полезная таблица по Серебряному веку

  • Занимательные материалы
  • Интерактивная доска
  • Исследовательские работы
  • Компьютерные программы
  • Памятки
  • Работа в классе
  • docx
  • 14.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Таблица группировок Серебряного века
Иконка файла материала Таблица _Литературные группировки 20-30-х годов_.docx

"Литературные группировки 20-30-х годов"

Название

Печатный орган

Годы существования

Фамилии сторонников и их основные произведения

Теоретическая платформа

Значение в литературном процессе

Имажинизм

Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» издавался с 1922 по 1924 годы, свет увидело всего четыре номера.

Так же известны сборники «Имажинисты», «Конница бурь», альманах «Язь». Сборники выходили в издательстве "Имажинисты".

 

Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Распался в 1925.

С.А.Есенин: «Анна Снегина»,

«Письмо матери», сборники «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая»;

 Р.Ивнев: «Солнце во гробе», «Четыре выстрела в четырёх друзей»;

А.Б.Мариенгоф:  сборники «Витрина сердца», «Руки галстуком», «Новый Мариенгоф ;

В.Г.Шершеневич:  «Крематорий»,

«Лошадь как лошадь»,

«2x2 = 5. Листы имажиниста»;  «Существуют ли имажинисты?»

И.В.Грузинов: «Бычья казнь» «Западня снов»,     «С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве»

Н.Эрдман:  «Мандат»,  «Самоубийца»;

А.Б.Кусиков:  «Сумерки»,  «Джульфикар: Неизбежная поэма»;

В России впервые «имажинизм» заявил о себе как особенное литературное направление после появления книги Вадима Шершневича «Зеленая книга» (1916). Шершневич закрепил термин «имажинизм» как литературное направление, которое провозглашало главенство словесного образа над содержанием.

В конце 1919 года воронежский литературный журнал «Сирена» опубликовал «Декларацию» Ордена имажинистов, в нем в виде манифеста утверждаются основные правила и концепции нового учения, заявляющие о том, что образы занимают ключевое значение в структуре любого художественного произведения, и в искусстве только с помощью образов и их особенной ритмики можно в полной мере выявить жизнь во всех её проявлениях.

Имажинизм внес значительный вклад в культуру рифмования русской поэзии, а его требования единства стихотворной композиции с лирической точки зрения стали впоследствии очень актуальными и востребованными. Теоретические основы имажинизма стали идейной предпосылкой для развития следующего литературного направления - модернизма.

 

Кузница

Журналы «Кузница», «Журнал для всех», «Рабочий журнал», «Пролетарский авангард»

Просуществовала с мая 1920 г. – выход первого журнала «Кузница» до 23 апреля 1932 г. – постановления «О перестройке литературно-художественных организаций».

Первоначально «Кузница» состояла из пролетарских писателей, вышедших в 1920 году из Пролеткульта.

 

В.Д. Александровский: сборники "Рабочий поселок", "Восстание", "Север";

 С.А. Обрадович: сборники «Капель», «Окраина», «Город»;

 В.В. Казин: Сборник «Рабочий май»,  поэма «Лисья шуба и любовь»

 Н.Г. Полетаев: сборники «Сломанные заборы», «Песня о соловьях»;

С.А. Родов:  «Прорыв»,

М.П.Герасимов: «Чучело», «Чёрная пена», «Негасимая сила», «Электропоэма»;

Г.А.Санников: сборник стихов «Лирика», поэмы: «Корабли», «Восстание паровозов»;

Ф.В.Гладков: повесть «Огненный конь», романы «Цемент», «Энергия»;

Н.Н Ляшко: повесть «Доменная печь», сказка «Леснушка», «Рассказы» в 2-х книгах»;

И.Г.Филиппченко: «Руки. Стихи и поэмы»;

В.Т.Кириллов: «Паруса»,

«Железный Мессия»,

«Отплытие».

Первая декларация поэтов и прозаиков "Кузницы" появилась в марте 1921 года.

Теоретическая платформа «Кузницы» оформлялась в полемике с догматическими установками Пролеткульта, стеснявшими развитие живой поэтической практики, в целом оставаясь, однако, в рамках Пролеткульта с его вульгарно-социологическими представлениями о путях развития новой, послеоктябрьской культуры.

Участники «Кузницы» в своих Манифестах объявляли примат классовой, пролетарской литературы, отход в поэзии от «буржуазного» содержания, сжатого формальными рамками стиха, к точному выражению пролетарского духа. Художник-пролетарий объявлялся медиумом своего класса. Писатели «Кузницы» не признавали руководство развитием культуры со стороны партии, отвергали НЭП, объявляя эту политику изменой принципам Мировой Революции.

 «Кузница» гораздо больше внимания уделяла поэтике; с нею связан определенный этап советской романтической поэзии.

Главный мотив лирики поэтов «Кузницы» — идеализация труда и пролетариата, металла и машин. Как высказался В. Казак в "Лексиконе русской литературы XX века": «Проза не столь однообразна; значение её, однако, тоже невелико».

 Во 2-й пол. 20-х гг. «Кузница», оттесняемая РАППом, играет все менее заметную

роль в литературной жизни.

В 1928, накануне разгрома «Перевала», большинство участников «Кузницы» вступило в РАПП.

Октябрь

Критический журнал «На посту» и литературно-художественный «Октябрь».

Основана 7 декабря 1922 года в Москве, вышедшими из «Кузницы» поэтами.

После постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 года внутри группы возникли серьёзные разногласия, и в конце 1925 года «Октябрь» распался.

Г.Лелевич (Л. Могилевский):  «Октябрь в ставке», «В Смольном»;
И.В.Вардин:  «Рабочий вождь Красной армии»;

С.А.Родов:  «Стальной строй»,

«Сверенный взлёт»;

А.И.Безыменский:  "О шапке", "О валенках", "Как пахнет жизнь";

Ю.Н.Либединский: повести «Неделя», «Завтра», «Комиссары»;

А.А.Жаров:  «Песня о Червонце», «Ледоход», «Гармонь»;

Артем Веселый: повесть «Реки огненные», романы

«Страна родная», «Россия, кровью умытая»;

Д.А.Фурманов: «В восемнадцатом году», «Красный десант», «Чапаев».

В начале 1923 года публикуется манифест новой группы, в основу которого лёг доклад критика Семёна Родова,в котором он формулирует задачи новой пролетарской группы:

1.      Построение классовой культуры (в основе – диалектико-материалистический метод).

2.      В классовом обществе художественная литература, как и другие надстроечные институты, должна служить задачам определённого класса. В данном случае пролетариату. И через пролетариат, через служение классу, служить всему человечеству.

3.      Поэтому пролетарская литература должна организовать психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс, чтобы вести их в сторону конечных задач пролетариата, как переустроители мира.

4.      В основе творчества лежат не художественные идеи, а революционно-марксистское понимание. Творческим материалом является современная действительность. Так сказать, революционная романтика жизни и борьбы.

 «Октябрь» проводил чрезвычайно догматическую и самоуверенную политику в литературе, претендуя на роль единственного защитника истинно коммунистической идеологии. Литература была для «Октября» лишь средством большевистской пропаганды на темы, обусловленные требованиями эпохи.

С «Октября» начинается история самой массовой и радикальной группы – РАППа.

После распада группировки многие деятели вошли в РАПП.

Леф

Журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», сборник теоретических и критических статей «Литература факта».

ЛЕФ объединился в конце 1922 – начале 1923 года вокруг одноименного журнала. В 1925 году журнал прекращает своё существование, а ЛЕФ, просуществовавший до 1928 года, переименован в РЕФ.

В.В.Маяковский: цикл стихотворений «Париж», «Стихи об Америке», пьеса «Радио-октябрь»;

Н.Н.Асеев: Поэма «Лирическое отступление», «Свердловская буря», «Семен Проскаков»;

С.М.Третьяков: «Слышишь, Москва?!», «Противогазы», «Хочу ребёнка», пьеса «Рычи, Китай!»,

Б.А. Кушнер:  роман «Незатухающие колебания», публицистика «Крупп и Маныч»,

«Транзитная страна»,

«Исполнение просьбы»;

В.Б. Шкловский: «Сентиментальное путешествие», «Ход коня», «Удачи и поражения Максима Горького»;

О.М. Брик: статьи «Против творческой личности», «Почему понравился „Цемент“», «Разгром Фадеева», пьеса «Радио-октябрь»;

В.В.Каменских: пьесы «Стенька Разин», ««Пушкин и Дантес», роман «27 приключений Харта Джойса»,

Б.И. Арватов: «Контр-революция формы», «Речетворчество», «Искусство и производство»;

Н.Ф. Чужак: «Фетишизм культуры», «Правда о Пугачеве», «Как и почему я отказался служить царю»;

А.Е. Крученых: «Фонетика театра», «Календарь», «Разбойник Ванька-Каин и Сонька-Маникюрщица», «Сдвигология русского языка»;

Отличало непосредственное отображение действительности: вместо «литературы вымысла» - «литература факта», вместо игрового кино – документальное, вместо живописи – фотография. Новые принципы искусства:

- принцип социального заказа (художник должен писать на ту тему, которая наиболее актуальна для общества в данный момент);

- принцип литературы факта (отбор материала для творчества – не вымысел, а факт как предмет искусства);

- принцип «искусства-жизнестроения» (задача искусства – напрямую вторгаться в жизнь, приближая будущее).

Искусство «жизнестроения», а не отображения, согласно взглядам лефовцев, не нуждается в крупных жанрах. Роман, поэма, лирика, станковая живопись, художественная кинематография должны исчезнуть, ибо отжили свой век. Новое искусство находит выражение только в агитационно-публицистических, газетных жанрах — очерке, рапорте, статье, докладе, заметке.

Именно в лефовской среде родился распространенный термин – «социальный заказ», вскоре взятый на вооружение многими критиками и литературоведами 1920-х. Это понятие нарочито противопоставлено «идеалистическому» представлению о свободной воле художника.

Сбылось предсказание И.Северянина, сделанное еще в бытность лефов футуристами – Они возможники событий / где символом всех прав – кастет. Увы, «кастет» ударил и по самим лефам. Сгинул в ГУЛАГе С.Третьяков, застрелился В. Прочно канули в Лету все теории Лефа. Их несостоятельность выявилась раньше, чем Леф окончательно перестал существовать. Именно по этой причине порвал с Лефом Б.Пастернак, перестали печататься в лефовских изданиях И.Бабель, А.Веселый. А в 1928 выходит из Лефа и его вождь – В.Маяковский.


 

Перевал

журнал «Красная новь», 6 альманахов «Перевал», антология «Перевальцы», сборники «Ровесники».

Создана на рубеже 1923-1924-х годов. Официально «Перевал» просуществовал до 1932 года.

В "Коммунистической академии" в 1930 г. состоялся форменный суд над "Перевалом", а после второго ареста А.К.Воронского (погиб в ГУЛАГе) в 1937г. были репрессированы многие "перевальцы".

А.К.Воронский: «На стыке»,  «Искусство и жизнь», «За живой и мертвой водой»;

М.А. Светлов: «Рельсы» , «Корни», «Хлеб»;

М.С. Голодный: «Сваи», «Васька с Александровской улицы», «Земное: стихи»;

А.М.Ясный:  "Жужжат пасы маховика",  «Забастовка»,"Проверенная, что часы";

А.Г. Малышкин: «Падение Даира», «Ночь под Кривым Рогом»,  «Февральский снег»;

М.М. Пришвин: сборники «Кладовая солнца», «Зеленый шум»;

А.П. Платонов:  сборники «Епифанские шлюзы», Сокровенный человек»;

А.С.Ольхон: «Бронепоезд», Тундра»,;

В.П.Правдухин: «Творец. Общество. Искусство : Статьи о современной литературе»; пьеса «Виринея»; «Фазаны : Охотничьи рассказы»;

И.И.Катаев: «Сердце», «Жена», «Молоко»;

А.З.Лежнев: «Вопросы литературы и критики»;  «Максим Горький : Его жизнь и творчество»,

За период существования «Перевала» было создано несколько деклараций: «Декларация всесоюзного объединения рабоче-крестьянских писателей «Перевал» 1926 г.,

«Декларация всесоюзного объединения рабоче-крестьянских писателей»

1927 г.,

«Перевал и искусство наших дней» 1930 г.

«Перевал» старался сохранить традиции большой литературы, русской и мировой, и вел полемические бои с РАППом, Лефом и конструктивистами, ставя на первое место искренность в литературе, моцартианство и гуманизм.

Эстетическая и теоретическая программа «Перевала» содержала требование «органичности» творчества, означавшее, что писатель должен писать только о лично пережитом. Декларировалось также внимание писателя к собственному внутреннему миру, требование искренности, опоры на интуицию в творческом процессе.

 

«Перевал» отстаивал свободу писателей от деспотично навязываемого

«социального заказа», защищал право автора на выбор темы, жанра, отвечающего

индивидуальности творца, боролся с нормативным «управляемым искусством».

Для   «перевальцев»   художественный

образ гораздо выше, сложнее, многозначное любой голой идеи, схемы, даже

громко заявленной.

Для перевальцев писатель не был лишь носителем идеологии, он был  носителем психологии.

В целом перевальцы развивались в духе эстетической критики. Они были доброжелательны в оценках текущей литературы, не раз делали уступки своим оппонентам-рапповцам.

РАПП

журнал «На литературном посту», сменивший осужденный журнал «На посту».

Официально оформилась в январе 1925 года. Со временем стала беспокоить партийное руководство, предпочитавшее держать бразды правления литературой в своих руках, и постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» РАПП была ликвидирована.

Л. Л. Авербах: «За пролетарскую литературу», «Наши литературные разногласия», «О задачах пролетарской литературы»;

Д. А. Фурманов: «Драма Луши», «Чапаев», «Мятеж»;

Ю. Н. Либединский: «Комиссары»,  «Поворот», «Рождение героя»;

В. М. Киршон: «Рельсы гудят», «За большевистское искусство», «Хлеб»;

А. А. Фадеев: «Разгром», «Столбовая дорога пролетарской литературы», «Последний из Удэге»;

В. П. Ставский: «Станица», «Разбег», «Сильнее смерти»;

В. В. Ермилов: «За самокритику», «Против меньшевизма в литературной критике», «За боевую творческую перестройку»;

Идеология РАПП выражалась в журнале «На литературном посту». При этом лозунг «пролетарской культуры» был заменён на лозунг «учёбы у классиков». В журнале руководство организации выдвигали концепции развития литературы «союзник или враг», отталкивания писателей-«попутчиков», «одемьянивания» поэзии и «призыв ударников в литературу».

В истории литературы ассоциация знаменита нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, Максим Горький, А. Н. Толстой и других.

Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев.

Пролетарской революции нужно пролетарское искусство.

 

РАПП сыграла положительную роль в борьбе за пролетарскую литературу и собирание ее сил. Борясь с антипролетарскими теориями, она совершала грубые теоретические и политические ошибки. Но все же РАПП содействовала творческому развитию советской литературы, воспитав ряд пролетарских писателей. Но в условиях победоносного социального строительства влияние РАПП стало отрицательным. Узость творческой платформы РАПП и ошибочность ряда лозунгов сказались отрицательным образом на произведениях пролетписателей

Партийное постановление от 22 июня 1932 года «Постановление о политике партии в области художественной литературы  объявило РАПП распущенным и сообщило о создании единой организации советских писателей.

ОБЭРИУ

Попытка издать сборник не удалась. Из участников только Заболоцкий и Вагинов смогли издать книги в 1920-30-х гг.

Группа начала складываться с 1925 года под неофициальным названием «чинари».

Ядро будущего объединения сформировалось в 1926 году, когда возникла группа «Левый фланг», в 1927 году взявшая название «Академия левых классиков». Датой образования ОБЭРИУ считается 24 января 1928 года, когда в Ленинградском Доме печати состоялся вечер «Три левых часа».

Д.И.Хармс: пьеса «Елизавета Бам»;

А.И. Введенский: «Мяу», «Путешествие в Крым», «Рабочийц праздник»;

 Н.А. Заболоцкий: «Столцы», «Таинственный город»;

К.К.Вагинов: «Труды и дни Свистонова», «Бамбочада»;

Н.М. Олейников: «Танки и санки»;

И.В. Бахтерев: «Вилки и стихи» стихотворения 1926—1930 гг.

Д. Левин: «Полет герр Думкопфа», «Десять вагонов», «Вольные штаты Славичи»;

 

Обэриуты попытались в конце 1920-х годов вернуться к некоторым традициям русского модернизма, в частности футуризма, обогатив их гротескностью и алогизмом.

Обэриуты в своём манифесте заявили: «Кто мы? И почему мы?.. Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства… В своём творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства. В поэзии — столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики». Основные способы построения текста — языковые и речевые аномалии, орфографические ошибки, «пятое значение», опровергание собственных слов, фрагментарность, отсутствие логики и другие.

В таком понимании искусства обэриуты являлись «наследниками» футуристов, которые также утверждали, что искусство существует вне быта и пользы.

 

Алексей Машевский писал в своей статье «Чинари-обэриуты»:

«Творчество чинарей-обэриутов вовсе не носило характера „игры в бессмыслицу“, „в заумь“, как это было принято считать ещё совсем недавно. Их волновали глубокие экзистенциальные вопросы: отношение к времени, к смерти, к возможности высказывания, к самому языку, его приспособленности для описания мира».

Эти проблемы нашли отражение в работах философа-экзистенциалиста Якова Друскина.

Так же, обэриуты культивировали поэтику абсурда, предвосхитив европейскую литературу абсурда, по крайней мере, на два десятилетия.