом процессе.
|
«Перевал» отстаивал свободу писателей от деспотично навязываемого «социального заказа», защищал право автора на выбор темы, жанра, отвечающего индивидуальности творца, боролся с нормативным «управляемым искусством». Для «перевальцев» художественный образ гораздо выше, сложнее, многозначное любой голой идеи, схемы, даже громко заявленной. Для перевальцев писатель не был лишь носителем идеологии, он был носителем психологии. В целом перевальцы развивались в духе эстетической критики. Они были доброжелательны в оценках текущей литературы, не раз делали уступки своим оппонентам-рапповцам. |
РАПП |
журнал «На литературном посту», сменивший осужденный журнал «На посту». |
Официально оформилась в январе 1925 года. Со временем стала беспокоить партийное руководство, предпочитавшее держать бразды правления литературой в своих руках, и постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» РАПП была ликвидирована. |
Л. Л. Авербах: «За пролетарскую литературу», «Наши литературные разногласия», «О задачах пролетарской литературы»; Д. А. Фурманов: «Драма Луши», «Чапаев», «Мятеж»; Ю. Н. Либединский: «Комиссары», «Поворот», «Рождение героя»; В. М. Киршон: «Рельсы гудят», «За большевистское искусство», «Хлеб»; А. А. Фадеев: «Разгром», «Столбовая дорога пролетарской литературы», «Последний из Удэге»; В. П. Ставский: «Станица», «Разбег», «Сильнее смерти»; В. В. Ермилов: «За самокритику», «Против меньшевизма в литературной критике», «За боевую творческую перестройку»; |
Идеология РАПП выражалась в журнале «На литературном посту». При этом лозунг «пролетарской культуры» был заменён на лозунг «учёбы у классиков». В журнале руководство организации выдвигали концепции развития литературы «союзник или враг», отталкивания писателей-«попутчиков», «одемьянивания» поэзии и «призыв ударников в литературу». В истории литературы ассоциация знаменита нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, Максим Горький, А. Н. Толстой и других. Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев. Пролетарской революции нужно пролетарское искусство.
|
РАПП сыграла положительную роль в борьбе за пролетарскую литературу и собирание ее сил. Борясь с антипролетарскими теориями, она совершала грубые теоретические и политические ошибки. Но все же РАПП содействовала творческому развитию советской литературы, воспитав ряд пролетарских писателей. Но в условиях победоносного социального строительства влияние РАПП стало отрицательным. Узость творческой платформы РАПП и ошибочность ряда лозунгов сказались отрицательным образом на произведениях пролетписателей Партийное постановление от 22 июня 1932 года «Постановление о политике партии в области художественной литературы объявило РАПП распущенным и сообщило о создании единой организации советских писателей. |
ОБЭРИУ |
Попытка издать сборник не удалась. Из участников только Заболоцкий и Вагинов смогли издать книги в 1920-30-х гг. |
Группа начала складываться с 1925 года под неофициальным названием «чинари». Ядро будущего объединения сформировалось в 1926 году, когда возникла группа «Левый фланг», в 1927 году взявшая название «Академия левых классиков». Датой образования ОБЭРИУ считается 24 января 1928 года, когда в Ленинградском Доме печати состоялся вечер «Три левых часа». |
Д.И.Хармс: пьеса «Елизавета Бам»; А.И. Введенский: «Мяу», «Путешествие в Крым», «Рабочийц праздник»; Н.А. Заболоцкий: «Столцы», «Таинственный город»; К.К.Вагинов: «Труды и дни Свистонова», «Бамбочада»; Н.М. Олейников: «Танки и санки»; И.В. Бахтерев: «Вилки и стихи» стихотворения 1926—1930 гг. Д. Левин: «Полет герр Думкопфа», «Десять вагонов», «Вольные штаты Славичи»;
|
Обэриуты попытались в конце 1920-х годов вернуться к некоторым традициям русского модернизма, в частности футуризма, обогатив их гротескностью и алогизмом. Обэриуты в своём манифесте заявили: «Кто мы? И почему мы?.. Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства… В своём творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства. В поэзии — столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики». Основные способы построения текста — языковые и речевые аномалии, орфографические ошибки, «пятое значение», опровергание собственных слов, фрагментарность, отсутствие логики и другие. В таком понимании искусства обэриуты являлись «наследниками» футуристов, которые также утверждали, что искусство существует вне быта и пользы.
|
Алексей Машевский писал в своей статье «Чинари-обэриуты»: «Творчество чинарей-обэриутов вовсе не носило характера „игры в бессмыслицу“, „в заумь“, как это было принято считать ещё совсем недавно. Их волновали глубокие экзистенциальные вопросы: отношение к времени, к смерти, к возможности высказывания, к самому языку, его приспособленности для описания мира». Эти проблемы нашли отражение в работах философа-экзистенциалиста Якова Друскина. Так же, обэриуты культивировали поэтику абсурда, предвосхитив европейскую литературу абсурда, по крайней мере, на два десятилетия. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.