Полихудожественный подход на уроках «Слушания музыки» в ДМШ и ДШИ. Тезисы.
Старкова Т.С., преподаватель теоретических дисциплин ДШИ №5 города Иркутска
Слушание музыки как вид деятельности является самой доступной формой общения с музыкальным искусством. Не случайно этот предмет появляется в музыкальной школе уже на первом году обучения. На уроках «Слушания музыки» ребенок может познакомиться с более сложными произведениями по сравнению с теми, что исполняет сам, услышать музыкальные шедевры в хорошем исполнении. Однако возможности предмета «Слушание музыки» этим не исчерпываются. Само его содержание заключает в себе глубокие предпосылки для интеграции разных видов искусств и выхода в полихудожественное пространство.
Термины «полихудожественный подход», «полихудожественная деятельность», «полихудожественное образование» появились в конце 80-х – начале 90-х годов XX века в научных публикациях и разработках Лаборатории комплексного взаимодействия искусств Исследовательского центра эстетического воспитания РАО. Это направление было научно обосновано профессором, доктором педагогических наук Борисом Петровичем Юсовым.
В основе полихудожественного направления лежит положение о том, что каждый ребенок с самого раннего возраста воспринимает и отражает окружающий мир в художественных образах, что познавая этот мир, он творит. По мнению Б.П.Юсова, ребёнок изначально «полихудожествен», «полимодален». Исследования в области возрастной психологии подтверждают, что для восприятия семи – девятилетних детей характерен комплекс взаимосвязанных друг с другом свойств: эмоциональность, целостность, образность и в то же время диффузность, нерасчленённость восприятия [2]. Это значит, что дети в этом возрасте склонны к деятельности в разных видах искусства на основе их интеграции, взаимодействия. Главная задача полихудожественного образования – это развитие и совершенствование способностей ребёнка в едином комплексе «слышу – вижу – чувствую – двигаюсь – общаюсь» посредством выхода за рамки одного вида искусства. Т.о., полихудожественная деятельность предполагает объединение нескольких видов художественной деятельности в одно целое.
На уроках «Слушания музыки» в основе полихудожественной интеграции может быть союз музыки и литературы, музыки и изобразительного искусства, музыки и движения и т.д. Ни для кого не секрет, что педагоги на занятиях музыкально – эстетического цикла широко используют т.н. межпредметные связи, демонстрируя различные репродукции, музыкальные аудиозаписи, отрывки литературных произведений, фрагменты кинофильмов и театральных постановок и т.п. Разница в том, что на уроках полихудожественного типа все они не только иллюстрируют и дополняют друг друга, усиливая эффект воздействия, но и побуждают ребёнка к собственной творческой деятельности. Результатом такого урока всегда будет творческий продукт, пусть даже самый элементарный: рисунок, композиция из пластилина «по мотивам» прослушанного и увиденного, эссе, рифмованное четверостишие, загадка, пластическая или звуковая импровизация и т.п. Ребёнок на таком уроке активен, он действует в ситуации поиска и свободного выбора, его восприятие получает многообразные импульсы. Знания и впечатления, полученные таким путём, становятся личностно – значимыми, т.к. в процессе полихудожественной деятельности происходит творческая самореализация ребёнка.
Урок полихудожественного типа ставит перед педагогом множество задач. Вот некоторые из них:
1. Качественный и продуманный отбор художественных образцов из разных областей искусства, поиск внутренних закономерностей и связей между ними;
2. Создание атмосферы эмоционального переживания и художественного перевоплощения на уроке;
3. Формирование опыта восприятия и анализа произведений искусства, выявления внутренних связей между ними;
4. Организация игровых ситуаций для проявления творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности.
Но самое главное – это перенос педагогического акцента с изучения искусства на творческое проявление и развитие самого ребёнка посредством искусства.
Таким образом, полихудожественная деятельность – это деятельность, в которой ребёнок проявляет себя с позиции творца. Искусство, в свою очередь, являясь полифункциональным феноменом культуры, «учит переживанию глубокого родства с миром и человечеством; постижение же искусств в их внутренних связях усиливает это чувство многократно» [3].
Литература:
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., 2004;
2. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т., том 4. М.,1984;
3. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств //Музыка в школе, М., 1984 - №1;
4. Юсов Б., Кабакова Е., Савенкова Л., Сухова Т. Живой мир искусства //Дошкольное воспитание. М.,1993 - № 3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.