Т.Н. Евачева
Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с национальным костюмами народов Поволжья посредством игр.
На сегодняшний день приоритетным направлением воспитания является формирование у ребенка интереса не только к культуре своего народа, но и культуре других народов, знакомство детей с этносом. Дети получают много информации о культуре, традициях и истории других народов. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.
Для нашего многонационального государства и общества важно, чтобы юные граждане России выросли уважающими культуру и язык своего народа. Каждому этносу необходимо передать своё многовековое наследие молодому поколению. В связи с этим, поликультурное воспитание в ДОУ приобретает особую актуальность.
Следует отметить, что в последние годы расширяются формы и средства поликультурного образования, усиливается социокультурный аспект. Для целей воспитания привлекаются всевозможные положительные факторы, влияющие на формирование личности. В этом особое место занимает развивающая предметная среда поликультурной направленности. Именно она оказывает значительное воздействие на формирование поликультурных ценностей, поскольку дает возможность знакомить детей с образцами этнических культур и рассматривается не только с материально-функциональной точки зрения, но и как качественное пространство культуры – пространство ценностей, идеалов, культурных образцов, символов, знаков, национальных традиций и т.д.
Мир и общество меняются, на смену устаревшим нормам приходит много хорошего, нового. Нужно ли сохранять старые традиции или они безнадежно устарели и нужно их забыть? В вопросе важности сохранения традиции у людей возникло два мнения. Одни считают, что традиции нужно сохранять, чтобы народ помнил свои национальные черты. Раньше детей воспитывали по-другому, и они вырастали уважительными и чтящими свою семью и своих предков. В настоящее время дети в большинстве случаев находятся на очень низкой ступени нравственного развития. Они не знают своих предков, свои корни, потому что им не рассказали родители, которые, возможно, и сами этого не знают. Вот поэтому, возникла необходимость знакомить детей с прекрасными изделиями народного творчества, а точнее, с национальным костюмом, рассказать им, чем они привлекательны, чем отличаются от других костюмов, какую ценность они представляют. Мы хотим, чтоб воспитанники хоть немного знали историю своего народа.
Знакомство с национальным костюмом происходит при помощи куклы, поскольку это доступно детям, в силу их возрастных особенностей. Куклы в развитии народа, сохранении преемственных связей поколений, национального духа занимают особое место, и выполняют большие этические, воспитательные и эстетические функции. Точные копии костюмов - лучший способ ознакомления с культурой народа.
В нашем детском саду для насыщения развивающего пространства дошкольного учреждения национальным колоритом, естественного погружения ребенка в историю и культуру народа, и для организации разных форм работы с детьми, был создан мини-музей «Мордовская изба». Интерьер музея составляют подлинные предметы мордовского быта, имеющие культурную ценность: куклы в национальных костюмах Поволжья, орудия труда, предметы быта.
Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр. Нередко куклу вносят в группу лишь для пополнения игрового хозяйства, часто она находится в виде сувенира, служит украшением. И поэтому зачастую дети не знают имен этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какую национальность представляют. Нельзя не согласиться с мнением Р.И. Жуковской, которая считает, что национальная кукла становится средством национального, а значит, и толерантного воспитания лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера. Особую симпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают, которые представляют литературных героев. Куклы несут радость детям, на наш взгляд, нет ребенка, который бы равнодушно отнесся к кукле в национальном костюме. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?
Очень важно, чтобы каждая национальная кукла отличалась какими -либо особенными чертами.
В ДОУ должен быть продуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать их следующим образом:
1. Куклы, передающие характерные черты национальности;
2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев;
3. Куклы, которые своими костюмами и элементами атрибутов напоминают о труде, характере той или иной национальности.
В образовательный процесс были введены специально- организованные занятия по данной проблеме. На занятиях знакомили детей с национальными костюмами, головными уборами народов Поволжья. Кроме того, дошкольники наглядно изучали, рассматривали изделия декоративно-прикладного искусства на национальных куклах, получали информацию о традициях, праздниках, посиделках, обрядах.
Сделать занятие интересным и понятным помогли игры. Ведь она является одним из важнейших приемов обучения в детском саду. Игра – это тот способ, фундамент, то главное, на чем построен весь процесс обучения. Игра – основной вид деятельности дошкольника.
В процессе игровой деятельности ребенок проявляет смекалку, сообразительность. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают, как сталкиваются с различными трудностями и учатся. В игре они решают свою собственную задачу. Игра всегда конкретна и способствует развитию дошкольников. Ребёнок с большим удовольствием играет со взрослым, и вместе с тем непреднамеренно, легко и быстро усваивает материал.
Для обогащения игр детей были приобретены и изготовлены развивающие и дидактические игры с национальным содержанием, где главными действующими героями были куклы. В дидактических играх уточнялись и закреплялись, приобретались новые знания и представления. В своей работе мы используем такие игры как:
- Разрезные картинки «Сложи национальный костюм», цель которой формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей;
- Лото «Национальные костюмы Поволжья», цель которой находить парные картинки;
- Дидактическая игра «Найди 10 отличий», цель которой находить отличия в похожих картинках;
- Игра- лабиринт «Чья обувь», цель которой найти костюм, которому принадлежит обувь;
- .Дидактическая игра «Головные уборы», цель которой определить, кто неправильно подобрал головной убор к своему костюму;
- Дидактическая игра «Узнай национальную одежду», цель которой определить костюм по фрагменту и назвать, к какой национальности он принадлежит;
- Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм», цель которой находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой;
- Дидактическая игра «Наряди куклу», цель которой различать мужской и женский наряд, и называть предметы народных костюмов.
- Домино «Костюмы Поволжья», цель которой поиск нужных картинок, соблюдения их очерёдности.
В сюжетно-ролевых играх дети с помощью национальных кукол моделировали реальные жизненные ситуации, знакомились с национальными костюмами, традициями. В своей работе используем такие сюжетно-ролевые игры как:
- «Показ моделей детской национальной одежды», целью которой является учить детей составлять описания одежды, руководствуясь готовым планом;
- «Ярмарка», целью которой является знакомство детей с традициями и костюмами народов Поволжья.
Народный костюм – это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Традиционный народный костюм - уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа.
Литература:
1. Абдулатипов Р. Г. Мой татарский народ. - М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.
2. Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 2007.
3. Андреева Ю. А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.3. «Валдоня» - программа и методические рекомендации
4. Завьялова М. К. Татарский костюм.- Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.
5 .«Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
6. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
7. История и культура родного края // Сост. Мифтахов Б. М., Исламов Ф. Ф.- Казань: Магариф, 1994.- 191с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.