Политическая элита
Оценка 4.9

Политическая элита

Оценка 4.9
docx
29.12.2020
Политическая элита
Политическая элита.docx

Открыты  урок по обществознанию в 11 классе.

Тема: «Политическая элита».

Цели урока: создать первоначальные представления о политических элитах, теорияхвозникновения элит В. Парето и Г. Моски, как обязательном компоненте политической сферы.

План урока:

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

- познакомить учеников с различными понятиями  политической элиты;

- рассмотреть виды элит, и их функции;

- выявить 3 качества (по теории Моски), которые открывают доступ в политический мир;

- рассказать о 3 способах обновления элит по Моски,  и 2 типов элит по Парето.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый или эвристический, работа под руководством учителя.

Оборудование:

- Обществознание - Учебник - 11 класс - Боголюбова Л.Н., Лазебникова А.Ю., Холодковский К.Г. – 2008

- Оборудование для презентации.

- Презентация на тему: «Политическая элита».

Ход урока:

1.  Изучение нового материала.

Известно, что любое общество представлено управляющими и  управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране  политическую  власть,  и  теми,  по отношению к кому эта власть осуществляться.  Для характеристики  управляющих употребляются  разные  понятия,  но  наиболее   распространенным   является  «элита».

Вопрос к учащимся:

- что означает термин «политическая элита»?

Записываем тему урока «Политическая элита».

Первый вопроспонятие политическая элита

Задание учащимся:

- определите значение  термина «политическая элита» самостоятельно, пользуясь учебником (параграф 22).

После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 2).

Все, что написано на слайде 2, переносим в тетрадь.

Понятие  «элита»  происходит  от  латинского  «elegize»  (обратить) ифранцузского «elite» (отборный). В литературе можно встретить  много  разных определений элиты,  когда  имеется  властвующая  часть  общества,   правящий слой.  Итак, политическая элита – это  определенная  группа,   слой  общества, который концентрирует  в  своих  руках  государственную  власть  и  занимает командные  посты,  управляет  обществом.

Вопросы к учащимся:

- когда возникла идея о большинстве и меньшинстве?

- когда сформировалась элита как предмет науки?

После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 3,4).

Все, что написано на слайде 3,4, переносим в тетрадь.

Идея о большинстве и о меньшинстве возникла во времена Древнего мира. Платон предлагал властные функции в государстве передать философам, которые смогли бы обеспечить общественное благо. 

Как предмет науки элита сформировалась в конце 19 начала 20 веков, под влиянием итальянских социологов Вильфремо  Парето и Гаэтано Моски. В своей книге «Правящий класс» Г. Моска писал о двух классах людей, который правит, и класс, которым правят.

 

Второй вопрос причины возникновения элит

Существует несколько видов элит, а значит, существуют разные причины возникновения.

Вопросы к учащимся:

- почему возникли элиты?

- какие виды элит вы знаете?

После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 5-7).

Все, что написано на слайде 5-7 переносим в тетрадь.

Виды элит:

1).  К экономической элите причисляют крупных бизнесменов, капитанов индустрии, финансовых магнатов, являющихся незаурядными творческими личностями, наделенными прозорливостью, инициативой и предприимчивостью.

2). К политической элите – это  определенная  группа,   слой  общества,который концентрирует  в  своих  руках  государственную  власть  и  занимает командные  посты,  управляет  обществом.  В  основном  это  профессиональные политики  высокого ранга, наделенными властными функциями и полномочиями.  Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти.   

            3). К административной   элите    (бюрократическая)   –   это   высший   слойгосударственных  служащих, чиновничества),   знающих   высшие   позиции   в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

Вопросы к учащимся:

- что является главной причиной возникновения элит?

- как на этот вопрос ответили Парето и Миллс?

После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 8,9).

Все, что написано на слайде 8,9, переносим в тетрадь.

Главной причиной  возникновения элит является психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания  участвовать в политической деятельности.

Неравенство между элитой и остальной массой, по мнению Парето, обусловлено природным неравенством людей. С точки зрения Миллса, элита это совокупность высоких социальных статусов, чьи статусы влияют на принятие политических решений, те и относятся к элите.

Вопрос к учащимся:

- какие функции могут выполнять элиты?

После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 10,11).

Все, что написано на слайде 10,11, переносим в тетрадь.

Политические элиты выполняют в обществе следующие функции:

1).выражение совокупного интереса представляемых ими классов или слоев, разработка механизмов реализации этих интересов;

2).формирование и реализация политического курса на основе учета всех социальных интересов, защита общенациональных интересов;

3).расстановка руководителей на различных участках государственного управления, выдвижение политических лидеров;

4).защита ценностей, характерных для данного общества, и обеспечение на их основе консенсуса по главным направлениям деятельности государства.

Третий вопрос секреты успеха политической элиты

Мы рассмотрели понятие политической элиты, причины возникновения и функции. Подумаем вместе, а в чем выражается секрет успеха политической элиты.

Вопрос к учащимся:

- от чего зависит успех политической элиты?

- раскройте смысл успеха политических элит по теории Моски?

После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 12-14).

Все, что написано на слайде 12-14, переносим в тетрадь.

Секрет успеха зависит от немногочисленности, сплоченности и организованности. Информация внутри малой группы распространяется быстрее, это позволяет реагировать на изменяемые обстоятельства, определения стратегии и цели.

Моска пишет: «Правящее меньшинство образуется так, что индивиды, из которых оно составляется, отличаются от масс некоторыми качествами, дающими им определенное материальное, интеллектуальное или даже моральное превосходство».  Люди должны иметь какие-то качества, которые чрезвычайно ценятся и придают вес в обществе, в котором они живут. Моска выделил 3 качества открывающих доступ в политический мир:

- военную доблесть,

- богатство,

- церковный сан.

И 3 ветви аристократии:

- военную,

- финансовую,

- церковную.

Четвертый вопрос  смена элит

Приведем несколько теорий о смене элит. Рассмотрим теорию

Моски и Парето.

Обратимся к презентации, слайд 15-18.

Все, что написано на слайде 15-18, переносим в тетрадь.

Моска выделяет 3 способа обновления элиты:

- наследование,

- выбор,

- кооптацию (довыборы).

При наследование доминирует аристократический способ, политический класс становится закрытым, это может привести к его вырождению и застою в обществе.

При выборах – политический класс становится открытым, происходит его обновление, что может привести к политической нестабильности и кризисам.

При довыборах обеспечивается определенное равновесие между 1 и 2 способами. Довыборы создают стабильность правящего класса и его постепенное обновление.

По мнению Парето – вся история человечества представляет собой смену элит. Непрерывная циркуляция элит приводит к социальному равновесию, притоку в политику «лучших» людей и новые идеи.это происходит когда класс открыт. Замкнутая элита, чтобы сохранить свою власть прибегают к насилию.

Выделяет 2 типа элит:

- лисы, предрасположены к хитрости, обману;

- львы,  открыты, решительны, ориентированы на стабильность.

Где правят лисы  общество развивается динамично, где львы – застой. Гармония достигается в обществе, где лис и львов равное количество.

2. Подведем выводы и выставим оценки ученикам за работу на уроке.

Из вышеизложенного следует, что политическая элита должна быть способной к решительным и, возможно, непопулярным для общества действиям. Ее автономность в принятии решений не абсолютна ввиду контроля со стороны господствующих сил и общества в целом, давления со стороны других элит — экономической, военной, идеологической, творческой и пр. Длительность пребывания политической элиты у власти зависит от ее способности обеспечить баланс интересов различных групп населения и проводить эффективную политику.

3. Рефлексия.

Рефлексия направлена на осознание пройденного материала, на сбор в общую копилку, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

4. Домашнее задание.

Параграф 22.

 

 

 

 

 

 


 

Открыты урок по обществознанию в 11 классе

Открыты урок по обществознанию в 11 классе

После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 5-7)

После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 5-7)

И 3 ветви аристократии: - военную, - финансовую, - церковную

И 3 ветви аристократии: - военную, - финансовую, - церковную