Полезные навыки Программа факультатива 5 класс
Оценка 4.7

Полезные навыки Программа факультатива 5 класс

Оценка 4.7
doc
04.01.2023
Полезные навыки Программа факультатива 5 класс
5 кл. пол.навыки.doc

 

 

 

Программа
факультативного курса
"Полезные навыки"

 

 

5 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   «Полезные навыки» - программа превентивного обучения, базирующаяся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей. Работа по программе предполагает цикл из 34 часов продолжительностью 35-45 минут каждое. Все занятия объединены общей тематикой и направлены на достижение определенных целей, значимых и принимаемых участниками группы. Форма занятий – тренинг. 

  Программа включает в себя два блока: во-первых, знакомство учащихся с понятием психоактивные вещества. Ведущая цель этого блока – ранняя профилактика химической зависимости детей 10-12 лет,  формирование у школьников навыков эффективного общения, принятия решений и сопротивления давлению сверстников.

    Теоретической основой для разработки содержания, форм и методов работы на занятиях по этой тематике стали следующие  учебные пособия: программа «Полезные навыки», созданная Project HOPE  при участии учителей и учеников московских школ №668 и 645; программа ранней профилактики химической зависимости детей 9-12 лет «Навыки жизни», разработана научно-диагностическим центром  «Диагностика. Адаптация. Развитие. » им. Л. С. Выготского, г. Москва. Второй блок –  цикл уроков здорового образа жизни (понятие о здоровье и факторах, его нарушающих и укрепляющих, общее понятие о профилактике болезней). Цель блока – пропаганда здорового образа жизни.

   Цели программы достигаются через решение серии задач, связанных с приобретением младшими подростками навыков общения, самостоятельного преодоления опасных привычек, освоение подростками эффективных способов удовлетворение потребностей (без обращения к психоактивным веществам), умением противостоять внешнему социальному и психологическому давлению; осознанием подростком своих возможностей, способностей и интересов в целях саморазвития.

   В процессе работы по данной программе «Полезные навыки» используются разные методы обучения в группе.

1.Кооперативное обучение (работа в группах).

2. «Мозговой штурм» - проводится с учетом сложности и проблемности темы и по соответствующим правилам. Используется для стимуляции высказываний по теме или вопросу.

3.Групповая дискуссия. На каждом занятии участникам предлагаются вопросы для обсуждения. Использование метода позволяет:

  * Дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

  * Уточнить личные точки зрения учеников;

  *  Ослабить скрытые конфликты;

  * Выработать общее решение класса;

  * Повысить эффективность работы класса;

  * Повысить заинтересованность учеников проблемой и одноклассниками;

  * Удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

4. Игры, творческие задания, ролевые ситуации.

5.Упражнения – энергизаторы. На уроке класс периодически испытывает снижение энергии. Концентрация внимания затрудняется. Ученики перестают работать, начинают мешать учителю. Средством преодоления спада энергии может служить короткое физическое упражнение, оживляющее активность группы, физминутка или упражнение – энергизатор.

6.Беседа.

 

 

 

 

 

Структурные компоненты занятий.

    Занятия в рамках программы по содержанию и формам работы могут быть достаточно разнообразны. Особенности каждого занятия обусловлены как проблемами и темами, которые рассматриваются, так и характером группы (класса), личностными особенностями и эмоциональным состоянием участников. Вместе с этим в целях более четкого проведения занятий есть несколько структурных компонентов занятий. Эти компоненты представлены на каждом занятии, особенности же их применения могут изменяться с учетом целей и задач конкретного занятия.

А) Адаптационный компонент.

   Предполагает проведение в начале каждого занятия упражнения – разминки, направленные на снятие эмоциональной напряженности и способствующие физическому раскрепощению участников группы.

Б) Целеполагающий компонент.

   Предназначен для формирования и формулирования  (совместно с группой или ведущим) целей и задач занятия. Целесообразно начиная с пятого-шестого занятия проводить с учащимися дискуссии по целям и задачам определенного занятия. Следует особое внимание обращать на формулировку целей и задач самими детьми, даже если они не всегда получаются четкими и содержательными. Это помогает активизировать мотивации участников, создает ощущение личной причастности ко всему тому, что происходит на занятиях.

В) Конструктивно-практический компонент.

   Содержит собственно обсуждение вопросов, ситуаций, используются игровые технологии, отрабатываются поведенческие навыки, происходит формирование личностной позиции участников группы по теме (проблеме) занятия через высказывания, формулирование собственных мнений.

Г) Рефлексивный компонент.

   Включает работу с тетрадями «Полезные навыки», прослушивание аудиоматериалов занятий и их обсуждение, высказывание собственных мнений за «круглым столом».

Д) Эмоционально-завершающий компонент.

   Предполагает окончание каждого занятия ритуальным упражнением, которое выбирают участники из вариантов, предложенные тренером. Назначение и смысл каждого компонента – создание эмоционально-положительного впечатления от занятия, а также в развитии у участников навыков гуманного культурного общения с окружающими. Данный компонент придает завершенность конкретному занятию и предполагает дальнейшую встречу участников.

 

 

Средства обучения.

   В ходе работы на занятиях используются рабочие тетради «Полезные навыки», наглядные средства, канцелярские принадлежности, классная доска, листы ватмана, мел, фломастеры, маркеры, цветные карточки для голосования, призы, средства аудио и видеотехники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы работы ведущего группы.

1.Активно наблюдать за работой группы, при необходимости вмешиваться.

2.Привлекать к работе группы всех учащихся.

3.На обдумывание вопроса давать не менее 7 секунд, но не более 10.

4.Задавать только те вопросы, которые требуют развернутого ответа, ответами «да»  и «нет» не ограничиваться.

5.Необходимо постоянно осуществлять обратную связь. На ответы и реплики участников тренер отвечает благодарностью, перефразированием ответов, кивками, улыбками.

6.Тренеру недопустимо принимать угрожающую позу, делать сердитое лицо.

7.Тренер не должен стоять на одном месте, но и нельзя бегать по аудитории. Передвижения должны быть равномерны, постоянны и должны не отвлекать, а помогать ведению занятия.

8.При необходимости дополнительной поддержки допускается прикосновение руки тренера к плечу, пожатие руки учащегося.

9.Всегда выразительно и положительно выделять удачные «находки» детей, причем оцениваются не учащиеся, а их действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование занятий факультативного курса

 «Полезные навыки».

1 час в неделю, 34 часа.

5 класс.

 

№ п./п.

Тема

Цель

 

1.

Что такое психоактивное вещество? (ч. 1)

Познакомить учеников с понятием ПАВ.

 

2.

Что такое психоактивное вещество? (ч. 2)

Продолжить знакомство учеников с понятием ПАВ.

 

3.

Соблюдай безопасность! (ч. 1)

Обсудить правила безопасного поведения в отношении ПАВ.

 

4.

Соблюдай безопасность! (ч. 2)

Обсудить правила безопасного поведения в отношении ПАВ.

 

5.

Кто и почему употребляет психоактивные вещества? (ч. 1)

Довести до сознания учеников, что важно не только то, какое ПАВ употребляется. Важно также, кем оно употребляется, где и с какой целью.

 

6.

Кто и почему употребляет психоактивные вещества? (ч. 2)

Довести до сознания учеников, что существует множество здоровых способов регуляции эмоций, помимо употребления ПАВ.

 

7.

Давление, влияние, ситуации…(ч.1)

Довести до сознания учеников, что им могут предложить попробовать ПАВ. Таким предложениям необходимо сопротивляться.

 

8.

Давление, влияние, ситуации…(ч.2)

Способствовать обсуждению детьми ответственного поведения в ситуациях, связанных с ПАВ.

 

9.

Ингалянты (ч.1)

Добиться от учеников понимания того, что даже единственная попытка употребления ингалянтов является недопустимой из-за высокого риска негативных последствий для здоровья.

 

 

10.

Ингалянты (ч.2)

Довести до сознания детей, что, независимо от называемых причин, употребление ингалянтов является ничем не оправданным риском.

 

11.

Мое здоровье (ч.1)

Добиться понимания детьми, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.

 

12.

Мое здоровье (ч.2)

Способствовать постановке учениками личной цели – быть здоровым.

 

13.

Агрессивное, неуверенное и уверенное поведение.

Обучать навыкам распознавания и преодоления собственной агрессивности.

 

14.

Стресс. Способы борьбы с ним.

Вырабатывать у детей навыки поведения в критических ситуациях и учить выходить из них с наименьшими потерями.

 

15.

Поведение в конфликтных ситуациях. Разрешение конфликта путем совместного принятия решения.

Учить детей устанавливать признаки конфликтной ситуации, обучение совместному разрешению конфликта.

 

16.

Я особенный и себя уважаю.

Формировать у детей устойчивую самооценку.

 

17.

Как подружиться.

Формировать умения завязывать дружеские отношения.

 

18.

Взаимоотношения с родителями и взрослыми.

Формировать некоторые навыки установления добрых взаимоотношений с родителями и другими взрослыми.

 

19.

Перед тобой незнакомец.

Развивать у ребенка навыков критического восприятия незнакомых людей.

 

20.

ТВ, видео, компьютерные игры.

Формировать критическое отношение к информации, передаваемой с экрана телевизора, дисплея компьютера.

 

21.

Заключительное занятие 1 блока программы: викторина веселых и находчивых.

Формировать устойчивое убеждение, что быть здоровым – это счастье.

 

22.

Режим дня.

Изучить основные компоненты режима дня; учить правильно организовывать учебный труд, правила приготовления домашнего задания; работоспособность и утомление; отдых.

 

23.

Опорно-двигательная система.

Сообщить детям общие сведения о строении и функционировании, о возрастных особенностях скелета и мышц; профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

 

24.

Здоровое питание

Рассмотреть причины неправильного питания; найти пути организации правильного питания; научить детей

составлять рацион и придерживаться режима питания; научить соблюдать санитарно-гигиенические нормы хранения продуктов питания.

 

26.

Органы дыхания и их гигиена.

Дать понятие о дыхательной гимнастике, о заболеваниях дыхательной системы и их профилактике; простудно-инфекционные заболевания, туберкулез.

 

27.

Кровь.

Изучить значение крови в организме; характеристика пульса.

 

28.

Кожа. Гигиена кожи.

Дать понятие о роли кожи в защите организма; рассмотреть тему кожных образований (волосы и ногти), родимые пятна, угри.

 

29.

Зрение.

Изучить основные нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, косоглазие и их профилактика); гимнастика для глаз.

 

30.

Экология и здоровье.

Дать детям информацию о месте и роли человека в природе; солнце, воздух и вода – факторы здоровья; погода и здоровье человека; сезонные требования к одежде и обуви.

 

31.

Народная медицина.

Изучать лекарственные растения и медолечение.

 

32.

Грамотное восприятие себя и окружающего мира.

Учить детей видеть позитивное в людях.

 

33.

Предупреждение инфекционных заболеваний

Изучать правила и прививать навыки личной гигиены.

 

34.

Заключительная игра «Это здорово!»

Проверить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года; прививать интерес и любовь к здоровью, спорту и природе.

 

 

 


5 класс

5 класс

Введение. «Полезные навыки» - программа превентивного обучения, базирующаяся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей

Введение. «Полезные навыки» - программа превентивного обучения, базирующаяся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей

Структурные компоненты занятий

Структурные компоненты занятий

Основные принципы работы ведущего группы

Основные принципы работы ведущего группы

Поурочное планирование занятий факультативного курса «Полезные навыки»

Поурочное планирование занятий факультативного курса «Полезные навыки»

Разрешение конфликта путем совместного принятия решения

Разрешение конфликта путем совместного принятия решения

Грамотное восприятие себя и окружающего мира

Грамотное восприятие себя и окружающего мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2023