Тема: Идеологии современной России. 11 класс
Учитель Гадянова Г.В.
Цели:
Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Образовательная: создать условия для: 1) формирования у учащихся представлений о политических идеологиях России начала 21 века; 2) понимания проявлений идеологии на теоретическом, программно- политическом и актуализированном уровнях;
Развивающая: 1) критическое мышление через чтение информационного текста; 2) коммуникативные навыки.
Воспитательная: формировать активную жизненную позицию; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Технология: технология развития критического мышления
Эпиграф: «Мне больно об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп…. Необходимо укреплять прочную духовно-нравственную основу общества……. пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России» В.В. Путин (из послания президента России Федеральному Собранию декабрь 2012 год)
Оборудование: проектор, презентация «Идеологии современной России», раздаточный материал
Технологическая карта урока
Этапы |
время |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Прогнозируемый результат Формируемые компетенции (ОК и ПК) |
|||
1.Организационный |
1 минута
|
Приветствие, заполнение журнала, проверка готовности технической к уроку, деление класса на группы А.Б.В |
Приветствие учителя |
Настрой на работу Формируемые компетенции: ОК. Организация собственной деятельности. |
|||
2 Постановка цели и мотивация ( стадия вызова)
|
3 минуты
|
· Создание проблемной ситуации при постановке темы и цели урока. «Идеи становятся мыслями, когда они овладевают массами» В.И Ленин. · Актуализация целей Какие цели вы перед собой ставите? · Каков должен быть ваш вклад для достижения результата- цели? (субъективная задача)
· К таблице вернёмся в течение урока |
· Совместно с учителем определение темы урока · Запись темы в тетрадь · Использование стратегии ЗХУ ( знаю, хочу узнать, узнал(ла)
При заполнении 2 столбца · Синхронно с 1 столбцом, заполняется кластер «Политические идеологии» |
Понятие важности темы Заполнение 1 и 2 столбца таблицы, обсуждение записанного; Заполнение ячеек кластера Формируемые компетенции: ОК. Умение ставить цели, самостоятельно определять задачи личностного развития |
|||
обобщение |
|
Сформулируйте задачи урока |
Формулируют обобщение 1 порядка
|
Формируемые компетенции: ПК. Оформление собственного мнения в форме монологической речи, отчёта, выступления |
|||
Планирование деятельности |
|
Определяет алгоритм работы группы и подгрупп (содержание и время) |
Уяснение логики выполнения работы в ходе урока и содержания деятельности в подгруппах |
Эффективная работа студентов на каждом из этапов урока Формируемые компетенции: |
|||
3 Активизация знаний ( осмысление)
|
|
Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме; Мотивация: Мир не изменится без изменений внутри каждого из нас, а началом изменений может стать понимание происходящего вокруг. Именно поэтому важны знания о политических идеологиях современности. Вопрос: В чем состоит сущность политической идеологии? |
Работа с понятием «Идеология», виды идеологии, уровни идеологии |
Актуализация предыдущего опыта учеников для продуктивной самостоятельной работы |
|||
20 минут: 10 м- работа с текстом, 8 мин систематизация знаний 2мин- отчёт групп |
Самостоятельная работа в подгруппах: 1. чтение текста с использованием активного метода маркировки Приложение 1. Задания 1 Значение слова идеология, взгляды сложившиеся после появления данного термина. |
Промаркированный текст Формируемые компетенции: ОК. Умение работать в команде, осуществление поиска, анализа, оценки информации, необходимой для постановки и решения поставленных задач, личностного роста. Отчёт групп о проделанной работе
|
|||||
Задание: Верно ли характеризует идеологию каждое из приведенных ниже суждений о ней? Дайте с этой точки зрения их аргументированную оценку.
Задание 3 для учащихся группы А: выбрать одно из слов (консерватизм, либерализм, коммунизм, национализм, фашизм, социал-реформизм)., написать фломастером на листах формата А3 основные ценности данной идеологии (для успешного выполнения задания учащимся необходимо привлечь знания из истории). Далее листы со словами вывешиваются на доске. Ученики смогут проверить правильность выполнения по ответам следующих двух групп. Задание 3 для учащихся группы Б: заполнить пропуски в схеме, объяснить свой выбор политической идеологии. Задание 3 для группы В: дать краткую характеристику политическим идеологиям, используя информацию в учебнике на стр.24-27.
|
2. Систематизация усвоенного материала в виде выполнения задания 2 Приложение Дети характеризуют идеологию каждого из приведенных ниже суждений о ней. Дают с этой точки зрения их аргументированную оценку
Выполняют задания и готовят отчет. |
Отчёт о проделанной работе Формируемые компетенции: ПК. Оформлять идеи в форме выступления, отчёта |
|||||
|
|
По ходу выступления учитель дополняет познавательной информацией, определяется понятие |
3. Выступление представителей подгрупп
|
Систематизация материала в виде записей на доске |
|||
Обобщение 3 задания |
|
Сделайте вывод на основе представленных данных. Предположите 2 причины данного явления. |
Формулируют и записывают выводы |
Каждая из подгрупп озвучивает собственный вывод на основе полученных данных Формируемые компетенции: ПК. Оформлять идеи в форме выступления, отчёта |
|||
3 этап |
4 минут
|
Проверка усвоения изученного материала |
Практическая работа. Приложение 4 |
Формируемые компетенции: ОК. Оценка эффективности собственной деятельности качества |
|||
|
2 минуты |
Демонстрация слайда с таблицей- эталоном |
Самопроверка, самооценивание |
||||
|
|
Каков личный вклад в изучение темы .Организация беседы о личном вкладе в изучении темы |
рефлексия |
||||
Рефлексия |
2 минуты 1минута - проверка |
Возвращение к первоначальным записям, к кластеру и соотнесение «старой» и новой информации |
Заполнение графы ЗХУ
|
Формируемые компетенции: самостоятельное определение задач итогов личностного развития |
|||
|
|
Заполнение обновлённого кластера |
|
|
|||
Организация оценивания деятельности на уроке |
5минут
|
Организует заполнение листов оценивания, инструктирует по заполнению листа рефлексии |
Ученики заполняют листы оценивания индивидуально приложение 4 |
Формируемые компетенции: оценка эффективности собственной деятельности качества |
|||
|
|
Выставление отметок в журнал |
|
||||
Домашнее задание |
2 минуты
|
Формулирует и объясняет домашнее задание из параграфа №6. А, Б - эссе - «Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу» (К.Маркс, немецкий философ). - «Вера – то, ради чего умирают; идеология – то, ради чего убивают» (Антони Бенн, британский политик). - «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы» (Бенджамин Дизраэли, английский политический деятель). - «Идеи становятся силой, когда они овладевают массами» (Владимир Ульянов (Ленин). В - подобрать материалы СМИ, характеризующие идеологию современных российских политических партий.
|
Записывают домашнее задание в дневник |
|
Приложение 1.
Идеология (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — учение об идеях.
В общем смысле идеология — это понятие, обозначающее структурированную систему определённых (чаще политических, социальных или общественных) чётко сформулированных положений и идей.
В более узком смысле идеология — это логическая и психологическая поведенческая основа системы политического управления. Система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ. Термин «идеология» был введён в научный оборот французским мыслителем Дестют де Траси, принадлежавшим к группе «Идеологии» времен Великой Французской революции. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, он ввёл данный термин (в сочинении «Элементы идеологии») для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права. Наполеон пренебрежительно назвал представителей этой школы, выступавших притив его цезаристских устремлений, «идеологами», т.е. людьми, проповедовавшими оторванные от реальной политики взгляды.
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.
1) Основоположник теории идеологии К. Маркс видел в идеологии прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. Идеология по К. Марксу — это надстройка, зависящая от базиса (производственных отношений) - она выражает специфические интересы определённого класса.
2) К. Мангейм также понимал её как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию. Идеология по К. Мангейму — искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.
Вопрос: В чем состоит сущность политической идеологии?
Приложение 2.
Верно ли характеризует идеологию каждое из приведенных ниже суждений о ней? Дайте с этой точки зрения их аргументированную оценку .
- Идеология дает людям ориентиры и способствует мобилизации людей на решение крупных политических задач.
- Идеология не позволяет людям разбираться в политике, поскольку навязывает точку зрения, определяемую политическими целями.
Приложение 3.
Задание 3 для учащихся группы А: выбрать одно из слов идеология (консерватизм, либерализм, коммунизм, национализм, фашизм, социал-реформизм).
, написать фломастером на листах формата А3 основные ценности данной идеологии (для успешного выполнения задания учащимся необходимо привлечь знания из истории). Далее листы со словами вывешиваются на доске. Ученики смогут проверить правильность выполнения по ответам следующих двух групп.
Задание 3 для учащихся группы Б: заполнить пропуски в схеме, объяснить свой выбор политической идеологии.
Задание 3 для группы В: дать краткую характеристику политическим идеологиям, используя информацию в учебнике на стр.24-27.
Приложение 4.
Практическая работа.
4. Практическая работа (учащимся предлагаются разные задания на углубление и систематизацию знаний, задания аналогичные по форме тем, которые используются на едином государственном экзамене).
Группа А. Преподаватель предложил студентам самостоятельно найти в различных изданиях определения идеологии. В результате на семинарском занятии прозвучали неодинаковые определения, как серьезные, так и парадоксальные, как научные, так и публицистические:
Группа Б.
В ответ на вопрос социологов: «Сторонником какого идейно-политического течения вы являетесь?» — сторонниками социал-демократической идеологии объявили себя 5% опрошенных в 1998 г. и столько же — в 2004 г. Количество сторонников коммунистической идеологии сократилось за те же годы с 10 до 8%. Количество сторонников радикальных рыночных реформ уменьшилось с 7 до 6%. Число сторонников самостоятельного русского пути развития тоже стало меньше: с 16 до 13% . Сократилось и количество тех, кто поддерживает центристов, — с 17 до 12% . При этом число заявивших, что они не являются сторонниками никаких политических течений, составило в 1998 г. 45% , а в 2004 г. — 56% . Опираясь на изученный материал, сделайте все возможные выводы из приведенных данных.
Группа В. Для каких идейно-политических течений являются типичными идеи,
ценности, принципы, представленные ниже?
Незыблемость естественным образом сложившегося порядка.
Отмена частной собственности на средства производства.
Разделение властей и свободные выборы институтов власти.
Тотальный контроль над обществом и личностью.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.